Интеллектуальная собственность

     У меня есть знакомый, который потрясающе туп и упёрт в гуманитарных вопросах, в частности, что касается поэзии. Для него существует пара фамилий из школьной программы (Пушкин, Есенин, остальные уже по топонимике улиц и площадей Москвы), которых он боготворит, как классиков, потому что так принято. При этом он неплохой человек, технарь, дожил уже до 70 и вполне себе живчик. Но не в вопросах культуры. Так ему удобно.

     Я как-то задумался, почему. А, наверно, потому, что читал он и усваивал только в школьные годы, и всё у него тогда устоялось по своим местам. Если кроме классиков появлялись новые имена, то они проходили столь скрупулёзное сито различных худсоветов, печатных изданий, цензоров, да просто начитанных людей при должностях, которые не пропускали халтуру, что в их талантливость можно было верить. А сейчас умы захлестнул девятый информационный вал такого фантастического обилия писанины, что в ней не выплывешь – скорее утонешь. И у него появился защитный рефлекс: попал в учебники – значит знак качества. А сейчас в ту же «Литературную газету» за деньги можно пристроить любую туфту. Да и в толстые журналы. Да и книги издавай за свои, а не государственные деньги любыми тиражами. И организовывай продвижение, пиар-кампании и прочая и прочая. А некоторые из новой генерации считают, что и издавать-то не нужно – есть же паутина, пиши, что хочешь/можешь и собирай «лайки». Эдакий литературный «Дом-2», где эпатажем блеснуть лучше, чем грамотностью и эрудицией.

     И, конечно, сейчас куда больше пишут, чем читают. Вспоминается советский анекдот про чукчу. Самобытный автор с Чукотки прибыл в Кремль на Всесоюзный съезд писателей. К нему сразу подскакивает журналист для телеинтервью: «Скажите, что вы думаете о произведениях Кафки и Габриэля Гарсия Маркеса?» - «Не читал», - отвечает чукча.  «А ваше мнение о нобелевских лауреатах по литературе Бунине, Пастернаке?» - «Не читал». – «Ну, может быть, у вас есть что-то любимое у Тургенева, Толстого, Чехова?» - «Слушайте, да что вы пристали?! Чукча – не читатель. Чукча – писатель».
Вспомнил об этом потому, что многие нынешние авторы, во-первых, преклоняются перед известными именами, а во-вторых, мало читают, всю свою образованность доверяя вставным мозгам гугла.


     Случайно попалась на глаза переписка автора И.М. на портале Проза.ру по поводу её рассказа «Старинное зеркало». Хороший рассказ. Но пишет она как бы между делом, что слушает романс «Если можешь, прости» в исполнении Жанны Бичевской и «любит эту песню на стихи Гумилёва в её исполнении». Мне, конечно, с одной стороны , лестно, что когда-то написанное мной нравится и в далёком от нас сейчас Киеве, да и не только там… Но, с другой стороны, взгляд мой падает на грозное предупреждение, с которого начинается авторская самопрезентация: «Все права на любые материалы, опубликованные на моей странице, защищены в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах. Права перепечатывать, публиковать, копировать, распространять, переводить, передавать в эфир и другими способами перерабатывать свои произведения не предоставляю НИКОМУ». Оба-на! Интеллектуальная собственность.

     А у меня-то И.М. не то, что без разрешения, а вообще отнимает авторство и приписывает это Гумилёву. Ну, будем считать недоразумением. Всё-таки классик, а не «какой-то Жданов», как она пишет потом в комментариях, делая обрезание моей фамилии. Она «слушала на ютубе», она «гуглила» и вдруг другой автор! Нестыковочка. Однако «народ в комментариях пишет, что таки - Гумилёв, а никакой ни Жданов! Так что вопрос открыт». Харьковский писатель А.П. тоже удивлён и вопрошает: «Кто же внесёт ясность?»

     Придётся внести ясность автору и закрыть вопрос. Стихотворение «Если можешь, прости» было написано мною в апреле 1991-го года и опубликовано в моём сборнике «Белогвардейская тетрадь» в 1999 году тогда ещё под псевдонимом Жданов-Тульской, как в членском билете Союза писателей России (М., «Русаки», 1999, 136 с., 1000 экз.). Впоследствии я опубликовал это и на сайте Стихи.ру. Музыка была написана Виктором Верхотурцевым, сделавшим из стихотворения красивый романс. Он же был первым исполнителем. К сожалению, пять лет назад этого талантливого человека не стало. Потом это перепела Жанна Бичевская на  её диске «Русская Голгофа» вместе с другими нашими песнями («Остров Крым», «Храни вас Бог», «Из ниоткуда в никуда», «Это было», «Мы скорбим по России»), и, хотя она иногда весьма вольно обходится с интеллектуальной собственностью, на альбоме наши фамилии указаны. Храню подписанный ею диск «Николаю с любовью». Мы сотрудничали с Жанной и при работе над её следующим диском «Царь Николай», где музыку к моему произведению «Всем святым, в Земле Российской просиявшим» написал Геннадий Пономарёв.

     А теперь по поводу Гумилёва и Ахматовой. Романс вовсе не был изначально посвящён им, это собирательный образ того трагичного времени. Но поскольку песня «пошла в народ» и стала популярной, кто-то стихийно смонтировал видеоклип, посвятив его своим любимым персонажам, а дальше это пошло в тираж. Я не возражал, так как люди достойные. Как не получал и никаких гонораров от многочисленных исполнений и скачиваний. Но… «вместе с водой выплеснули и младенца». И вот уже сам романс приписывается Гумилёву, как нечто само собой разумеющееся. Вторую жизнь этому романсу двадцать лет спустя дал замечательный исполнитель из Германии Владимир Тиссен, с которым мы вместе создали диск белогвардейских песен «Остров Крым» и спектакль «Клятва», куда вошёл и романс «Если можешь, прости». Жанна Бичевская любила сравнивать моё творчество со стихами Сергея Бехтеева, а Виктор Верхотурцев с другим белогвардейским поэтом Николаем Туроверовым. Но дело не в именах, а в исторической памяти. Во всяком случае меня приняли и потомки генерала Врангеля, и Шереметьевы, и Голицыны, и Волконские, и Трубецкие…

     Читайте, господа, читайте! Никого не обижаем, но будьте сначала читателями, а уж потом писателями.


Рецензии
Никалай Иванович, Мудра - фамилия моего мужа - и моя тоже, вот уже как 12 лет. Уж извините. Кстати, на других сайтах, например, на сайте Мультитран, куда я внесла почти тысячу статей-переводов, меня часто "подкалывают" некоторые пользователи, издеваются. Тоже считают, что у меня как бы мания величия. Наверное, в этом случае мне действительно лучше было бы взять псевдонимом. Но ники, к сожалению, изменить нельзя. Можно только зарегистрироваться под другим именем.С какой стати я должна писать под псевдонимом и делить своё творчество на две части? Вообще, считаю, что обсуждать ник, каким бы он ни был или казался - не очень хорошо. Также меня задело Выше выражение "харьковский дедушка" по отношению к другому автору сайта. "Осторожно, тонкий лёд", как говорят немцы.
Что касается романса, приписываемого Гумилёву, то после Вашего разъяснения, я обязательно исправлю текст своей миниатюры. Источники из интернета ввели меня в заблуждение. Так бывает. Простите. Хорошо, что все разъяснилось.
Плагиат, как и Вы, на дух не перевариваю.
С уважением,

Ирина Мудра   19.03.2020 16:57     Заявить о нарушении
И да, Николай Иванович, очень прошу Вас не называть меня словом из трёх букв "Ира".
И не девушка я, к сожалению, а постарше.
Я давно на пенсии. Вышла на пенсию 15 лет назад, как участница ликвидации чернобыльской катастрофы. Работала в чернобыльском саркофаге 20 лет. С облучённым топливом. Под руководством самого Чечерова. Царство ему небесное.
Защитила диссертацию.
Думаю, что панибратстского отношения я не заслуживаю.
Ирина Евгеньевна.

Ирина Мудра   19.03.2020 15:35   Заявить о нарушении
Ирина Евгеньевна, никого не хотел обидеть. Выражаю Вам своё уважение, уж простите полемический задор - дело настроения.Так тоже бывает, тем более, что за прозу я сознательно не брался, но вот решил написать несколько эссе. Тоже внесу коррективы и надеюсь на снисхождение.

Николай Жданов-Луценко   19.03.2020 20:44   Заявить о нарушении
Полемический задор уважаю.
Говорят, что в споре рождается истина. Главное, обошлось без взаимных обид, найдено взаимопонимание.
Отличное эссе получилось.
Николай Иванович, пусть Вас Бог хранит от плагиаторов!
Всех благ!
С уважением,

Ирина Мудра   19.03.2020 21:32   Заявить о нарушении