Сны и сновидения

Дважды в своей жизни, в совершенно не связанных обстоятельствах, я попала - это всё чистая правда - в похожие ситуации. И в том, и в другом случае мне пришлось оставаться в гостях на ночь, и... ох, да ладно, если б хоть у подружек-студенток... Так нет же - у взрослых хозяек!

В общем, эти самые взрослые женщины предложили мне пользованное постельное. Чтобы я на нём "доспала". Чтобы потом, когда уберусь восвояси, разом выстирать оное - после себя и меня. (В благоустроенном-то "автомате"!)

Когда через много лет об этом узнал мой папа, он по-мужски подытожил: "Это просто шайтан-арба!" На вопрос, почему я не отказалась, пояснила: "Чтобы не обидеть хозяев". Так и спала на чужих простынях с женскими бордовыми пятнышками... Но умела быть благодарной, хотя про такое не скажешь, мол, мягко стелют, да жёстко спать. Нет. Стелили немягко.

Ну и зачем (кто-то спросит) вспоминать всё теперь? "Ну, бывает", "с кем не бывает?"
Да это лишь только присказка. А сказка-то вот она вся...

***

Меня самой ещё и на свете не было, когда мои будущие родители поехали на Кавказ: Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск - курорты Ставропольского края. У нас там живёт половина семьи, это тоже родные места, и о них тоже хочется рассказать, но давайте начнём по порядку.

На дворе стояли '80-е. Мои родители, оба студенты, отправились на малую Родину моей будущей мамы, а тогда ещё - юной Светы. Поскольку в советские времена по-старинному уже не сватались, Света просто познакомила со своей семьёй жениха - моего будущего папу.

Юный Тойво всему удивлялся: он, истинный северянин, впервые рвал персики прямо с деревьев, ездил в ущелья, на перевалы. А под горами - пашни, поля да сады (в основном, конечно, совхозные). Кукуруза, арбузы, дыни, сливы; размером с кулак - помидоры. Однако скоро была "перестройка", совхозы приходили в упадок, и в честь будущих призрачных перемен простым людям достался "пряник"! В соотношении примерно 1:10 можно было брать часть урожая: собираешь для совхоза 10 вёдер плодов - ведро себе забираешь. Тойво, ("на Севере день кормит год") конечно, не мог отказаться. Засучив рукава, они с мужиками снарядились в село Александровское - там сады в это время ломились от персиков, сладкий сок тёк по рукам...

А у нас аккурат в тех самых краях жила родственница - баба Валя. И мужички, раз уж выдалось мимо ехать, заглянули к старушке на чай. Пока то да сё: "Все ли живы-здоровы?" - наступила тёмная ночь. Баба Валя, поджарив сковородку картошки, пошла подготавливать горницу. Пирамиды подушек, перины, подзоры, чистейшие белые простыни... Наши дядьки, благодарно разделавшись с ужином, аж постеснялись взойти на порог.

И ведь никакого тебе порошка, никакого тебе "автомата"...
Мыло, тазы, речная вода...
"Баба Валя! Что Вы! Не надо!!!"

***

"Нам этого труда так было жаль, что мы улеглись прямо на пол", - папа Тойво до сих пор любит рассказывать, как принимала гостей баба Валя...


© Елена Кембор
(Елена Кемпи-Боронина)


Рецензии