Эсхатологические мотивы в матренином дворе а. солж

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В «Матренином дворе» А. Солженицына: попытка интерпертации
(наброски)

Большинство эсхатологических мотивов возникает в связи с описанием избы Матрены, где живет рассказчик. О мышах за обоями говорится: «Их движение было жизнь». Следует отметить, что после смерти Матрены о мышах ни разу не говорится, хотя на другие мелкие детали рассказчик не перестает обращать внимания.

Тараканы отождествляются с шумом океана.

Изба Матрены, таким образом, оказывается отдельным космосом, в котором есть свое население  (фикусы образуют «толпу»), плакаты о книжной торговле и уборке урожая (важные аспекты жизни).

Большинство мотивов и деталей, связанных с эсхатологией, появляется после эпизода поломки избы.
После пьянки, предшествующей гибели Матрены, названной «Побоищем», тараканы заполняют кухню. Т. к. тараканы = океан, то это можно интерпретировать как аллегорию потопа, в конечном итоге – всемирного потопа после последней битвы. ( По В. Топорову етс. Море – уже сам по себе мотив, связанный с эсхатологией, так что ассоциации с концом мира могут возникнуть уже при первом упоминании этого шума тараканов). Рассказчик сразу кидается прибирать следы побоища, пытаясь придать кухне прежний вид, т. е., возвратить мир в первоначальное состояние, но ему это, разумеется, не удается: этот космос уже обречен.

В финальной фразе  тоже возможно увидеть связь с эсхатологией: «(Без праведника) не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Другими словами, если праведник погиб, то мир обречен. В самом рассказе гибель праведника наступает уже после крушения мира (поломки горницы), но это относится только к ее отдельному маленькому космосу (избе), а омертвение большого мира начинается после ее смерти: ср. плач по Матрене, в котором есть как бы сознательная установка на отсутствие жизненности: старуху, которая пытается заключить в этот плач реальную скорбь, унимают.

Грехов «Меньше, чем у кошки» (кошка тоже безгрешная, тоже ослабленная, ее исчезновение – предпосылка гибели).

1996


Рецензии
Согласна, и эсхатология тоже имеет место быть.
Порушили хату вот вам и мотив эсхатологии.
Мыши - жизнь, а тараканы - смерть.
Оно и понятно, мыши, как крысы бегут с тонущего корабля.
А ведь дом крестьяне русские строили,именно, как корабль в небо.
Прочитайте у Есенина "Ключи Марии"
А тараканы числяться в немногочисленном списке выживших после атомной всемирной катастрофы.
Всё складывается в единую,цельную картину мира, как всегда в настоящем произведении искусства.
Считаю это рассказ более значимым в творчестве Солженицына,чем даже, "Архипелаг Гулаг".
И ещё раз я вспомнила своего незабвенного профессора- преподавателя русской литературы ЛГИТМиКа тогда ещё, Чирвы.
Его слова запомнила на всю жизнь: "В русской литературе образ героини - это всегда, образ России".
Эти слова, как золотой ключ открываю многие тайны русской, классической литературы.
Кто помнит Чирву? Отзовитесь!
P.S. Но есть капля надежды в картине апокалипсиса Солженицына, это- горький, неутешный плач невесты, кому везли приданое, той, что девочкой жила у Матрёны и сердцем впитала её завещание, истинное своё приданое.
Уверена, её, свою вторую духовную мать,она не забудет НИКОГДА и своим детям о ней расскажет.
Да и односельчане будут долго помнить. У них внезапно открылись глаза на того, кто скромно,незаметно, словно кошка, жил рядом с ними.
И не спроста судьба привела будущего писателя именно в дом Матрёны, не иначе, как божий промысел.

Елена Новичкова   05.11.2021 15:13     Заявить о нарушении
Спасибо за интересное развёрнутое рассуждение!
Рассуждение Есенина о сакральном смысле частей избы - читал, помню и люблю!
Преподавателей ЛГИТМиКа, увы. не знаю, у меня был другой вуз, а в юности мне нравилась книга Вл.Турбина "незадолго до Водолея" и его наблюдения, касающиеся символических деталей в произведениях русской литературы.
Мой мини-очерк о "Матрёнином дворе" отчасти был навеян чтением этой книги...

Работник Неба   05.11.2021 03:31   Заявить о нарушении