Трасса мужества АлСиб 5 часть

пятая часть

сталинская трасса

   Летчики называли этот секретный маршрут Сталинской трассой,  Кремль и лично Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин придавали ей важное стратегическое значение, держали под постоянным контролем ход перегонки самолетов с Аляски в Сибирь и далее на фронт.  Всего на трассе было задействовано пять полков, русская часть АлСиба составляла шесть тысяч км, американская — восемь тысяч км. В связи с введением в действие трассы, за 10 месяцев было построено и реконструировано 17 аэродромов, не считая прочих перевалочных баз  (на что в мирное время ушло бы не менее пять лет). Начало перегонки летчики отметили выпуском стенгазеты с заголовком «Сталинская трасса». Стенгазета в связи с секретностью имела весьма узкое распространение. В ней помещали фотографии отличившихся пилотов-перегонщиков, информацию об их опыте работы в крайне сложных условиях ледяной трассы.


  экскурсия на аэродром

   Ещё после первой публикации материала по теме АлСиб в редакцию позвонил тайыншинец Владимир Лаврентьевич Швец, как оказалось, внештатнику «районки» тоже есть чем поделиться по этому поводу. В.Швец — уроженец с.Мироновка. В годы войны он был еще совсем ребенком, но в памяти до сих пор сохранилась поездка на аэродром.
Мироновка, как известно читателю, расположена неподалеку от Тайынши. В период дислокации полка ВВС ВМФ, летчики, служащие на аэродроме Тайнча, были также расселены во многих семьях мироновцев. Тетя моего собеседника Ирина Михайловна Маличенко также работала поваром в столовой, где сейчас находится ДЮСШ. По словам В. Швеца, мироновцы, заготавливая камыш у реки Чаглинка, не раз видели в небе тренировочные виражи — «петли» и другие невообразимые «выкрутасы» летчиков, не обходилось и без падений. Поодаль от села, на месте сбрасывания авиабомб, которые, по мнению рассказчика не были пустыми, а имели заряд, остались на земле ямы, по всей видимости от взрывов. В семье моего собеседника тоже квартировали летчики. Хозяевам, а особенно детям, очень хотелось рассмотреть поближе летную технику, и офицеры устроили им экскурсию.
— В один из летних дней к дому подъехала служебная машина летчиков и мы всей семьей отправились на аэродром. Когда оглядели американские самолеты снаружи, нас пригласили в кабину и показали панель управления самолетом. Мне удалось все потрогать собственными руками. Разве можно такое забыть! — говорит В.Швец, — прочитанная статья в «районке» об АлСибе невольно всколыхнула эти впечатления и воспоминания детства!

                многоцветное
 
   Село Многоцветное находится примерно в 15 км от нашего райцентра, именно в этом радиусе находились все аэродромы, а данный населенный пункт — еще одно составное звено на маршруте АлСиб. Краеведческий музей Многоцветенской ОШ — единственное место из тех, где сохранились хоть какие-то документы, подтверждающие пребывание на территории нашего района летных полков ВМФ в период Великой Отечественной войны. В основном, приходилось собирать информацию из воспоминаний старожилов, фото — из семейных архивов.
В Многоцветном, так же, как и в Тайнче, Октябрьском, Заречном и других ближних селах жили и тренировались летчики, несмотря на удаленность от фронта, они ежедневно находились в двух шагах от смерти. В небольшой папке, которую охотно предоставил и лично привез в редакцию директор школы Сергей Сергеевич Тупицын, хранятся несколько писем и копия из военкомата, свидетельствующая о гибели летчиков. В документе содержатся их краткие биографии. Местом дислокации  3-го запасного авиаполка ВВС ВМФ на 5 марта 1943 год указано с.Ново-Сухотино.
   «5 марта 1943 года авиазвено 1-ой авиаэскадрильи 13-го авиаполка ВВС ВМФ (при     3-й ЗАП ВВС ВМФ) в составе  трех самолетов ПЕ-3 совершало тренировочные полеты по маршруту: аэродром Многоцветное-Тайнча-Булаево-Петропавловск-Многоцветное. Из-за плохих метеоусловий все три самолета потеряли ориентировку и ударились об землю в 6 км западнее села Новороссийское Советского района Северо-Казахстанской области. Экипажи самолетов погибли. Место захоронения — с.Многоцветное Красноармейского района Северо-Казахстанской области.
Экипаж ведомого самолета: летчик, капитан Щербаков Иван Сергеевич, штурман, старший лейтенант Чернышев Василий Сысоевич. Экипаж 2-го самолета: летчик, старший сержант Гутенев Яков Тимофеевич, штурман, старший сержант Калинин Иван Семенович. Экипаж 3-го: летчик, сержант Золин Василий Федорович, штурман, сержант Кабаньян Алексан Карапетович…»
(Основание ф. 2091, оп. 017208, д. 336, л.56).
  На кладбище с. Многоцветное есть братская могила, в которой покоится прах шестерых летчиков. На протяжении многих лет  жители села свято хранят память о погибших, ухаживают за могилой.  Около 10 лет назад обветшавший обелиск по инициативе ветеранов села и благодаря финансовой поддержке руководства ТОО «Степноишимская опытная станция» заменили на мраморный монумент, состоялся траурный митинг, на котором присутствовали руководители районных ведомств, представители органов военного управления, руководство сельхозформирования, сотрудники акимата Чермошнянского сельского округа.  Среди жителей села, собравшихся на митинг, были и старожилы А. Лавренчук, Т. Бескровная, М. Головко, которые вспоминали о приезде уже в послевоенное время родственников погибшего летчика И.С. Калинина.
    Головко Марии Ефимовне уже за 90, в связи с преклонным возрастом она переехала жить к детям в Смирново, увы, встретиться с ней нет возможности. Однако суть разговора с женщиной по счастливой случайности мне стала известна. Как упоминалось в предыдущей части материала, в числе моих знакомых появился человек, который долгие годы всесторонне исследовал эту тему, посещал места, где дислоцировались летные полки, в том числе и Многоцветное, это – преподаватель Петропавловского железнодорожного колледжа Алесандр Петрович Радченко. Вот как звучал ответ М. Головко на его вопрос об аэродроме:
   «…Конечно, помню эти самолеты. Много их было, особенно помню, как начнут летать двухмоторные, здоровенные… Разбились эти шесть человек не здесь. Где-то возле Мамлютки. Тогда тучи были, снег мокрый. Они на бомбардировщиках летели. А хоронили здесь. Помню в клубе красные гробы стояли, закрытые. Но это не все там, на кладбище. Другой раз четверо разбились  на истребителе, рядом с селом...» Так же из уст М. Головко мой собеседник узнал, что летчики жили в основном в Ново-Сухотино, но некоторые квартировали и в Многоцветном. «Один летчик у нас в доме жил. Костей звали. Офицер.  Вроде четыре звездочки было. Когда улетал, обещал: «Если живой останусь, напишу, — но письма не было. Не знаю, остался живой или нет», — рассказывала женщина, её муж тоже воевал, дошел до Берлина, вернулся в Многоцветное с боевыми наградами.
В день приезда встретился А. Радченко и с председателем ветеранской «первички» Павлом Тимофеевичем Ветряком, который в разговоре подчеркнул, что в Многоцветном было два аэродрома, один располагался с северной, а другой с южной стороны села.
    В папке, переданной из Многоцветенской ОШ, хранится два любопытных письма и портрет. Первое письмо, присланное из г. Николаева (Украина) от сослуживца погибших летчиков Никифора Ивановича Цехмистренко, адресовано пионерской дружине им. Голикова. Из текста выясняется, что это — ответ дружинникам, которые вели поисковую работу. В письме ветеран благодарит за то, что пионеры шефствуют над могилой летчиков, с которыми он воевал на фронте и служил в 1943 году в с. Многоцветное. Среди должностей и званий, боевых участий ветерана значится и  «Заместитель командира авиаэскадрильи 13-го авиаполка  43-ей авиационной дивизии»  (1941-1942 гг.) и «Заместитель командира авиаэскадрильи 13-го авиаполка в составе особой морской авиационной группы (ОМАГ) по защите северного Заполярья».
Краеведческим музеем Многоцветенской ОШ долгое время заведовала Антонина Казимировна Макаренко, из беседы с ней выяснилось, что есть ещё человек, имеющий непосредственное отношение к событиям военной поры в селе Многоцветном, в его семейном архиве сохранилось несколько уникальных фотографий. К сожалению, с москвичом Андреем Масловым, так зовут владеющего информацией, пока не удалось связаться. Но, благодаря его архиву, мы представляем фото одного из погибших здесь летчиков — В.С. Чернышева, так же имеются копии наградных листов В.С. Чернышева и И.С. Щербакова, датированных 1941 годом. Судя по ним, молодые мужчины до службы в Многоцветном воевали на фронте, как командиры, водили в бой группы самолетов, защищали морские конвои союзников, осуществляющих поставки по ленд-лизу. Имея по одной правительственной награде, летчики вновь были удостоены второй — ордена Ленина, но по воле судьбы погибли не в бою, а на казахстанской земле, где пролег секретный маршрут АлСиб. Сохранены А. Масловым и несколько снимков с похорон в с. Многоцветное шестерых разбившихся летчиков. Один из них точно передает увиденное М. Головко в клубе.

Продолжение следует.
Алла Бочкор


Рецензии