В пространстве трех времен. послесловие

Послесловие
               
                Итак, моя десятилетняя эпоха работы в одной школе  закончилась посреди учебного года.   Врагам она казалась актом  моего поражения, друзьям – актом  моего бунтарства против системы школьного образования, худшие черты которой сосредоточились в личности одной персоны.
                Но  уход в никуда не был ни тем, ни другим. Я понимала, что  не дождусь поддержки коллег. У каждого были причины держаться именно за эту школу: кто-то жил рядом, у других здесь свои дети учились, а кто-то приспособился к новому начальству. Но я знала  себя: терпеть унижение от  человека, которого я совершенно не уважаю, не стану. А это значит – не буду молчать. То есть, жизнь моя превратится в ад кромешный.
                Я знала, что устроиться посреди учебного года на работу в  школу практически невозможно. А стаж прерывать  нельзя. И я дала слабину –  согласилась на перевод в другую школу, хотя и здесь мне Валька  приготовила подвох,  а  не подарок. Она знала, куда меня посылает…
                Школа №6 была не намного ближе к дому, но славилась плохой дисциплиной, о чем я могла бы и сама догадаться.  Ее соседство с  «Аптечной» балкой, где обитали самые нищие семьи заводского района, гарантировало большие испытания для слабой нервной системы. Жить на сползающих во время ливней склонах  балки, да  в убогих домишках довоенной конструкции могли только самые беззащитные разнорабочие, которых и в очередь на квартиру не ставили. Есть крыша над головой – и живи! Прохудилась давно? Так ремонтируй! Тесно с кучей детей в двух крошечных комнатушках? Не плоди детей! Хочешь уважения? Так учись, не жри водку – уважение будет, на очередь поставим!
                За полгода работы я узнала, что такое укрощение строптивых девятиклассников, не приученных учиться, и рабское смирение учительского коллектива, привыкшего к бесконечному  ору начальства – по пустякам, с оскорблениями.
                Как же обманчива внешность человека! При первом знакомстве с директором  эта милая блондинка, почти красавица, показалась сладкоголосым ангелом, а когда  после зимних каникул переступила порог учительской, где ее ждали подчиненные, вдруг превратилась в визгливую фурию.  Вальку хоть выдавали крысиные глазки,  а  эта, принимая меня на работу, улыбалась так искренне, что хотелось броситься ей на грудь и поплакаться на горькую судьбину вынужденной изгнанницы.
                На мои уроки начальство не пришло ни разу, но под дверью слушали: пару  раз я чуть не прищемила нос директрисе, приняв за сквозняк щель в проеме.  Сильно удивились, наверное, тишине на моем уроке. Ведь за остальными дверями было шумно, как на переменке. Дисциплину держали только военрук  и преподаватель физкультуры, щедро прикладывая руки к  непослушным недорослям. А я драться не умела, но заставила себя слушать «разговорчиками», как называла Лара Юрьевна беседы по произведению. Не сразу, конечно.
                А   на выпускных экзаменах меня, ассистента, не пустили в комнату, где проверяли  сочинения. Учительница встала на пороге и сказала, стыдливо опустив глаза:
                - Людочка, идите домой, мы сами проверим, а вы потом подпишете.
                - А я потом не подпишу, - ответила я, прекрасно понимая, что творится за дверью. Там просто переписывали работы заново, уже исправленные, и боялись, что я вмешаюсь и все испорчу.
                -  Вы – чужая, понимаете? Мы тянули своих медалистов столько лет…А вы пришли, и можете все испортить… Это директор распорядилась – не пускать вас.
                Заявление об уходе я подала в тот же день. Сладкоголосый белокурый ангел подмахнул его со словами:
                -  Права была Валентина: с вами работать невозможно.
                -  С вами тоже, - ответила я.
                Как легко, оказывается, уходить по собственному желанию, когда однажды ты на это решился! Замечательный опыт!
                Впервые я испытала  удивительное чувство свободы. С ним я встретила новый день.
                Неожиданный звонок Людмилы Георгиевны Гетало, которая ушла из нашей школы на подготовительные курсы в госуниверситет, и перевернул  страницу временного отрезка моей жизни:
                - Люся, привет! Я ухожу с курсов в Редакционный отдел. Хочешь, предложу твою кандидатуру? Все-таки преподавать на курсах куда интереснее!

                Прошло сорок три года… 
                Нам только кажется, что эпоха имеет четкий временной отрезок. Нет. Следы любой эпохи  перетекают через границы времени в новую  - иногда плавно, мы даже не  сразу замечаем перемену. Иногда так  резко, что кажется началом новой жизни или концом ее. И мы радуемся или оплакиваем себя. А  время наводит свой порядок – оно не  терпит скачков, его стрелки движутся по своим законам постепенности.
                Сегодня я не смогла бы поделить свою жизнь на эпохи. Во мне по-прежнему не умирает молодость, а иногда просыпается детство. Я не разучилась удивляться, восхищаться, надеяться, любить, но  я научилась прощать. Прощать не зло, а человеческие слабости и невольные ошибки. А пока живу, я радуюсь звонкам моих любимых учеников. У каждого своя жизнь, но самые верные меня не забывают.
                Танечка Сокуренко пошла по моим стопам – до самой пенсии работала в школе учителем русского языка и литературы. Она уже бабушка, но все также красива, умна и бесконечно добра. В трудные дни моих болезней всегда была рядом, оказывая самую разнообразную помощь. Я ее люблю как родную дочку…
                Нина Титова – прекрасный врач-терапевт,  тоже всегда готова бежать на помощь. Сколько раз выручала меня без моей просьбы. Удивительно светлый человек, умница и по-женски привлекательна. Благодарна ей бесконечно.
                Ее подружка, Людочка Лановая, библиотекарь, сделала очень много, чтобы познакомить читателей с моими книгами. Каждый разговор с нею поднимает мне настроение, потому что общение с умным человеком – в радость.
                Сережа Ильин и Лариса  Адорская – кандидаты технических наук, работают в одном НИИ механики. Они в моем представлении как были золотыми медалистами, так и остались ими по жизни, по профессии, по человеческим качествам. Общаясь с Ларисой, я получаю удовольствие от ее эрудиции, начитанности, оптимизма и сердечности. Для меня она так и осталась миниатюрной  симпатичной девочкой  с сияющим светлым взглядом.
                Нет, перечислить всех, кто остался в моей памяти  или в реальной жизни праздником для души, нельзя. Очень надеюсь, что своими уроками внесла  какую-то лепту в становление личности этих прекрасных людей.
Март 2020 г.


Рецензии
ЗДРАВСТВУЙТЕ, Людмила!

Мастерски, с полным эмоциональным подъёмом, по-молодому страстно
написана Вами эта замечательная повесть!

Время не залечило Ваши душевные раны, а только еле-еле затянуло их тончайшей плёночкой,
чтобы не кровоточили непрерывно: чуть коснись - и боль от них тут как тут!

Как всегда, завершив чтение Вашего романа или повести, чувствую опустошающую досаду,
что расстаюсь с этим произведением, включившем меня - совершенно чужого и далёкого от Вас дядю -
в реальную жизнь прекрасного Писателя Людмилы Волковой.

Разумом понимаю, что никакой роман, никакая повесть не могут продолжаться бесконечно,
что для автора - это лишь краткая остановка в пути перед началом чего-то нового -
и потому начальная досада замещается уверенным ожиданием появления следующего произведения.

Спасибо, Людмила, за эту талантливо и страстно написанную повесть!

Здоровья и всего Вам самого доброго!
С глубоким уважением

Юрий Фукс   07.05.2020 15:31     Заявить о нарушении
Юрий, огромное спасибо за такую высокую оценку повести! Прежде, чем ждать от меня новой повести, прочитайте хоть одну из маленьких повестей, которые в художественном плане написаны лучше и оставляют светлое чувство справедливости, которая встречается и в жизни. Надоело писать о сволочах, я в жизни только прекрасных людей встречала! Хочется их оживить в худ. образах.

Людмила Волкова   07.05.2020 16:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.