Письмо, виды письма, средства письменности

                ПИСЬМО, ВИДЫ ПИСЬМА, СРЕДСТВА ПИСЬМЕННОСТИ

Когда ребенок берет карандаш в руку и начинает приводить его в движение так, что кончик карандаша оставляет на бумаге частицы стержня из графита (частицы графита), то ребенок не оставляет частиц графита на бумаге. Рука ребенка делает то, что она делает: приводит в движение карандаш. Если бы ребенку не создавали такие условия, в которых он себя дезориентирует, то процесс создания средства письменности (того, благодаря чему он испытывает состояния видения текста, рисунка, схемы и прочая таковая), он бы отображал адекватно: кисти художника наносят на грунтовку холста вещественные составы, но не художник; кончик пера вносит чернила или тушь на бумагу, но не рука человека. Ребенок дезориентирует себя по причине создания структур, обеспечивающих ему соответствующую лексику, которая есть синхронное сопровождение его процесса мышления. Он воображает, что именно он создает конструкции из частиц графита и бумаги, когда приводит в движение карандаш.
Когда человек использует то или иное техническое средство при изготовлении письменных конструкций, то, естественно, эти письменные конструкции изготавливают определенные части технических устройств, т.е. не человек-пользователь технических средств. Если человек применяет принтер, то порошок-тонер или чернила наносит именно принтер (часть головки или вала), но не пользователь технических устройств, который организует процесс.
Писать – это значит организовывать изготовление конструкций, организуя процесс преобразования какой-то основы, используя различные технические средства и, чаще, какие-либо вещественные составы.
Ни один вменяемый человек, ни одно вменяемое человеческое существо не решится оспаривать то, что именно кончик пера ручки вносит чернила в бумагу, что шарик шариковой ручки вносит вещественные составы в бумагу, что кисти наносят составы на грунтованный холст. Но большинство будут утверждать, что именно человек все это делает, на том основании, что без его соответствующей деятельности средства письменности не были бы изготовлены. Но так и без использования человеком соответствующих средств, средства письменности также не были бы изготовлены. И что? Это отменяет факты, что именно рабочие части инструментов, также технических средств делают то, что они делают? Факты рассуждениями отменить нельзя.

                НЕАДЕКВАТНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ПИСЬМЕННОСТИ

Чтение письма - это и есть процесс пользования средством письменности или письмом. Само по себе письмо - конструкция из бумаги и внесенных в бумагу составов (например, чернил)является невидимым. Чтобы система зрения сформировала визуальный образ, соответствующий письму, необходимо соответствующее возмущение среды, на которое оказывает влияние письмо. Например, это могут быть процессы, связанные с Солнцем, с работающей электрической лампочкой, горящей лучиной. Читатель-пользователь, создавая визуальные образы, может считать, что имеет дело с тем, что находится вне его организма. Создавая знаки, буквы, слова, соответствующие конструкциям средства письменности, он может воображать, что все это находится в самом используемом им средстве. Более того, он может воображать, что имеет дело со словами, понятиями, терминами и даже мыслями некоего автора - организатора изготовления письма. Неадекватность таких пользователей достаточно ясна для меня. Но по причине всеобщности данной неадекватности, она не регистрируется большинством организаторов изготовления средств письменности и читателей-пользователей.
Сканируем (я организую работу техники так, что она меняет часть своей среды соответствующим образом, благодаря чему я могу испытывать состояния видения некоторого текста так же, как и при работе с модемом) некоторую публикацию из интернета, соответствие которой находим по запросу – «Письмо, виды письма, средства письменности»: «Письмо и письменная речь (лекция)».




                Письмо и письменная речь (лекция)
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
1. Понятие о письме
2. Формирование и развитие начертательного письма
3. Графика, алфавит и орфография
4. Транскрипция
Литература
 
Ключевые слова: широкое и узкое понимание письма, начертательное письмо, пиктография, обозначающее и обозначаемое в пиктограмме, идеография, иероглифы, фонографическое письмо, силлабический этап в развитии фонографии, силлабемы. Диакритические знаки, сирийское письмо, консонантное письмо, фонематический алфавит, арамейское письмо, латиница, курсив, унциальное п исьмо, устав, полуустав, вязь, каллиграфические манеры, палеография, фонематическая фонография, орфография, принципы орфографии, транскрипция, транслитерация.
 
1. ПОНЯТИЕ О ПИСЬМЕ
 
Являясь дополнительным средством общения к устному речевому общению, письмо в своих различных формах и видах в разные эпохи по-разному соотносилось со звуковым языком. Это добавочный, вторичный способ общения. Способность передавать графическими средствами грамматический и фонетический строй языка – поздний этап развития письма. В более ранние периоды письмо могло и не передавать элементов языка, что не мешало ему быть средством общения. Выделяется широкое и узкое понятие письма.
В широкое понятие письма можно включить все виды общения людей при помощи знаков, воспринимаемых зрением. В узкое понимание письма включается начертательное письмо, связанное с использованием графических знаков. Начертательное письмо в разных своих формах либо прямо соотносится с языком, отражая в графике языковые формы, или же является вспомогательным, но не связанным с языком средством общения, так как не отражает в графике языковых форм.
 
2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЧЕРТАТЕЛЬНОГО ПИСЬМА
 
Начертательное письмо зарождается как пиктография – рисуночное письмо. В нем искусство и письмо нерасчленимы. Однако, в отличие от искусства, здесь важны не художественные достоинства, а схожесть с объектом и опознаваемость темы. Это обозначающее в пиктограмме. Обозначаемым является жизненная ситуация, словесное оформление которой несущественно, то есть пиктограмму можно «читать» и именами и глаголами. Наглядное находит себе прямое выражение в пиктографии, а все отвлеченное расшифровывается с трудом.
С развитием понятий и абстрактного мышления возникает идеография – «письмо понятиями», когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме. Эти понятия не обладают наглядностью и не поддаются рисуночному изображению. Обозначающее на первых порах остается тем же рисунком, меняется обозначаемое. Например, рисунок глаза как пиктограмма обозначает орган зрения, а как идеограмма - «зоркость», «бодрствование» (сравните метонимический перенос в лексике). Потребность в убыстрении письма и передавать более сложные и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, их превращению в условные значки – иероглифы.
Технический прогресс (изыскание более подходящих материалов и инструментов письма) привел к тому, что от камней и кусков дерева или коры перешли к надписям на специальных материалах. Появились пишущие орудия.
Новый этап развития письма возник в странах Ближнего Востока. Стимулом для этого была потребность сделать письмо более доступным для пользователей, число которых росло в связи с развитием торговли, контактов, установлением государственности. Это привело к попыткам упростить письмо, самой продуктивной из которых оказалось фонографическое письмо, согласно которому оно стало передавать язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличии. Самые ранние попытки в этом направлении были сделаны египтянами и ассиро-вавилонянами. Ассиро-вавилоняне стали разлагать свои сложные слова на части, созвучные с короткими словами шумерского языка (откуда они получили свою письменность), то есть на слоги. В соответствии с этим иероглиф стал обозначать слог. Это был первый этап в развитии фонографии – силлабический или слоговой (например, древнеиндийское письмо деванагари). При этом графические знаки являются не буквами, а силлабемами.
Следующий этап в развитии фонографического письма связан с письменностью древних евреев и финикян, где буквами обозначались согласные, передававшие корни. Между тем чередовавшиеся между ними гласные, использовавшиеся для выражения грамматических форм, обозначались на письме диакритическими знаками. Этот тип письма называется консонантным. Последний шаг на пути к фонографии сделали древние греки, которые заимствовали графические знаки от финикийцев, дополнив их и преобразовав. Они стали обозначать буквами как согласные, так и гласные. Греческий алфавит в его ионийской редакции был первым буквенно-звуковым алфавитом и послужил в дальнейшем основой для алфавитов латинского, славянских и многих других. Буквы таких алфавитов передавали не просто звуки, а соответствовали основным звукам – фонемам. В этой связи такие алфавиты называются фонематическими.
На основе древнесемитских алфавитов возникло арамейское письмо, которое через разные типы сирийского письма распространилось на восток к уйгурам и далее к монголам и маньчжурам. Распространение арамейского письма на юг позволило заимствование его арабами и покоренными ими народами от берегов Атлантического океана в Западной Африке до Тихого океана в Индии и Малайе. Римляне, переработав греческий алфавит, создали латиницу и передали ее всем Романо-германским народам.
Начертательная манера письма тесно связана с той техникой, которой она производится. Для средневековых способов письменности характерны различные «почерки» каллиграфов-переписчиков. Прописные буквы латинского алфавита своим рисунком обязаны высеканию тожественных надписей на триумфальных арках и надгробных памятниках, а строчные идут от рукописной манеры курсива; переходным типом письма является унциальное письмо.
В развитии русского письма различают устав, полуустав и вязь как каллиграфические манеры. С переходом на полиграфическую технику Петр1-й избрал такие начертания букв, которые были удобны для печати и сближали русские буквы с латинскими.
Начертательной стороной письма и его материалов занимается особая вспомогательная дисциплина – палеография.
 
3. ГРАФИКА, АЛФАВИТ И ОРФОГРАФИЯ
 
Современное письмо использует все приемы, выработанные за многовековую историю письменности. Пиктография применяется: либо в расчете на неграмотного или малограмотного читателя; либо когда неизвестен язык читателя. Идеография (и рисуночная, и иероглифическая) применяется в качестве дорожных знаков или других типов знаков. К иероглифике относятся и цифры, специальные символы наук, специальные изображения. Идеографическое письмо - это письмо для «посвященных».
Основным видом современного письма является фонематическая фонография, хотя наряду с этим используются и другие ее приемы, например, слоговое употребление графических знаков, а также консонантного метода письма (в аббревиатурах и других видах сокращения слов).
Идеальный фонографический алфавит должен состоять из стольких букв, сколько фонем имеется в данном языке. Поскольку письменность складывалась исторически, многое в письме отражает изжитые традиции.
Зачастую письменность создается на основе уже существующих, более ранних образцов, что, конечно же, требует переработки, пополнения и приспособления к материалу другого языка. Для приспособления «чужого» алфавита к нуждам «своего» языка, к его фонетическому строю, его пополнения надо: либо снабдить заимствуемые буквы добавочными знаками: нижними или перекрестными, или верхними, либо использовать лигатуры; либо употреблять для передачи одного звука комбинации нескольких букв (ср. немецкие ch = |х или sch = |ш|).
Если бы алфавит был составлен в соответствии с количеством фонем, то вопрос о правописании в значительной степени был бы решен. Однако идеальных алфавитов, как отмечают исследователи, не существует, поэтому необходимо выработать правила употребления алфавита, то есть орфографию.
Орфография – совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний; 2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.
Нормы правописания регулируются определенными принципами.
Первый принцип – фонематический, второй – фонетический. Фонематический принцип письма состоит в том, что каждая фонема выражается той же самой буквой, в какой бы позиции она не оказалась. Фонетический принцип заключается в том, что буквами отображаются реально произносимые звуки. В соответствии с этим фонематическое и фонетическое написания совпадают в сильных позициях, а в слабых различаются.
Третий и четвертый принципы орфографии – этимологический и традиционно-исторический – основаны на том, что письмо отражает не современное состояние, а прошлое: пчел вместо пчол; церковнославянское помощник вместо этимологического помочник или фонематического помошник.
Пятый и шестой принципы - морфологический и символический – состоят в стремлении передать язык не через фонетику. При этом морфологические написания отражают грамматику, минуя фонетику, а символические написания стремятся различать лексические омонимы, фонетически, как правило, неразличимые. Символический принцип написания связан с проявлением своеобразной идеографии.
В любой орфографии имеет место сочетание разных принципов, но при этом выделяется ведущий принцип.
 
4. ТРАНСКРИПЦИЯ
 
Если орфография – общенародное письмо, складывающееся исторически и живущее традициями, транскрипция – искусственное письмо, использующееся в специальных целях. Транскрипция бывает фонетической, фонематической, практической.
Фонетическая точно передает произношение. Она особенно обходима в тех случаях, когда орфография далека от произношения и не характеризуется регулярностью. Фонетическая транскрипция может использовать любой существующий алфавит, но с добавлением специальных знаков, которых нет в практическом алфавите (диакритические знаки, перевернутые буквы, лигатуры, использование букв иных алфавитов и т.п.).
Фонематическая транскрипция передает каждое слово по составу фонем, не отражая возникающих в слабых позициях вариантов и вариаций. Она применяется в записях примеров и парадигм грамматики, где важна структурная, а не произносительная сторона дела. Она близка к тем системам орфографии, которые последовательно проводят фонематический принцип, и далека от орфографической записи там, где в основе орфографии лежат принципы этимологический и традиционый (например, французская или английская орфография).
Наиболее часто используемыми являются система Международной фонетической ассоциации на латинской графической основе либо Русская фонетическая азбука на русской графической основе.
Необходимо различать транскрипцию и транслитерацию.
Транслитерация – это переложение буквенного написания одного языка или одной системы графики графическими знаками другой системы. Ее следует отличать от практической транскрипции. Транслитерация может и должна быть международной, так как она не ориентируется на какой-либо отдельный национальный алфавит, практическая транскрипция исходит именно из какого-либо данного алфавита и правил чтения его букв и буквосочетаний, принятых для данной орфографии.
Практическая транскрипция – это передача слов и их сочетаний одного языка в слова другого языка. При этом слова берутся во всей полноте их лингвистической характеристики: лексической, грамматической, фонетической и графической для введения фактов одного языка в состав и систему другого языка.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Гиляревский Р.С., Гривнин В.С. Определитель языков мира по письменности. - М.,1961.
2. Гируцкий А.А. Введение в языковедение. - Минск, 2003.
3. Дирингер Д. Алфавит. - М.,1963.
4. Истин В. А. Развитие письма. - М.,1965.
5. Лоукотка У. Развитие письма. - М.,1950.
6. Реформатский А.А Введение в языковедение. - М., 2001.
7. Рубинштейн Р.И. Разгаданные письмена. - М.,1960.
8. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. - Тверь, 2001.
9. Юшманов Н.В. Ключ к латинской письменности земного шара. - М.- Л.,1941.
 
«1. Понятие о письме» Если понятие о письме оказывается общим, т.е. не понятием автора, то где может находиться это понятие? Согласно моей версии автора интернетной публикации, на бумаге он может находить не только слова, термины и понятия, но и мысли других людей, также идеи. Стоит ли тратить время на таких авторов? Или правильно делать ударение? Не стоит!
В средстве письменности, в письме ничего не может быть, кроме соответствующих конструкций, которые, к тому же, невидимы сами по себе. Есть письма изготовленные по Брайлю для слепых. Ими пользуются с помощью пальцев, т.е. читают пальцами, следовательно, их можно читать без соответствующих возмущений среды. И зрячим, которые обучены изготовлению и пользованию подобными средствами, можно пользоваться ими в темноте, можно читать в темноте.
Академические маразматики, а это практически все лингвисты, языкознанцы, физики и лирики, естественно, психически больные люди. И что с этим делать? Нам что делать? Лечиться и выздоравливать… А они вымрут.


Рецензии