Они воевали в Испании ч. 11

7 ИЮЛЯ - В этот и следующий день республиканским лётчикам прибавилось забот: проходивший с 4 июля в Испании междуна­родный конгресс писателей-антифашистов перенёс свои заседа­ния из Валенсии в Мадрид. Таким образом писатели решили     по­высить моральный дух защитников Республики и показать, что и они не боятся бывать во фронтовом городе. Лётчикам-истребителям была поставлена задача - на головы писателей не должна упасть ни одна бомба, что неизбежно отры­вало немногочисленные силы авиации от прикрытия наземных частей. В 7.00 в районе Каса-де-Кампо встретились 20 республикан­ских истребителей (одна эскадрилья И-15 и одна И-16) и 25 «фиа­тов». Подробности происшедшего боя неизвестны, неясно также, участвовали ли в этом бою Р-Зет. Известно только, что в одном из моментов боя 4 И-15 (лётчики Серов, Якушин, Шалыганов и Карпов) противостояли большому числу самолётов национали­стов. Численное превосходство было значительным, лётчики противника были не новичками. В результате боя погиб летчик Иван Карпов. Сергей Шалыга­нов получил ранение и совершил вынужденную посадку, самолёт при этом был «подломан». Серова и Якушина спасли республи­канские зенитчики. В этом же бою был сбит 1 И-16, смертельное ранение получил Николай Дьяконов. Республиканскими истребителями было заявлено о трёх сби­тых «фиатах». Ещё об одном сбитом «фиате» из двух атаковавших заявили стрелки трёх Р-Зет, истребитель упал под Мадридом.

У итальянцев в этом бою от огня И-16 был ранен пилот груп­пы «Лево сИ ВазШт» Джино Пассери (О;по Развей). При посадке на своей территории самолёт скапотировал и лётчик погиб. На посадке 1 Р-Зет задел другой. Оба самолёта направили в заводской ремонт. За этот день в дневнике боевых действий появилась следую­щая запись: «У противника появились новые двухмоторные истре­бители с двумя рулями поворота и новый скоростной истребитель с убирающимися шасси, с большей скоростью, чем у СБ». Со вто­рым всё ясно - это «МезвегвсЬтШ ВС 109», который до декабря 1937 г. советские лётчики в документах будут называть «моно­план» или «скоростной моноплан». «Мессершмиттом» этот самолёт будет называться в отечественных документах только после 4 де­кабря 1937 г., когда подбитый истребитель противника призем­лится на республиканской территории и будет изучен. А что был за истребитель, упомянутый первым, - можно только догадываться. Со своей стороны лётчики противника также заметили у республиканцев «нестандартный» тип самолета. Командир 23/88 Г. Лютцов в первые дни республиканского наступления за­метил у республиканцев «потез», который средь бела дня при­страивался к возвращавшимся с задания националистским «савойям», «провожал» их до аэродрома и тут же бомбил. Нападе­нию, таким образом, подверглась и площадка эскадрильи Гюнтера Лютцова. В документах по этому поводу нет никаких упомина­ний, но возможно, что это один или несколько республиканских «Еоккег Е.УНЬЗш», в начале сражения действительно совершив­ших несколько боевых вылетов...

57. ЕРЁМЕНКО ИВАН ТРОФИМОВИЧ - лётчик.

Родился 7 июля 1910 г. в селе Дубинка на окраине Екатеринодара (Краснодар) в семье трамвайного рабочего. С июня 1920 по август 1923 г. работал батраком в станице Васюринская, затем до декабря 1925 г. занимался хозяйством отца. Окончил Кубанские автотракторные курсы в мае 1926 г., работал шофёром пригородного хозяйства "Кова" в Краснодаре до ноября 1926 г. Затем до декабря 1927 г. работал в хозяйстве отца и одновременно учился на курсах по общеобразовательной подготовке. С 1927 г. в рядах Красной Армии. С декабря 1927 по декабрь 1928 г. был курсантом Ленинградской военно-теоретической авиашколы. Сдал экстерном за неполную среднюю школу при 95-й ИАБ в 1936 г., а с декабря 1928 по декабрь 1929 г. учился в 1-й военной школе лётчиков им. Мясникова в Севастополе. Служил в качестве младшего и старшего лётчика в 70-м отдельном авиаотряде Кавказской Краснознамённой армии (в Баку), где освоил самолёт И-4. С ноября 1930 г. командир авиазвена 2-й отдельный авиаэскадрильи. Затем командовал отрядом в 119-й ИАЭ 95-й ИАБ Закавказского ВО. 4 марта 1936 г. ему присвоили звание капитан. С мая 1937 по февраль 1938 г. воевал в Испании. Имел псевдонимы "Рамон", "Камарада Александрио" и "Антонио Арагон". В группу советских лётчиков-добровольцев, прибывшую в Испанию под командованием И. Ерёменко, кроме него входили Иван Матвеевич Карпов, Леонид Григорьевич Рыбкин, Михаил Сидорович Петров, Сергей Васильевич Шалыганов и Михаил Нестерович Якушин. Добирались они через Францию с поддельными голландскими паспортами, причем ни один человек из группы не знал ни одного иностранного языка. Ерёменко был назначен командиром 1-й истребительной эскадрильи, вооружённой самолётами И-16.

Около месяца эта часть несла боевое дежурство в небе над Картахеной, Эльче и Аликанте, прикрывая республиканские боевые корабли и транспорты. Однако к тому времени франкисты установили морскую блокаду средиземноморских портов. Поставки советской помощи через них прекратились, и практически исчезла необходимость в воздушном прикрытии этого района. В середине июня эскадрилья И. Ерёменко пересела на истребители И-15 и приняла участие в воздушных боях над Брунете. 30 июня 1937 г., вместе с Виктором Кузнецовым, одержал первую групповую победу над истребителем Fiat CR-32, а 6 июля - вторую, над бомбардировщиком Dornier Do-17. На этот раз его партнёром был югославский доброволец Бошко Петрович (Bozko Petrovic). Командир авиаэскадрильи, затем группы истребителей. С октября капитан И.Т. Ерёменко быстро освоил ночные полёты, успешно боролся с фашистскими бомбёрами над провинцией Сарагоса. К середине октября на аэродроме Гарапинильос близ Сарагосы франкисты сосредоточили много авиатехники (в том числе истребители Bf-109B), а также огромное количество ГСМ и запасных частей. Это могло привести к провалу намечавшегося через полтора - два месяца наступления на Теруэль. 15 октября И. Ерёменко возглавил авиагруппу И-16 и И-15, нанесшую удар по авиабазе Гарапинильос. Основную задачу выполняли 2 эскадрильи И-15 (Серова и Чиндосвиндо), которые несли по 4 х 10-кг бомбы. Сбросив бомбы, они сделали 6 заходов на цель, уничтожая технику и строения пулемётным огнём. Четыре эскадрильи И-16 под командованием Сарауза барражировали на случай появления противника в воздухе, а потом тоже атаковали наземные цели. 16 "СБ" под командованием Сенаторова нанесли отвлекающий удар по Сарагосе.

В результате атак, 40 самолётов было уничтожено, около 20 повреждено; зенитные батареи были застигнуты врасплох и подавлены; 2 истребителя, пытавшихся взлететь, сбиты; взорваны склады боеприпасов и запасы топлива. Также был нанесён удар по другим постройкам и по только что прибывшим автобусам с пилотами. Республиканцы потерь не имели. Это было первое в истории авиации применение истребителей для уничтожения самолётов на земле. Кроме того, после окончания штурмовки группа обнаружила и расстреляла вражескую автоколонну. Через несколько дней пленные лётчики показали: "На аэродроме Гарапинильос уничтожено 40 самолётов. Большая часть оставшихся выведена из строя и требует длительного ремонта. В бессильной ярости фашистское командование обрушилось на охрану и зенитчиков, которые разбежались во время штурмовых действий республиканских самолётов. На следующий день после налёта 20 солдат были выстроены вдоль линии сгоревших самолётов и расстреляны на месте". 28 октября 1937 г. капитану И.Т. Ерёменко было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 60. 15 и 22 декабря он уничтожил по одному немецкому истребителю Ме-109B около Теруеля, к тому времени его авиагруппа летала уже на И-16. К концу 1937 г. Иван Ерёменко совершил 348 боевых вылетов, провёл несколько десятков воздушных боёв, одержал 12 побед, в том числе ночью 1 бомбардировщик. По данным С.В. Абросова имел 9 личных побед и ещё несколько в составе группы; по другим источникам - 12 лично и 4 в группе. 17 января 1938 г. он последний раз поднялся в испанское небо и вскоре возвратился в Советский Союз.

За бои в Испании награждён двумя орденами Красного Знамени (2.09.1937 и 2.03.1938), медалью "XX лет РККА" (22.02.1938). 19 февраля 1938 г., ему присвоено внеочередное воинское звание "Полковник". В марте назначен помощником командира 60-й истребительной авиабригады Закавказского ВО, базировавшейся в Баку. С июля 1938 по декабрь 1940 г. был командующим ВВС Московского ВО. 5 февраля 1939 г. ему было присвоено звание комбрига, а 5 апреля 1940 г. звание комдива. После возвращения из Испании продолжал служить в ВВС, в 1939 г. окончил курсы при Военной академии Генштаба. С 1940 г. генерал-майор авиации. В годы ВОВ был командующим ВВС армий, командовал истребительной авиадивизией, смешанным авиакорпусом, ВВС ряда военных округов. В 1949 г. окончил Военную академию Генштаба. С 1949 г. генерал-лейтенант авиации И.Т. Ерёменко - в запасе. Жил в Киеве. Умер 1 декабря 1986 г. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Кутузова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст. (дважды), Красной Звезды; медалями.

58. ЕРЛЫКИН ЕВГЕНИЙ ЕФИМОВИЧ

Родился 24 декабря 1909 г. в Твери, в семье служащего. В 1926 г. окончил профтехшколу, работал в паровозном депо станции Калинин, затем заведующим клубом в пос. Горячий Ключ (ныне город Краснодарского края). В октябре 1928 г. призван в РККА и направлен на учёбу в Военно-теоретическую авиашколу РККА в Ленинграде, затем продолжил учёбу во 2-й Борисоглебской военной школе лётчиков. С октября 1930 г. проходил службу младшим и старшим лётчиком в 1-й Краснознамённой истребительной авиаэскадрилье Ленинградского ВО. С ноября 1931 г. - слушатель КУНС при Военной школе спецслужб ВВС ЛВО, по окончании их в июне 1932 г. назначен помощником командира 12-го отдельного авиаотряда этого же округа, с сентября 1932 г. - командир звена 1-й авиаэскадрильи. В ноябре 1933 г. переведён в 117-ю истребительную авиаэскадрилью МВО, где служил в должностях начштаба эскадрильи, командира звена, авиаотряда, военкома эскадрильи. С ноября 1936 г. - командир особой группы истребителей, с мая 1937 г. - начальник Центра воздушного боя ВВС ЛВО. Участник национально-освободительной войны в Испании с октября 1936 г. по 27 марта 1937 г. В середине сентября 1936 г. в Испанию прибыли первые советские авиаторы: лётчики-истребители, бомбардировщики и штурманы. Лётчики Ковалевский А.В., И.И. Копец, Е.Е. Ерлыкин, командовавшие на родине авиаотрядами, во главе с П.И. Пумпуром стали первыми истребителями, включившимися в боевую работу в Испании. Ерлыкин командовал первой интернациональной авиагруппой, в которую входили французы и итальянцы, испанцы и венгры. Однако эта 1-я интернациональная эскадрилья обходилась без переводчика.

Продолжение следует в части  12                http://proza.ru/2021/02/07/1409          


Рецензии