Яромир Хладик как идея будущего литературы

        Количество писателей, издателей, книг в настоящее время превысило уже все мыслимые, да и немыслимые пределы.

        Команда одного широко известного поисковика, например, подсчитала, что одно только количество наименований книг превышает 130 миллионов. И это только печатные издания, поскольку подсчёт вёлся по количеству Международных стандартных номеров книг (ISBN)! А сколько книг, рассказов, рассказиков, миниатюр, стихов, поэм, а также и авторов, их составивших, находится в Великой Сети – страшно помыслить!

        Так может быть перейти вновь на древний способ изложения книг – устный? Ведь посредством изустной передачи всё лучше запечатлевается в умах, как говаривал в своё время Толстой Л.Н.

        А может быть, предпочтительней, чтобы стихи, романы, эссе и проч. не выходили за пределы черепной коробки их творцов?

        Думая о такой перспективе книготворчества, я вспоминаю о небезызвестном персонаже рассказа Борхеса «Тайное чудо» Яромире Хладике.

        Как известно, Бог даровал Хладику год, в течение которого он смог закончить трагедию «Враги», изложенную гексаметром и считавшуюся им делом всей своей жизни.

        Что с того, что он не мог физически изложить своё творение на бумаге, обнародовать его? – Ведь в конечном итоге любой автор остается наедине со своим творением – иные люди, будучи иными, в любом случае понимают результаты его труда иначе, чем он сам, вкладывают в него совершенно иной смысл.

        Взять самого Борхеса – какой смысл он вкладывал в «Тайное чудо»? Каждый понимает его рассказ по-разному. Сама идея возможности остановить время при отсутствии шансов извлечь хоть сколь-нибудь существенную выгоду из этого, привлекает к себе внимание.

        Также мало кого оставит равнодушным описание неоконченной пьесы «Враги», в которой повествуется о бароне Ремерштадте, оказывающемся на самом деле Ярославом Кубина, домогавшемся ранее невесты Ремерштадта и пребывающем ныне в непрерывном круговороте своих бредовых иллюзий.

        Обращает на себя внимание и рассуждение Борхеса: «Хладик никогда не спрашивал себя, была ли эта трагикомедия ошибок безделкой или шедевром, набором случайностей или цепью последовательно связанных явлений».

        Хладик составлял свою пьесу, написанную гексаметром – изобретением бродячих аэдов, по словам Борхеса «трудился не для потомства, даже не для Бога, чьи литературные вкусы были ему неведомы». Не имея возможности запечатлеть гексаметры, приходящие ему в голову, он уподоблялся бродячим аэдам, которые свои творения не записывали.

        В принципе Хладик мог бы и не стараться, додумывая свою пьесу до конца, – Борхес в общих чертах передал содержание трагедии в своём рассказе. Однако откуда Борхес знал содержание «Врагов» не совсем понятно.

        Автор полагает, что Борхесом был предпринят рекламный ход – завуалированно он пытался анонсировать свою собственную пьесу, написание которой планировал в ближайшем после издания «Тайного чуда» времени.

        Вместе с тем, судя по отсутствию среди произведений Борхеса пьесы с таким названием, очевидно, что от своей затеи он вынужден был по тем или иным причинам отказаться.

        Действительно, писать абсурдистскую пьесу гексаметром, да ещё и на чешском, который Борхес, смеем полагать, знал не очень хорошо, а затем переводить её на испанский, изложив тем же гексаметром, – титанический труд!

        Хотя может быть автор и заблуждается.

                ***
Впрочем, автор отвлёкся. Заглавие статьи гласит «Яромир Хладик как будущее литературы», поэтому необходимо придерживаться заданной названием темы.

Посыл достаточно простой: зачем марать бумагу, если всё равно никто не читает? – Создавайте поэмы, романы, рассказы в уме и рассказывайте их сами себе.

        Как максимум можете пересказывать их своим друзьям и знакомым, супругам, любимым, домашним животным, деревьям в лесу, траве на лугах и в полях, воде морской и океанической, речной и озёрной, льду, звёздам, но не надо их печатать, выкладывать, пытаться издавать, оббивая пороги, в том числе виртуальные, издательств и редакций журналов.

        Творите запутаннейшие интриги в своей голове, не забивайте ими головы других людей и не пытайтесь втюхать им за их же деньги – хорошо?

        Это, во-первых, поможет сберечь иссякающие ресурсы Земли – ведь известно, что для изготовления одной книги требуется около 5 килограммов дерева, а чтение книг на электронном носителе хотя и экономит бумагу, но приводит к увеличению затрат электроэнергии, объёмы которой тоже, к сожалению, не бесконечны.

        Во-вторых, рассказать что-то новое, ещё не пройденное, всё равно не удастся, и всё новое превращается, при внимательном, знающем прочтении, в хорошо забытое старое. Кого, как вы полагаете, всерьёз развеселят или огорчат ваши мелкие или крупные, невыдуманные или выдуманные проблемы?

Читатели, верно, возразят автору тем, что, мол, автор-то сам сейчас это рассуждение пишет, а не просто лишь мыслит.

Автор может ответить следующим образом: после написания сего труда автор прекращает писать. Плести узоры своих рассказов и романов он намерен исключительно внутри себя, подобно Яромиру Хладику («неподвижный, затаившийся, он прилежно строил свой незримый совершенный лабиринт»).

        Хотя может быть автор и заблуждается.


Рецензии