Радиола Кама-62

          Давно отзвенели в лугах  да полянах детства мои  «колокольцы».  Время летит неумолимо,  всегда с одинаковой  скоростью.  Оно никогда не возвращается обратно.   Однако время,  имеет скрытые возможности покуражиться над разумом.
      В далёком  детстве,  на футбольных баталиях, при игре в лапту или купании в реке, час - был минутой. А  на школьных уроках, особенно весной, минута  - казалась часом.  Ожидание встречи с юностью превращалось в пытку.  После армии  казалось, что впереди целая вечность.  Когда получил первую пенсию по старости,  оглянулся назад  и печально вздохнул. Как – то совсем незаметно летит время.   Две третьих жизни уже  прожито. Теперь можно отдыхать на законных основаниях.  Только с отдыхом чего – то  не получается.   Проснулся, позавтракал, снег растаял. Срочно нужно работать в саду.  День прошёл. Время не ждёт. Не успеешь обернуться, опять неделя пролетела, уже баню  топить надо. Глянул в паспорт,  батюшки светы,  68 годиков!  Получил СМС от внучки – «С Добрым утром дедушка»!  Ох,  Господи, так моя лебёдушка уже первый курс Московской Духовной Академии заканчивает при Сергиевой Лавре, а внук то в Екатеринбурге уже диплом о высшем образовании получил. Мама моя в октябре этого 2020 года сто лет будет справлять. Конечно,  если получится справить. Вот так дорогой читатель и  летим по дороге жизни, а верстовые года, как штакетник мелькают.
      Смотрю на экране компьютера шедевры Эрмитажа, а за кадром звучит  песня из далёкой юности - «Атланты».  Хорошая песня,  я её лет в пятнадцать выучился на гитаре играть.  К своему стыду,  поздно узнал, что эта песня «Атланты» является неофициальным гимном Санкт-Петербурга.  В октябре 2018 года песня Александра  Моисеевича Городницкого  «Атланты»,  стала официальным гимном государственного Эрмитажа.  Тогда я не знал этого и просто так горланил песню на лавочке.  Вспомнил дом родной и на душе опять тихая радость. 
              Возвращаться  памятью в детство всегда приятно.  Слушаю песню  «Атланты», а вижу в доме родном  новую  радиолу «Кама – 62».  Помню, что сдали мы живым весом поросёнка зимой, где - то перед новым годом. И вот оно - счастье! В сельпо, купили в кредит радиолу "Кама - 62". С большим зелёным глазом слева.   Везли её родёмую,  на саночках из магазина,  укутав ватным одеялом.  Я суетился, помогая, точнее  мешаясь отцу под ногами,  при транспортировке радио чуда.  Сердце моё, гудело, как  колокол громкоговоритель на столбе у Заготзерно. Ты только представь ситуацию.  После настенного репродуктора "Север",  открылся мир информации, о котором я и не мечтал. И не только пластинки разные.  Мой тогдашний уровень интеллектуального развития  на уровне  плинтуса,  а   желание  знать - выше  Памира.  Год, примерно - 1963 - 64. В народных массах мощная волна подъёма социально - духовного направления. После полёта Юрия  Гагарина и далее  мы шли твёрдой дорогой к коммунизму. Было волнительно, но страшно интересно. А вдруг дойдём? Вспоминаю забавный случай.  Весёлое - лучше помнится.
        У нас в селе Абатск, провели электричество. Заводили огромный дизель "Шкода" за огородами улицы Зелёной. Главным механиком по производству тока и подаче электроэнергии в дома, был дядя Игнаша Кузнецов. Отец Васьки Кузнецова, друга детства. Электричество давали населению с шести часов утра и до девяти утра. И после работы - с шести часов вечера до девяти.  В остальное время керосиновая лампа со стеклом.
Ночевал я у родственника. У них радость, они купили настенный репродуктор.  Название не помню, но серенький ящичек такой. Связисты уже проводили во все дома радиовещание.  Электрики тоже провели по всем домам электрические  провода, ток давали исправно. Розетки были разные, но вилку можно было включить в любую розетку. Она примерно подходила по штырькам.
         Дед Семён, покупая репродуктор,  проконсультировался у продавца в магазине, куда «тыкать» вилку от радио. Ох уж эта вилка,  будь она не ладна.  Собралась взрослые,  вся семья и конечно ребятишки. Смотрим огромными глазами на действо сие. Дышим через раз, уши на ширину плеч. Дед вешает радио на вбитый в стену гвоздь. Тётка Ульяна,  в сильном волнении сложила руки крестом на фартуке и поджала губы. Взрослый сын  крутит «козью ножку» и засыпает махоркой.  Бабушка Настя колдует у печи.  Дедушка сильно щурит глаза, разглядывая провод от репродуктора.  На желание ребятишек подсобить, дед рявкул: - «Цыц щеня»  и торжественно воткнул вилку от радио в электрическую розетку, при ярком свете лампочки под потолком.  Все затаили дыхание и даже мухи перестали летать. В репродукторе, что – то щёлкнуло, из серого радио  лентами поплыл сизый дым.  Дед Семён ткнул корявым, грубым, скрюченным пальцем в сторону репродуктора и изрёк: - «Ну вот, диктор закурил, сейчас новости рассказывать будут».  Дым пошёл сильнее, стал едким и очень вонючим. Потом и дым идти перестал, а мы всё ждали песен. Сын Иван матюгнул коромысло,  помянул  лапти и вышел на крыльцо курить.  Дед Семён смотрел на радио  стоял с разведёнными руками и открытым ртом.  – Дык, а новости - то чаво?
              Вообще, детство, это самая светлая и святая часть нашей жизни. Мне  было лет четырнадцать. «Чёрный кот» и «Королева красоты»  в чёрных пластинках были куплены. Ставили их на радиолу и  слушали только в комнате. Душа моя хотела большего, хотела делиться красотой песен со всей улицей.  В июне месяце на день красной борозды (Сабантуй),  выезжало всё село на берег реки Ишим. Съезжались автолавки. Торговали всем, чем только можно. Народ гулял, пел, кое - где дрался, для полного счастья,  после выпитого спиртного. На новом, вкопанном, по такому случаю столбе, гудел очень громко разными песнями серебристый алюминиевый репродуктор - колокол. После гуляния забыли связисты его снять со столба. А вот мы - сорванцы 14- летние, не забыли. Сделали на ногу проволоку петлёй, забрались поздно вечером  на высоченный столб и открутили колокол. В мешок его и домой.
          Через день,  подключили  мы его через усилитель от кинопередвижки, к радиоле Кама -62.  Больше,  терпеть  уже не было мочи.  Три дня радостно пел он родимый, на всю улицу, про чёрного кота и королеву красоты. Потом пришли сердитые связисты с нашего местного узла связи.  И как они нашли свой колокол, до сей поры ума не приложу.  Мама родная  вовремя сообразила и выставила банку хорошего, крепкого, домашнего пива на стол. Вся их угроза в мой адрес после первого стакана была сказана так: - «Ужо мы тебя, сопель ты эдакий, мать тебя так". Аккурат им мама со слезами поднесла по второму стаканчику и про Володьку забыли.
Выпили они за столом три литра домашнего пива под горькие слёзы матери. Упрашивала их, чтобы не забирали сына Володьку в милисею. Не виноват парнишка, что свинтил  громкоговоритель со столба. У него и в мыслях чего- то красть не было. Бес его попутал. Отдала им мать ещё две баночки трёх литровых пива и ушли они красиво с репродуктором, песнями и приплясыванием. К счастью матери, Володьку в милицию не забрали.
 
Дед Владимир. 18. 03. 2020.


Рецензии