Поездка в Туреевку, или кто разваливает село?

                Владимир ВЛАДЫКИН
                Поездка в Туреевку
           В Брянской области эта деревня стала как бы символом на новом этапе поддержания, и возможно, сохранения, а то и возрождения сельских традиций и самого села даже пока, увы, не на Всероссийском уровне, а исключительно в частном порядке. А было бы хорошо, если бы возрождение проходило на государственном уровне, чтобы деревня действительно выжила и продолжала развиваться по выработанной программе. Но пока сёла и деревни в глубоком кризисе и еле-еле выживают и продолжают хиреть, разваливаться и вымирать...
           Накануне знакомые мне предложили побывать в Дубровском районе. Известно то, что в этом прелестном окраинном местечке обретается малая родина замечательного русского поэта Николая Ивановича Алексеенкова.
           Подвижница Татьяна Васильевна Лукьяненкова предпринимала попытку издать его книгу избранных стихотворений. И это могло бы осуществиться, если бы в её начинания не вмешались внешние силы. Сборник, конечно, говорят, был издан другими, но по некоторым оценкам получился скудноватым, словно намеренно решили приуменьшить значение Алексеенкова как поэта.
            Но не буду уклоняться от заявленной темы, поскольку грешно не писать о проблемах деревни, которая мне близка генетически. Нельзя забывать и о том, что половина городского населения – это бывшие сельские жители.
Днём раньше наша область отметила семьдесят пять лет со дня своего образования. Чествования проходили с размахом на Славянской площади.
           Вчера мы договорились с Виктором Николаевичем Лесковым о совместной поездке в Дубровский район. Рано утром, шестого июля 2019 года, он уже ждал меня возле гостиницы «Брянск». Ночные и предутренние мысли схлынули, как первый весенний паводок. И теперь я думал о том, что путь лежал неблизкий. Ведь в Дубровку ехать девяносто километров. А пока следую маршруткой, но тут зазвонил мобильный телефон. Я ответил Виктору Николаевичу, что подъезжаю. И скоро пошагал по вымытой дождём плитке тротуара. Солнце сияло из-за белой тучи веерными разбегающимися лучами.
            Лесков стоял перед входом в гостиницу, которая поновела, когда одели её в серебристую плитку. Ни Виктор Николаевич, ни я точно не знали, где находится Тихвинская церковь. От неё выезжает автобус в Дубровку. Мы остановили женщину и спросили, в какой стороне находиться церковь? Она охотно объяснила, мы поблагодарили и затем миновали Петропавловский женский монастырь. От него шагнули влево и по металлической лестнице пошагали вниз, где был виден среди маковок деревьев церковный купол, выкрашенный голубой краской под цвет июльского неба.
            Она построена на ровном выступе, наверное, очень давно, как бы ни в средние века. Нетрудно представить, что за сотни лет в её стенах обреталось десятки тысяч прихожан...
            На тот момент мы ещё не знали того несуществующего сегодня населённого пункта, в котором намечалось провести День деревни. Ещё недавно я даже не помышлял о том, что некто создал новую традицию празднования родного поселения. А это случилось ещё шесть лет назад.
             Когда мы подошли к воротам, на чистом церковном дворе стояли в длинных юбках молодые и средних лет женщины и девочки лет по 10-13. Получалось, что мы поедем вместе с женским церковным хором «Славичи». Его руководитель – Людмила Сергеевна Васильева. Но её самой тут пока не было. Я пошёл искать её, узнав от хористок, что она в церкви.
            Воцерквлёных людей хоть мужчин, хоть женщин легко отличить от обычных прихожан, которые также отличаются от тех, кто в церковь, если и ходят, то не так ревностно, как истинные верующие. Но это не совсем точное определение. Они и одеты победнее, и скромнее смотрят на тебя, но со своим непоказным достоинством, которое надменно выказывают чиновники, полицейские, бизнесмены, успешные предприниматели. Значительно меньше показного величия у педагогов и врачей, так как одни работают с детьми, а вторые с разновозрастными людьми. И стараются не возноситься при всей своей общественной значимости.
Так что воцерквлённых видно сразу в отличие ото всех других сословий своей особой святостью и смиренностью, если хотите – духовной красотой, которым невозможно не доверять и не верить в их святую набожность.
            Мне хотелось с ними сблизиться и почувствовать их душевную святость и смиренность. Но это было бы похоже на то, как вламываются в чужую обитель. Однако эти женщины со своим душевным величием внушали к себе глубокое любовно-дружеское уважение. Они как бы внушали к себе полное сёстринское расположение. Наверно, в церкви каждый вечер они поют хоровые молитвы. Хотя в этом я глубоко не разбираюсь, так как к религии отношусь хотя и с глубоким уважением и пониманием, но почитаю больше ведическое православие, а не христианство, к которому имею много вопросов с точки зрения исторической правды.
Но здесь о них речить или глаголать не к месту...
Тихвинская церковь построена в тихом уединённом местечке, которое называется городищенским посадом. Жили тут издавна всякие ремесленники. А среди них затёсывались ростовщики, которые знали где селиться и с кого брать проценты, не
почитая христианство, а только поклоняясь своему золотому тельцу...
             Тот средневековый дух здесь хорошо сохранился. А иначе бы не чувствовался, и тот далёкий общинный быт. И о каком тогда можно было говорить общественном государственном устройстве, коли долгие десятилетия на Брянской земле хозяйничали то ляхи, то польско-литовская уния. Хотя православие могло сохраняться в душах и сердцах простых людей...
            Начну с того, что перед входом в церковь, с боку, стоял молодой запущенного вида с худощавым лицом и телом ещё нестарый мужчина. Он был с редкими русыми и рыжеватыми волосами. На нём была изрядно заношенная одежонка, на лице с тонкими чертами и с кротким выражением застыло любопытство к каждому, кто входил в церковь.
             Перед собой он держал полураскрытую робко сложенную ладонь. Чувствовалось, что ему было уже не привыкать тут стоять и уже не стыдно просить подаяние. Я положил в его ладонь со скрюченными пальцами жменю мелочи. Он поблагодарил поклоном. Видно, мужчина нигде не работал и существовал только на одно подаяние, страдая каким-то недугом. Нетрудно было представить простой старый дом, в котором он жил с одинокой и тоже больной матерью преклонных лет. Отец его давно умер или ушёл из семьи. А больше у него никого нет, такой он казался жалким, и жизнь которого другой не представлялась.
              Но о нём я недолго думал. Всех прихожан, с их сложными судьбами, мне некогда описывать. А хотелось бы вообразить старину, которая так проникновенно и живо описана Николаем Лесковым в повестях «Очарованный странник», «Запечатленный ангел». «Воительница», не говоря уже о его романах «Некуда», На ножах». «Соборяне». И тут же приходят на память романы Мельникова-Печёрского «В лесах» и «На горах»...
              Итак, я вошёл в церковь, в этот особый мир древнерусской святыни. Да, здесь чувствуется та особая атмосфера русского православия. Старинная настенная живопись выполнена на библейские сюжеты. Всё тут как бы наслаивалось многими десятилетиями и даже столетиями.
              В глубокой древности вместо храмов существовали капища Богов и Родоверия, в которых обитали их деревянные скульптурные изображения. А теперь церковь полна всякими запечатлёнными святыми, в образах которых выступают деятели древнерусского государства, причисленные к ликам святых. И по этим признакам она считается якобы православной. Хотя канонически остаётся исключительно христославной, никакого истинного отношения не имеет к настоящему православию. А русский народ давно пребывает в заблуждении относительно русской православной церкви, которая прикрывает свою суть воцерквлёнными русскими святыми.
              Лесков гулял по церковному двору, пока я пребывал в своих раздумьях в церкви, как бы общаясь со святыми. Между тем я терпеливо ждал, пока Людмила Сергеевна с кем-то долго беседовала по телефону. По-видимому, с водителем того транспорта, на котором мы отправимся в Дубровку.
             В церковь входили ранние прихожане, они здесь, видно, постоянные. В приходе возле иконостаса горели на круглых резных и золочёных подставках свечи. Пахло ладаном и воском. Здесь, за толстыми стенами, царил полусумрак, иконы смотрелись мрачно, с тусклым проблеском.
             Я было хотел представиться Людмиле Сергеевне, как она, выключив телефон, сказала:
             – Да, я поняла это вы, вы же мне звонили?
             – В какую деревню мы едем? – спросил я.
             – Ой, да я сама пока не знаю. Надо позвонить Татьяне Васильевне.
              На этом наш диалог закончился. Она куда-то озабоченно заспешила, вся в каком-то беспокойстве. И была вся донельзя серьёзная.
             Я вышел из церковной благодати, и тут же увидел Лескова В.Н.. Он внимательно осматривал двор. Виктора Николаевич заинтересовала история церкви. В книжной лавке мы спросили у одной из служащих церковного прихода, где тут рассказывается об истории церкви? И та направила нас к памятной мемориальной доске, которая прикреплена с обратной стороны церкви.
             Мы обошли придел полукруглой формы. И на белённой мелом стене были прикреплены две мраморные доски. На верхней читаем: «Памятник архитектуры. Тихвинская церковь построена в 1769 году, отличается простотой архитектурой фасадов, оживлённых своеобразными наличниками окон более старых образцов. Взята под охрану государством». Вторая доска рассказывала её историю с 1917 по 2017 годы. Русская православная церковь. Московский патриархат Брянская митрополия Брянская и Севская Епархия по благословению Митрополита Брянского и Севского Александра».
             Далее говорится о гонениях на церковь и гибели архиепископа Даниила Троицкого (служил с 1931 по 1934 г). Иерея Константина Афанасьева (служил с 1932 по 1937 г.г.) расстрелян 17 октября 1937 года. Дьякон Симеон Чаплин служил по 1937 год. Расстрелян в 1937 году».
Вечная им память!
             На территории церкви имеются служебные здания, братские захоронения. Тут их несколько, а также усыпальницы и одна часовня. Здесь тишь и благодать, уединённый уголок церковной обители.
            Погуляв по двору, Лесков пожелал найти скамью. Устал человек! При входе во двор стояла лавка. Мы уселись. И не успели обменяться впечатлениями. Как во двор въехал микроавтобус марки «Форд». Водитель полуседовласый, несколько щуплый, кажется, Людмила Сергеевна назвала его Виктором. Видно, для неё он свой человек. Мы скоро все уселись. Кроме меня и Лескова, все женщины, включая девочек – их семеро, а то и восемь.
            С крутой горы автобус скатился вниз легко. И оказались возле памятника Артиллеристам. Поехали в Бежицу мимо железнодорожного вокзала и скоро выехали в направлении Московского микрорайона и затем свернули на улицу Ульянова. Но мы её только переехали и помчались к Литейному мосту. И довольно скоро очутились на Ново-Советской улице. В своё время она часто упоминалась (а может и сегодня) в криминальной хронике, к которой я был причастен как репортёр. Но как это было недавно, как это было давно...
             Подъехали к дому Татьяны Васильевны Лукьяненко. Здесь уже на своём авто стоял В. А. Малашенко и тут же ожидал отъезда телеоператор Владимир Ламанченков со своей аппаратурой.
            Минут через пять вышла Лукьянекова с Людмилой Борисовой. Они уселись в автомобиль, а мы в микроавтобус и скоро поехали. Однако на выезде из Бежицы наш водитель решил заправиться, и остановился недалеко от заправки «Роснефть»...
Виктор непонятно к кому, конкретно, обратился, попросив одну тысячу рублей. Ему подала запрошенную купюру молодая приятной внешности женщина. Мне лично от этого её движения сделалось как-то неловко. Оказывается, кто едет, тот и оплачивает бензин. Лесков, на мой вопрос, сколько стоит один литр, ответил, дескать, немало – сорок рублей.
           – А сколько литров входит в бак? – поинтересовался я.
           – От сорока до шестидесяти, это смотря, какая марка автомобиля, – ответил тот.
           Однако эта поездка оказалась дорогим удовольствием!
           Пока мы ехали до пункта назначения, я вкратце поведал Лескову о некоторых моментах из биографии, а именно кем был мой дед Пётр Тимофеевич Утенков, что он родился в 1896 году в Малоярославском районе. Жил в деревне Аргуново Калужской области, участник первой мировой войны, попал в плен. И до 1919 года находился в Германии, а после участвовал в гражданской войне. Но изобразил его под другим именем в исторической хронике о народной жизни. Отец Лескова был старше моего деда всего на один год. Оба участники первой мировой и гражданской...
             И вот мы проехали слева поворот в направлении деревни Меркульево, а справа дорога вела в Глинищево. Затем миновали поворот на Жирятино, потом пошли повороты на Вжиж, Жуковку, Овстуг. За окном автобуса мелькали по ходу трассы деревни, сёла. Довольно редко – лесополосы, чаще перелески, вдали простирались леса, луга, поля и брошенные земли. На пастбищах паслись мироторговские стада чёрно-белых коров, и там и сям рассыпались фермерские стада бурого окраса.
Вот и Дубровка, здесь мы недолго постояли и поехали. А чуть позже на трассе пришлось остановиться, чтобы выяснить, в какой стороне находилась деревня Туреевка?
              Спросили у женщины, которая управляла автомобилем какой-то иномарки. Она как раз ехала из какого-то села или деревни и остановилась на выезде перед трассой. И подсказала, куда нам следовало направиться. Участницы церковного хора «Славичи» очень слаженно и красиво пели одну из своих песен, в которой был заключён, вероятно, некий глубокий былинный смысл.
              Скоро сбоку дороги мы увидели указатель с надписью деревни Туреевка. Но что от неё осталось? Подъезжаем неспешно. Видны развалины бывших колхозных ферм. Уцелел лишь коровник или свиноферма, тогда как от жилых домов попадались лишь фундаменты и фрагменты стен. За фермой видны остовы колонн, выложенных из белого кирпича. А по их верху протянулись то ли трубы, то ли какие-то балки. На скошенном и полувытоптанном пустыре стояли автомобили и несколько групп людей...
              Здесь местность неровная, встречаются обильные заросли высоченного борщевика, с которым борются в некоторых районах области, как с настоящим бедствием. Было время, когда точно так же досаждали заросли амброзии. Но она как неведомо откуда появилась и так же неожиданно исчезла.
             На месте бывшей деревни Туреевка, вдали, среди деревьев, виды три больших дома. Как нам объяснили знающие, в одном под красной черепицей жил наездами из Москвы её коренной уроженец генерал-майор, член Союза писателей России, Леонид Павлович Петухов. Во втором его родной брат, а в третьем их сестра...
              Кто на его месте мог бы так поступить, отдав предпочтение родовому гнезду, чем более престижному месту где-нибудь в Подмосковье? Поступок генерала достоин не только уважения, но и восхищения, а то и подражания.
              Вот уже шестой раз генерал Петухов в отставке проводит день памяти своей родной деревни. Его инициативу поддерживают многочисленные гости из других поселений не только Дубровского района, как, например, предприниматель, музыкант, певец Алексей Колбасов, а также гости из других районов и областного центра. Приглашена из Москвы даже творческая интеллигенция: певцы, музыканты, художники и местные поэты, прозаики и журналисты.
             Сказать, что собралось много народу, особо нельзя, а где-то от силы около шестидесяти человек. А может, даже и того больше. Кстати, даже не хватило всем скамеек, расставленных под открытым небом, как, например, автору этих строк...
            Л.П. Петухов за личные средства построил почему-то в стороне от деревни Туреевка церквушку Христово Воскресенье. А немного ближе от неё установлен памятник деревне, как мне позже объяснил генерал Петухов.
            Немного информации из истории деревни Туреевка, я почерпнул в Википедии, которая гласит, что данное поселение основалась, как хутор, в конце 19 века. В 1929 году здесь проживало 166 человек, в 1979-м – 129, в 1989 – 78. В 2010-ом – 11. В самые лучшие её годы насчитывалось семьдесят шесть дворов. Хотя бывшие жители деревни называли восемьдесят человек. Кто-то мне подсказал, что в двух километрах находилась деревня Мареевка.
           Когда-то в Туреевке было две улицы, был магазин, школы, а клуба почему-то не было. Это, видимо была одна из тех причин, что населения здесь просто не осталось. Уроженец этой деревни Алексей Колбасов рассказывал, как они ходили или ездили на танцы в соседние деревни и сёла...
            Главную причину исчезновения деревень уроженцы называли – хрущёвское укрупнение неперспективных деревень... Вот взятые из интернета сравнительные цифры городского и деревенского населения. Как гласит автор интернетовской публикации под таким категорическим названием – «Почему деревни и сёла будут уничтожены обязательно?» – «В 1961 году от общего количества городского населения было 53 процента, а сельчан – 47%. А сегодня население городов увеличилось до 77 процента против 23% в деревнях. А далее автор делает вывод, что эти двадцать три процента сельского населения кормят не только себя и свою семью, но и в три раза больше городских жителей! И он полагает, что искусственные продукты питания такие, как мясо, молоко и яйца в магазинах в деревне ещё широко или вообще не распространены». И можно предположить, если сельское население совсем перестанет содержать скот и другую живность это вполне может произойти, так как из года в год поголовье сокращается.
              И пока я так размышлял, мероприятие открывала методист Дубровской районной библиотеки (фамилия которой выпала из памяти). Она предоставила главу муниципального образования Г.П.Чернякова и главу Дубровского района Шевелёва Игоря Анатольевича. Слово предоставлено главе Дубровского района Шевелёву И. А.. И тот заговорил о чрезвычайной важности такого мероприятия, а затем Игорь Анатольевич наградил медалью по случаю семидесятипятилетия образования Брянской области генерала Л.П. Петухова. Леонид Павлович шесть лет назад положил начало чествования памяти деревни, которая по праву считается основой русского образа жизни. Именно в деревне с древних времён формировались начатки национальной культуры государствообразующего русского народа. И очень плохо то, что в Конституции об этом не упомянуто, поэтому она требует серьёзных поправок. А ведь из деревень и сёл вышло различное народное творчество, и за тысячелетия складывался фольклор, сложились обычаи, традиции и ритуалы.
             Ребята и девушки местных школ рассказывали об истории соседних деревень и о том, как исчезали и другие деревни Дубровского района, и одна из первых открывает список Цебревка. Они рассказывали и о Щебровке, Алёшинке, Белизне, Грабовке, Ерохино, Назаровке, Нижеровке, а также поведал и жителях, какие тогда жили в них, которых называли поимённо целыми семьями...
Но бывших деревень, которые исчезли в какой-то отрезок времени, было значительно больше не только в отдельно взятом Дубровском районе, но также и по всей Брянской области, которых насчитываются сотни...
               Вот что представил по запросу Росстат по этой тематике. И вырисовывалась печальная картина, с карты России исчезло восемь с половиной тысячи сёл и деревень. А ещё 19 000 населённых пунктов числятся совершенно пустыми.
              По Брянской области эти цифры распределились так: на 2006 год всего было сёл и деревень 2686, в 2007 году – 2671, в 2008-м жило столько же. Эта цифра оставалась неизменной до 2012 года. Но с 2013-го пошло некоторое снижение – 2630, в 2014-ом – 2629, в 2015-ом – 2628, в 2016-ом – 2619.
Одна из причин исчезновения населённых пунктов – отсутствие природного газа. Поэтому газификации уделяется большое внимание. Из года в год газ приходит всё больше в деревни и сёла. В 2006 году их было 866. В 2007 году – 909, в 2008-ом – 939. В 2009 году – 972. Спад произошёл только в 2010-ом – 914, а в 2011-ом – 1065. В 2012-ом – 1135. В 2013-ом – 1098, в 2014-ом – 1110, в 2015-ом – 1110.
Можно ли при таком высоком темпе говорить, что власти не допускали приписок? Здесь приходится говорить не о преувеличениях, а исключительно о фактических результатах по газификации.
               За период с 2006 по 2016 годы упразднено 62 сельских населённых пункта. А ведь во все времена, даже в самые благополучные, такого бегства не наблюдалось. Вот итог: если в 2006 году в сёлах и деревнях проживало 420 272 человека, в 2007-ом – 411 816,. в 2010-ом- 398 984, в 2011 – 393 725, в 2012-ом –389 725, в 2013-ом –384 446, в 2014-ом – 378 387, в 2015-ом – 372 68, в 2016-ом – 368 842. Сегодня эти цифры, будь они представлены, выглядели бы ещё плачевней...
              Так что за период с 2006 по 2016 годы сокращение сельского населения составило 51, 4 тысячи человек.
За тот же период с 2006 по 2016 годы сёла и деревни покидало больше, чем прибывало: эти цифры приведены по тем же годам – 10,4, 10,7, 11,2. 10,3, 11,6, 17,6, 17, 6, 21,1, 20,8, 19,4, 17,7. А за январь – июль 2016 года по 8,4 человек.
             В те же годы в сельские поселения прибыло из стран СНГ – 9,5; 11,1; 11,1; 11,3; 11,1; 15,1; 16,0; 16,9; за январь – июль 2016 года – по 9,1.
На январь 2006 года в сёлах и деревнях работало 626 библиотек, 711 клубов, 605 школ.
                На январь 2016 года в сёлах произошло резкое сокращение библиотек. Их стало – 482, клубов – 565, школ – 353.
               На 31 декабря 2006 года в сёлах было 685 медпунктов и 1791 магазинов.
               На 31 декабря 2016 года там же осталось 619 медпунктов и 1690 магазинов.
             За годы правления Н.С.Хрущёва в СССР (в основном в России) исчезло 139 000 сёл и деревень. С 1959 по 1989 годы в СССР сократилось число деревень и сёл с 294059 до 152 922, в России – 153 125. Из них по России с 15, 5 тысячи нежилые, то есть они совсем пустые...
             С 2000 сельского населения сократилось до 2019 года на 224 000, только за 2015 год убыль составила 33 000. В Брянской области тогда было 2646 населённых пунктов, тогда как на 1 января 2019 года сокращение произошло на 11 000 человек.
              По всей России население сёл и деревень упало с 1 млн. 210 тысяч до 1 млн. 199 тысячи, что равняется одному райцентру...
             За 2018 год сёла потеряли 6000 человек, тогда как города – 5000.
             Как видим, цифры рисуют удручающую картину по России. Не будем называть по цифрам её национальный состав. Но здесь он как бы неуместен.
              По интернету смотрел ролики о совершенно пустующих деревнях. Это зрелище поражает своей беспощадной правдой о вымирании сельского населения, которое сравнимо разве что со страшной эпидемией. Деревянные дома заколочены гвоздями досками крест-накрест и закрыты на висячие замки, которые давно напрочь проржавели.
             Вымершие дома смотрятся как памятники ушедшему деревенскому укладу, которого с исходом населения там не осталось, что наводит на грустные размышления вообще о смысле жизни. Что бы ты ни думал и ни говорил, а перед глазами предстаёт жуткая картина пустых деревень, которые состарились и обнищали.
              Туреевка исчезла совсем. Три дома стоят с поразительной уверенностью в то, что она способна чудом возродиться. Не зря же генерал Петухов перестроил своё родовое гнездо, и дом смотрится как новый. За свои средства поставил церковь и памятник деревне, точно по завету замечательного русского поэта Николая Мельникова – «Поставьте памятник деревне». Его стихотворение звучит с пронзительной силой и вселяет веру в её бессмертие...
              И в этот необычный день сюда съехались люди из разных мест. А в основном это бывшие жители Туреевки. В список исчезнувших деревень, она пока не внесена, поскольку усилиями семейства генерала Петухова тут ещё теплится жизнь. Хотя генерал живёт, по мнению людей, только летом.
               На этом месте собирается народ на торжество уже шестой раз. Разве можно называть праздником день памяти деревни? Я полагаю, такой день не может быть торжеством. Ведь это грустное и скорбное зрелище о том поселении, которого давно уже нет. Его бывшие жители одни умерли, а вторые обитают в других местах.
Есть мнение, что процесс уничтожение неперспективных деревень был запущен Хрущёвым во вред самого существования деревни, как станового хребта государства. Это его корневая система, и она была основательно и катастрофически подрублена. Об этом выступающие почему-то не говорили, и процесс уничтожения подавался как закономерный, вызванный объективными причинами, причём как необходимый с насаждением городского образа жизни. Эта борьба была организована на уничтожение патриархального уклада деревни с уклоном на создание агропосёлков и агрогородов. Но из этого тогда ничего не вышло.
             В наши дни деревня брошена на произвол судьбы. Наверно, не зря стали создаваться в 90-годы такие агрохолдинги, как «Мираторг», и тем самым была воплощена мечта Хрущёва. И уничтожена идея создания истинного хозяина земли. А вместо него на селе положено начало наёмного труда, что приравнивается к рабскому труду. И это явление уже широко наблюдается в действительности. И наверно, не зря уже поговаривают о возврате крепостного права. Хотя сегодня наблюдается в некоторых регионах и в том же Подмосковье переезд из города в деревню. Но станет он традицией или вынужденной мерой, так как в селе выживать легче, чем в городах, где не так-то просто найти работу и средства к существованию...
             Своё выступление генерал Петухов также посвятил родной деревне, а потом на его слова спел песню один из представителей Брянского землячества в Москве А.Борода (Феськов). Он был в костюме. Затем с какой-то показной стремительностью он подходил к Сорочкину, с которым тот этак браво пообнимался.
              А затем как будто куда-то быстро испарился.
Здесь я встретил также и предпринимателя Мамонова М.Д., бывшего депутата Государственной Думы В.А.Малашенко. Организатор Дня памяти деревни Туреевки, член Союза писателей России Л.П.Петухов пригласил из Москвы группу высокопрофессиональных артистов и поэтов. Это Бориса Кувшинова, народного артиста Украины Руслана Брадара, а также поэта и журналиста Игоря Гревцева с женой, художника Н.А.Дедкова, поэта и певицу Люсьену, поэта Лисовскую, певцов Николая Писаренко, Юрия Шалаева, певицу народную артистку Татьяну Филимонову.
            С участием москвичей концерт получился насыщенным. Превосходно исполнил песню на стихи поэта Петухова композитор и певец бывший уроженец Туреевки Апексей Колбасов. Из Брянска слаженно и духовно выступила вокальная группа «Славичи» под руководством Васильевой Л.С.
             Стихи читали и местные поэты – это Александра Тарасова, Наталья Шитикова, их стихи заметно отличались своим гражданским пафосом от безликих стихотворений – команды Сорочкина, так как их выступление не отличалось особой оригинальностью, потому и не запомнилось...
              По небу без конца кочевали чёрные тяжёлые тучи, часто закрывая собой солнце. Несколько раз концерт прерывался из-за холодного дождя. А под конец пошёл сильный, крупными каплями, и он-то разогнал всю публику по машинам.
Какие же причины, кроме отсутствия газа и естественной смертности, влияют на активный процесс убывания населения из сёл и деревень? Если взять отсутствие работы, то в сельской местности у населения имеются приусадебные наделы, и она кормит народ. А та колхозная земля, которая была поделена между бывшими членами колхозов при их ликвидации, давно продана новым землевладельцам, которыми являются сельхозпредприятия, фермеры и агрохолдинги, одним из которых на Брянщине, да и по всей России, считается «Мираторг».
              Крупнейший агрохолдинг образовался в 1995 годы братьями-близницами Александром и Виктором Линниками. Сначала они занимались экспортом мяса из стран Латинской Америки. В 2007 году холдинг разместил первые облигации за сумму 2,5 миллиард рублей и стал строить комплексы по производству свинины. Однако активному строительству помешал кризис 2008 года. Но уже в 2009 году положение изменилось в лучшую сторону, когда в Белгород приехал тогдашний премьер В.В.Путин, который ознакомился деятельностью и, как глава наблюдательного совета банка, подписал с «Мираторгом» выгодный кредитный соглашение на 21 миллиард рублей.
                В 2008 году в основном в Брянской области братья стали скупать у фермеров и у населения земли. На 2017 год в восьми областях холдинг не без экономического нажима завлаладел 676 000 гектарами земель. И только 300 000 гектаров было скуплено в Брянской области. На 2019 год земельный банк «Мираторга» имел 1 миллион гектаров и стал в России лидером.
              Разумеется, безумную экономическую деятельность агрохолдинга и захват земель, отслеживали не только региональные СМИ, но и федеральные. «Мираторг» попал под жёсткую критику как бумажных газет, так и электронных. Особенно было возмущено население, когда мироторговцы обнесли свою территорию колючей проволокой. А также под критику попала не совсем законная скупка земель, особенно у населения. А фермеров принуждали отдавать земли даже под такими условиями: если не подпишите договор купли-продажи, вам грозит банкротство...
               За ним числится такой нижеприведённый перечень собственности, приведённый Википедией.
              Это две зерновые компании (381 000 га обрабатываемых площадей в 2013 году); 4 комбикормовых завода (1 460 000 тонн кормов в год); ферма Мираторга в Калужской области, элеваторы (мощности по единовременному хранению более 200 000 тонн зерна); 19 птицеводческих площадок и бройлерных птицеферм; 27 свинокомплексов; 33 фермы крупного рогатого скота; предприятие по убою и первичной переработке птицы мощностью 100 тыс. тонн продукции в год, расположенное в Брянской области; предприятие по убою и первичной переработке свинины мощностью 300 тыс. тонн продукции в год, расположенное в Белгородской области; предприятие по убою и первичной переработке КРС мощностью 130 тыс. тонн продукции в год, расположенное в Брянской области; завод по производству мясных полуфабрикатов (60 тыс. тонн в год, торговые марки «Мираторг» и «GurMama»); расположенный в Калининградской области; завод по производству мясных полуфабрикатов в Санкт-Петербурге (бывш. «Гурман», «Шеф-повар» и пр.); ветеринарно-санитарный утилизационный завод в Курской области; низкотемпературных автоматизированных складов (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Екатеринбург, Самара, Воронеж); транспортная компания (более 1000 единиц спецтехники); дистрибьюторская компания; сеть из 75 фирменных магазинов «Мираторг» и двух гипермаркетов; сеть из 15 бургерных «Бургер & Фрайс».
             В качестве рабочей силы Агрохолдинг использует в основном наёмную силу не только из числа селян, но и городское население.
             В 2011 году «Мираторг» в подмосковном Домодедово открыл свой фирменный супермаркет. И к 2019 году у него появилось собственная сеть из 75 фирменных магазинов и двух гипермаркетов «Мираторг». Однако поступает сообщение, что в Брянске после Нового года закроются несколько мираторговских магазинов. Одна из причин - не бывало высокие цены на его продукцию. На кого они были рассчитаны изначально: только на богатых, если далеко не всё население платеспособно в его фирменных магазинах и на продукцию приходится понижать цены или даже её списывать...
              В селе Хмелёво в 2014 году он построил мясоперерабатывающий комплекс мощностью 40 000 тонн в год. И там же в 2017 году был построен завод по переработке шкур. В 2015 году холдинг включили в перечень системобразующих предприятий, а двумя годами позже создали собственную сеть ресторанов «Бургер» и «Фрайс».
            На Кипре холдинг имеет дочернее предприятие Agromir Ltd. А в 2019 году компания ООО «Мираторг-Курск» была оштрафована на 810 миллионов рублей за порчу плодородного слоя почвы при строительстве свинокомплексов в Фатежском и Поныровском районах Курской области.
               ООО «Мираторг» в основном ведёт свою бурную деятельность в Белгородской и Брянской областях и находится в числе первых, кто получает государственную льготную поддержку в виде субсидий и льготных кредитов и за что не раз попадал под критику других агропредриятий и фермеров.
               Способствует ли агрохолдинг удержанию деревень и сёл от распада, если он вербует рабочую силу из числа городского населения? По признанию одного ответственного чиновника по сокращению безработицы у «Мираторга» имеются несколько площадок, откуда он своим транспортом доставляет людей на свои предприятия.
              Так что агрохолдинги вряд ли спасают село от развала. Поэтому отток сельского населения продолжается, о чём свидетельствует приведённая выше статистика. Разве такие монстры создают хозяина земли, если тот, о котором идёт речь, продолжает скупать земли? А хозяин земли по-настоящему так и не был создан.
              Но зато сбылась мечта товарища Н.С.Хрущёва, который так мечтал о создании агрогородов и агропосёлков. И этому способствовала сама верховная власть, опираясь на агрохолдинги. А правильно ли поступила власть покажет время.
Ведь только по одной из этих причин, в целом по России, село продолжает терять население. А значит, оно неуклонно территориально ужимается, уменьшается...
Хорошо бы было, если бы день памяти деревни не принял массовый характер, поскольку это станет признанием факта развала села, а не символом возрождения и поднятия его из запустения и разрушения...
              В.Н. Лесков однажды рассказывал, как ему приходится противодействовать, по его выражению, змеям Горынычам. Так он называет тех, кто негласно борется с фермерами и другими землевладельцами, которые отстаивают свои права на земельные паи.
              А как реагирует власть на притеснения и шантаж крупных землевладельцев типа мираторга, которые в наглую действуют против фермеров? Выходит, никак, но получается даже наоборот, это когда подыгрывает латифундистам всякими мерами принуждения или устрашения.
             К примеру, насылает контролирующие комиссии, которые ловят нарушителей якобы незаконным пользованием мимо счётчика электроэнергией, или правильно ли они обрабатывает пахотные и луговые угодья.
2019 г.


Рецензии