Трасса мужества АлСиб 2 часть

   Артерия жизни — так сегодня называют современники путь, по которому непрерывно в течение 1942-1945 годов американские и советские летчики переправляли  технику и грузы на нужды фронта. Воздушный мост, связавший СССР и Америку, пролёг через многочисленные военные аэродромы, одним из них стала Тайнча. Здесь шли учения, проходила дозаправка боевых и транспортных самолетов, почти три года истребители и бомбардировщики бороздили степи вокруг нашего райцентра.

                Вторая часть

   Совсем недавно в средствах массовой информации стали появляться сведения и сюжеты об одной из малоизвестных страниц Великой Отечественной войны – самоотверженной работе советских и американских людей по созданию и эксплуатации северной авиатрассы «Аляска-Сибирь». На этой трассе во время войны в срочном порядке было создано немало секретных аэродромов. Тайынша (ранее поселок Новосухотино и станция Тайнча) и окрестные села: Октябрьское, Большой Изюм и Многоцветное находились в числе тех важных пунктов, где происходила дозаправка боевых самолетов, советские летчики осваивали перед отправкой на фронт истребители и бомбардировщики. Об аэродроме Тайнча, который так называли в то время, тоже появилось немного информации в российских изданиях, которые написаны спустя годы по воспоминаниям участников войны. Интересные сведения о жизни и деятельности наших, тайыншинских, аэродромов найдены мной в книге «Я дрался на бомбардировщике», написанной российским автором А.Драбыкиным. В этом издании опубликован рассказ летчика, участника перегона АлСиб Алексея Сергеевича Уранова.
   «...Летал в 1943-1945 годах в составе 2-го авиационного полка перегонки самолетов Военно-воздушных сил Военно-морского флота. Я принимал участие в качестве механика по радиосвязи эскадрильи и стрелка-радиста в перегонке самолетов «Бостон» и лидировании истребителей «Аэрокобра» в строевые части морской авиации, на фронтовые аэродромы, в основном на Северный флот — в Заполярье, реже на Черное море и Балтику. Уже после начала поставок боевой авиационной техники союзниками по ленд-лизу стало ясно, что нужны специализированные подразделения — перегоночные полки. Приказ Ставки Верховного Главнокомандующего был подписан И.Сталиным в 1942 году. Участие в перегонке по этому приказу приравнивалось к боевым действиям. Наш 13-й авиаполк морской авиации, воевавший в Заполярье в составе особой морской авиационной группы (ОМАГ) Северного флота, прикрывающей с воздуха союзные конвои, был направлен на перегонку. Это было жизненно необходимо, так как совершенно новая для нас американская техника требовала особой подготовки.
В Красноярске находился главный перегоночный центр всей трассы. Маршрут перегонки по «АлСибу» был довольно сложным. Взлетев с красноярского аэродрома, мы брали курс на Новосибирск. На маршруте нас, перегонщиков, поджидали часто очень сложные погодные условия: зимой — морозы, низкая облачность, угроза обледенения, снегопады; летом — туманы, дым лесных пожаров, дожди, отклоняясь от курса, приходилось обходить грозовые фронты. В трескучие сибирские морозы особенно доставалось лётчикам-истребителям, перегонявшим «Кобры». В тесной холодной кабине при многочасовом полёте было очень трудно согреться, несмотря на тёплую лётную экипировку. В тяжелейших условиях трудился техсостав.
    Нашим базовым перегоночным аэродромом морской авиации на трассе «АлСиба» был аэродром Тайнча в Северном Казахстане. Он был расположен в 100 километрах от города Петропавловска на железнодорожной магистрали Петропавловск-Караганда. На этом аэродроме, а также в окрестных посёлках и сёлах с начала войны базировался 3-й Запасной авиаполк ВВС ВМФ, поэтому в достаточной степени имелась в наличии вся необходимая инфраструктура. Был основательно обустроен, как сам аэродром, расположенный в ровной, как  стол, казахстанской степи, так и все необходимые штабные, базовые и прочие гарнизонные службы, размещённые в зданиях посёлка Новосухотино, в нескольких километрах от аэродрома. Личный состав всех трёх эскадрилий нашего полка размещался в землянках, сооружённых в своё время прямо в центре посёлка. «Гостиничный сервис» был, конечно, относительным, однако в суровые и ветреные казахстанские холода у нас было тепло, а это — главное. Имелась базовая радиостанция, выполняющая  также роль приводной, медсанчасть с небольшим стационаром, прочие службы.
Командовал полком полковник Карнаухов Пётр Семёнович, лётчик от Бога, волевой, решительный и заботливый командир. Его облик целиком и полностью укладывался в Лермонтовскую характеристику командного состава русской армии: «Наш командир рождён был хватом. Слуга царю, отец солдатам». С первым постулатом великого поэта мне довелось познакомиться очень близко. Однажды, погожим зимним днём, командир взял меня в качестве радиста на борт застоявшегося на стоянке В-25 «Митчелла» для его облёта. Не успели мы после взлёта и набора высоты отойти от аэродрома, как острые глаза бывалого охотника заметили в заснеженной степи стаю волков. Вот тут-то и началось!
Командир, на сверхнизком бреющем полёте, на бомбардировщике, буквально по вершинкам степного бурьяна, гонял эту бедную стаю, до их полного изнеможения. Наконец-то, к моему и их великому счастью, волкам удалось таки отделаться от нас и залечь в кустах какой-то ложбинки. До сих пор, по-моему, на генетическом уровне, даже и теперешнее поколение степных волков этой стаи должно смертельно бояться летящего над ними самолёта. Признаться откровенно, мне и самому временами было страшновато от такой командирской лихости. Машину потом, после «охоты на волков», мы всё же облетали по полной программе. Должен заметить, однако, что дисциплина в полку, особенно лётном, была хорошей, сама специфика перегоночной работы требовала этого. Пётр Семёнович был командир твёрдый, строгий, иногда достаточно жёсткий, не терпевший даже небольших нарушений со стороны подчинённых. Ну, а в описанном мной эпизоде — он просто, как я понял, позволил себе немного расслабиться, показав при этом всё своё лётное мастерство.
Функционировал сельский клуб. При почти беспрерывных полётах, согласно имевшемуся жёсткому графику, поставки на фронт максимального количества самолётов, краткосрочные часы отдыха были просто необходимы. К тому же молодость брала своё. Клуб, поэтому и оказался тем центром, вокруг которого была активно задействована полковая самодеятельность. В нашем дружном, многонациональном полковом братстве были свои певцы, музыканты, артисты, плясуны, поэты, чтецы-декламаторы. Почти ежедневно шли кинофильмы. Особой популярностью, безусловно, пользовались танцы. Наша полковая молодёжь, конечно же, исповедовала активный отдых, молодая энергия требовала выхода, ведь многие из нас пребывали ещё в двадцатилетнем возрасте, — местные партнёрши шли нарасхват!
Полковой драматический кружок, привлёкший в свою среду жён офицеров, порадовал гарнизон постановкой одной из лучших драм «российского Шекспира» — А.Островского — «Без вины виноватые». Скажем прямо, заявка была очень серьёзной, но труппа не подкачала — всё прошло гладко! Я, как полковой художник, был привлечён в этот коллектив гримёром. Спектакль имел шумный успех, близкий к фурору, побывал на гастролях, как в окрестных посёлках, так даже и в соседнем городе Кокчетаве. Нашим признанным полковым поэтом, штурманом, старшим лейтенантом Кронидом Обойщиковым об этих днях была создана даже целая шуточная «перегоночная» поэма:
Похудевший, спички тоньше,
Уложив в мешок харчи,
Собирался перегонщик
На работу из Тайнчи.
 Нет, его не провожала
Ни семья, и не жена,
Лишь дорогу освещала
Казахстанская луна.
Так уже повелось в полку, что шутки, лётные байки, дружеские розыгрыши и «подначки» всегда были в ходу, котировались очень высоко, скрашивая будни, помогали снимать накопившиеся психологические нагрузки, вызванные беспрерывными полётами. В августе 1944 г. приказом командующего ВВС ВМФ, генерала-полковника авиации С.Ф. Жаворонкова из нашего перегоночного полка были направлены на фронт 5 экипажей для усиления вновь сформированного на Балтике 51-го минно-торпедного авиаполка...
...Уже в конце войны, в 1945 году, мне довелось побывать на двух американских бомбардировщиках В-29 «Суперфортресс» — «летающих крепостях», которые тоже садились на дозаправку на наш базовый перегоночный аэродром Тайнча...».
По счастливой случайности любителем истории края А. Пинчуком, проживающем в с.Большой Изюм, в одном из печатных изданий было найдено фото, на котором изображен А.Уранов, в момент своего нахождения на аэродроме Тайнча, подпись на фото сделана авторами издания, но, к сожалению, за давностью его название не сохранилось в памяти Андрея.
    Кстати,  по поводу «летающих крепостей» замечу, именно эти тяжелые бомбардировщики Боинг Б-29 — «Суперкрепость» американского производства, имеющие превосходные боевые качества, надеялось приобрести советское командование по программе ленд-лиза, но получило отказ. По стечению обстоятельств, несколько «Суперфортрессов» в период войны совершили вынужденную посадку на территории СССР и не были возвращены США. Факт не из положительных, но по ним советские конструкторы разработали точную копию этого бомбардировщика, названную Ту-4, снабдив аналог более мощным двигателем собственной разработки. В общем, аэродром Тайнча повидал многое, служили здесь и такие выдающиеся личности как Кронид Александрович Обойщиков, упомянутый летчиком А.Урановым. Известный советский, российский литератор, поэт, журналист в Великую Отечественную войну, будучи штурманом авиаэскадрильи, воевал на фронте, затем с начала поставок по ленд-лизу в составе авиации Северного флота прикрывал конвои союзников.
    Собирая сведения о трассе АлСиб, об этой краткой, но яркой и возможно судьбаносной странице прошлого, в беседе с преподавателем-организатором НВП Большеизюмовской СШ А.С. Остапенко, узнала, что в Тайынше при СШ №1 раньше существовал поисковый отряд,  ребята вместе со своим военруком В.М. Зинченко собирали материалы по Великой Отечественной войне, исследовали те места, где жили и тренировались летчики, однажды им посчастливилось обнаружить корпус авиационного пулемета. Где он находится сейчас, к сожалению, не известно. Хочется заметить, что среди нас есть люди, которые стремятся сохранить историю края, по крупицам собирают экспонаты, но зачастую, их старания наталкиваются на чье-то равнодушие и оказываются напрасны.
Продолжение следует.(На фото (из Интернета) подполковник и.Мазурук


Рецензии