Кумпарсита

Самое узнаваемое и в настоящее время самое распространённое в мире музыкальное произведение в стиле танго - это уругвайское танго «Кумпарсита» («La Cumparsita»), которое было написано в начале прошлого века.

Кстати говоря, многие любители музыки почему-то уверены, что «Кумпарсита» - это аргентинское танго, но в действительности оно было написано в столице Уругвая, городе Монтевидео.

Автором танго «Кумпарсита» был молодой уругвайский композитор Херердо Эрнан Матос Родригес, а на момент написания этой музыки, прославившей его на всю жизнь, Родригесу было всего лишь 19 лет. По законам Уругвая он был ещё несовершеннолетним.

Матос Родригес написал танго будучи студентом университета в Монтевидео, по одной версии, ещё в 1914 году. По другим источникам, - к карнавалу 1916.
В первоначальном варианте это был небольшой марш, посвященный студенческой «кумпарсе» (cumparsa) — группе, в которой в то время состоял автор: отсюда и возникло название танго.

В 1916 году в кафе «Хиральда» в столице Уругвая выступал известный аргентинский пианист Роберто Фирпо и его оркестр, которому через своих товарищей Матос Родригес и передал ноты своего танго. Именно в этом кафе в сентябре 1916 г. впервые прозвучала ставшая впоследствии знаменитой «Кумпарсита».

Роберто Фирпо доработал «Кумпарситу». Он, используя материал собственных танго, дописал вторую часть, а затем добавил и третью, использовав музыку из оперы Верди «Трубадур». Таким образом, у «Кумпарситы» фактически три композитора: Родригес-Фирпо-Верди. Однако Фирпо никогда не считал себя вправе претендовать на соавторство, полагая, что своему успеху «Кумпарсита» всецело обязана именно первой части, принадлежащей Матосу Родригесу.

Название танго - «Кумпарсита» - объясняются одним словом – карнавал.
В современном Уругвае – компарса – это команда по подготовке самостоятельного карнавального шествия и праздничных соревнований.

Родригес написал стихи для своего танго - «Марш уругвайских студентов».
У дверей ректората
Слышатся стоны
Отчисляемых студентов.
Но для тех, кто сдал
Успешно сессию,
Впереди веселые каникулы.
Глядя на мучающегося студента,
Ректор университета
Успокаивает его мучения,
Не выгоняет из университета.

В 1924 году Паскуаль Контурси и Энрике Марони написали к «Кумпарсите» новые слова. И она была исполнена певцом Карлосом Гарделем. Именно эта версия, в исполнении Гарделя, облетела страны Америки и Европы и сделала танго оглушительно знаменитым. Танго, исполненное К.Гарделем, называлось «Если ты знал».
Но, поскольку слова были изменены без согласования с автором, Родригес счел необходимым обратиться в суд, чтобы отстоять свои права.

Матосу Родригесу пришлось ещё неоднократно защищать свои права на «Кумпарситу» через суд. Окончательный конец разбирательствам был положен только в 1948 году, когда легендарный «танговый» композитор и исполнитель Франсиско Канаро, как президент Аргентинского общества авторов и композиторов, вынес решение, в котором были четко оговорены права и обязанности всех заинтересованных сторон: композитора, авторов обоих вариантов слов, издателей и исполнителей.
«Кумпарсита» является культурным достоянием всего человечества, и при слове «танго» большинство людей во всём мире вспоминает, в первую очередь, именно мелодию «Кумпарситы».

18 декабря 1997 года в Республике Восточный Уругвай (таково полное официальное название этого государства) был принят закон, в котором сказано следующее: «Провозглашается культурным и народным гимном Республики Восточный Уругвай «La Cumparsita», созданная уругвайцем Херардо Эрнаном Матосом Родригесом, и исполненная 19 апреля 1917 года».

В 2000 году на Олимпийских Играх в Сиднее команда Аргентины промаршировала под музыку танго «Кумпарсита», из-за чего правительство Уругвая заявило аргентинскому правительству официальный протест в связи с незаконным использованием во время официального мероприятия уругвайского культурного и народного гимна другим государством.

Несмотря на свою огромную популярность в мире как танго, «Кумпарсита» стала еще более популярной после того, как мелодию использовали для показательного танца дуэта в танцах на льду Людмила Пахомова и Александр Горшков.

В феврале 1976 года на ХII Зимних Олимпийских играх в Инсбруке в программу соревнований по фигурному катанию впервые были включены спортивные танцы на льду.

Первой в истории танцевальной парой – Чемпионами Олимпийских игр стали советские фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков.
К тому времени они не знали себе равных в мире. Шестикратные чемпионы мира, Европы, Советского союза. Заслуженные мастера спорта СССР.
Единственная награда и единственное звание, которого у них не было, это звание Олимпийских чемпионов.

Но как я уже говорил, до 1976 года спортивные танцы на льду вообще не были олимпийским видом спорта. И в том, что они стали таковым во многом заслуга Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, покоривших весь мир своим мастерством.
Людмила родилась за несколько часов до нового 1947.
Ее отцом был военный летчик, участник советско-финской и Великой отечественной войн, Герой Советского Союза Алексей Константинович Пахомов, после войны служивший летчиком-испытателем.
Мама Людмила Ивановна была врачом.

Фигурным катанием начала заниматься с 7 лет на катке при Дворце пионеров, где познакомилась и подружилась со своей ровесницей Таней Тарасовой, которую все мы сейчас знаем как прославленного советского и российского тренера.
Одно время Пахомова выступала в паре с Сергеем Селезневым.
С ним она выиграла чемпионат Москвы и стала серебряным призером в первенстве СССР среди юниоров. Затем партнёром Людмилы стал Фарид Сафаргалеев, но вместе они катались только один сезон, пока болела его постоянная партнерша.

Вернувшись в одиночный разряд, Людмила выиграла первенство РСФСР, где на нее обратил внимание тренер ЦСКА Виктор Рыжкин.
Он предложил юной Людмиле составить с ним танцевальный дуэт.
Тренировать пару взялся Станислав Жук. Под его руководством они трижды становились чемпионами СССР, после чего пара распалась. Думаю, что связанно это в первую очередь с тем, что Рыжкин был на 10 лет старше Людмилы по возрасту и понимал, что у него перспектив нет.

Людмила сама пригласила Александра Горшкова кататься вместе, на первых порах выступала в роли тренера, пока их не увидела Елена Чайковская. Успех к новой паре пришел почти сразу: второе место на чемпионате Советского Союза, 10 и 13 – на чемпионатах Европы и мира. Спустя год спортсмены повторили достижение на первенстве страны, а на международной арене поднялись до 5 и 6 мест соответственно.

Начиная с 1969 года, Пахомова и Горшков не знали себе равных на мировой арене. Единственный небольшой сбой произошел на чемпионате Европы 1972 года в Стокгольме. Тогда Людмила и Александр совсем немного уступили немецкой паре Эриху и Анжелике Бук. Однако буквально через несколько недель на чемпионате мира взяли такой блистательный реванш, что соперники приняли решение навсегда покинуть спорт.

Александр и Людмила стали одним из лучших танцевальных дуэтов за всю мировую историю фигурного катания. Шесть раз в их честь звучал гимн Советского Союза на чемпионатах мира, и столько же на Европейских первенствах. Англичане, ранее доминировавшие в мировых спортивных танцах на льду, были вынуждены признать, что их время закончилось, и наступила Эра Советской танцевальной школы. Звание первых в мире Олимпийских чемпионов в танцах на льду стало достойным завершением их спортивной карьеры.

В том же 1976 году на льду дворца спорта "Лужники" состоялся прощальный бал Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова. Они простились со зрителями, исполнив свое незабываемое аргентинское танго «Кумпарсита».

Людмила Пахомова и Александр Горшков были парой не только на льду, но и в жизни. Они стали мужем и женой в 1970 году. В 1977 у них родилась дочь Юлия, все заботы о которой взяла на себя бабушка Людмила Ивановна.

Практически сразу после рождения ребенка Людмила вернулась на лед. Теперь она была тренером. В частности она работала с чемпионами мира и Европы Ириной Моисеевой и Андреем Миненковым.

В 1979 году стало известно об онкологическом заболевании Людмилы Пахомовой. Семь лет она боролась и не прекращала работать.
Даже когда она уже не могла ходить, из больничной палаты Людмила постоянно передавала записи для своих учеников с планами тренировок. Там же была написана книга воспоминаний «Монолог после аплодисментов».

Не стало Людмилы Алексеевны 17 мая 1986 г.
Похоронили чемпионку на Ваганьковском Кладбище рядом с отцом. В 1993 году там же была похоронена ее мама.

Александр Георгиевич Горшков на сегодняшний день является главой Федерации фигурного катания России и руководителем благотворительного фонда имени Людмилы Пахомовой.


Рецензии