Своеволие. грехи и пороки, болезни души

СВОЕВОЛИЕ. ГРЕХИ И ПОРОКИ, БОЛЕЗНИ ДУШИ.

«Да будет Воля Твоя» - говорит Христос накануне Своих крестных страданий, обращаясь к Отцу. Именно то, что Он следовал во всем Воле Отца – и даровало нам всем Спасение. Кем и чем движется наша воля? Называясь христианами – а значит последователями Христа – действительно ли мы следуем за Ним? Или нами управляют иные силы?

Дар свободной воли человеку был дан Богом изначально. Он был дан как возможность свободного творчества, раскрытия высших импульсов через свое существо, сознание, сердце. Т.е. свободная воля предполагала пространство, в котором каждый может проявить свои качества и дары для созидания, а не просто, бездумно повторять движения воли вышней. Т.е. человек был создан не как исполнитель-робот, а как свободный творец.

Но, пользуясь этой данной свободой, прародители человечества вслед за падшим ангелом, выбрали путь противления. Это вызвало порождение зла, силы разрушения. И, прежде всего – разрушения самого себя.

До грехопадения земная воля человека свободно следовала за волей Бога – подобно тому, как нитка следует за иголкой. Существо человека было изначально пластично, для него Божья Воля была главным движущим импульсом.

Отделившись от единства с Богом, а значит – и единства со своим духом, земная воля человека образовала ложный центр – эго. И он стал диктовать свои законы, искажать все высшие импульсы, он создал свой локальный мир, в котором все силовые линии направлены к себе и для себя. Пластичность человека была потеряна, гордыня сделала его существо косным, жестким, инертным. Теперь, чтобы соединить три воли в одну, чтобы действовать в гармонии с Небом – необходимо очень большое усилие, позволяющее оторваться от магнита эго.

Воля – это движущий механизм нашей жизни. Она есть сила, которая дает возможность нам действовать в земном пространстве, совершать выбор, находить направление. Мы будто прорисовываем некую линию, рисунок, узор – и от качества нашей воли зависит, насколько нам это удастся.

Что является побудительным механизмом наших действий? Вот, например, человек проснулся утром. Его тело сообщает свое желание еще полежать, подремать. Разум сообщает импульс «надо» - надо идти на работу, надо сделать то, что задумал, делать что-то по дому, выполнять какие-то задачи. Это «надо» сформировано из многих источников. Социум диктует свою философию и свои установки, воспитание вкладывает свои матрицы, жизненные ситуации формируют представление человека о том, что он будет считать приоритетным, а что – нет. И еще – есть импульс нашей совести, которая сообщает чувство ответственности нашему сознанию. В общем – каждый раз, совершая выбор, мы находимся под воздействием нескольких импульсов. У кого-то сильней окажутся импульсы его желаний, у кого-то – программы, заданные с детства, у кого-то – разум с его убеждениями, у кого-то совесть.

Чем руководствуется земное «я»? Тем, что видит, что понимает – в соответствии с этим и определяет свои задачи, свои приоритеты. Без помощи и виденья высших структур, мир земной вызывает множество страстей, а также – множество страхов. Страсти связаны с желанием иметь то, что приоритетно, а страхи – с нежеланием, чтобы произошло то, что видится опасным.

Пока для человека смысл его жизни не поднимается выше приоритетов его разума – его земная воля движется по пути наименьшего сопротивления в диапазоне «хочу – не хочу», «надо – не надо», «можно – нельзя». Здесь – три начала в человеке – дух, душа и тело – разбалансированы и слабо взаимодействуют. Управление его жизнью происходит стихийно и во многом зависит от внешних обстоятельств. И лишь, когда в человеке пробуждается вера, когда все его существо устремляется ввысь к Богу в жажде соединиться с Ним, познать Истину, раскрыть в себе Любовь и Его Образ – тогда земная воля обретает возможность занять свое настоящее место.

Земная воля – подобна резцу, который, как мы говорили – вычерчивает в земном пространстве свой узор – путь нашей жизни и судьбы. Воля души – это рука, которая держит его, а воля духа – это замысел, который определяет направление. Представьте себе резец, который движется сам по себе, будучи слеп и неуправляем. Именно так выглядит своеволие – земная воля, которая считает себя управителем и царем своей жизни, да и не только своей.

Своево;лие –

– отрицательное духовно нравственное качество личности, проявляющееся как прихоть, произвол, как самонадеянная вера только в себя и свои способности, переоценка своих сил, непослушание;
– склонность решать и действовать, руководствуясь собственным разумением, собственной волей;
– пренебрежение чужой волей (желанием, рекомендацией, требованием и т. п.)

«Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?" Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?» [Ис.29:15-16]

Когда человек становится на путь духовный – это значит, что его земная воля все же приняла это решение. Причины этому могут быть разные. Пусть даже изначально это было только из интереса, или от страха, от боли, от поиска путей выхода из тупиковой ситуации – но произошли ситуации, когда земное обернулось к небесному, и в него сумел войти высший импульс. Поворот в сторону Неба – это важная ключевая точка в нашей жизни, но за ней совсем не следует полная покорность земной воли и воссоединение ее с волей души и духа. Эго, на время отпустившее управление, пытается взять реванш, ведь для него движение человека к целостности означает потерю власти и трансформацию, которая воспринимается земным «я» как уничтожение. Для того, чтобы человек начал действовать по Воле Бога – необходима полная перестройка его жизни.

Чем выше мы поднимаемся по ступеням духовности, тем более изощренным становится наше эго. Его цель – повернуть человека к исполнению своих приоритетов – к своему утверждению, расширению территории, увеличению разного рода имущества, улучшению комфорта, усилению его власти. И вот мы стоим в молитве перед Богом и обещаем быть послушными, просим благословить на служение, исполнять Его Волю, нести Его Истину. Но через полчаса на нас кто-то не так посмотрел, чего-то не додал – и мы, забыв обо всем этом, все силы полагаем, чтобы исполнить волю своего эго. Мы обижаемся, злимся, возмущаемся, требуем, или затаиваем обиду, чтобы «насладится» ощущением – как с нами несправедливо поступает мир. Прп. Антоний, давая советы для одной прихожанки, сказал: «Пусть она со вниманием прочитает Господню молитву: “Отче наш, да будет воля Твоя!” – а не так: “Отче наш, да будет воля моя!”».

 «Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного» [Притч.18:1].

Своеволию противопоставляется послушание и покорность Богу, смирение и кротость. Но эти качества совсем не заключаются в отсечении своей земной воли, в силовом ее наклонении. Подавление своей воли, недоразвитие ее называется слабоволием и это такой же грех, как своеволие. Покорность Богу заключается в обуздании и отсечении греховной воли, а не вообще воли земной. Воля же должна быть достаточно твердой, чтобы суметь что-то сделать в этом мире. «Будь холоден или горяч» - говорит Господь, - «не будь теплым, теплохладным».

Вообще, своеволие говорит не о силе воли, а о ее слабости. По сути, человек не готов брать ответственность за свои поступки, ему не хватает самостоятельности, уверенности в себе, потому что не хватает опоры на Бога, и он создает такую замену правильному действованию. Гордыня, амбиции говорят ему, что он в состоянии сам делать что-то важное, ему хочется чувствовать себя более значимым. А еще – не достает терпения и мудрости. Иногда поступки выглядят подобными поступкам Ивана-царевича в сказке о лягушке-царевне. Зачем ждать, когда можно взять и сжечь лягушачью шкурку! И вместо трех дней ожидания приходится искать свою невесту за тридевять земель, и сражаться за нее со змеем-горынычем.

Иногда, своеволие очень глубоко вживается в человека, так что проявляется и на уровне души. И уже душа не хочет быть едина с духом, а сама предпринимает действия, которые ей не поручали. Такое превышение полномочий может проявляться в разных видах, принося своему обладателю море проблем – это и внутренний разлад, и множество запутанных ситуаций и физические болезни. Бывает, что земной разум понимает, что это неправильно, но нечто внутри разворачивается в другую сторону. В таких случаях надо молить Бога, чтобы обнажил суть человека, чтобы создал ситуации, в которых это проявление выйдет наружу и далее через осознание, покаяние – его можно было исторгнуть.

В своем максимальном развитии – этот грех делает человека Богопротивником, в чем он полностью соединяется с тем духом, который этот грех породил. Потому нам необходимо четко видеть и различать – где и когда мы проявляем своеволие, где мы отстаиваем «свою правду» вместо Божьей Истины.

Тем больше усугубляется этот грех у верующих людей, что он распространяется и на сферы церковной жизни. Эго использует все возможности, чтобы добиться своего. Знания и дары, полученные в Богообщении, оно использует для усиления собственной значимости. Такие люди часто бравируют Именем Бога, используя Его как поддержку и оправдание своих действий. Но поскольку все это имеет цель какой-то своей выгоды, корысти – то мы понимаем, что так могут проявляться только страсти.

Своеволие в одну ногу идет с упрямством, упертостью, строптивостью, духом противоречия, амбициозностью и проч.

Что мы чувствуем, слыша Божью Волю? Она может звучать через любых Божьих проводников, может проявляться в самом человеке – внутренним слышаньем, чувствованием. Как мы принимаем высший импульс? Обычно – есть то, что мы принимаем с радостью, потому что этого ждали, и оно совпадает с нашими желаниями, есть то, что спокойно можем принять, т.к. это, в принципе, не составляет для нас большой сложности, есть то, что вызывает в нас какое-то неприятие и мы пытаемся увернуться от принятия и исполнения этого, подобно ребенку, которому протягивают ложку с микстурой. А есть то, против чего все наше существо становится на дыбы и бунтует. Последнее говорит о том, что воля эго и его намерения полностью противоречат Воле Бога. И это для нас должно быть сигналом к серьезной проработке, а не к усилению возмущений и бунта. Если мы найдем в себе силы смириться перед Божьим требованием, перед тем ограничением, которое Он нам ставит – то мы обретем чрезвычайно много. Ведь разумом мы понимаем, что Воля Бога – это высшее Благо для нас, это путь выздоровления. Если мы примем все это, то увидим – насколько мудрым было это требование. Возможно, это будет не сразу, но когда произойдут определенные события – нам откроется, что лучшего пути нет, и не было. Действуя из своих соображений, которые не видят дальше своего носа, мы рискуем попасть в серьезные ловушки и переделки, которые исправлять окажется очень сложно, а порой, и невозможно.

Но, как часто, человек оказывается абсолютно не готов идти за Богом. Называя себя христианином, он не в состоянии идти вслед за Христом. Христос же, придя на Землю, исполнил Свою задачу именно путем полного смирения земной воли пред Богом, при том, не пассивным смирением, а действенным, огненным, которое взорвало мир тьмы и отобрало власть у смерти.

 «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» [2 Тим.4:3].

Своеволие – это уклонение человека с пути Истины, с пути Спасения. Нам может казаться, что мы ничего такого не делаем, но внутри мы сопротивляемся Богу. Если Господь говорит: «Не греши!», а мы продолжаем раскручивать в себе греховные помыслы – то мечтаем о себе, то вступаем в мысленную перепалку с тем, кто нам указал на какие-то наши погрешности, то ходим недовольные из-за того, что нам не оказана было должная поддержка, или что нам приходиться делать то, что мы не хотим. Разве это не явное проявление своеволия? А бывает, что человек настолько доверяет своим желаниям и мыслям, что, даже слыша Волю Бога, уверенно идет и исполняет свою, считая, что именно это ему и было сказано.

Христос рассказывает небольшую притчу первосвященникам и старейшинам народа, испытывающим Его:

 «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» [Мф.21:28-31].

Человек может много знать, говорить о Боге, но внутри него может жить совсем другое. Если в нас не найдется истинной покорности Богу, причем покорности, основанной на любви, а не на страхе, то мы не сможем войти в Царство Христа. И здесь не важно – сколько у нас даров и талантов.

Ведь «...от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут»; «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» [Лк.12:47-48].

Как уже говорилось вначале, своеволие возникло как аномальное использование дара свободной воли, данной для возможности творить и созидать, данной для полноценного свободного роста и развития. Сейчас можно увидеть, как своеволие оправдывается именно «свободой творчества». «Я так вижу» - говорит человек, «Мне так пошло». Хотя, на самом деле, творчество возможно только в единении с Богом. Без согласованности с Его Волей любые действия человека идут на разрушение, они создают миры без включения духа – как минимум – пустые. Но хуже то, что там, где нет послушания Богу – есть послушание духу тьмы и именно он включается в такое «творчество», вкладывая в него свои семена.

Мы не раз говорили о том, что для того, чтоб понять суть наших действий нам нужно честно найти ответ на вопрос «Во имя чего я это делаю на самом деле?». Каждое наше слово, каждая мысль что-то несут в этот мир, что-то меняют в нас самих. Мы не можем не заботиться о качестве своих движений. О том, что именно пишет и рисует наша воля. Даже если мы глубоко прячем наши истинные намерения – все тайное становится явным – раньше или позже!


Рецензии