Намёк на Страшный суд...

(записи из блокнота)

1.  До того, как Хичкок стал Хичкоком, он был рисовальщиком титров для немых кинофильмов,
     а затем художником-постановщиком, сценаристом и помощником режиссёра. Его
     режиссёрская карьера началась в 20-х, почти сто лет назад, когда Хичкок один за другим
     снял около десятка немых фильмов. Этот воистину гениальнейший режиссёр настолько
     визуален, что ему не требуется звук. Каждый миллиметр кадра у Хичкока продуман, выверен
     и не случаен. Не отрываясь от экрана, всматриваешься (как и подобает в истинном
     кинематографе), а не вслушиваешься в сюжетное повествование (как при прослушивании
     радиопередачи). Тем не менее в хичкоковских фильмах всегда  отменный текст, блестящие
     диалоги, тонкий юмор, с заметным оттенком типичного для англичан жанра нонсенса.

2.  Говоря о Хичкоке, все непременно называют его устрашающе-завораживаюший фильм
     «Птицы». Дафна Дюморье, по рассказу которой Эван Хантер написал сценарий, создала
     в английской литературе  первой половины двадцатого века грозно-пророческие образы,
     жёстко-психологичный настрой и романтический флёр с налётом мистики. Трудно представить
     кинематограф Альфреда Хичкока без неподражаемой пульсирующей музыки Бернарда
     Херрмана. Но вы помните.., вы заметили…  В фильме «Птицы» музыки нет. Херрман указан 
     в титрах  лишь как ''sound consultant'' (консультант по звуку). Тема этого фильма – ужас, а ужас
     зачастую  беззвучен (''тихий и холодный ужас''). Он присутствует почти во всех лентах Хичкока,
     нередко выступая в роли очевидного катарсиса. Это может быть ужас перед одиночеством и
     заброшенностью или духовный ужас перед бессмысленностью и пустотой человеческой жизни.

3.  Сам Хичкок неоднократно заявлял, что ему важна не мораль, которой все ждут от любого
     повествователя, и даже не какая-нибудь своевременная и направляющая послушные массы
     идея, запечатлённая в кинокартине мастера. Альфреду Хичкоку всегда важна лишь манера,
     при помощи которой рассказывается история. При этом гениальный режиссёр нередко мог
     обращаться к таким средствам выстраивания интриги, как вульгарная психология,
     демонстрация примитивной приверженности к католицизму, отуупляющему абстрагированию,
     намеренному и демонстративному уходу от реальности и прочему. Его выбор мест для
     съёмок всегда отличался особенной экстравагантностью. Чего, впрочем, нельзя сказать, к
     примеру, о хичкоковском шедевре «Окно во двор» - чуть ли не самом любимом мною
     фильме. Его сценарий написан по рассказу Корнелла Вулрича «It Had to be Murder»
     («Наверняка убийство»). По другим источникам рассказ назывался «Murder from a Fixed
     Wiewpoint» («Убийство с фиксированной точки зрения»).

4.  «Окно во двор» - это своего рода кинематографический эксперимент, ставший
     незабываемым шедевром мастера саспенса. Вынужденная неподвижность, нетерпеливое
     и пассивное ожидание – вот та напряжённая ситуация, в которой оказывается главный
     герой киноленты. Хотя я довольно часто смотрю этот фильм и давно заучила его, что
     называется, ''до дыр'', мне спустя какое-то время кажется, что он чёрно-белый, хотя фильм
     цветной. Я бы с особой заинтересованностью и любовью отметила: по-хичкоковски цветной, 
     с перфекционистски выверенным колоритом. Только Хичкоку присуща особенная окраска
     его кадров – от чопорно-сдержанных, до кричаще-убийственных!.. Камера показывает
     происходящее с точки зрения героя, на время прикованного к инвалидному креслу. В такой
     режиссёрской подаче видится метафора кинематографа вообще. Тем не менее, картина
     чрезвычайно насыщена и динамична.

5.  У Хичкока, глазами которого его герои подглядывают за реальностью, поделённую на
     смысловые фрагменты, обрамлённые оконной рамой, - неиссякаемая пессимистичная ирония
     и язвительность, которые нам, зрителям-интеллектуалам, не чужды. Поэтому мы получаем
     ни с чем не сравнимое удовольствие, которое присуще мыслящему человеку. Словно мы
     изучаем некий философский трактат или прозреваем глубины добротно организованной
     системы мира. Если смотреть сопереживающе, то замечаешь не столько физическое, сколько
     духовное одиночество хичкоковского героя, – кстати, выдающегося фоторепортёра одного из
     солидных американских изданий. Можно добавить, что сценарий, написанный Джоном
     Майклом Хейзом по рассказу Вулрича, копирует фабулу рассказа Герберта Уэллса «Через
     окно». Некоторые критики обращают внимание на превосходно воплошённую в
     хичкоковском «Окне во двор» идею микрокосма. Для воплощения  драматургии и
     реалистичности картины Франц Уэксмен проявил фантастическое мастерство в
     использовании звука.

6.  От пристрастного внимания женщин, разумеется, не ускользнуло ни одно из изящных и
     безупречных телодвижений самой красивой ''хичкоковской блондинки'' Грейс Келли. Её Лиза
     Фремон – так зовут возлюбленную главного героя – время от времени появляется в кадре,
     одетая соответственно стилю «New Look» от Кристиана Диора, и эта женщина божественна,
     великолепна! Мне чрезвычайно импонирует восторженно-влюблённый взгляд  главного
     героя  Л. Б. Джеффриса по прозвищу Джефф, которого безупречно играет Джеймс Стюарт.
     Прообразом для любовных отношений главного героя хичкоковского фильма стал роман
     знаменитого  фотографа Роберта Капы и актрисы  Ингрид Бергман. Кстати, это единственный
     фильм, в котором  Грейс Келли курит. Свой же «Оскар» она получала в не менее роскошном
     платье от модного дома Givenchy. Всем известно, что Юбер де Живанши одевал героинь,
     сыгранных одной из самых мною любимых актрис Одри Хепбёрн.

7.  Если и дальше присматриваться к деталям, которыми изобилует фильм Хичкока « Окно
     во двор», то  - ''для тех, кто понимает'', - главный герой пользуется камерой Exakta VX с
     объективом Kilfitt Fern-Kilar f/5'6 400 mm lens и носит часы Tissot. Интерьер же квартиры
     героя Джеймса Стюарта повторяет обстановку квартиры знаменитого американского
     фотографа Слима Ааронса. Обстановка шедевра Альфреда Хичкока «Окно во двор» важнее
     сюжета, как, впрочем, и в целом ряде его кинолент, где сюжет – лишь фрагмент обстановки.
     Отсюда возникает мысль о бесконечности мира. За пределами интерьера сквозь
     симметричный, ууравновешенный контур широкого, во всю стену, окна мы вместе с героями
     ленты с любопытством доморощенных частных детективов наблюдаем ''живую картинку'', в
     полной мере являюшую нам доказательство полнейшей некоммуникабельности жильцов
     небольшого городского двора, входящего в состав огромного мегаполиса, который
     подразумевается в сюжете фильма и вполне реален.

8.  Однако же вернёмся к тому, с чего начали, к Дафне Дюморье: «Чёрные и белые, галки
     и чайки, объединившись в этом странном товариществе, они искали какого-то освобождения
     – но так и не находили его, так и не могли успокоиться. Стаи скворцов с шелковистым
     шелестом перелетали с места на место, подгоняемые всё той же жаждой движения, а птицы
     помельче, зяблики и жаворонки, как заведённые перепархивали с деревьев на изгороди и
     обратно…». После выхода фильма «Птицы» на экраны критика приняла его сдержанно. Иным
     хотелось рационального объяснения пугающего людей поведения птиц. Сам Хичкок объяснял
     причину  ''птичьего хаоса'' бешенством пернатых. В прессе тех лет были сообщения о том, что
     в окрестностях Лос-Анжелеса наблюдались похожие случаи. Тем не менее, Хичкок акцентирует
     внимание именно на необъяснимом поведении огромных птичьих сборищ. Гений мирового
     кинематографа говорит нам о неспособности человечества смириться с жестокостью природы
     и всеобщим непониманием смысла вселенной. Намёк на Страшный суд…


Рецензии