Рыночная стихия в пореформенной Самаре

                Рыночная стихия  в пореформенной Самаре

Купцы III гильдии занимались мелкой торговлей с лотков, открывали небольшие магазинчики, шинки, трактирчики. Деятельности этих торговых точек препятствий в основном не чинили. Здесь не требовались особые поручительства - оплати налог и работай. Для мелкого торговца при Александре II наступила эпоха огромной свободы. Самара в те времена превратилась в сплошной прилавок. Царская власть понимала, что именно мелкий торговец формирует капиталистический рынок, сбивает монопольные цены, снижает торговые наценки и предельно сокращает расстояние между потребителем и производителем. Торговая полиция жестко следила, чтобы никто не устанавливал монопольных цен и преследовала перекупщиков - мартышек. Мелкие производители безбоязненно торговали продуктами своего труда, а горожане от этого только выигрывали, получая дешевый ширпотреб. А для тех, кто нарушал закон, на Троицком рынке возвышался позорный столб, возле которого на брёвнышке сидел палач и ждал провинившегося.
В XIX веке о рэкетирах и вымогателях на Троицком базаре и слыхом не слыхивали. Тем не менее, именно здесь в начале XX века появился первый самарский рэкет. По этому поводу стоит мемориальную табличку повесить. Как и положено, рэкет оказался связан с силовыми структурами, точнее сказать вымогательством занимались сами полицейские. Читаем письмо торговцев Троицкого рынка к самарскому полицмейстеру: "Мы, крупные торговцы Троицкого базара, сообщаем, что городовые Макаров и Титов занимаются вымогательством, гонят с базара мелких торговцев, крестьян и мещан, мнут товар ногами у тех нищих торговцев, которые не в состоянии дать 20 - 30 копеек. Жаль мальчиков, продающих мелкую стеклянную посуду на руках. Городовые разбивают ее, наносят удары по голове.., Они нажили себе крупные капитальцы, обложив шинкарей данью по 50 рублен в месяц, а всего их во второй части 52. Титов и Макаров арестовывают свежий товар, а тухлый пускают в продажу. Просим прислать переодетых сыщиков и поймать их с поличным. Если все это не будет прекращено, будем жаловаться Государю Императору."
    Рэкет на Руси расцветал в эпоху феодальной раздробленности. Князь со своей дружиной налетал на города и  земли, обкладывая их данью. Однако этот беспредел закончился вместе с централизацией русского государства. Нынешний рэкет, рейдерство - эта черты децентрализации, а проще - распада Отечества, некое возрождение феодальной раздробленности.
Рэкет и рейдерство возникают лишь тогда, когда преступный мир сливается с коррумпированным чиновничеством и ,как говорили в древнем мире, “рука руку моет”. Рейдеры и полиция идут рука об руку и вместе платят районной, городской и областной администрации и далее денежные знаки поднимаются вверх по вертикали как столбик ртути в градуснике при повышенной температуре больного социума. Именно при такой смычке рэкет становится вездесущим. Откуда же он появился в постсоветское время?
   Да в наследство от коммунистов! Начиная со Сталина, страна превратилась в сплошной концлагерь, и законы зоны распространились на гражданское общество. Сталинско - Брежневская зона поддерживала внутри себя порядок за счет слияния интересов начальника лагеря и вохры с неформальными уголовными лидерами, так называемыми паханами и ворами в законе. Зачастую пахан лагеря и его  начальник вместе держали зону, а авторитеты жестоко подавляли простых уголовников, так называемых “мужиков”. Их заставляли работать за двоих, отбирали посылки из дома. Этот зоновский беспредел распространился на все общество в условиях экономических реформ, проводившихся с Гайдаровско - Чубайсовским оттенком.
В царской России слияние государства с уголовным миром произойти не могло в принципе. За любое правонарушение, хулиганскую выходку ждало суровое наказание. Тех же горчишников лупили казаки и городовые, бросали в холодную, специальный подвал в полицейском участке, где температура опускалась почти до нуля градусов. За повторный проступок могли запросто отправить на каторгу в Сибирь. Как пелось в известном городском романсе: “Сбреют волос с головой аж до самой шеи, поведет тебя конвой по матушке - по Расеи”.
 


Рецензии