О подруге..

Всё это происходило в середине 90х, в Северном Казахстане..
На нашем Машзаводе, тогда впервые возили рабочих и служащих в г.Петропавловск 
обследоваться на аппарате УЗИ. Очень у многих обнаружились тогда различные
заболевания , о которых ни кто даже и не подозревал.У кого то была увеличена
щитовидная железа, в том числе и у меня.Назначили лечение и через какое то
время - снова проверка.К счастью всё "рассосалось", как мы тогда говорили.
Но не у всех обследование прошло благополучно..У моей подруги- самой,самой близкой, (мы
 дружили со студенческих лет и по направлению поехали вместе) обнаружили
новообразование в правой почке и довольно крупное.Часто болела она по женски
и может быть был неправильно поставлен диагноз, воспаление лечили прогреванием.
Вот и нагрели наверное!Положили её в Областную, назначили лечение и лежала там
она может месяц или чуть больше. А когда выписали и пришла на работу, чтобы
оформить больничный - мы просто не поверили своим глазам..Она так сильно
похудела, что кожа( особенно на руках!) просто висела..
Назначили её на операцию, весной, по моему в апреле.Когда сделали операцию и я
 приехала навестить - подруга выглядела повеселевшей, в глазах появился огонёк
надежды. Она потихоньку поднималась и мы погуляли немного по палате.Одной не 
 хотелось лежать -такая тоска и скука - соседки её уже гуляли в коридоре и даже
на улице. Природа расцветала;солнце светило ярко пригревая проталины, а ручьи
уже давно завели свою весеннюю песенку!Вскоре её выписали и дома подруга сначала
воспряла духом; появился блеск в глазах, аппетит и надежда на то что она всё таки
 выздоровеет.  Где то через месяц состояние начало ухудшаться; я заходила к ней после работы,почти каждый день и стало очень заметно, как опять померкли её
глаза..Многие сотрудники из нашего коллектива приходили навещать; советовали
 например достать траву Болиголова, которая как бы помогает во всех , даже
очень тяжёлых случаях! Другие говорили, что не надо было оперировать, но мужу
сказали, что она сама настояла на операции, ведь как говорится: "Утопающий за любую соломинку хватается!"
  Метостазы угрожающе быстро росли и к концу лета, на правой стороне всего
тела были видны бугристые увеличения. Я конечно успокаивала, как могла, но она
всё понимала, всю серьёзность ситуации и плакала:
-Видимо мне столько суждено прожить!...
При ней я сдерживала свои эмоции, но дома..я просто выла, как волчица, от бессилия помочь ей!!!...
-Ну почему такое происходит!?За что!
-Добрый и светлый человечек- Была моя подруга.
Соседка, через стенку, ставила  обезболивающие уколы и доза увеличивалась, т.к.
 боли становились всё сильнее! Она попросила меня подстричь её покороче, чтобы
легче было промывать голову. Когда я начала стричь- у меня мороз по коже пошёл-
волосы были такие тонкие и безжиненные, а ведь раньше такие косы были!В молодости
такой пышный, светло русый хвост носила она! Вообще красавица и спортсменка-
увлекалась лёгкой атлетикой, а как заразительно смеялась- как колокольчик,
звенел её смех.."Я помню Валин заливистый смех,
                Звучал он звонко, как колокольчик!
                Им она заражала нас всех -
                Не стёрлось в памяти это нисколько!"
 Как то я зашла с работы и она мне говорит:
-Я хочу твоих пирожков с капустой..
-Так не вопрос , но тебе же нельзя жареное-Отвечаю я.
-Сейчас уже всё можно..-Говорит она мне, а в глазах такая тоска- что ни какими
словами не выразить!Отвернулась я ,как будь то в окне увидела кого, а слёзы
огромным , железным комком душили меня и я изо всех сил старалась его проглотить!
-Хорошо,я сейчас же пойду и поставлю тесто..И попозже принесу, тем более надо
сходить нам с тобой в баню - Ответила я.
 Тесто поставила на быстрые , "атомные" дрожжи, стряпаю, а слёзы текут и текут
 ручьём," пересолёным" было может моё тесто, но подруга с таким удовольствием
 ела эти пирожки.
Через несколько дней её не стало...Пришла с работы , а сын мне говорит:
-Иди мама , за тобой уже прибегали ...Тёти Вали больше нет!..
Не дожила она до своего дня рождения месяц и 9 дней, день рождения у неё было-
29 октября, в день рождения Комсомола, исполнилось бы 44 года.
Схоронили 20 сентября, прошло уже четверть века, а память сохранила всё, как
будь то вчера произошло. В день похорон погода была ужасная:шёл снег,дул холодный
 северный ветер, потом пошёл дождь, после дождя посыпала снежная крупа, всё
перемешалось, хотя ведь был ещё сентябрь!...
                "Мы в пасмурный день хоронили тебя-
                Дул Северный ветер суровый
                И сыпали с неба крупинки дождя-
                Прощалися - немногословно...
                Сырыми комками летела земля
                И громко о крышку стучала...
                Вся содрогаясь- слушала я ,
                Только подруга - молчала !"
Схоронили , как полагается,хотя времена были очень трудные, завод "дышал на ладан" и люди почти не получали зарплату, но собрали деньги и всё сделали, как
 нужно в таких случаях.
  Ещё при жизни разговаривали с ней на тему- как быть, если завод встанет? Она
посоветовала мне:
-Уезжай в Россию, желательно в деревню - земля прокормит!
 После того, как я схоронила подругу свою - мне стали сниться очень странные
 сны, они были настолько реальные..Я как бы продолжала с ней общаться..
 Она постоянно повторяла мне одно и тоже:
-Не верь, что я умерла! Я живая же прихожу к тебе и всё продолжается, как
раньше. Мне снилось,как она приходит на работу и мы целый день проводим вместе,
занимаемся конкретными делами (а работали мы с ней в одной измерительной
 лаборатории).Снилось, как ходим в гости друг к другу как и раньше, отмечаем все
 праздники, на демонстрации и на собрания в школу и обсуждаем всё, как раньше!
 Я просто жила в этих снах, не расставаясь с ней! Я, ждала ночь , чтобы снова
увидеться, встретиться с моей подругой..
 Но после таких реалистических сновидений- я просыпалась, как выжатый лимон,
у меня страшно болела голова и мне снова хотелось уснуть и забыться, от
реальной жизни..А жизнь становилась всё хуже и хуже - завод обанкротился и надо
было решать как и на что жить!? Вспомнила совет подруги и поехала на родину, в
Россию, поближе к родителям своим и там в одной деревне устроилась на животноводческую ферму. Нам дали жильё и небольшую помощь, как переселенцам, а
 самое главное был большой огород- 20 соток земли! Завели живность: коровку,
овечек и поросят, птицу.  Выжили, тяжело, но не голодно.
                "Ты в памяти моей живёшь всегда!
                И снишься молодою и красивой.
                Старею я - бегут мои года,
                А жизнь прошла- промчалась мимо!.."

В конце печального рассказа хочу сказать, что рассказала я своей маме про эти
реалистические сны и она посоветовала мне ходить в церковь и молиться за упокой
её души. Не очень то верила я тогда в Бога, но пошла, ходила много раз и с каждым разом мне становилось легче и потом отпустило совсем.Изредка вижу её и сейчас,
но как бы сны нормальные, не такие мучительные.


Рецензии