Ранним утром

От деревни к реке дорога шла под гору, огибая тыны огородов и извиваясь между камнями.

Ранним утром над рекой и полем расстилался густой туман, но это не мешало Васе, подростку лет четырнадцати, спускаться к реке. Он любил рыбачить на рассвете и, привычно закатав штаны до колен, шел босиком. В одной руке Вася нес удочку и корзинку для рыбы, а в другой - корзинку с завтраком: черный хлеб с солью и крынку молока.
 
Большая часть сверстников Васи чаще покупала гамбургеры, чизбургеры и прочие лакомства и часто подтрунивала над ним, когда видели, как он ест простые бутерброды и черный хлеб с солью. Однако это не смущало его. Он рос в простой семье, предки которой не один век жили в своем родном селе, никуда не переезжая. Его отец был агрономом, а мать работала зоотехником на ферме. Их семья была большой. У Васи было две младшие десятилетние сестры-близняшки Маша и Лиза, а также шестилетний и самый младший в семье брат Олег.
 
Для своего возраста Вася был невысок, но во всей его фигуре было что-то взрослое. Да он и был таким. Когда родились его сестры, он стал не по-детски задумчивым и часто рвался помогать матери, ухаживать за ними.

Худое лицо подростка было загорелым, рыжие волосы торчали вихрами в разные стороны, а серые задумчивые глаза были не по-детски серьезны.

Вася был старшим в семье и частенько помогал матери присматривать за малышами, за что ровесники дразнили его «нянькой». Однако он не обижался на них: ни когда высмеивали его простую одежду, ни когда подтрунивали над его ошибками в школе. Никогда.

Вася рос спокойным уравновешенным ребенком.
 
Местные бабушки часто шептались о том, что из Васи выйдет толк. Они часто видели его на речке, ловящим рыбу, и помогающим матери. Подчас он помогал и им по хозяйству, когда они просили его.

В тот день, несмотря на густой туман, Вася легко шел привычной дорогой.
Пройдя вдоль поля, он вошел в прибрежные кусты, раздвигая локтями ветки.
Выйдя к кромке воды, Вася поставил корзины у корней развесистой ивы, насадил  червяка на крючок, закинул удочку в воду и стал ждать клева.

На рассвете клев хороший, долго ждать не приходится.

За час он наловил пятнадцать окуней, пять голавлей и десять уклеек.

Помыв после этого руки в речной воде,  Вася встал, взял корзины с удочкой и пошел по кромке воды вдоль берега реки вниз по течению. Дойдя до ручья, впадающего в реку, он поставил на траву корзины и положил удочку.

Помыв руки в ручье, Вася с аппетитом позавтракал. После этого он разделся до плавок, вошел в воду по грудь и нырнул. Вынырнув на середине реки, он какое-то время просто плавал, а позже,  доплыв до другого берега реки, начал с разбега прыгать с высокого берега реки в воду.

В какой-то момент неподалеку раздался шум. Кто-то ехал на тракторе к реке.
Услышав шум мотора, Вася в последний раз прыгнул с берега в воду и поплыл к тому месту, где он оставил одежду, удочку и свои корзины.

Когда он вылез на берег, из-за кустов показался трактор. Сидевший в нем молодой мужчина заметил Васю, остановил трактор и окликнул его:

- Привет, Василий.

- Здравствуйте, Петр Семенович, – поздоровался Вася в свою очередь.
 
Он сразу узнал говорившего с ним черноволосого мужчину, одетого в спецодежду. Это был местный тракторист, с которым Вася общался и который несколько раз рассказывал ему о своей работе.

- Купался? – спросил его тот.

- Да, а вообще я рыбу ловил, – ответил он, вытираясь полотенцем.

- И как улов? – спросил тракторист у Васи, вылезая из кабины. Его голубые глаза ласково смотрели на мальчика.

- Вот. Посмотрите, – кивнул Вася на корзину с рыбой.

- О, неплохо! – воскликнул тот, заглянув в корзину. – Сейчас домой пойдешь?

- Да, собираюсь, – отозвался Вася, надевая одежду. – Классный у вас трактор, Петр Семенович. Вот бы научиться его водить!

- Водить? Это тебе в техникум поступать нужно, – ответил тракторист.

- А в какой, Петр Семенович? – спросил по-деловому Вася.

- Да хотя бы в тот, который я окончил, наш местный Можайский, – уточнил тракторист.

- Там учат на трактористов? – заинтересованно спросил Вася.

- Да. Специальность называется «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Туда после девятого класса поступать нужно, – подробно рассказал тракторист.

- О, здорово! Так, это значит, что мне один год осталось учиться. Надо будет узнавать, как поступать туда и какие предметы сдавать, – внезапно посерьезнел Вася.

- Если ты действительно хочешь туда поступать, я могу уточнить для тебя всю информацию. У меня контакты с техникумом сохранились, – уточнил тракторист.

- Петр Семенович, если можно, уточните, пожалуйста, – попросил Вася тракториста.

– И еще одно. Я уже месяц как паспорт получил и вот думаю, может я мог бы уже работать. Мамке с папкой помогать деньгами. Мог бы я уже сейчас начать работать у вас на вашем предприятии?

- Где? У нас? – не поверил своим ушам тракторист. – Ну, ты, брат, даешь! У нас работать?! По-моему, нам нужны работники. Я, пожалуй, спрошу у нашего директора по поводу работы для тебя, если ты к нам серьезно и надолго собрался.

- Да, серьезно и надолго. Так, чтобы сейчас начать помогать, а потом – трактористом, – нахмурив брови, отозвался Вася.

- Молодец, ничего не скажешь. По поводу работы узнаю. Да, а сейчас я не могу с тобой долго болтать. Если хочешь, залезай ко мне в трактор, подвезу до деревни, – сказал тракторист.

- На тракторе? – обрадовался Вася. – С радостью!

Подхватив удочку и корзины, он быстро залез в кабину.

Когда они подъезжали к деревне, заметили стоящего у дороги коренастого человека, одетого в рабочую одежду.

- О, да это же Виктор Степанович, – обрадовано воскликнул тракторист, узнавший директора своего предприятия. – Вася, как раз можно спросить у него про работу для тебя.

Заглушив мотор около директора, он открыл дверь кабины.

- Виктор Степанович, здравствуйте! – поздоровался он.

- А, Петр, здравствуй-здравствуй! Уже работаешь? Молодец! – в свою очередь поздоровался тот. – А с кем это ты? Что за малец?

- Это Вася Зуев. У него дело к вам, – сказал тракторист.

- Вася? Ну, здравствуй, Вася. Что за дело? – радушно спросил Виктор Степанович. Его карие глаза добродушно смотрели на мальчика.

- Давай. Говори, Вася, – толкнул тракторист в бок Василия.

Глядя на улыбающегося ему директора, Вася расхрабрился:

- Здравствуйте, Виктор Степанович. Я тут у Петра Семеновича по поводу работы спрашивал. Хочу после девятого класса поступать учиться на тракториста. Мог бы я у вас после окончания техникума работать?

- У нас? Гм, это было бы неплохо, но все зависит от того, как ты отучишься. Смотреть надо, – улыбаясь, сказал тот. – Это все, что ты хотел спросить?

- Нет, не все, – серьезно насупившись, проговорил Вася. – Виктор Степанович, я уже месяц как паспорт получил. Вот думаю, я мог бы уже сейчас начать работать, помогать чем-то. Можете вы сейчас дать какую-нибудь работу? Я бы, пока у меня каникулы, и позже в свободное от учебы время что-то делал, деньги бы зарабатывал.

- Опа, какой ты шустрый! Работать хочешь? Значит, четырнадцать уже есть? – также серьезно уточнил Виктор Степанович.

- Хочу, – кратко и сдержанно сказал Вася. – Да, уже есть четырнадцать.
 
- Так, ну что же, у меня Игнат уже какое-то время просит ему помощника найти на подсобную работу: помочь убраться, инструменты в порядок привести. Я уже какое-то время занимаюсь этим вопросом. Такую работу можно и тебе доверить. Вся работа часа на два с семнадцати до девятнадцати. Рабочую одежду ты получишь, когда оформишься на работу. Получать будешь десять тысяч рублей в месяц, – стал подробно объяснять он. – Хотел бы ты такой работой заниматься?

- Да, Виктор Степанович, хотел бы, – ответил Вася.

- Значит так, прежде всего, нужно, чтобы тебе разрешение родители дали. Я только тогда могу тебя на работу взять, когда от них согласие получу. Понимаешь, Вася? – уточнил тот.

- Да, Виктор Степанович, понимаю, – ответил Вася.

- Ну, тогда договаривайся с родителями и приходи. Знаешь, где мы находимся? – уточнил он.

- Да, Виктор Степанович, знаю, – отозвался Вася.

- Хорошо. Тогда если все получится, приходи на этой неделе, только не сегодня, в любой день часов с девяти до двенадцати с паспортом. На проходной скажешь, чтобы тебя проводили к Смирновой Елене Леонидовне. Это наш начальник отдела кадров. Я скажу ей о тебе. Она тебе расскажет, какие документы нужно собрать, чтобы устроиться к нам на работу, – подробно рассказал Виктор Степанович. – А потом она проводит тебя к Игнату, чтобы ты посмотрел место, где будешь работать. Он расскажет тебе, что нужно делать. И если все устроит, то, как соберешь документы, приходи к Елене Леонидовне оформляться на работу, а что дальше делать, скажет она и Игнат, у которого будешь работать. Пока все.

- Спасибо вам, Виктор Степанович. Я все сделаю как надо. Надеюсь, что папа с мамой не будут против того, чтобы я работал, – серьезно насупившись, как отец, проговорил Вася. – А сейчас я пойду домой. До свиданья, Виктор Степанович. До свиданья, Петр Семенович.

- До свиданья, Вася, – улыбнулся Виктор Степанович мальчику.

- До встречи, Вася, – в свою очередь попрощался с мальчиком тракторист.

Придя домой, Вася на крыльце столкнулся с матерью.

- Вася, ты что-то сегодня долго на речке был. Все нормально? – обеспокоенно спросила мать. Это была немного полноватая женщина в простом цветастом платье, поверх которого был надет фартук. Такие же рыжие, как у сына, волосы были покрыты косынкой. Ее карие глаза внимательно смотрели на него.

- Да, мам. Все нормально. Ты не волнуйся. Мне с тобой и с отцом поговорить надо, – очень серьезно проговорил Вася.

- Так, сначала поставь корзины на скамью, помой руки и ступай в дом. Там и поговорим, – отозвалась мать.

Пока сын мыл руки, она заглянула в корзину с рыбой:
 
- Ух ты какой сегодня хороший улов! Молодец ты, Вася! Спасибо тебе, помощник ты мой.

Зайдя в дом, Вася увидел отца, который, позавтракав, читал газету.

Отец был достаточно высоким худощавым мужчиной с соломенного цвета волосами и серыми, как у Васи глазами. Было сразу заметно, что Вася очень похож на него.

- А, Вася! Долго ты сегодня что-то! – проговорил он, увидев сына на пороге.
 
- Пап, мам, у меня к вам дело есть, – почти торжественно проговорил Вася, глядя на родителей.

- Так, и что за дело? – не ожидал его отец.

- Мам, ты только не волнуйся, – начал Вася. – Я тут работу нашел. Нужно ваше согласие на то, чтобы меня взяли на работу.

- Работу!? – ошеломленно проговорила мать. Она удивленно посмотрела на сына, и заметила, как тот в этот момент стал похож на отца. Его нахмуренные брови и внезапно ставшее серьезным лицо было по-отцовски строгим.

Отец Васи ничего не сказал. Он с изумлением смотрел на сына, который в этот момент как две капли воды был похож на него самого, когда ему самому было столько же лет, сколько и сыну.

- Опа! Вот и вырос! – тихо проговорил он. – И что за работу нашел?

- У Виктора Степановича Шестова подсобным рабочим буду работать. Буду помогать убираться, инструменты в порядок приводить. Вся работа часа на два с семнадцати до девятнадцати. Получать буду десять тысяч рублей в месяц. Рабочую одежду я получу, когда оформлюсь на работу, – почти дословно повторил Вася слова Шестова. – Только он сказал, что может меня взять на работу только в том случае, если вы разрешите.

- Боже мой, вырос, уже вырос, – также тихо, как и отец, повторила мать.
 
- А ты точно хочешь у Шестова работать, Вася? И почему именно у него? – спросил отец.

- Когда я сегодня уже собирался с речки идти домой, Петр Семенович на тракторе мимо проезжал. Я разговорился с ним, сказал, что хочу трактор научиться водить. Так вот он сказал, что для этого в Можайском техникуме учиться надо, где он сам учился. Я уже решил, что после девятого класса буду поступать туда. Петр Семенович обещал мне, что уточнит, что нужно для поступления, – взволнованно проговорил Вася. – И я решил узнать, можно ли мне сейчас уже начать работать, помогать им. Петр Семенович обещал узнать у Шестова по поводу работы, но когда мы с ним подъезжали к деревне, Виктор Степанович стоял у дороги, и мне удалось самому поговорить с ним по поводу работы. Он как раз и сказал мне, что по поводу работы трактористом надо будет смотреть, как я отучусь в техникуме, а сейчас вот есть работа у Игната. Ему помощь нужна.

- Мда, неожиданно как-то, – проговорил отец Васи, отложив газету. – Ну, что я могу тебе сказать, Вася.

Он запнулся.

- Молодец! Ты большой молодец! – твердо сказал он сыну. – Вася, я дам согласие на то, чтобы ты работал, но с одним условием.

- С каким условием, пап? – обрадовано спросил его Вася.

- Раз ты уже все решил, значит, не отступай от своего слова, работай на совесть так, чтобы все было сделано максимально качественно. От этого зависит, захотят ли тебя взять работать трактористом тогда, когда окончишь техникум, – объяснил сыну отец. – Понимаешь меня?

- Да, пап, – сказал Вася.

- Да, но еще немало важно то, чтобы ты не запустил учебу в школе при этом, то есть ты должен рассчитывать свои силы и стремиться успевать все. Вот именно поэтому я хочу еще раз спросить у тебя, ты точно решил, что будешь работать и учиться? Это не так просто, – спросил у сына отец.

- «Да, пап, я решил, что буду работать и учиться, чтобы вам помогать, – очень серьезно проговорил Вася.

- Нам помогать, – повторил за ним отец. –  Спасибо, сынок.

Расчувствовавшись, он протянул сыну руку.

Хотя раньше отец никогда не жал его за руку, Вася в ответ протянул свою руку и пожал отцу руку.

Задержав свою руку в его, он посмотрел прямо в глаза отцу и скорее почувствовал, чем понял, что отец уже смотрит на него по-другому, что это рукопожатие – первая ступень к новым отношениям с ним. Это чувство отец подтвердил словами:

- Ну, что, Василий, теперь у нас в доме двое мужчин, и раз ты решил нам помогать, то теперь мы будем вместе обсуждать и решать многие вопросы.

Вася замер.

«Двое мужчин... двое мужчин»,  – эхом пронеслось в его голове. Он понял, что благодаря своему решению начать работать, поставил себя на уровень взрослого человека. Это его взволновало. Было приятно почувствовать себя взрослее. Вместе с тем он достаточно хорошо слушал своего отца и поэтому понял, что это накладывает на него новые обязанности перед своей семьей и перед другими людьми.

«Теперь я обязан поступать так, как поступают все взрослые ответственные люди, – подумал он. – Я хочу, чтобы мои родители гордились мной».

Немного подумав, он сказал отцу:

- Я все понял, папа. Постараюсь все делать так, как ты говоришь. Я не хотел бы никого подводить и готов делать все так, чтобы все поняли, что я стал взрослым и готов нести ответственность за свои слова и поступки.

Закончив говорить, Вася внимательно посмотрел на отца с матерью, которые улыбались ему. Он понимал, что с этого дня многое в его жизни меняется, но это не пугало его, а скорее настраивало на серьезность.

- И когда ты пойдешь устраиваться на работу, Вася? – спросила мать.

- Виктор Степанович, сказал, что можно приходить в любой день на этой неделе с девяти до двенадцати, кроме сегодняшнего, значит, я завтра пойду, – сказал он в ответ.

- Хорошо, а сейчас помоги мне на кухне, почисть рыбу и убери ее в морозилку, – сказала ему мать.

День только начинался. Однако у Васи забот было достаточно. Сначала надо было помочь матери, потом поиграть и погулять с младшим братом, после обеда он собирался помочь пожилой соседке купить продукты, покататься на велосипеде и начать читать новую купленную им книгу «Любовь к жизни» своего любимого писателя Джека Лондона.


Рецензии