Трасса мужества АлСиб 6 часть

шестая часть.

                чего боялись жители Калиновки?

     Казалось бы, какое отношение имеет село Калиновка Абайского сельского округа к аэродромам? Напрямик по полям от Тайынши расстояние километров 40, а чкаловской проторенной дорогой — так все 80! В гуще событий были всегда близлежащие от нынешнего райцентра села, а калиновцы, пережив депортацию 1936 года, тихо жили в глубинке, трудились на полях колхоза. Но фактор отдаленности, оказывается, тоже сыграл свою роль. Об этом поведал нам житель с. Калиновка Николай Жданов
— В наших безлюдных местах находился полигон, где летчики проводили свои учения, но не только с учебными бомбами, они сбрасывали с бомбардировщиков и настоящие! Тренировочный материал без заряда не мог оставить на земле такие глубокие ямы. К тому же, чтобы подготовиться к отправке на фронт, необходима практика с настоящими боеприпасами. Место учений расположено за селом в сторону полевой дороги на с. Терновка. Близ озера Жаркуль есть небольшая гора, где добывают щебень, именно в той стороне, где земля не представляла ценности для сельхоз-угодий, производилось сбрасывание бомб, от взрывов остались воронки. Я и мой друг детства Бронислав Романович Осинский (сейчас житель г. Кокшетау) не раз находили там бетонные бомбы и стабилизаторы от них, люди, жившие поблизости здесь тоже кое-что подбирали и приспосабливали в хозяйстве. Известна всей округе была находка жителя с. Карагаш, мы специально ходили к нему, чтобы взглянуть. Не взорвавшуюся, а лишь помятую  железную емкость, вместимостью около 50 литров, старик казах (фамилии не помню) использовал для хранения керосина. По всей видимости, это была 50-килограммовая фугасная авиабомба, какие использовали в годы войны. Про те времена мама моего друга Анастасия Брониславовна — старейшая жительница села, не раз рассказывала нам следующее. Во время войны ей было около 20 лет, она работала трактористкой. Когда начиналась посевная, работали и ночью. Женщина вела маломощный гусеничный трактор, а впереди кто-то из колхозников шел с керосиновым фонарем и освещал борозду. Колхозники с опаской относились к самолетам, прилетающим на полигон. Как только в небе появлялись бомбардировщики, они спешно гасили фонари и старались покинуть пашню. Наверное, боялись, что от взрывов бомб могут погибнуть. Шла война, понять намерения летчиков, маневры летной техники, своей или может вражеской, тем более, ночью, сельчане толком не могли,  а о функционирующих в Тайнче секретных аэродромах можно сказать, что не знали, — поделился Н. Жданов.

        пара штанов, юбка и кофта...

     Житель г. Тайынша Иван Ульянович Лопата, несмотря на свой почтенный возраст, хорошо помнит своё детство в селе Многоцветное. В военное время в населенном пункте было достаточно много домов. Когда в расположении села, находился летный полк, ему шел 13-й год. И. Лопата говорит, что аэродромы располагались по обе стороны села, со стороны с. Леонидовка и с противоположной, он частенько видел, как проводились учения в поле.  По его словам, один из истребителей тянул мишень, а со второго — производили выстрелы. Бывали случаи, когда при развороте самолета, выстрелом разрывало трос от мишени, он попадал во вращающийся пропеллер, что, порой, для тренирующихся не оставалось без последствий. И. Лопата помнит, как подростки частенько собирали на месте аварий самолетов осколки специального стекла, из них с помощью инструментов сельчане изготавливали расчески.
Паренек с 1941 года, как и многие его сверстники, работал на колхозных полях наравне со взрослыми. Вместе с напарником они пахали землю с помощью плуга, запряженного парой быков, Иван числился их погонщиком.
    — Жили мы очень скудно, голодно. Помню, прибежишь к столовой летчиков и ждёшь, когда они выйдут и чем-нибудь угостят, да и так продуктами помогали тем, у кого поселились. Напротив нашего дома квартировал в одной из семей летчик по фамилии Щербин или Щербаков, я знал его, с ним общался… погиб он, — вздыхает Иван Ульянович. (Возможно, речь идет об одном из шести летчиков, похороненных на сельском кладбище).
   — Однажды мы с двоюродным братом разыскивали корову. Проходя около аэродрома, я обнаружил нашу кормилицу, а неподалеку на земле лежал полог или чехол от самолета из технической ткани, наподобие брезента. Увидев, что поблизости никого нет, я подобрал его, положил корове на спину, зацепил за рога, чтобы не упал. Мы не успели сделать несколько шагов, как нас догнал часовой. Добродушный летчик, вопреки ожиданиям, отпустил нас вместе с «находкой» и не стал сообщать начальству, ведь он видел, в какой бедности мы жили, в каких «лохмотьях» ходили. Конечно, мой поступок не делает мне чести, но только нищета толкнула меня на это. Из этой грубой ткани мне сшили пару штанов, а сестрам выкроили юбку и кофту, — поведал И. Лопата.

                письмо сослуживца

     Как было сказано в пятой части материала «Трасса мужества АлСиб», опубликованной в № 21,  папка из Многоцветенской ОШ содержала два письма, второе было написано 22 ноября 1983 года и тоже адресовано ребятам поискового отряда. Прислал его житель с. Линеевки (Акмолинская область), летчик, инвалид Великой Отечественной войны Тимофей Иванович Савельев. Ветеран вспоминает, что в марте 1943 года их 13-й авиационный полк находился в с. Многоцветное. Звено из 6 человек в составе трех самолетов вылетело по заданию и не вернулось. Они попали в зону сильного степного бурана в районе Кзылту, столкнулись и сгорели в воздухе, позднее были найдены обломки самолетов, и его боевые товарищи похоронены в Многоцветном. Надгробный памятник, увенчанный металлическим самолетиком, был сделан на «скорую руку». Оказалось, что автор письма не просто сослуживец этих летчиков,  ему довелось на алюминиевой табличке резцом вводить фамилии погибших. Т. Савельев пояснил, что, оказавшись в Казахстане вблизи своего места службы, решил узнать, приезжал ли кто-нибудь из родственников погибших на могилу, переживал, знают ли о месте захоронения их семьи. К сожалению, не известно о дальнейшей переписке многоцветенских дружинников-поисковиков с летчиками, но тот факт, что пожелтевшие письма бережно хранятся в краеведческом, музее говорит о многом.
     Погибшие Чернышев и Щербаков — опытнейшие заслуженные боевые летчики. А на службу в Северный Казахстан, оставив поле сражения, попали не случайно.
В начале войны их авиаполк именовался 13-й ББАП, участвовал в изнурительных битвах на дальних подступах к Москве, где от полка осталось всего четыре самолета. Судьба 13-авиаполка трагична, он был расформирован, а оставшиеся в живых, продолжили службу на тайыншинской земле. На сегодняшний день бывшими фронтовиками написано немало военных мемуаров,  о своём боевом пути и о товарищах по оружию — летчиках 13-го авиаполка вспоминал полковник запаса, писатель П.И. Цупко в своих книгах «Пикировщики», «Над просторами северных морей». В одном из этих произведений есть такие слова о похороненных в Многоцветном летчиках: «…Никогда боевые друзья не услышат больше негромкий голос командира первой эскадрильи, капитана Ивана Сергеевича Щербакова, не смогут подшутить над его страстью коллекционировать зажигалки: в начале марта 1943 года при исполнении служебных обязанностей он погиб на боевом посту вместе с флагманским штурманом капитаном Василием Сысоевичем Чернышевым…».
По окончании войны летчики АлСиба не были увенчаны лаврами солдат-победителей, они тихо за семейным столом или в кругу соратников вспоминали свои трудовые будни и поминали погибших товарищей. Как вспоминает шифровальщик Э. Иголкин, служивший здесь на аэродроме, «…по приказу командующего авиаполком П. Карнаухова в день Победы в Тайнчи прилетел самолет со спиртом, впервые за всю службу по сто грамм всему личному составу дали…».  Житель с. Заречное И. Гончар говорит, что спирт был развезен по всем аэродромам, находящимся в населенных пунктах близ райцентра. Он видел тот момент, когда из самолета в Заречном выгружали бочки со спиртом.

                память нетленна

  Память о героях войны должна жить вечно, даже если они уроженцы теперь уже другой страны. Это наш патриотический долг перед теми, кто проливал кровь за мирную жизнь будущих поколений на всей территории бывшего СССР. Не так давно Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил внедрить программу «Ту;ан жер», она предусматривает масштабную работу в сфере образования, в экологической сфере, в благоустройстве населённых пунктов, а также восстановлении культурных объектов и исторических памятников.
«Одним из важных проявлений патриотизма является отношение человека с особой привязанностью к родной земле, её культуре и традициям. Это основа культурно-генетического кода любого народа, которая её определяет, как истинную нацию, а не случайно собравшееся общество», — подчеркивает Глава государства. Наша задача, как граждан страны, претворять в жизнь намеченное Президентом. Поэтому хотелось бы, чтобы по примеру Многоцветенской ОШ в учреждениях образования и культуры района была хоть каким-то образом обозначена незаслуженно забытая  в нашей местности страница истории Великой Отечественной войны под названием АлСиб. Ведь почти в каждой семье, проживающей в Тайынше и селах Большой Изюм, Октябрьское, Заречное, Новоприречное, Мироновка, Многоцветное, кто-либо был причастен тем или иным образом к разворачивающимся здесь событиям, жизни и подготовке летчиков к  фронту.
    Согласитесь, мы с интересом изучаем информацию о прошлом других регионов, стран, континентов, а уникальные  моменты истории своего родного края, порой, остаются не раскрытыми, не сохраненными. Следовало бы взять шефство над могилами погибших в селах Октябрьское и Новоприречное, выяснить, где ещё есть такие захоронения,  установить памятные таблички в данных населенных пунктах. На сегодняшний день память об этом фрагменте истории края увековечена в виде единственной таблички в Тайынше на здании ДЮСШ. Нужно сделать так, что бы ни что не было забыто, и никто не забыт! 
Трасса «Аляска-Сибирь» работала без перерывов, с 1942-го по 1945-й год.  За это время по АлСибу из США и Канады было доставлено 7926 боевых самолётов, а всего по ленд-лизу — около 14 тысяч. Кроме оружия и боеприпасов по этой трассе перевозили золото и слюду (506 т), оборудование для госпиталей, протезы, хозяйственные и канцелярские принадлежности. Перевезено более 300 тонн почты, в том числе 187 тонн дипломатической; инкубационные яйца, иглы для швейных машинок, различные запчасти, продукты питания, обувь и многое другое, всего 18 753 тонны грузов. По этому маршруту за несколько лет перевезено свыше 128-ми тысячи пассажиров, перемещались дипломаты, военные специалисты, в США летали советские послы А.А. Громыко, М.М. Литвинов. Даже вице-президент США Г. Уоллес совершил перелет в Москву по АлСибу. Только представьте, этот поток техники, грузов, людей! Между аэродромами АлСиба были немалые расстояния, поэтому дозаправку по пути многие могли осуществлять в Тайнче и, возможно, какая-либо важная персона посетила тайнчинский аэродром.
Перелеты через весь континент через тысячи километров над океаном, горами, тайгой, пустыней, степью,  в сложнейших погодных условиях, требовали от авиаторов  огромного мастерства и мужества, и они, рискуя жизнью, с честью выполнили свой долг. 27 августа 2006 года в городе Фербанксе, штат Аляска, откуда уходили самолеты в свой долгий путь до фронта, состоялось открытие памятника русским и американским летчикам — участникам перегонки самолетов по ленд-лизу.  Автором является скульптор США Р. Валлен. На памятной плите выбита знаменательная фраза президента Франклина Рузвельта: «Структура глобального мира не может быть создана усилием одного человека. Одной партии или одной нации. Обязательно мир должен стоять на основе взаимодействия всего мирового сообщества». Завершая серию материалов, к этому добавлю высказывание ветерана войны Алексея Уранова, служившего на аэродроме Тайнча, который в своих воспоминаниях писал: «…Мне, как ветерану «АлСиба», очень хотелось бы, чтобы мои воспоминания о годах войны, дошли бы до американских ветеранов авиации, которые вместе с нами, верные союзническому долгу, участвовали в перегонке самолетов для Советского Союза и вместе с нами приближали нашу общую Победу…».
      Со времён войны прошли десятилетия, но слишком долгим оказался период секретности. В результате упущено время, когда можно было собрать максимум информации, фото, артефактов, записать беседы с очевидцами. И все же картину того периода нам удалось восстановить,  все факты и свидетельства говорят о том, что наш Тайыншинский край стал значимой отметиной на одной из героических страниц летописи Великой Отечественной войны, долгое время окутанной ареолом тайны, сегодня мы с гордостью можем сказать: «АлСиб — это тоже наша история!». 
    Благодарим тех, кто словом и делом старался помочь, или просто сохранил память о том времени в душе и в семейном альбоме, увы, некоторых моих собеседников уже давно нет в живых. Спасибо всем нашим помощникам: тайыншинцам И. Лопата, В.Щвецу; большеизюмовцам: А. Пинчуку, В.Гиревому, А. Остапенко, Т. Недвига, В.Радченко, семьям Халаим, Мамич; октябрьцам: Ж. Сатанбекову, К. Гаврилову; новоприреченцам: П. Назарько, В. Зыкину, О. Майер; зареченцу И. Гончару; многоцветенцам: С. Тупицыну, А. Макаренко, П. Ветряку, а также А. Радченко (г. Петропавловск), А. Маслову (г. Москва), М. Головко (с. Смирново), Н.Жданову (с. Калиновка).
Алла Бочкор


Рецензии