наследники Агаты
Детективы канадской писательницы Луизы Пенни пять раз удостаивались премии Агаты Кристи, я сказала бы, - она достойный наследник ее творческого метода...И да, сами детективы Л. П. написаны совершенно в духе Агаты. В них единая схема: убийство, расследование в котором много подозреваемых, много рассуждений об уровне их вины и заключительный аккорд - признание "злодея", сделанное публично в кругу его бывших друзей, родственников и врагов.
Это, так сказать, "буква" детективных романов Луизы П.. Она может устроить вас или нет... Лично меня - не устроила.
Мне как то не верится, что начальник убойного отдела в поисках "улик" будет гулять с подозреваемым на берегу озера или сидеть с ним в баре, разглядывая истину на дне бокала вина...
Мне конечно не верится, что маленькая деревня Три сосны, которой и на карте Канады не существует, из романа в роман дарит читателю по одному убийце... Да многое в ее романах мне виделось наивным...
Но сюжет, подумала я, это действительно всего лишь "буква" романа.
А его "дух"?
С этим конечно сложнее и в случае с Луизой Пенни значительно интересней.
Может быть, бог каждого её детектива — истина, подумалось мне? Она требует жертвоприношений: тайных операций (в сюжете), требует моё время, мой рассудок. Какую истину вложил в свои творения писатель?
Вот одна из них.... Герой А Гамаш в процессе раскрытия преступлений исследовал более всего чувства людей, эмоции. Потому что (он так считает) убийство – дело глубоко человеческое. Его интересовало не то, что делали люди, а то, что они чувствовали, именно в чувствах и кроется первопричина преступления.
Отношения между людьми никогда не начинаются с удара кулаком в лицо или оскорбления. Иначе они на этом и закончились бы. Все начинается с нежностей. С доброты. Тебя тянет к другому человеку. Ты ему доверяешь. Он тебе нужен. А потом он понемногу начинает изменяться. Мало-помалу сковорода становится все горячее. А в конце ты оказываешься в ловушке ("Жестокий месяц").
Или...существует, допустим, три пары, три дуальности... Когда привязанность выдает себя за любовь, жалость – за сострадание, а безразличие – за самообладание.
Легче всего понять жалость и сострадание. Сострадание подразумевает сочувствие, вы смотрите на страдающего человека как на равного. Если же вы жалеете кого-то, то чувствуете себя над ним.Почти любой человек говорит о своем сострадании. Это одна из благородных эмоций. Но чаще всего это жалость.
И читая ее роман "Жестокий холод", вы понимаете, что жалость – враг сострадания. Она похожа на сострадание, ведет себя как сострадание, но в действительности является его противоположностью. И пока действует жалость, места для сострадания не находится. Жалость уничтожает, выдавливает более благородную эмоцию.
Мы обманываем себя: думаем, что испытываем одно чувство, а на самом деле нас одолевает другое.
А любовь и привязанность?
Классический пример – мать и дети ("Каменный убийца"). Иные матери готовят детей к жизни в большом мире, к тому, чтоб научить выбирать место, где те будут жить и чувствовать себя счастливыми. Это любовь. Другие же, и мы видим в романе таких , манипулируют ими, пытаются вызвать у них чувство вины.
Любовь хочет для других лучшего. Привязанность берет других в заложники.
А безразличие и самообладание? Самообладание – это равновесие. Когда в нашей жизни случается что-то из ряда вон выходящее, мы остро переживаем, но у нас есть возможность преодолеть это. Вы наверняка сталкивались с подобными вещами: со способностью принять происходящее и двигаться дальше.
Но кто то вообще не чувствуют боли. Другие им безразличны. Они как человек-невидимка: сверху человеческая одежда, а внутри – пустота ("Разные оттенки смерти", "Последняя милость").
Словом, хоть романы Луизы Пенни в издательском мире и преподносятся как детективы, писатель больше философ, носитель истины о противоречивости человеческого бытия. Потому ее романы абсолютно оправдывают мысль, что транслируют постоянно и сами герои: у истины два лица - видимое и то, которое нужно открыть. Этим то они и интересны. Читали ль вы?
Свидетельство о публикации №220031901785