День моряка-подводника

Сегодня, 19 марта, наш праздник – день моряка-подводника.  Подводники бывшими не бывают. Тот, кто однажды спустился через узкий верхне-рубочный люк в чрево субмарины,  и далее видел только электрический свет в её отсеках,  прошел посвящение в подводники,  оценил всю прелесть свежего воздуха при всплытии,  попадает в особый клан.  Этот клан объединяет тех, кто знает, какому риску подвергает свою жизнь,  но все равно рискует ради служения своей Родине, как бы она не называлась. 

У меня написано немало произведений о подводниках.  Не таких уж высокохудожественных, но искренних, потому что я писал на основании своих воспоминаний о трех годах службы в должности начальника медицинской службы подводной лодки Б-63 в 19-й бригаде 6-й эскадры Краснознаменного Тихоокеанского флота.   Есть среди моих произведений история этой старушки-субмарины, на которую меня послали служить. Она была в это время в ремонте с модернизацией, и поэтому свой первый выход в море в качестве офицера, а не студента-стажера,  я совершил на другой подводной лодке, даже не получив разрешения на самостоятельное управление медицинской службой.  Поэтому мне дали помощника – курсанта Военно-медицинской академии, который уже носил погоны старшего лейтенанта, ибо окончил до этого военное училище.  Но помощник оказался никудышным, страдал морской болезнью и все плавание лежал в кают-компании,  поднимаясь лишь во время  завтрака, обеда, ужина и вечернего чая. Я представляю, как ему хотелось составлять компанию другим офицерам, но это был бы простой перевод продуктов, ибо моего помощника все время тошнило и рвало.  И это одна, не очень выигрышная сторона службы на море. Сразу скажу, что эта лодка радиолокационного надзора после аварии не могла погружаться,  а во время учений «Восток» осенью 1971 года штормило,  так даже я, не подверженный морской болезни, чувствовал себя не очень комфортно во время постоянной болтанки на волнах.

Но все же я своими произведениями о подводниках  оставил о себе небольшую память. И чем?  Я в одном из рассказов напомнил читателям старое-старое  стихотворение об истории создания подводных лодок и тяжелой доле офицеров электро-механической части,  так называемой БЧ-5. Все это отражено в стихотворении, которое я хочу вам представить. После прочтения вам нужно обязательно прочитать и примечания,  где дается расшифровка некоторых специальных терминов.

В древней солнечной Элладе,
А точней, в Афинограде,
На заре античных лет
Жил мудила Архимед.
Раз он крепко поднабрался,
Еле до дому добрался.
И в бассейн тут наш мудрец
Освежиться чтоб, полез.
Смотрит он в хмельном бреду
Философски на елду.
На земле она свисает,
А в воде наверх всплывает.
С криком «Эврика» вскочил
И такой закон открыл:
«На погруженное тело,
Как оно бы не хотело
Давит сила по подъему
Равная его объему.»
Сей закон довел людей
До подводных кораблей.
А один крестьянский сын
Некто Никонов Ефим
Изобрел давным-давно
Потаенное судно.
А полковничек Джевецкий
Стал впадать под старость в детство.
И стальные корпуса
Изобрел за полчаса.
Ну,  а Якоби – мудрец,
Был порядочный подлец.
Получил подводный флот
От него электроход.
Ну,  а дальше как могли
Усложняли корабли.
Кто-то сузил коридоры,
Кто-то напихал приборы,
От трюмов до ГКП,
Кто-то сунул РДП.
И по свету поплыли
Боевые корабли.
А подводник, водный крот,
Самый проклятый народ.
Как заезженная ****ь, 
Особливо БЧ-5.
Только лег поспать тут малость,
Так и есть, опять сломалось.
То пожарчик, то вода, то другая ерунда. 
И куда не оглянись,
хоть убейся, хоть топись!
А виновник этих бед
был мудила Архимед.

Примечание:
ГКП – главный командный пункт, чаще всего располагается в центральном отсеке субмарины.
РДП – работа двигателя под водой. Длинная труба, которая позволяет подводной лодке идти под водой  с работающими  дизелями. По трубе к дизелям подводится свежий воздух из атмосферы, и отводятся выхлопные газы. Впервые появилось на немецких субмаринах и называлось «шнорхель».

За содержание всех механизмов, кроме торпедного вооружения, радиостанции, гидролокаторов, штурманского инструментария, отвечает командир БЧ-5. Поэтому спать ему редко удается во время походов в море.

Теперь вернемся к закону Архимеда.  Он формулируется следующим образом: на тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости (или газа)

Мне всегда казалось, когда приходилось объяснять своим детям этот закон, когда они  учились в школе, что в  вышенаписанном стихотворении он намного проще и доходчивее сформулирован.  И  вполне цивильно, верно?
«На погруженное тело,
Как оно бы не хотело,
Давит сила по подъему,
Равная его объему.»  И все понятно.

Мне захотелось поделиться этим стихотворением с моими читателями, чтобы оно не исчезло, как очень многие другие шутливые стихотворения.  В этом как раз не до шуток, согласитесь.  И еще показать, как этот закон претворяется в реальной жизни.

Когда мой сын после разговора со мной решил поискать это стихотворение в Интернете, в Гугле первой стояла ссылка на мой рассказ «Закон Архимеда и подводники». Он позвонил мне и сказал, что впечатлен найти во всемирной паутине на первом месте мое произведение.  Не скрою, это было приятно услышать и мне самому.

Стихотворение было написано в военно-морском училище подводного плавания в городе Пушкине каким-то самодеятельным поэтом,  но прекрасно отражает условия службы на дизель-электрических подводных лодках,  на которых пришлось плавать и мне. Условия службы были тяжелые.  И даже нельзя сказать, когда было тяжелее – летом или зимой. Летом при плавании в теплых водах Тихого океана в отсеках была ужасная жара, потому что работающие механизмы выделяли тепло,  а систем кондиционирования на тех лодках не было.  К жаре примешивались запах выделений человеческого тела, запахи из камбуза и гальюнов, так что атмосфера была весьма далека от комфортной.  А зимой в отсеках было холодно, особенно когда лодка вплывала, чтобы зарядить аккумуляторные батареи, и температура  в отсеках при интенсивной вентиляции была равна температуре на поверхности океана.  Спать всему экипажу приходилось не раздеваясь.

Следующие поколения подводных лодок уже атомной эры были  намного более комфортные и более совершенные. Но это не умаляло влияние человеческого фактора при создании и эксплуатации субмарин в течение долгого срока службы. Аварийность в подводном флоте была во все времена,  и иногда это приводило к гибели лодки и экипажа.  Даже самых совершенных, как наша лодка «Комсомолец», которая могла погружаться на глубину свыше 1 километра.

Я не раз писал, что военно-морская служба, особенно на подводной лодке, сделала из студента мужчину.  Это я про себя. На днях с удивлением узнал, что в США запретили говорить MEN, т.е. мужчина. Как нельзя называть мать матерью, а отца - отцом. Надо говорить родитель №1 и №2. Ну, мы до такого маразма не дошли, поэтому я называю это слово – мужчина. Можно даже сказать – мужик, это даже точнее, кем стал после службы в подплаве я.  Поэтому  этот праздничный день 19 марта я отмечу жареной картошкой с селедкой, и бокалом темного пива Kozel.  Не будет «шила», как называли спирт, сухой воблы – тараньки.  Это мне уже не надо.  Но вот  годы нелегкой службы вспомню. Так что поздравляю, братишки, с Днем моряка-подводника. Будем жить!!!


Рецензии