Трасса мужества АлСиб 1 часть

   Уважаемые читатели! Мой цикл статей по данной теме опубликован на страницах местной районной газеты "Тайыншинские вести" (Республика Казахстан, Северо-казахстанская область, Тайыншинский район - за 2018-2019 годы). Надеюсь, что мои собственные исследования не станут чьим-то плагиатом.


    Казахстан, в силу своего расположения, был далек от мест боевых действий, он не пережил оккупацию, на его территории (не считая прифронтовой Западно-Казахстанской области во время Сталинградской битвы, где подверглись бомбежке несколько станций) не проходили боевые действия. Но роль Казахстана в годы войны достаточно значима, наша республика стала арсеналом фронта. Здесь, в тылу, работали сотни эвакуированных предприятий, наш областной центр Петропавловск (Северо-Казахстанская область, граничит с Омской областью РФ) находится в числе основных районов, где размещались перебазированные заводы, фабрики, цеха, артели. Наряду с этим, многие североказахстанцы доблестно сражались за Родину, а женщины и дети-подростки работали на колхозных полях, приближая Победу своим героическим трудом. Это общеизвестные факты о нашей области в период Великой Отечественной войны, но есть и такие сведения, которые имеют прямую связь с Тайыншинской землей и теми событиями, которые ставят нашу местность в ранг особенной, отличной от других. Речь пойдет о таких населенных пунктах, как Тайынша, Большой Изюм, Октябрьское, Многоцветное. Дело в том, что они связаны с существовавшей в годы войны легендарной авиатрассой «Аляска-Сибирь», то есть АлСиб. Тайнча и вышеупомянутые окрестные села являлись перегоночной и тренировочной базами на этом воздушном пути сообщения. Исторический факт налицо, но сведения о роли нашей местности весьма скудные, и, тем не менее, они есть. Мы можем гордиться, ведь именно по нашей земле и над нами пролегла эта трасса мужества, по которой доставляли стратегические грузы для фронта, а многие люди старшего поколения из числа наших родных и знакомых, были причастны к тем событиям.

                АлСиб в призме времени

   АлСиб — воздушный маршрут, по которому производились массовые поставки грузов на нужды фронта странами антигитлеровской коалиции. Согласно закону о ленд-лизе, принятом в США и Великобритании, помощь союзников гарантировалась любой стране, оборона которой была признана жизненно важной для безопасности этих двух держав. В связи с нападением фашистской Германии на СССР, премьер-министр Великобритании У.Черчиль и президент США Ф.Рузвельт заключили договор о поставках в советскую страну военной техники, оружия, боеприпасов и многого другого.
    В октябре 1941 года государственный комитет обороны — ГКО СССР принял постановление о создании воздушного моста через Аляску и Сибирь для доставок по ленд-лизу, и, прежде всего, боевых самолетов. Следует заметить, что в ходе войны воздушным и морским путями были переправлены сотни конвоев с грузами, а это был немалый вклад союзников в борьбу СССР с фашистскими захватчиками. В советской исторической науке, мемуарах послевоенного периода роль поставок по ленд-лизу существенно приуменьшена. В годы «холодной войны» советское руководство из идеологических соображений, умаляло роль военной помощи США и других стран-союзников в достижении победы над фашистской Германией, хотя о большом вкладе союзников высказывались И.В. Сталин, государственный и партийный деятель А.И. Микоян, маршал Г.К. Жуков. Конечно, данные поставки были не безвозмездными («Lend-lease» с английского — взять в долг, в аренду), и расчет по ним был урегулирован лишь при президенте России Б.Н. Ельцине, но в период войны любая помощь была жизненно необходима Советской Армии, которая в первый год боевых действий отступала, несла огромные потери.
Страница истории о маршруте АлСиб долгие годы находилась под грифом секретности по двум причинам, первая — безопасность переправляемых грузов и техники, вторая — ухудшение отношений между СССР и США. В начале 80-ых годов впервые один из советских журналистов собрал материалы и сделал попытку рассказать о героизме летчиков-перегонщиков, но на статью был наложен запрет.
Эта тема по-прежнему остается малоизученной. Воздушная трасса была настолько засекречена, что многие из тех, кто практически каждый день совершал подвиг, не смогли получить удостоверения ветеранов войны, хотя среди перегонщиков были награжденные орденами за героизм и мужество.
   Итак, существовало несколько маршрутов, пролегающих по морю и по воздуху. По одному из воздушных, в СССР самолеты летали «своим ходом» из Америки через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, а по другому, о котором далее пойдет речь и который имеет непосредственное отношение к Тайынше, летали через Аляску, Чукотку и Сибирь. Каковы же предпосылки возникновения этой трассы?
В первые дни войны с Германией СССР потерял 1200 боевых самолетов, в небе господствовали фашисты. Первые поставки американского и английского вооружения и самолетов через Северную Атлантику показали ненадежность этого маршрута. Немцы, базировавшиеся в Северной Норвегии, топили суда с тысячами тонн военного груза, а транспортировка по южному летному маршруту через Индийский океан до портов Ирана занимала больше двух месяцев. По приказу Сталина в кратчайшие сроки  АлСиб,  несмотря на сложнейшие  метеорологические условия, отсутствие аэродромов, запасов горючего, был введен в действие.
С учетом географических условий АлСиба, близких к полярным, начальником был назначен известный полярный авиатор, полковник И.П. Мазарук, который для службы на этой трассе привлек многих летчиков, имеющих опыт арктических перелетов, но летали и молодые, неопытные курсанты. По трассе АлСиб, не считая перевозки людей и грузов, были доставлены около 8000 самолетов – бомбардировщики-торпедоносцы  А-20 «Бостон», бомбардировщики Б-25 «Митчелл»,  истребители Р-39 «Аэрокобра»,  Р-63 «Кингкобра», Р-40 «Киттихаук», транспортные — СИ-47 «Дуглас». Аварийность на трассе АлСиб была очень высокой, за три года ее существования погибло немало летчиков, в том числе и во время тренировок на американских самолетах у нас в Тайынше, Октябрьском, Многоцветном. По словам Героя Советского Союза Ильи Мазарука, американцы о советском участке говорили так: «По этой трассе могут летать  либо сумасшедшие или самоубийцы, либо русские». Потери на сибирском участке перегоночной трассы «АлСиба» составили — 81 самолет. В 44 катастрофах погибло 115 лётчиков. На американском участке трассы потеряно 68 самолетов.

                Тайнча — перегоночная база ВВС ВМФ СССР

   В качестве перегоночной и тренировочной баз Военно-Воздушных Сил ВМФ Тайнча и несколько близлежащих сел были выбраны не случайно. На тот период здесь более или менее теплилась жизнь, можно было расквартировать летный состав, ровная поверхность степи была удобна для разгона самолетов, налажено железнодорожное сообщение с Кокчетавом и Петропавловском, а главное — она находилась на пути воздушного маршрута. Из Фербенкса (США) путь пролегал по территории СССР через Якутск, Красноярск, Омск, именно после него происходила остановка в Таинче, а дальше самолеты летели в Свердловск, Казань, Москву. В центре современной Тайынши находится здание, в котором функционирует детско-юношеская спортивная школа, на одной из его стен установлена памятная табличка «В этом здании в годы Великой Отечественной войны (1942-1944) располагались штаб и офицерская столовая 13-го авиационного полка военно-морского флота Вооруженных сил СССР». Это единственное сохранившееся в городе здание, где были размещены летчики.
Рассказы родственников о летчиках помню с детства, я неоднократно искала материалы на Интернет-сайтах, в печатных изданиях, расспрашивала односельчан, старожилов и старалась найти хоть какие-то сведения об аэродромах на территории Тайыншинского района,  и  мои  поиски   увенчались успехом. В воспоминаниях бывшего участника этих событий, проживающего в России Э.А. Иголкина, ясно прослеживается роль, отведенная Тайнче на маршруте АлСиб во время Великой Отечественной войны.
   «...С фашизмом сражались не только на фронте — секретная трасса АлСиб была воздушным мостом, связывающим Советский Союз с Америкой. Из США и Канады через Тихий океан и Сибирь перегоняли американские самолеты. Замечательные машины были, на истребителе «Аэрокобра» воевал трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Мы с ним одно авиационное училище в Перми заканчивали, он еще до войны, а я — в 1943 году. Просился на фронт, как отличника меня в распоряжение штаба ВМФ отправили. Получил там предписание — и оказалось, что моя воинская часть — в Северном Казахстане. Я удивился: что морякам вдали от морей, в далекой степи делать? Оказалось, что аэродром Тайнча в Казахстане был базой для поступавшей из-за границы по ленд-лизу авиационной техники для ВМФ. Здесь военные морские летчики принимали и осваивали американские и английские   самолеты.
Только прибыв на место службы я узнал, чем занимается затерянный в степи аэродром Тайнча. На грунтовый аэродром, поднимая пыль, садились истребители, бомбардировщики, торпедоносцы, самолёты-амфибии. Перегонщики передавали их прибывшим с фронта экипажам. Осваивать американскую технику было непросто, приборная доска была непривычной — в футах и милях. Чтобы не путаться, переводя их в метры и километры, лётчики рисовали на стекле мерки губной помадой.
Я служил шифровальщиком. Официально моя должность называлась – помощник начальника штаба полка. Работа была очень напряжённая — замены мне нет, я один шифровальщик на аэродроме Тайнча. Держал связь с Москвой, с другими аэродромами на трассе, с экипажами самолётов. Все сообщения шифровались, использовались специальные блокноты и таблицы.
Аэродром Тайнча был базовым для перегонщиков морской авиации. Штаб полка размещался в посёлке Новосухотино. Летом — жара за сорок, зимой морозы под минус пятьдесят. А ещё — пылевые бури. Полком командовал герой Советского Союза Ф. Радус, потом его сменил полковник П. Карнаухов. Помню, в день Победы по его приказу в Тайнчу прилетел самолёт со спиртом, впервые за всю службу дали по сто грамм всему личному составу… При перегоне самолётов по АлСибу разбились 115 советских лётчиков. Шестеро из них погибли на аэродроме Тайнча. Вечная им всем память!... О том, что я служил на АлСибе, родные узнали только спустя много лет после войны. В советские времена об этом нельзя было рассказывать. Я подписку о неразглашении давал. Трасса не случайно называлась особо секретной — в СССР роль союзников в победе над фашизмом не принято было выпячивать…».
   Иван Ульянович Лопата — один из старейших жителей г. Тайынша, он помнит те далекие события, видел самолеты, общался с летчиками.
 — Моя мать родом из Новосухотино, а отец — из Многоцветного, когда они поженились, то стали жить в доме моего отца. Мне шел 13-ый год, когда началась война, поэтому я все хорошо помню. Здесь, в городе, на поле, где сейчас находится старое кладбище (за районной больницей в сторону ПНДИ), было построено много землянок для летчиков, до сих пор кое-где остались бугорки, на тех местах, где были их жилища. Аэродромы находились и в Тайынше, и в Многоцветном, где я жил, за селом (со стороны Леонидовки) не раз видел 2-3 десятка самолетов «Дугласов», по другую сторону села стояли истребители. Также и в с.Октябрьское были на аэродроме истребители, летчики постоянно тренировались в стрельбе, осваивали новую технику. Говорили, что все они прибыли сюда с Дальнего Востока.
   В с. Новосухотино находился штаб летной части, он располагался в здании ДЮСШ, там же была и столовая. При штабе работал один парень из этой летной части, звали его Сергей Анохин, он начал встречаться с моей двоюродной сестрой Раисой Кравченко. Они были молоды и, конечно же, полюбили друг  друга. Да и как нашим девушкам остаться равнодушными, все парни высокие, подтянутые, в военной форме, на танцах они были первыми кавалерами. Этой молодой паре командование разрешило пожениться, здесь же играли солдатскую свадьбу. После войны они еще жили здесь недолго, потом уехали в Москву, — вспоминает И. Лопата.
Это не единственная романтическая история, завязавшаяся между полетами бравых перегонщиков. Вот что рассказывает житель села Большой Изюм Андрей Пинчук, его родители — бывшие октябрьцы.
 — Моя прабабушка Варвара и другие женщины из с.Октябрьское работали при штабе летного полка. Там, где сейчас находится ДЮСШ, поварихами, прачками, в общем помогали по хозяйственной части. Таким образом, она познакомилась с офицером полка Иваном Щербининым, они тоже поженились. Их потомки, мои родственники, живут в Красноярске, там ведь главная база АлСиба была, после войны они уехали туда, у меня сохранилось фото моего троюродного прадеда — летчика (на фото).
  Как видите, уважаемые читатели, в истории родного края немало интересных, и зачастую неизвестных страниц. И это не единственные воспоминания жителей нашего района. Оставайтесь с нами, и вы узнаете в следующих номерах новые, не менее яркие подробности из уст свидетелей, очевидцев событий той далекой военной поры.(на фото Карта маршрута)


Рецензии
...существовали один морской и два воздушных маршрута.

На мой взгляд, Вы ошибаетесь.
У меня есть небольшой цикл статей о ленд-лизе. Это материал о значении ленд-лизовских поставок для РККА - http://shkolazhizni.ru/culture/articles/27123/

Этот, - о маршрутах их поставок - http://shkolazhizni.ru/culture/articles/27124/
Помимо упомянутого Вами, Северного морского маршрута, было ещё три.
Второй, это - Транс-иранский. Самый длинный. Только морская составляющая этого маршрута, когда суда из портов восточного побережья США через Южную Атлантику, огибая Африку, шли в Иранские порты, составляла 75 суток. А груз ещё надо было перебросить с юга страны на север, чтобы там уже перегрузить на суда Каспийской военной флотилии.
О том, что "...самолеты летали «своим ходом» из Америки через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив", лично я ничего не слышал. Думаю, в то время полет через Южную Атлантику мог быть только единичным. Какого-то летчика, вознамерившегося побить очередной рекорд. В массовом порядке такие полеты технически были невозможны. Техника (в т. ч. и самолеты) из США по транс-иранскому маршруту шла судами в разобранном виде. А вот уже там... Англичане полностью провели реконструкцию порта Бендер-Шахпур. Ещё один — Хорремшахр, с чистого листа построили американцы. Рядом с портами быстрыми темпами были возведены два завода по сборке грузовиков, а в Абадане — налажено производство по сборке самолётов «Дуглас».
Третий маршрут - Дальневосточный. Путь от тихоокеанских портов западного побережья США до Петропавловска-Камчатского, Николаевска-на-Амуре или Владивостока занимал от 18 до 20 суток. Дольше, чем через Атлантику, но значительно короче, чем транс-иранский. Поэтому он стал основным транспортным маршрутом, по которому шли военные поставки. На него приходится 8,244 млн. дл. т или 47,1% суммарного весового количества всего ленд-лиза.
Четвертый морской маршрут - Арктический. По нему поставлялись грузы для обеспечения работоспособности восточной части перегонной трассы АЛСИБ. Об этом у меня отдельная статья - http://shkolazhizni.ru/culture/articles/27125/
Она, конечно, не такая объемная, как Ваша, но я был бы искренне признателен Вам, если бы Вы смогли найти время, посмотреть этот материал и высказаться по нему.

Константин Кучер   16.04.2020 09:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте Константин, все не могла ответить. Вы полностью правы и я знала об этих маршрутах. Я не стала упоминать те маршруты, которыми не стали пользоваться. Дело в том, что я работаю в газете. Газетная полоса очень маленькая, когда хочется многое рассказать... поэтому урезала как могла уже по готовому материалу. Главной целью было рассказать о том маршруте, к которому причастна местность, где я живу. Эта тема в нашем районе никогда не поднималась и последние очевидцы собираются в мир иной.И когда мне дали места для моих материалов, я лихорадочно взялась за работу. И нужно было делать все быстро. Разъяснять читателю обо всех маршрутах, значит меньше достанется места чьему то местному воспоминанию или фото не войдет. Вот так не подумав по быстрому сформулировала. Можно было также кратко но по другому. сказать ... но времени на раздумье когда готовится газета всегда мало, нет времени обдумать... и не сказала. Теперь мучает совесть.

Алла Бочкор   24.09.2020 07:33   Заявить о нарушении
Пусть, она Вас, Алла, не мучает. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А Вы сделали. Сделали большое и очень хорошее дело.

Константин Кучер   24.09.2020 09:05   Заявить о нарушении
Спасибо)))а кем вы работаете. Видела ваши публикации по ссылке

Алла Бочкор   25.09.2020 07:15   Заявить о нарушении
Доброе утро, Алла. Я работаю арбитражным управляющим.

Константин Кучер   25.09.2020 07:57   Заявить о нарушении