Родителям об алкоголизме, курении и наркомании

             Нередко между родителями и детьми возникает непонимание, ссоры и даже неприязнь. Такие черты характера, как эгоизм и индивидуализм, лицемерие и лживость, предубежденность и предвзятость, безучастность и брезгливость, агрессивность и равнодушие, бестактность и враждебность, конфликтность и жестокость, озлобленность и буйство, бездушность и грубость, отчужденность и попустительство, завистливость и неверность, нерациональность и непрактичность, неаккуратность и неумелость, ограниченность и забывчивость, угодливость и раболепие и так далее отдаляют родителей и детей.
             А такие черты характера, как альтруизм и любознательность, коллективизм и честность, искренность и открытость, жизнерадостность и оптимистичность, отзывчивость и участливость, благожелательность и незлопамятность, сострадательность и заботливость, благородство и признательность, преданность и верность, прилежность и работоспособность, ответственность и исполнительность, выносливость и систематичность, заботливость и преданность близким располагают членов семьи друг к другу. Эти качества способны улаживать внутрисемейные отношения, принимать решения, устраивающие всех членов семьи, осуществлять свою жизненную деятельность без постоянного напоминания или упрёков в адрес друг друга. Они способны достигать поставленных семьёй целей, вырабатывать такие свойства личности, как сопротивляемость неблагоприятным воздействиям окружающей среды, проявлять стойкость и несгибаемость перед влиянием их отрицательного воздействия.
             Стремясь воспитать достойных уважения детей, лучшая часть человечества с незапамятных времён боролась с негативным воздействием окружающей среды. Боролась с тех самих пор, как отдельная часть человечества пристрастилась к алкоголизму, курении и наркомании.
             В 90-х годах ХХ века первый президент России М. С. Горбачев объявил борьбу с пьянством. И тут же послушные исполнители его указа, борясь с пьянством, по всей стране стали не только уничтожать спиртные напитки, но и выкорчёвывать виноградники, куда были потрачены не только огромные денежные средства, но и колоссальный труд тружеников сельского хозяйства, их бесценное время, их заботливое и бережливое отношение к родной земле.  А от такой слепой борьбы с пьянством пьющих не убавилось. Наоборот, люди, страдающие от алкоголизма, приспособились находиться в эйфории, надевая целлофановый пакет на голову, выпуская в него пары клея «Момент».
             На сегодняшний день стало модным уничтожать дикорастущую и культивированную коноплю, забывая при этом, что это ценнейший сельскохозяйственный продукт из которого делались прочные нитки, ткани, а из семян выжимали масло, применяли как ингредиент к сладостям восточных народов. Возможно, акция уничтожения конопли временно лишит наркодельцов возможности получить колоссальные доходы от продажи наркотиков, но она не убавит тяги наркоманов к их потреблению.   
             Чтобы наши дети не оказались в числе хронических алкоголиков, курильщиков, наркоманов, необходимо приучать их к самообладанию – умению владеть собой, самоограничению и уравновешенности.
             Для того чтобы помочь детям бороться с слабохарактерностью, необходимо формировать доброжелательные взаимоотношения в семье и проявлять интерес к их проблемам и нуждам, подавать руку помощи, чтобы они могли вырабатывать в себе такие качества, как альтруизм, гражданственность, общительность, подчинение личных интересов интересам семьи. С самого раннего детства необходимо приучать ребёнка к тому, чтобы он соблюдал элементарные правила приличия, разъяснять ему, что быть учтивым, приветливым, тактичным, дружелюбным, заботливым, милосердным, снисходительным, порядочным, – это нравственный долг каждого человека. 
              Как известно, такие черты характера, как умение сопереживать, согласовывать свои действия с интересами остальных членов семьи, помогают вырабатывать чувства сопричастности к общему делу, покладистости, способности ограничить свои интересы ради интересов близких людей. При этом в ребёнке проявляются чувства самоотверженности, бескорыстности, уступчивости, воздержанности ради спокойствия в семье, верности принятым обязательствам, убежденности в правоте нравственного выбора, искренности перед членами семьи и перед самим собой.
              Конечно же, с самого раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке такие качества, как принципиальность, непримиримость с аморальным поведением: утаиванием достоверных фактов, притворством, скрытностью, недоверчивостью, лицемерием, мошенничеством, жульничеством, фальшью. А такие черты характера как постоянство в исполнении долга и приверженности избранным нравственным принципам, помогут выработать следующие качества: устойчивость в моральных убеждениях. А это принципиально важно в выборе жизненного пути, так как эти качества необходимы для борьбы с нежелательным влиянием со стороны окружающей среды.
            Совестливость ребёнка поможет ему осуществлять моральный самоконтроль, требовать от себя совершения поступков с точки зрения   нравственных норм, проведения самооценки совершаемых им поступков, воспитания в себе порядочности, честности, то есть, проявления тех форм поведения, которые соответствуют общепринятой этике, как общечеловеческой ценности.
            Если родителя хотят воспитать своего ребёнка безукоризненно честным, целомудренным, чтобы он старался не причинять беспокойства своим близким, друзьям, чтобы рос  уравновешенным, заботливым, чутким к проблемам окружающих его людей, чтобы он мог повышать свою духовную культуру, активную жизненную позицию, чтобы мог отстаивать свои взгляды и придерживался единства слова и дела, родителям необходимо проследить за тем, чтобы их ребёнок был энергичен в играх, любознателен в получении знаний, настойчив в преодолении трудностей, смел при необходимости проявить мужество.
            Если в ребенке заметны такие черты характера, как резкая эмоциональность, слабохарактерность, робость, нужно помочь ему преодолеть их. Если родители не справляются с такой задачей, необходимо обратиться к психологу, невропатологу, и во взаимодействии с ними систематически помогать ребёнку, преодолевать беспокойство, напряженность, раздражительность, скованность, пассивность, беспочвенность и необоснованность его страхов.
            Для того чтобы помочь ребёнку в этом отношении, родители должны быть компетентны в области педагогики и методики воздействия на психику ребёнка, обладать обширными знаниями об окружающем мире и жизненным опытом. Родители должны уметь аргументировать свои требования и демократично применять свои знания в деле предупреждения алкоголизма, курения и наркомании у своих детей, целенаправленно изучатя современные методы воспитательного процесса.
             Если родители хотят, чтобы их ребёнок был бодр, жизнерадостен, верил в будущее, не пристрастился к спиртному, курению или к наркотикам, им (родителям) самим нужно быть трезвенниками, быть морально чистыми и весьма честными людьми.
             Мудрые родители не прячут от детей деньги, чтобы их не воровали, а оставляют часть своих сбережений на виду. При этом они объясняют, как некрасиво поступает тот ребёнок, который ворует деньги, какие могут быть последствия при их краже. Точно также родители могут приучить детей оставаться воспитанными детьми, не пристраститься к спиртному, сколько бы его ни было дома и на торговых точках. Точно так же благовоспитанный ребёнок не пристрастится к курению или наркотикам, сколько бы его ни рекламировали по интернету наркодельцы.
             В деле воспитания подрастающего поколения родителям нужно учесть, что постоянно контролировать своё чадо, ограждать от негативного воздействия окружающей среды им не удастся в силу своей занятости, стечений непредвиденных обстоятельств. Для того чтобы дети не пристрастились к алкоголизму, курению и наркомании, родителям необходимо проявлять больше интерес к их проблемам и нуждам, уделять больше времени для их познания и общения, помочь им сделать нравственный выбор.  Только родительская любовь, терпение, ненавязчивая и своевременная забота могут оградить детей от отрицательного влияния окружающей среды.

              А. Курбанова, научный сотрудник МКУ «Каякентский научно-методический центр стабилизации социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений им. Р. Абакаровой»


Рецензии