Ч. 11 Дружба врагов

Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2020/03/12/1371

Северный морской путь  всегда привлекал к себе внимание. Если следовать по нему из Мурманска до Иокогамы, то протяжённость маршрута составит около 5770 морских миль, а через Суэцкий канал - 12 840 морских миль.

Неудивительно, что ещё в 30-х годах прошлого века понадобилось создавать на Крайнем Севере сеть метеостанций. В 1931 году на мысе Желания Северного острова архипелага Новая Земля основали полярную станцию.
 
25 августа 1942 года гитлеровцы попытались уничтожить метеостанцию. Её обстреляла немецкая подводная лодка. Несмотря на большие разрушения, станцию удалось отремонтировать.

А вот  другую полярную станцию в заливе Благополучия после обстрела немцами пришлось эвакуировать.

В  1935 году открыли метеостанцию в заполярном поселке Амдерма, а в 1937 году там же – районное бюро погоды. Оно обеспечивало прогнозами Северный морской путь.

В 1934 году в селе Хатангском Главное управление Северного морского пути основало постоянную гидрометеостанцию, а с 1 декабря 1938 года в Хатанге начались регулярные наблюдения за погодой.

Метеостанция на острове Диксон была основана ещё в 1915 году. Во время войны на материковой части, получившей название Нового Диксона, располагались гидрографическая база и Штаб морских операций западного центра Арктики.

Советский Союз и гитлеровская Германия после раздела Польши установили дружественные отношения. Из СССР в Германию шли стратегические материалы и продовольствие по железной дороге и морем.

Германия поставляла в Советский Союз станки, оборудование для добывающей промышленности и военную технику.
 
Но немцы старались затягивать выполнение своих обязательств, ссылаясь на то, что они ведут войну. Сырьё и продовольствие, поставленные фашистам, помогли им вести войну сначала с Англией и Францией, а потом и с Советским Союзом.

Когда началась Вторая мировая война, часть немецких торговых судов осталась в восточном полушарии. Война на море сразу приобрела ожесточённый характер.

Чтобы спасти свои суда, фашистская Германия обратилась с просьбой к советскому правительству осуществить проводку торговых судов Северным морским путём. Кроме того, провести корабль в Тихий океан.

Без карт, без метеорологического обеспечения немецкие корабли пройти не могли. Кроме того, это были советские территориальные воды, требовалось разрешение. Советский Союз помог гитлеровцам и обеспечил проводку немецких кораблей, которые во время плавания в советских  водах вели тщательную разведку.

По Северному морскому пути с помощью советских лоцманов вывели в Тихий океан фашистский вспомогательный крейсер «Komet». Его проводку обеспечивали три лучших советских ледокола  «И.Сталин», «Ленин», «Каганович».

Командир крейсера Роберт Эйссен, который командовал им до 1942 года, впоследствии получил звание контр-адмирала. Он остался жив во время войны и написал потом свои мемуары о командовании крейсером и как он проходил Северным морским путём.

Они изданы под названием: Robert Eyssen: HSK Komet. Kaperfahrt auf allen Meeren. Koehlers Verlagsgesellschaft, Hamburg 2002, ISBN 3-782-20856-0. 

Фашистский крейсер, который с помощью советских полярников, лоцманов и метеорологов вышел в океан, потопил десять транспортов союзников и разрушил предприятия по добыче фосфата в Науру.
 
Сведения, собранные немцами во время плавания, помогли действовать на Севере фашистским подводным лодкам, нападавшим на конвои и отдельные гражданские суда, военные корабли Северного флота и Беломорской военно-морской флотилии.

В 1942 году германский тяжёлый крейсер «Admiral Scheer», следуя маршрутом «Comet», 25 августа потопил ледокол «Александр Сибиряков», а 26 и 27 августа обстрелял Диксон и находившиеся на рейде суда.

Во время перехода своих судов по Северному морскому пути  немцы произвели фотосъёмку берегов, благодаря которой смогли выбрать места для оборудования во время войны своих метеостанций на советской земле в Заполярье.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/03/21/1135


Рецензии
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.