Два друга

Два друга.
*************
Два друга, две судьбы и названных брата..
Ранней весной, сразу после войны, из Лениграда, в посёлок  Воронцы приехал худенький мальчик  Егорка.
У мальчика - сироты, кроме дальней родственницы тётки Марии (седьмая вода на кисиле), не было никого.
Мать в блокаду померла, отец на фронте погиб.
Про Егора, в посёлке   все  говорили:
- Ну чистый, сморщенный дедок, да и только, идёт и костями гремит.
О себе Егор никому ничего не  рассказывал. Уединяясь от всех, любил сидеть  на прогретом весенним солнышком склоне горы, где любили  играть пацаны.
Он часами мог сидеть на солнышке и просто молчать.
Елизару было жалко худенького, с огромными, печальными глазами молчаливого Егора.
И время от времени он делился с ним своими кусочками  чёрного хлеба.
Елизар, чтоб не спугнуть худенького Егора, тихо подсаживался подле него и робко протягивал ему чёрствую горбушку.
И когда горбушка была съедена, Егорка стал рассказывать, теперь уже  своему другу, Елизарке о себе:
- Нам тогда с мамой есть очень хотелось, хочется есть и сейчас..
В то утро, мама уже не поднялась и мне самому пришлось идти с чайником к Неве.
Зачерпнул я воды и назад, а назад дольше было идти, чем туда.
Пришёл домой, а  мама, как лежала, так и лежит, только холодная уже вся.
Я в тарелку воды налил и ей подношу:
- Мама, вот супчику покушайте, а она лежит и молчит.
Ну, думаю, пусть поспит, проснётся, тогда её накормлю.
Представляя, что это бульон из мяса,  ложкой пустую воду посербал и рядом с ней прилёг.
А когда проснулся, мамки рядом уже не было.
Какие - то люди  сказали что померла, а меня вот сюда, к тётке Марусе в деревню отправили.
Елизарка слушал Егорку и своё
вспоминал..
Во время войны, когда немцы в посёлок вошли, его родителей и многих других  выгоняли на площадь посёлка.
Там, как скот, они их  грузили в машины и сразу отправляли  в  Германию .
Матушка,  Елизара в подпол спрятать успела и немцы его не нашли.
Несколько дней Елизарка там  просидел голодный и холодный.
А когда всё стихло, перепуганным зайчонком из подпола вылез.
Слёз не было, был только голод и холод.
Не помнил, как на площади оказался, там и нашла его тётка Мария и к себе приютила.
Вот так друг друга и нашли две сироты и  две судьбы.
С тех пор, Егор стал для Елизара названным братом и тот был бесконечно тому рад.
Годы шли, давно уже не было войны, а Егор так и остался под опекой Елизара.
Работал он мастером паравозного депо,  Егорка простым рабочим, но для него не это было важным. С ним рядом был его друг и названный брат Елизар.
Годы как птицы летели у Елизара по хате уже бегали дети. Женился и сам Егор, на стеснительной Ганне из соседней деревни.
Построил дом добротный и в нём  ждали с ней своего  первенца.
И казалось бы всё хорошо и жизнь у обоих сирот хороша.
Но после случая, который произошёл с Егором, жизнь двух названных братьев изменилась и не в лучшую сторону.
Егор, толи по своей невнимательности, толи  рассеяности попал под поезд. Остался жив, хотя могло быть и хуже, но лишился одной ноги.
И после той трагедии, Егора как подменили.
Всегда для него Елизар был самым лучшим, отважным защитником и братом  и вдруг стал врагом..
Годы шли, но его мнение и обида, так и не прошли, крепко в душу засели.
И однажды, в надежде помириться, к дому Егора пришёл Елизар, его друг и названный брат.
Тот сидел на спиленной им вЕрбе и курил самокрутку.
В огромных ладонях Егора, она казалась тонюсенькой дымящейся соломинкой.
Елизар рядом с ним присел, похлопал его по плечу, и с каким - то радостным всхлипом произнёс:
- Егорка, на свадьбу к дочери приходи, чай не чужой ты нам.
Слышь, Егорка?
Егор, не глядя на Елизара, с какой - то злостью бросил под ногу дымящуюся ,,козью ножку" и с обидой ответил:
- Куда мне, без ноги,  по свадьбам ходить, калека никому не нужен.
- Зря ты так, Егор, ты  для меня никогда не был чужим.
Я вот тоже, все эти годы, без тебя, как без ноги живу, душа измаялась, Егорка.
Дети и жена каждый день тебя вспоминают.
Зачем отшельником себя сделал, Егорка?
- Елизарушка, ответь мне..
Почему так бывает, как где какое  в свете горе есть, всё ко мне прилипает, всё на меня валится?
Помнишь, как моего жеребца волки съели?
Ага, киваешь головой, значица помнишь.
А вот скажи, почему это так получилось, что в табуне было тридцать лошадей, а волки  ни одной из них не тронули, а моего жеребца задрали.
Твой жеребок живёхонький, Тимохина кобыла даже и уши не успела наструнить, а моего как и не бывало.
Почему так, Елизарушка?
Ладно, не отвечай, я может твоего ответа и не жду.
Егора как прорвало, его всего трясло, запинаясь он все говорил и говорил.
Елизар молчал, только желваки его  ходуном ходили.
,, Пусть выговарится" - подумал он..
- А вот дальше, вот смотри..
В посёлке, считай, двести хат, а гром ударил, все стоят, как и до грозы, только мокрые уже,  а моя в пламени, как тот мученик горит.
Ну ладно, в тот раз потушили.
Заменил я брёвна и снова живу.
На тебе, и в другой раз,
только гром ударил, все как заворожённые стоят, а моя пылает.
Вот, в чужой теперь живу и ничего, ни гром, ни молния её не берёт.
А теперь, Елизарушка, слушай дальше.
Другие бабы готовы на году, по нескольку раз рожать и им хоть бы что.
Данилова Нюрка, вон  сколько их нарожала, Ульяна снова поди пацаном ходит.
И так всё это легко у них бывает, всё равно что куриное яйцо снести.
А моя Ганна один раз родила мне Мишутку, и тут же сама  померла.
Все бабы рожают, будто шутя, а моя жизнью своей за жизнь заплатила.
Елизар молча сжимал и разжимал свои натруженные   кулачищи.
- Молчи, - цыкнул на него Егор, хоть тот и молчал, -  дальше вот слушай!
Другие дети, прыгают, скачут и падают, коленки сбивают и тут же поднимаются и им хоть бы что.
А мой Мишутка с вербы, да пусть бы уже с верхушки какой, а то ведь с самых нижних суков, упал и на тебе - насмерть.
Твои вон бегают где попало, лазают где хотят, ты наверное, и сам не видишь, как они у тебя растут, но все живые.
- Егор, зачем ты меня и весь белый свет   винишь в своих бедах?
У других, может, ещё горше судьба, и они молчат и никого в том не винят.
Когда же ты станешь мужиком, Егорка? 
- А, вот ты как, Елизарушка, заговорил?
Вот, смотри теперь на меня, калеку!
Вместе с тобой мы тогда были на  железной дороге, ты, кажется, даже ещё ближе к паровозу  стоял, но нет, ты вот цел  и невредим, а у меня, ноги как и не былО.
Молчишь, почему твой друг и названный брат,  как тот громоотвод, всё горе, всю беду какие есть на себя притягивает?
Елизар не сдержался, хряпнул по спиленной вЕрбе кулачищем и заглядывая в глаза своему братке произнёс :
- Всегда, слышишь, Егор, всегда нужно уметь прощать и за свои поступки отвечать!
- Так почему же ты, Елизарушка, ты такой сильный, умный, а  прощения не умеешь просить, почему?
Елизар обнял за плечи своего братку и сквозь слёзы произнёс:
 - Прости меня братка Егорка, не успел я тогда тебя в сторону оттолкнуть, помочь, не успел..
- Господи, о чём это я,
Елизарушка?
Прости ты меня, дурака, я всегда был духом слаб и ты это знал.
Знал и всегда был рядом со мной, даже в тот момент, ты был рядом.
Прости, Елизарушка,  ты ни в чём не  виноват, не виноват, ты просто не успел мне помочь!
Два друга, две судьбы и два  названных брата, шли по пыльной дороге родного посёлка   разной походкой.
  P. S. Кто знает, если б Егор не держал в душе все эти годы занозу - обиду на Елизара,   может и не было бы тех бед, которые свалились на его несчастную голову.
 
       Пташка ;;


Рецензии