Евсевьев Иван Иванович

Родился  18  октября  1910  года  в  селе  Оёк  ныне  Иркутского  района  Иркутской  области  (Россия)  в  семье  сельского  писаря.  Русский.  С  1912  года  с  семьёй  жил  в  Барнауле.  Окончил  5  классов  в  Барнауле.  С  1921  года  вместе  с  семьей  проживал  в  деревнях  на  Алтае,  на  территории  нынешнего  Заринского  района. С  1925  года  вновь  жил  в  Барнауле,  работал  на  Бобровском  судоремонтном  заводе.  В  1927-1928  годах  учился  в  Красноярской  школе  ФЗУ  водного  транспорта. 
В  РККА  с  июня  (июля)  1929  года.
Окончил  Вольскую  объединенную  военно-теоретическую  школу  лётчиков  и  летнабов  в  1930  году.
Окончил  3-ю  Оренбургскую  военную  школу  лётчиков  и  лётчиков-наблюдателей  имени  К.  Е.  Ворошилова  в  марте  1932  года.
Служил  в  34-й  авиационной  эскадрилье  56-й  истребительной  авиационной  бригады  ВВС  Украинского военного  округа  (с  1935  года – Киевский  военный  округ)  в  должности  младшего  лётчика.
С  мая  1933  года  командовал  звеном.
14  января  1936  года  присвоено  звание  старшего  лейтенанта.
С  ноября  1933  года — командир  отряда.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  13  мая  по  29  сентября  1937  года  в  качестве  командира  звена,  а  позднее — командира  авиационного  отряда  1-й  эскадрильи  истребителей  И-16.
Воевал  на  Мадридском,  Арагонском,  Северном  и  Центральном  фронтах.
Имел  псевдоним  «Иванио».

     «…Утром  нам  сообщили  о  приближении  большой  группы  вражеских  самолетов,  и  я  поднял  в  воздух  все  шесть  машин,  которыми  в  тот  день  располагал.  Я  с  Рафаэлем  Магриньей,  Демидов  и  Кузнецов  со  своими  ведомыми  строимся  в  боевой  порядок  и  идем  навстречу  врагу.  Примерно  такое  же  количество  самолетов  вылетает  и  от  эскадрильи  «чатос».  Замечу,  что  принятый  в  то  время  боевой  порядок  «клин»  -  звеньями  из  трех  самолетов  -  очень  стеснял  маневр,  да  и  машин  было  мало.  Поэтому  мы  предпочитали  полетами  парами,  что  в  боевой  обстановке  вполне  себя  оправдывало  и  нашло  применение  в  годы  Великой  Отечественной  войны. 
     Набираем  высоту  свыше  2  тысяч  метров,  и  я  вижу,  что  в  направлении  Сантандера  идут  несколько  групп  вражеских  самолетов.  Они  уже  миновали  линию  фронта.  Очевидно,  хотят  бомбить  Сантандер  и  аэродром.  Тремя  парами  наносим  удар  по  первой  группе  бомбардировщиков,  стараясь  нарушить  их  боевой  порядок.  Но  повторно  атаковать  не  удается.  На  нас  идут  истребители  противника.  Выходим  из-под  удара,  набираем  высоту  и  атакуем  шестерку  «фиатов».  Да  и  «чатос»,  видим,  втягиваются  в  воздушный  бой  с  истребителями. 
     Решаю,  что  нельзя  допустить  бомбардировщиков  к  городу!  Атакую  ведущее  звено  «юнкеров».  Но,  выйдя  из  атаки,  оглядываюсь  назад  и  самолета  Магриньи  не  вижу.  Где  же  мой  ведомый?
     Неожиданно  замечаю  необычный  самолет-моноплан.  Это  «Мессершиттт-109».  Очевидно,  фашистский  летчик  меня  не  видит.  Решаю  атаковать!  Доворачиваю  самолет  и  иду  на  сближение.  Противник  заметил  меня  и  делает  переворот,  стараясь  уйти.  Повторяю  этот  маневр  и  при  выходе  на  прямую  ловлю  врага  в  прицел.  Очередь,  вторая  -  и,  резко  перевернувшись,  фашист  начинает  падать.  Ну,  вот  и  открыт  боевой  счет  сбитым  «мессерам»…»
     (Из  книги  «Вместе  с  патриотами  Испании»)

Всего  в  Испании  сбил  16  самолетов  (4  лично  и  12  в  составе  группы).
После  возвращения  из  Испании  продолжал  воинскую  службу.
26  октября  1937  года  присвоено  звание  полковника.
В  ноябре  1937  года  он  был  назначен  командиром  71-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  в  ВВС  Киевского  военного  округа.
22  февраля  1938  года  присвоено  звание  комбрига.
С  апреля  1938  года — командир  36-й  истребительной  авиационной  бригады  в  Киеве,  с  апреля  1939  года – командир  51-й  штурмовой  авиационной  бригады.
Окончил  Курсы  усовершенствования  начальствующего  состава  при  Академии  Генерального  штаба  РККА  в  1939  году.
С  августа  1939  года — командир  22-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа.
4  июня  1940  года  ему  было  присвоено  звание  генерал-майора  авиации.
8  августа  1940  года  был  назначен  командиром  38-й  истребительной  авиационной  дивизии  ВВС  Забайкальского  военного  округа,  которой  командовал  до  сентября  1941  года.   
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  июля  (августа)  1941  года.
В  конце  августа  1941  года  его  дивизия  была  переформирована  в  38-ю  смешанную  авиационную  дивизию,  переброшена  на  фронт,  включена  в  состав  ВВС  Резервного  фронта  и  приняла  участие  в  Ельнинской  наступательной  операции.
С  октября  (ноября)  1941  года  командовал  102-й  истребительной  авиационной  дивизией  ПВО.  Затем,  с  марта  по  июнь  1942  года  был  командиром  141-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО  в  Куйбышеве,  а  с  мая  (июня)  по  сентябрь  1942  года  101-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО. 
Принимал  участие  в  боях  под  Воронежем,  Борисоглебском,  Сталинградом. 
С  сентября  1942  года  по  август  1944  года,  командуя  8-м  истребительным  авиационным  корпусом  ПВО,  охранял  небо  Баку.
В  ноябре  1943  года  принимал  участие  в  организации  и  обеспечении  перелёта  советской  делегации  во  главе  с  И.  В.  Сталиным  в  Иран  для  участия  в  Тегеранской  конференции.
С  августа  1944  года — командующий  ВВС  Закавказского  фронта  ПВО,  затем  снова,  с  апреля  по  май  1945  года  был  командиром  8-го  истребительного  авиационного  корпуса  ПВО  и  одновременно  заместителем  командующего  Закавказским  фронтом  ПВО.   
После  окончания  войны  командовал  тем  же  корпусом  до  февраля  1947  года.
Окончил  Высшую  военную  академию  имени  К.  Е.  Ворошилова  (учился  с  февраля  1947  года  по 1949 год).
занимал  командные  должности  в  войсках  ПВО. 
С  мая  1949 года — командир  16-го  истребительного  авиационного  корпуса  ПВО.
С  января  по  февраль  1952  года  находился  в  специальной  командировке  в  Китайской  Народной  Республике.
С  августа  1954  года — главный  военный  советник  по  ПВО  и  старший  военный  советник  командующего  ВВС  Войска  Польского.
8  августа  1955  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  генерал-лейтенанта  авиации. 
С  мая  1957  года — заместитель  командующего  войсками  Одесского  военного  округа  по  Войскам  ПВО  страны.
С  марта  1959  года  был  заместителем  командующего  войсками  по  тылу — начальником  тыла  Бакинского  округа  ПВО.
6  октября  1964  года  ушел  в  запас  в  звании  генерал-лейтенанта  авиации. 
Проживал  в  городе  Киев  (Украина).
Умер  30  декабря  1991  года.  Похоронен  на  Берковецком  кладбище  в  Киеве.

Список  известных  воздушных  побед  И.  И.  Евсевьева:
00.06.1937     1     Фиат-32          Уэска             лично
16.08.1937     1/2  Савойя-81       Испания        в  паре  с  Рафаэлем  Магринья
18.08.1937     1     Ме-109           Сантандер      лично
29.08.1937     1/2  Фиат-32          Испания         в  паре  с  Франсиско  Тарасона
29.08.1937     1     Ме-109            Испания        лично
12.09.1937     1     Ме-109            Хихон            лично
12.09.1937     1/3  Ме-109            Хихон            в  звене  с  Демидовым  Н.  Ф.  и  Кузнецовым  С.  А. 

За  мужество  и  героизм  Ивану  Ивановичу  Евсевьеву  28  октября  1937  года  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  59).    

Награждён  двумя  орденами  Ленина  (28.10.1937, 05.11.1954),  орденом  Красного  Знамени  (15.11.1950),  тремя  орденами  Отечественной  войны  1-й  степени  (14.02.1943,  07.12.1943,  06.04.1985),  двумя  орденами  Красной Звезды  (03.11.1944,  18.11.1944),  орденом  «Знак  Почета»  (25.05.1936),  медалями  «ХХ  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938),  «За  оборону  Кавказа»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «30  лет  Советской  Армии  и  Флота»  и  другими.   


Рецензии
Стал генералом в 28 лет!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   19.03.2020 09:33     Заявить о нарушении
Да, в этом он обошел Адольфа Галланда, который стал генералом в 30 лет...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   19.03.2020 14:23   Заявить о нарушении