Жизнь в цветных пятнах 18

Разные приспособления.
Специальных приспособлений у нас было мало. Приспосабливать приходилось свою руку, обычные предметы в ней к работе без зрения.
   Когда я чищу картошку, то держу нож почти в кулаке, большой палец скользит вперёд, проверяя границу кожуры и мякоти.
Прежде чем отрезать кусочек овоща или мяса, я отмеряю его размер лезвием ножа. Разница между продуктом и доской при этом прекрасно чувствуется. Потому опытная рука довольно точно отмеряет расстояние, когда нож скользит по самому куску. Так можно сделать не только крупные кольца и дольки, но и мелкие кубики для салата.

   Налить воду из бутылки можно, когда её горлышко и край стакана соприкоснулись. В то время, как одна рука льёт, другая закрывает стакан, не даёт бутылке изменить положение.
   Лить кипяток из чайника немного сложней. Из-за температуры его нельзя придержать, поэтому наливающая рука должна действовать точно, иметь силу, чтобы носик не соскакивал с края чашки. Пальцы приходится ставить на самый край и сразу отдёргивать, когда их коснётся вода.
Кто-то наливает горячий напиток на слух, кто-то держит пальцы не в чашке, а на её боках.
   Чтобы насыпать кофе и сахар, чашку располагаю вплотную к банке, чтобы как можно меньше крупинок упало мимо.

   Готовить без зрения не так трудно, как кажется. Кастрюли и сковородки широкие. Когда насыпаешь в них макароны, крупу, картошку промахнуться очень сложно. Перед этим края всегда можно потрогать.
Сперва я очень боялась нарушить пропорции и время приготовления блюда, потом поняла: деревянная лопатка легко чувствует мягкость и густоту, запах продуктов меняется по мере кипения, на худой конец можно попробовать, что получилось.

   О некоторых специальных приборах я знаю. Есть дозаторы для соли и перца, есть чистящий нож для картошки и вибрационный прибор для наливания горячей воды, но мне менять сложившиеся привычки непросто.
В детстве главным специальным прибором для меня являлся обычный нитковдеватель, что продаётся с каждым швейным набором. Вдеть нитку в иглу мне удавалось только с его помощью, чему нас учили в школе на уроках труда.
Телевизор, магнитофон, стиральная машинка, микроволновая печь. Кто-нибудь зрячий показывает, какая кнопка для чего предназначена, я это запоминаю.
Набирать номер на крутящемся дисковом телефоне я научилась, быстро просчитывая дырочки пальцем, успев сделать это, пока не пойдёт новый гудок. Кнопочные аппараты оказались гораздо удобней. Здесь цифры можно просто нажать, ориентируясь по пятёрке, которая на любой цифровой клавиатуре обозначена маленьким выступом, независимо от прибора. Телефон, домофон, банкомат, выступ на цифре пять есть на любом предмете. Так предусмотрено гостом.

   Мой первый мобильник не был озвученным. Несколько основных номеров я набирала по памяти и очень злилась, слыша о множестве недоступных мне функций этого волшебного гаджета.
Какова же была моя радость, когда я узнала, что на некоторые марки телефона Самсунг можно поставить озвучивающую их прошивку. Но время не стоит на месте. В эру смартфонов для них написали специальную программу, возможность использования которой заранее предполагалась производителем.
А те самые сенсоры, что кажутся совершенно недоступными, включают голосовую программу в свой интерфейс при их производстве. Её можно активировать при покупке. Принцип работы прост: чтобы совершить действие, ярлык на экране нужно нажать не один раз, а два. Таким образом, палец незрячего легко исследует расположение всех элементов рабочего стола.

   Для компьютера озвучивающая его программа тоже предусмотрена. Она называется nvda. В интернете её можно найти совершенно бесплатно. Большинство команд, какие делает мышка, дублирует и клавиатура. Они производятся нажатием сочетаний нескольких клавиш, которые можно выучить. Курсор водят клавиатурные стрелочки.
Печатать можно вслепую десятипальцевым методом, как прежде работали секретари.  На каждой компьютерной клавиатуре буквы (О) и (А) тоже помечены выступом, как пятёрка на цифровой.

   Банки консервов, крупы, лекарства часто отличаются размером, формой, плотностью, высотой. Для похожих предметов в доме определяется разное, постоянное для каждого место. Наверное, всех приспособлений перечислить нельзя. Они возникают, когда приходит новое дело. 
   Со временем у каждого незрячего появляются свои хитрости. В школе я знала девочек, которые могли вдевать нитку в иголку губами и языком, без помощи нитковдевателя. Многие режут продукты, отмеряя размеры кусочков не ножом, а пальцами.
Опыт у каждого свой, а результат один: способность к самостоятельной жизни.


Продолжение
http://proza.ru/2020/04/02/1281


Рецензии
Вы правы. Опыт у каждого свой.

Серёга Дмитриев   20.03.2022 12:49     Заявить о нарушении
Именно так!

Лидия Сарычева   21.03.2022 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.