C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Концепция относительно влияния Генделя

Нашел серию картин, тематически связанных с эпизодами в опере Генднля «Ринальдо». Предполагаю, что смещение в тематике картин до генделевской оперы и после неё, в какой-то степени, отражает влияние Генделя на общественное мировосприятие.

Опера известна в трёх редакциях (1711, 1717 и 1731 гг.) После 1731 г. опера не ставилась вплоть до 20 века.

Это мне видится, как слабая корреляция между впечатляющей силой оперы Генделя (как исторической концепции, как политической программы) и развитием общественных настроений, выражаемых художниками.
Это не доказанная зависимость, но концепция, подсказанная обозначившейся слабой корреляцией и требующая подтверждающей проверки выявлением релевантных дополнительных фактов и отношений.

Концепция такая:

а) под воздействием Генделя состоялось некоторое смещение фокуса озабоченности художников и общества от любовных проблем к проблеме борьбы за осуществление общественных целей.

б) Гендель, в какой-то степени сознавая, а больше - досознательно, взял на себя миссию поиска и подталкивания общества к совершенствованию морально-нравственной стороны проживания.

Используя подборку картин по теме «Ринальдо и Армида»,  я попытался выявить изменение тематического спектра картин по этой теме после постановок оперы Генделя «Ринальдо».

«Ринальдо» – одна из первых опер, которая принесла Г. Ф. Генделю европейский успех. По общему мнению исследователей, она считается одним из лучших достижений композитора в этом жанре. ... шедевр двадцатишестилетнего немецкого гения.

Опера Генделя написана в 1711 году. Неоднократно ставилась при жизни композитора, так как была восторженно принята публикой: в течение первого сезона ее давали 15 раз, в 1717 г. – 11 раз, в 1731 г. – 6.

Написана по заказу Аарона Хилла, являвшегося на тот момент директором английского театра. Английский поэт, драматург и театральный деятель Аарон Хилл написал либретто, Генделю было поручено написать музыку.
А. Хилл, создавший сценарный план на английском языке, пригласил итальянского поэта, либреттиста Дж. Росси написать либретто на итальянском языке.
 
Аарон Хилл всегда хотел поставить оперу, которая не уступала бы по идейности сюжета, стройности драматургии и зрелищности «Дидоне и Энею» знаменитог,о в то время, предшественника - Генри Пёрселла. Его привлекла, прежде всего, главная идея литературного сочинения - идея воспитания чувства долга перед родиной и обретения духовных ценностей, что было необычайно актуально в период широкого распространения в европейской драматургии принципов французского классицизма.
 
К сюжету «Освобожденного Иерусалима» и его отдельным мотивам уже обращались многие европейские художники, поэты, композиторы. И после Генделя и Хилла поэма Тассо не утратила своей привлекательности. 

Тассо - первый автор, использовавший для сюжета не только литературные, но и исторические источники. Поэма Тассо считалась общепризнанным образцом эпопеи, вызвала множество подражаний и была переведена на многие языки. В поэме черпали вдохновение не только литераторы, но и художники, деятели театра, композиторы.

(Не буду торопиться подгонять случай с этой оперой Генделя под шаблон типа «борец с самодержавием», «протест против капиталистической эксплуатации» и т. п., хочу только проверить свою концепцию).

Главной идеей оперы «Ринальдо» является «борьба добра и зла», в которой побеждают силы добра. К образной сфере «добра» («света») относятся персонажи, отстаивающие христианство и сражающиеся за его идеалы. К образной сфере «зла» («тьмы») относятся персонажи, исповедующие ислам; им помогают силы волшебства.
Таким образом, противоборство сил действия и контрдействия воплощено в противопоставлении двух лагерей, что и становится главной пружиной развития конфликта, направляемого религиозной идеей освобождения Иерусалима, и реализуется в образной структуре.
 
Эпизоды, связанные с историко-героической и волшебной линиями, в либретто Хилла переданы наиболее близко к первоисточнику. Проведенный специалистом, мотивационный анализ оперы показал, что, в ряде арий явлены «мотив долга - героического подвига, стойкости духа», «мотив страха», «мотив мести», «мотив партнерства».

В конце XVII века римские литераторы, основавшие Аркадскую академию (1690), выступили против свойственных тогдашней итальянской трагикомедии абсурдности сюжетов, низкого качества поэтических текстов, смешения жанров и характеров персонажей, непристойных сцен, огромного количества декораций и «переизбытка арий». Подобная развлекательная театральщина тормозила развитие общественного настроения и сознания. К тому же итальянцы познакомились с французским театром Людовика XIV, где отражались классицистические идеалы, противоположные «барочным излишествам и неожиданностям» - в 1690 году в Риме была поставлена «Армида» Люлли. Французская опера несла «идею утилитарности искусства, приравниваемого отныне к иллюстрации полезной истины» (Симонова Э. Итальянское барочное либретто XVII–XVIII века: От ранней dramma per musica к метастазиевской драме/Музыкальное искусство барокко: сб. статей/М.: МГосКонсерватория, 2003).
Итальянский либреттист был носителем таких венецианских настроений.

Введение в повествование любовной линии, отсутствующей в избранных фрагментах первоисточника, объясняется особенностями сюжетосложения итальянского оперного либретто конца XVII – начала XVIII века, на которые ориентировался Гендель и тогдашний европейский театр в целом.

Историко-героическую тему в либретто и музыкальном оформлении поддерживало влияние традиций английского и французского театров рубежа столетий.

«Ринальдо» стала не только первой оперой самого Генделя для английской сцены, но и первой образцовой итальянской оперой в истории театра Англии. Молодой и пока еще неизвестный лондонской публике Г. Ф. Гендель в 1711 году. получил успех и тоже стал «фактором влияния» на миропонимание и мироотношение людей.

Рефлексия

1)Заявленная концепция, безусловно, далека от перевода в теорию. Получена некоторая иллюстративная обоснованность

2)Этой публикацией я наглядно продемонстрировал свою абсолютную оперную и, шире - культурную, малограмотность и природную малоспособность. (хотя, в моей х-ероической биографии есть участие в опере «Кармен» - в балетной труппе! Приехав по распределению в подмосковный Жуковский, в ЦАГИ Минавиапрома, я, «для развития навыков социализации», записался в драматическую студию. На одну из репетиций пришла руководительница оперной студии и попросила сыграть в завтрашнем спектакле группу пиккадоров. Назатра нам одели парики, камзолы, дали в руки палочки-пики и я тоже поскакал по сцене под музыку Бизе! Претендую числить за мной некоторый уровень профессионализма в суждениях об оперном искусстве:).

Приложение. Картины, представленные в таблице,
Рыцари, вышедшие в крестовый поход против неверных, захватывали один город за другим. Но те не сдавались без боя, нанося рыцарям удары. Страшная кара ожидала тех, кто выжив, попадал в плен.
Наша же история начинается с того, что воины правительницы Армиды захватили в плен рыцарей.

До оперы Генделя

1.Встреча спящего врага

16 век. Последователь Веронезе. Ринальдо и Армида
1625. Николя Пуссен. Ринальдо и Армида
Пуссен: “Тема должна быть взята благородная… содержание и сюжет должны быть величественны…” Его привлекали героические поступки, “возвышенные страсти”, то, что могло служить образцом моральных норм; он хотел создать образ идеально-прекрасного мира, где царит гармоничный человек, совершенный телом и духом.

1700. Болонская Школа. Ринальдо и Армида

2.Армида влюбляется в Ринальдо

1629. Энтони ван Дейк. Ринальдо и Армида
1635-50. Антонио Мария Вассалло. Ринальдо и Армида

3.Армида похищает Ринальдо

17 век. Андреа Камассей. Армида похищает Ринальдо Когда Ринальдо очнулся от зачарованного сна, увидел он прекрасный сад, прекрасную девушку, склонившуюся к нему, и его сердце наполнилось любовью.

1637.Николя Пуссен. Похищение Ринальдо

Сюжет взят из поэмы итальянского поэта XVI века Торквато  Тассо “Освобождённый Иерусалим”. В одном из эпизодов рассказано о том, как волшебница Армида, в чьих владениях оказался Ринальдо, хотела убить рыцаря, но, покорённая его красотой, полюбила юношу и унесла в свои сады. Главная тема - это могущество, величие чувства; и любовь, в которой раскрываются лучшие качества человека, приравнивается Пуссеном к героическому, благородному деянию. 

1680(85) Джованни Баттиста Гаулли. Ринальдо и Армида

4.Взаимная влюбленность

17 век. Джованни Баттиста Тьеполо. Ринальдо и Армида в саду.
1700. Болонская Школа. Ринальдо и Армида. Они любили друг друга, позабыв о том, что идет война, что они враги. Для них вся жизнь была только в их любви. Ринальдо и Армида желали только одного, чтобы любовь не кончалась и становилась только больше.
Поэтому они во время ласк любили смотреть на себя в зеркало, тем самым удваивая любовь.В зеркале отражались юноша с влюбленным взором, направленным на избранницу, и девушка с надменной улыбкой, не забывающая о том, что она своими женскими чарами (и немного волшебством) победила врага

1709. Виллем ван Миерис. Ринальдо и Армида

5.Друзья тревожатся за Ринальдо

1704.Луи де Булонь Младший. Ринальдо и Армида.

6.Друзья советуются с магом

7.Друзья пришли за Ринальдо

8.Друзья уводят Ринальдо

1690. Джузеппе Пассери. Армида и друзья Ринальдо
17 век. Николя Коломбель. Ринальдо покидает Армиду.
1706. Маркантонио Франческини. Покинутая Армида.

9.Отчаяние покинутой Армиды

1709. Маркантонио Франческини. Покинутая Армида.
Армида в отчаянии. Она хочет мстить и не в силах — любовь к прекрасному рыцарю сильнее жажды мести. Тогда Армида обращает свою волшебную силу против себя самой. Вызванные ею духи, выполняя приказ повелительницы, разрушают дворец. Под его обломками погибает Армида.
А что Ринальдо? Впереди его ждали подвиги, ждала победа в войне. Но не так он быстро отошел от расставания с той, что заставила (пусть и обманным путем) полюбить себя.

После представления оперы Генделя

1.Встреча спящего врага

1725. Себастьяно Конка. Ринальдо и Армида Ох, как рассердилась Армида на Ринальдо, решила отомстить ему. Наслала на него зачарованный сон. Ведь была она волшебницей, и такие действия были для нее пустяком.
Заснул Ринальдо крепким сном, а Армида, зажав в руке нож, спокойно подошла к спящему.

1742(45) Джованни Баттиста Тьеполо. Армида встречает спящего Ринальдо

2.Армида влюбляется в Ринальдо

1743.Шарль-Андре ван Лоо. Ринальдо и Армида

3.Армида похищает Ринальдо

1763.Жан-Оноре Фрагонар. Ринальдо и Армида.
1733. Шарль-Антуан Койпель. Спящий Ринальдо  Приказала Армида своим служанкам перенести спящего Ринальдо в свой Волшебный сад, что раскинулся вокруг дворца.

4.Взаимная влюбленность

Они любили друг друга, позабыв о том, что идет война, что они враги. Для них вся жизнь была только в их любви. Ринальдо и Армида желали только одного, чтобы любовь не кончалась и становилась только больше.
Поэтому они во время ласк любили смотреть на себя в зеркало, тем самым удваивая любовь.В зеркале отражались юноша с влюбленным взором, направленным на избранницу, и девушка с надменной улыбкой, не забывающая о том, что она своими женскими чарами (и немного волшебством) победила врага.

1733. Шарль-Андре ван Лоо. Ринальдо попадает под чары Армиды Но увидела Армида спящего рыцаря вблизи и дрогнуло её сердце. Никого никогда не любила Армида, а Ринальдо сразу же покорил её. Влюбилась Армида и опустила нож, не смея нанести удар.
1735. Карл ван Лоо. Ринальдо и Армида
1752. Джованни Баттиста Тьеполо. Ринальдо и Армида в саду.
1766. Луи Жан-Франсуа Лагрене. Ринальдо и Армида
1773. Антонио Цукки. Ринальдо и Армида
1828.  Карл Фердинанд Сон. Ринальдо и Армида  Карл Фердинанд Сон. Ринальдо и Армида,
Рыцари, вышедшие в крестовый поход против неверных, захватывали один город за другим. Но те не сдавались без боя, нанося рыцарям удары. Страшная кара ожидала тех, кто выжив, попадал в плен.

19 век. Франческо Паоло Хайес. Ринальдо и Армида

5.Друзья тревожатся за Ринальдо

А тем временем друзья Ринальдо - Карло и Убальдо - встревожились долгим его отсутствием. Они искали его повсюду, но даже не нашли его следов.

1734. Франсуа Буше. Ринальдо и Армида.
В печали пришли они к магу Аскалону, чтобы узнать о судьбе друга.

1772. Анжелика Кауфманн. Ринальдо и Армида 

6.Друзья советуются с магом

1782. Иоганн Генрих Тишбейн Старший. Карло, Убальдо и маг Аскалон. Поведал тот, что друг их Ринальдо находится в волшебном саду у Армиды, позабыв и о друзьях, и о войне, и о долге.
Отправились друзья в тот сад, чтобы спасти друга от волшебных чар Армиды. И, действительно, увидели они влюбленного Ринальдо.

1785. Луи-Жан-Франсуа Лагрене. Карло и Убальдо обдумывают план спасения Ринальдо.
Но им всячески мешают служанки Армиды (они же нимфы), надеясь так же очаровать друзей, как сделала Армида.

7.Друзья пришли за Ринальдо

1742(45) Джованни Баттиста Тьеполо. Ринальдо и Армида в саду. А тем временем друзья Ринальдо - Карло и Убальдо - встревожились долгим его отсутствием. Они искали его повсюду, но даже не нашли его следов.

1742(45) Джованни Баттиста Тьеполо. Армида, оставленная Ринальдо.
1755. Джованни Антонио Гварди. Карло и Убальдо противостоят чарам нимф Армиды.
Но друзья оказались сильны духом - остались равнодушными к прелестям нимф.

1782. Иоганн Генрих Тишбейн Старший. Карло и Убальдо противостоят чарам нимф Армиды.
Представ перед Ринальдо, они напоминает другу о подвигах, которые его ожидают, о долге перед товарищами, о войне, что не кончается. Ценой огромных усилий Ринальдо удается, наконец, освободиться от любовных чар.

8.Друзья уводят Ринальдо

1733. Карл ван Лоо. Ринальдо покидает Армиду.
1776. Анжелика Кауфманн. Армида напрасно прилагает усилия, чтобы предотвратить отъезд Ринальдо.
18 век. Последователь Карла ван Лоо. Ринальдо отказывается от Армиды.Взмолилась Армида не покидать её, просит остаться с ней. Но все тщетно. Ринальдо прозрел - вся любовь была лишь обманом, лишь волшебными чарами. Он покидает Армиду.

1782.Иоганн Генрих Тишбейн. Ринальдо покидает Армиду.
Армида в отчаянии. Она хочет мстить и не в силах — любовь к прекрасному рыцарю сильнее жажды мести. Тогда Армида обращает свою волшебную силу против себя самой. Вызванные ею духи, выполняя приказ повелительницы, разрушают дворец. Под его обломками погибает Армида.

1785. Жан-Жак Лагрени. Ринальдо покидает Армиду

9.Отчаяние покинутой Армиды


Рецензии