Снова в новую школу

    После девятого класса мы перешли учиться в новую школу. На Ленточке, на месте дачи Демьяна Бедного, которая сгорела несколько лет назад, там построили новую школу. Большую для сельской местности, трехэтажную. Она стала десятилеткой, а та Белая школа, в которой я учился девять лет стала восьмилеткой. Мы должны были начинать учебу в 10 классе в этой новой школе. Но она была еще не достроена. И первые время мы учились в деревянной школе за железной дорогой. И где то через месяц перешли учиться в уже достроенную школу. Мы учились на третьем этаже. Нашим классным руководителем после Тамары Петровны Скузоватовой стала  Вера Николаевна Журавлева, одновременно  ее назначили завучем школы. А в нашем классе она еще  преподавала литературу. Преподавателем литературы она была отменным. Вера Николаевна прекрасно читала наизусть стихи и прозу. Она очень темпераментно, азартно и с интересом рассказывала о писателях, которых мы проходили в школе. У нее не было штампов, она не повторяла учебник, а говорила о своем отношении к писателю или поэту, конечно в рамках программы, но по своему. Это было интересно слушать и смотреть. Вот именно смотреть, потому что это было своего рода выступление артиста перед слушателями, а не учителя перед учениками. Она вкладывала всю душу в рассказ, расцвечивая его не обозначенными в учебнике подробностями. Во всяком случае. я ее слушал с удовольствием. И литературу любил. Вера Николаевна одновременно  организовала театральный кружок, в котором играли ученики 10-х классов. Мы поставили горьковское "На дне" и чеховские водевили. Выступали у себя в школе и в клубе ШУКСа (школа усовершенствования командного состава железных дорог). Мне нравилось заниматься в театральном кружке. К сожалению наша учительница погибла в 1966 году в автомобильной катастрофе. Я ходил в нашу школу прощаться с ней.  Гроб с ее телом стоял в спортзале школы, было много учеников - настоящих и бывших. Люди шли со всех концов Мамонтовки проститься с ней. Помню еще молодого математика Александра (а вот отчество точно уже не помню, по-моему Алексеевич) Зверева. Он был совсем молодым преподавателем. Пришел к нам в десятый класс. Класс выпускной, а математика сдавалась на выпускных экзаменах. И он в последние месяцы не столько преподавал, сколько готовил нас на экзамены по составленным им же билетам. Тогда билеты на экзамены составляли преподаватели школы самостоятельно. Так вот по математике мы все билеты практически вызубрили. Их было, по-моему, где-то штук 30. Опасность на экзаменах была в дополнительных вопросах со стороны представителей районо. Но, как правило, на выпускных экзаменах уже никого не заваливали. И экзамены были лишь формальным подведением итогов. Хотя в аттестат зрелости выставлялась экзаменационная отметка. Здесь уместно рассказать и о других учителях математики. По-моему мнению, все они были неординарными. В старой (до 10 класса) школе у нас было четыре учителя математики. Одна учительница, Александра Васильевна, преподавала у нас с пятого по шестой класс. Она была строгая, умела поддерживать дисциплину в классе. Объясняла материал очень доходчиво .К сожалению, после шестого класса она ушла из школы. Говорили, что она уехала преподавать в Китай. Насколько это правда, я не знаю, но факт остается фактом. Об ее уходе жалели школьники, и по-моему, особенно наши родители. Ведь при ней наши знания по математике были на должном уровне. Следующим преподавателем у нас была Александра? Логиновна. Почему вопросительный знак? Потому что я не совсем точно помню ее имя. Она была довольно таки полной женщиной, говорила всегда несколько недовольным голосом. А вот как она нам преподносила материал, я уж не помню. Она у нас преподавала недолго. В седьмом классе у нас появился математик Конон Иванович. Весьма колоритная фигура, узкое лицо, короткая прическа ежиком. Странный окающий говор. Он совершенно не умел держать дисциплину в классе. А как он преподавал - не помню. Помню только, что он очень быстро доказывал теоремы и удивлялся - почему мы не понимаем. В восьмом и девятом классах у нас преподавал молодой учитель Иван Георгиевич. Он пришел к нам то ли с институтской скамьи, то ли немного поработав в другой школе. Он жил в Акулове. И с ним мы дошли до девятого класса. К нам он относился нормально. Я что-то не помню, чтобы у него с нами были конфликты. А встретившись с ним случайно уже в 2000-х годах у себя в поселке, сначала не узнал его, а потом присмотревшись, узнал  и поздоровался. А он меня узнал тут же. Сказал шедшим с ним друзьям, что это мой ученик и назвал мое имя и фамилию. Я был очень удивлен. В общем у нас по математике был довольно-таки разнообразный состав учителей. Помогло ли это в познании нами математики - не знаю. Но факт остается фактом, что для меня в математике были проблемы, знал я ее скорее на четверку, а не на пятерку. Хотя частенько получал именно пятерки. Но вот полной увлеченности математикой не было.
В школе была небольшая библиотека. Она занимала маленькую комнату. Это была даже не классная комната, а небольшой кабинет. Библиотекарем там была Валентина Лукинична. Я как то сразу туда записался. И очень быстро подружился с библиотекаршей. Она была очень интересным человеком, глубоко знающим литературу, умеющим донести до слушателя свои мысли и одновременно могла выслушать мнение собеседника, тактично и легко поправляя на ходу его мысли. Мы обсуждали книги, стихи (кстати она хорошо их читала). Помню я на одном из вечеров в школе я должен был читать стихотворение  Маяковского «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» в котором поэт прославил домашнюю ванну. Так Валентина Лукинична со мной буквально разобрала эти стихи по косточкам, проставляя ударения и акценты. Вообще я много с ней общался,  обсуждая самые различные вопросы. И это не было любовью ни с одной из сторон, ею там и не пахло. Это была дружба двух людей, возможно родственных по взглядам, по духу. Я с ней поддерживал отношения довольно долго, даже ушедши в армию, переписывался с ней. Письма наши были большими и философскими. Они сильно поддерживали меня. В армейский отпуск я пришел в школу, чтобы пообщаться с Валентиной Лукиничной. Но она уже там не работала, она работала в библиотеке в ШУКСе. Я ее там навестил, мы долго разговаривали о самом разном. И это была наша последняя встреча. Она вскоре вышла замуж за одного из слушателей школы и уехала с ним в Луганск.


Рецензии