1. Мальчик и Глухомань. Мататитий!!!

                Начало повествования здесь
                http://www.proza.ru/2020/03/16/1288


  Во двор вкатился с треском и дымом самокат с мотором и коляской. Мотоцикл, по научному. Маленький мальчик бросил совочек с ведерком и радостно закричал:

- Мататитий!   

   Мальчик, то бишь, маленький Я, родился аккурат в эпоху первой перестройки. В 1964 году. Тогда дядя Брежнев сменил на высоком посту дедушку Хрущева. Бывает. Ничего страшного не произошло. Это Вам не перестройка 90-х! В космос летать не прекратили.

   Когда я перестал числиться новорожденным, меня решили вывезти в деревню! Мама, как медработник, была не согласна. Даже против! Ведь в деревне правила асептики на низком уровне!  Но большинство семьи было за такое путешествие. Вопрос был решен.

   Конечно, я мало что помню об этом. Мал был совсем. Два годика или два с хвостиком исполнилось! Запомнилась лишь одна картинка. Точнее, видеоролик со звуком!

   Трещит мотоцикл “ИЖ-Юпитер-К” с коляской.  За рулем сидит отец в кепке. Я устроился в коляске на коленях у бабушки Тани, мамы моего отца. Сильно трясет. Дорога грунтовая. Вокруг густой лес. Едем не быстро. Потому сосны не пролетают мимо, а плавно плывут… Мне все интересно и я кручу головой.

   Вот и все, что помню. Могу добавить уже из того, что мне потом рассказывали  об этом событии. На  заднем сидении мотоцикла мама сидела, оказывается. Ее я не запомнил. Но она уверяет, что была там, ибо не могла оставить свое чадо-чудо без материнского надзора! Тем более в глухомани!
   Отец в молодые годы ездил на казенном “Юпитере”. Папа работал тогда на племенной станции  зоотехником. Приходилось ездить по колхозам и совхозам. Бывало, и машину водил, но однажды, еще до моего появления на свет, он катал на легковушке молодую жену, маму мою будущую. По случайной невнимательности вошли точно в кювет и хорошо, что не легли на крышу. Бывает.
   Не пострадали, но с той поры отец не садился за руль машины. Да и мотоцикл без большой охоты заводил. Но в деревню, куда мы ехали, в ту пору ходило только ужасное грузотакси на шасси “Газ – 51”. Решили, что малыша лучше везти с комфортом в коляске мотоцикла, чем в трясучем кузове грузовика. Вот отец и сел за руль. Осознавая высокую ответственность миссии.

   А ехали мы в деревеньку Секачи, что в Глубоковской волости. По грунтовому тракту добираешься до довольно крупной по местным меркам деревни Водобег. Там даже школа, почта и медпункт были.  А потом вниз под горочку и вот на окраине леса – Секачи. Название произошло от слова секач, то есть матерый кабан мужского пола. Говорят, в прежние времена в здешних лесах водились очень суровые секачи, периодически выходившие из чащи на огороды местных жителей, дабы полакомиться картошкой и еще чем-нибудь. Вот и назвали деревню – Секачи. Деревня маленькая совсем. В 60-е там было всего шесть домов. И всего два мужика. Вот так бывает.
   Вокруг сплошные леса. Если по дороге от Секачей ехать глубже в лес, там будет еще Артюхово. Последняя деревушка. Дальше дороги нет.В войну  фрицы Артюхово  спалили. Посчитали, видимо, неперспективной и даже опасной для Рейха. А для надежности вместе с жителями спалили. Вот так вот.

   В Секачах, в деревянном доме, жила моя прабабушка баба Нюша. И сестра моей бабушки Тани – баба Проня.  Это на момент  моего рождения.
   А вообще, до и после войны на этом месте жили Сергеевы. Прадед мой Сергей, умер задолго до моего появления на свет. Остались в доме прабабушка Нюша, и дочери Татьяна, бабушка моя, и Прасковья.
   Татьяна до войны замуж вышла за Ивана Гаврилова и жила в Еловке близ Глубокого. Там и отец мой родился. Павел Гаврилов. После гибели Ивана в 1944 году на фронте, Татьяна с маленьким Павликом переехали в Секачи.   
   
   Прасковья, выйдя до войны замуж, уехала в Ленинград. В войну там блокаду пережила. А после войны собиралась с мужем переехать в Рыбинск, но что-то не заладилось. Вот и осталась одна жить с матерью в Секачах.

   Когда родился я, отец получил новую квартиру, а бабушка Татьяна переехала в город. Она к тому времени уже на пенсии была. Решили, что лучше всего будет, если она станет дома сидеть. Со мной. Так что я не детсадовский. У меня в воспитателях бабушка была. Хорошо это или плохо – вопрос сложный. Но было так. И не у одного меня. Кстати, в садик тогда устроить было непросто…Садиков мало, детей много.

   Небольшой деревянный дом, куда меня везли, поставили недавно. Прежний дом, довоенный, а скорее, и дореволюционный, стал ветхим.

   Старый  дом был очень большой, с красивыми филенчатыми дверями. Двери сохранились, и я любовался ими, став старше.

  А интерес к дереву и поделкам из него у меня, возможно, от прадеда Сергея. Он занимался довольно сложным и нужным в те времена ремеслом. Делал деревянные колеса для телег. Не знаю, кто еще был в артели, но пилили дубы. Затем распускали их на заготовки. Заготовки гнули в специальной парильне, что была поставлена под горочкой за банькой. Ну а потом спицы, ступицы…Вот и колеса готовы. Колеса цельные! Не из кусочков! 
   Возили колеса в Глубокое, да в Опочку, продавать. Товар был ходовой. И до войны, и после нее. Дед Сергей крепкий был. Доход стабильный. Жили неплохо.  Своим трудом.

   Дед Сергей ушел рано. Где-то в 50-х. Осталась в доме баба Нюша. Баба Проня приехала в родной дом. Устроилась при медпункте в Водобеге. Ну и моя бабушка Татьяна с сыном  Павликом. Отцом моим будущим. Так вот и жили.

   В деревне к шестидесятым годам было шесть домов. И всего два взрослых мужика. И женщины с детьми. Секачей, кабанов,  в смысле,  к тому времени уже не было. Волки порой забредали. Лисы курей таскали. Ползуны людей кусали. В многочисленных озерках рыбы и раков водилось в избытке! В лесу грибы, ягоды… Воздух чистый, вода в колодцах вкусная и мягкая.

   Вот куда вез меня трескучий “мататитий”.  Не то, чтобы совсем в Глухомань…Но что-то вроде этого. Хорошая Глухомань.

                Март 2020

                Продолжение http://www.proza.ru/2020/03/20/576


На фото- прадед мой Сергей, сестра бабушки Прасковья, прабабушка Нюша. У старого дома. Где-то пятидесятые годы…

Правее- мотоцикл “ИЖ- ЮПИТЕР-К”  и ужасное грузотакси на базе ГАЗ - 51.


Рецензии
Только в конце сообразила- мотоцикл:)

Донбасские Зори Письмоносицы   02.10.2021 03:29     Заявить о нарушении
Спасибо! А вот Вам еще загадка - что такое початик?

Так я в раннем детстве называл бутылочку лимонада...Буратино, или Дюшес. Почему? Не знаю! Детский авторский неологизм!

С улыбкой, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   02.10.2021 05:27   Заявить о нарушении
Да, Валерий Павлович, можно голову сломать от детских слов. Что такое, вернее, кто такой девгой? Это я маленькая так называла петуха. Как с другой планеты...

Наталья Калининградка   04.10.2021 12:09   Заявить о нарушении
Да, Наталья! Мы с Вами явно инопланетяне! Да еще с разных планет! Но, полагаю, и без слов можем понять друг друга!

С улыбкой, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   04.10.2021 12:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.