Образование в Царской России. Высш. нач. Уч 20в

     Высшие начальные училища стали учреждаться в Российской империи по закону 1912 года. Ранее их не было! Они были платными и для большей части населения не доступными.
     Высшие начальные училища были за большие деньги. Ибо их учреждали для детей состоятельной части населения.
     Эти училища имели 4-летний срок обучения после 3–4-летней начальной школы и были мужскими, женскими или смешанными.
     Ученики I и II классов этих училищ могли поступать соответственно в средние учебные заведения, но со сдачей экзамена по иностранному языку, который в этих училищах не преподавался.
     Окончившие эти училища могли поступать в средние технические учебные заведения и в учительские институты.
     В высших начальных училищах изучались закон божий, русский язык и словесность (литература), арифметика и начала алгебры, геометрия, география, история России с некоторыми сведениями из всеобщей истории, естествоведение и физика, рисование и черчение, пение, физкультура; для девочек, кроме того, рукоделие.
     В России не было младшей школы, до 3-го класса по нынешнему счёту. Были церковно-приходские школы, которые учили за натур продукт, либо за отработку детьми во благо церкви трудовой повинности. Но всё это было для простых, а для всех остальных, были начальные школы за деньги! Земства брали на себя расходы по строительству помещений для образовательных учреждений. При этом финансировали строительство земских училищ местные купцы, которые в значительной степени были заинтересованы в получении грамотных работников в свои торговые и промышленные предприятия.
     Интересно разглядывать дневники учеников различной степени, качества и уровня школ дореволюционной России.
     Что сразу обращает на себя внимание, титульный лист дневника. Казалось, что всё просто, но сколько интересного. Оформление типографское самого дневника. Качественная, плотная бумага, первый лист обрамлён строгими вензельными линиями.
     Были такие заведения, как, к примеру, Высшее начальное училище. Это где-то, примерно конечно, между 4 и 9 классами. В это заведение могли поступить те дети, которые окончили начальную школу и находились в возрасте 10-13 лет.
     Первая страницы – расписание уроков. Почерк чёткий, можно сказать каллиграфический. Сразу встаёшь по стойке смирно.
     Что преподавали, к примеру, в третьем классе Высшего начального училища, это где-то 7-8-й классы?
     1. Русский язык, арифметика, геометрия - 3 раза в неделю.
     2. История, Закон Божий, Физика, География, Рисование, Черчение - 2 раз в неделю.
     3. Славянский язык, Диктант, Естествоведение, Гимнастика, Пение - 1 раз в неделю. Много внимания уделяется русскому языку и математике.
     4. Было религиозное образование, которое представлено было курсом о Законе Закон Божьем, Курсом Славянского языка.

     Уроков было 5 в день. Занималися 6 дней в неделю.
     Заметен уклон к наукам. Кстати сказать, крестьянские дети и даже из городских рабочих, не могли получить высшего образования.
     Предмет Славянский язык включал также и изучение церковнославянского, на котором писались церковные книжки. Да и тема создания Единого Славянского Мира или Государства в то время ещё была жива в народе.
     Дневники дореволюционной России очень похожи на современные, не заметно качественного сдвига в сторону образованности. В общей массе своей, если судить только по дневникам, то у современных заметно влияние компьютеров и Интернета. Дети ориентируются не только на те навыки знания, которые они получают в школе, но и на те, которые они сами добывают в Сети. Заметно влияние излишней информации, которые слабый ребячий и девчачий мозг не в состоянии перерабатывать и систематизировать. Буквы нечёткие, слова скачут, не успев записать что-то, ребёнок уже отвлёкся на что-то новое. Чувствуется в этих неряшливых прописях недоразвитие мозга, отсутствие навыка к формулированию, к концентрации на чём-то, в способности выражать свою мысль в словах и в графике.
     В дореволюционных дневниках нет иностранных языков. Образование соответствовало духу времени и запросам начинающейся индустриализации. В программе было черчение, теперь его нет. А черчение развивает мозг, мелкие мышцы рук, терпение, память, чего не хватает современным подросткам, которые чертят теперь одним пальцем по клавке.
     Мой сын как-то залез в антресоль за чем-то, и нашёл там мой старый дневник и пару тетрадей за второй класс (1958 г.). Там были тройки почти сплошь. Он это просмотрел и сделал резюме, мол, пап, ты бы у нас в школе был гений. А твои училки за что-то тебя не любили.
     Что же мы видим в дневниках нынешних школьников 7-го класса. Полуслова, кроки от фраз, всё в намёках, понимай, как знаешь, всё как в Инете. Сформулировать письменно ничего не могут. Страдания по отсутствию мозга.
     С другой стороны, Мир становится цифровым. Куда же денешься. А школа, она успевает за прогрессом? Наверное, успевает, но только в той мере, в которой это необходимо для обеспечения бесперебойности работы государственного конвейера: школа, ВУЗ, индустрия, вызовы времени.
     Теперь дневники бумажные уступают постепенно место электронным. Теперь всё в Инете. Где каллиграфия, где почерк, по которому настроение училки можно было бы понять. Если спросить современного родителя, нужен ли его чадам дневник, то большинство скажут, что нужен, пусть будут вместе с электронными. Кстати, бумажные дневники законами не отменял никто.
     Интересны подписи преподавателей на страницах дневников дореволюционных Училищ: после росписи идёт фамилия, всё очень чётко и понятно. Это идёт на каждой странице дневника.
     Есть пометки. На каждой неделе есть подпись классного руководителя. Интересно прокомментировать замечания преподавателей. Вот одно из них:
Необходимо аккуратнее записывать заданные уроки и помечать месяцы и числа. Заполнить расписание уроков. Выходит, что нерадивые ученики тоже были, даты не проставляли, а задания записывали небрежно.
     По дневникам видно, что Рождество Христово в те времена отмечали 24 и 25 декабря, а не 7 января, как сейчас. Занятий не было. 15 декабря 7207 года от сотворения мира, или 1699 года от рождества Христова, вышел указ, согласно которому после 31 декабря текущего, 7207-го, года наступало 1 января 1700 года. И его, а не 1 сентября, как прежде, следовало считать началом Нового года.
     Праздновали не только Православные даты, но и славянские, к примеру, Святки в январе, это тоже были выходные.
     Праздников в те времена было заметно больше, чем сейчас.
     В течение года некоторые предметы заменяются новыми. В третьем классе (нынешний 8-й класс) появляется Теория словесности, где на уроке изучают стихотворение «И скучно и грустно», на которое был ещё романс Даргомыжского.
     Всё записывалось, по всей видимости, перьевой уже ручкой с чернильницей.
     Практически такие-же дневники были в советской школе, удобные и понятные. Современным школьникам можно только посочувствовать.
     Советский дневник 60-70-х годов в 5-6 классах был почти такой же. Были такие предметы: 1.Русский язык; 2.Литература; 3.Арифметика; 4.История; 5.География; 6.Ботаника; 7.Труд; 8.Пение; 9.Физкультура. По пять уроков в день, шесть дней в неделю.
     Тоже самое преподают сегодня в любой Православной гимназии, а также святки.
     В те времена успеваемость оценивалась отметками. Отметки у учеников были в дневниках в полном наборе, как и сейчас.
     Дневник похож на наш, только вот уроков меньше, чем у наших школьников.
     Удивляет каллиграфический почерк в расписании на неделю. Кто сейчас такое повторит?
     Теперь убрали черчение. Физика и химия превратились во второстепенный предмет, а в геометрии знания на низком уровне у современных школьников. Как и сам английский так и его преподаватели как не с той планеты, низкий уровень интеллекта, учебник выпущен красиво и легко обучаем (колонизаторы позаботились) для детей низким уровнем дебилов. Вот так бы понятно и красиво с рисунками надо и учебники физики и химии как на английском.
     По дореволюционным дневникам Училища видно, что образование начальное и среднее было ближе к реальному. Нет классических предметов: латыни, греческого, которые были обязательны в гимназии, иностранные языки отсутствуют, есть естественнонаучные предметы, предметы культурного и физического развития.
     За 100 лет формат дневника практически не изменился. Интересен почерк ученика.
     Теперь электронные дневники, которые стали более ёмкие, красочные, хотя и без прописи.
     Теперь же упор в основном на науку. Заместо Закона Божьего идут Основы православной культуры, правда, один год и только в четвёртом классе, но по желанию родителей. Заместо славянского языка теперь идёт английский. Появилась биология и химия. Но вот на святки тоже отдыхаем.
     Теперь в России много конфессий. Теперь без ментального каннибализма никуда. Теперь не церьковь, а в театр. Кому-то может Рамаяна по душе или Танах.
     В углу класса в те времена стояло ведро с ивовыми розгами в концентрированном соляном растворе. Посмотрит на это ученик и знания сами в голову запрыгивать станут. Учили и били! Но втихаря, не рекомендовалось.
     Сейчас в России нет запрета на собственную школу. В государственной школьной индустрии присутствуют те предметы, которые нужны государству, для обеспечения интересов власти.
     В России есть сейчас православные гимназии, семейные школы. Сейчас масса возможностей для обучения.
     Частенько на такие курсы записывают и детей из мусульманских семей Их родители считают, что дети должны знать религию страны, в которой живут. Конечно, чем больше мы знаем друг о друге, тем лучше. В одной стране живём.
     На то она на все времена и Воля Божия и Промысел. А атеистов - в геенну огненную. Хотя противники скажут, что все остальные веруны, а атеисты ближе к богу.
     На то она и свобода самовыражения, правда не всегда понятно, где свобода одного человека заканчивается, а где начинается свобода другого.
     Кстати, говорят, что православные воскресные школы теперь абсолютно бесплатны.
     До революции ежегодный приём в начальные городские школы не определялся количеством имеющихся вакансий, а только числом явившихся на приём детей, в зависимости от которого определялось количество вновь открываемых школ.
Расходы же, на них не встречали отказа со стороны городской думы.
По крайней мере в Петербурге было, ну если не обязательное, то общедоступное народное начальное образование. При этом учащимся городских училищ, наиболее способным, предоставлялась возможность получить не только среднее, но и путём стипендий также высшее образование.
     Со стороны Земств шло финансирование строительство школ, эксплуатация, хозяйство школьное, а основная плата за образование шла со стороны родителей и казны государственной.
     Теперь ни про Бога, ни про Сына Его Христа не рассказывают, всё больше про то, откуда берутся монеты. Язык колонизаторов англо-саксов обязателен в обучении.
     На территории России христиане остались на Юлианском календаре, а за рубежом - перешли на Григорианский.
     По старому стилю РХ празднуют 7 января, а по-новому - 25 декабря.
     Рождество Христово и Святки были придуманы церковью, чтобы завесить, скрыть с глаз людей, русо-славяно-арийский праздник Рождества Коляды и последующие игры и гадания.
     Религия никакого отношения не имеет к Православию, как к научному термину, которое означает Правь и Славь пантеон Светлых, Родовых Богов: Велеса, Перуна, Тарха, Тары, Весты и т.д. 14,5 тысяч персонажей было, а не один, как сейчас
     Известно, что в 1907 г. Министерство народного просвещения внесло в Госдуму законопроект о введении всеобщего обучения, который был утверждён только в 1912 г. Пять лет мурыжили закон, противодействовали либеральные думцы, которые долго не утверждали проект, и не давали возможность его финансировать. Вот пример вреда от демократии.
     Вместе с тем, исследователи отмечают, что школьная система Царской России была вовлечена в отвратительную аренду детей для проституции.
     Детская проституция делилась на две разновидности: малолетних арендовали непосредственно для проституции, или их брали якобы для ремесла, которым обычно маскировалась истинная цель аренды. Аренда производилась с ведома и согласия родителей, но чаще всего прикрывалась какой-либо другой невинной работой.
     В 1913 г. состоялся Всероссийский съезд по семейному воспитанию, кажется Первый в России. Там проблемы детей из низших сословий связывали с изменениями в развитии общества.
     На этом съезде отмечалось, что пролетаризированная городская неимущая семья, которая по сути борется за своё существование, сталкивается всё больше со многими дурными, опасными для детской души элементами, чем со спасительными и положительными элементами. Ребёнок не может быть боле охранён своей семьёй от внешних опасностей, но, что ещё опаснее, приходится спасать его от гибели в недрах самого родительского попечения. То же самое мы видим и сегодня.
     Советская школа свою образовательную систему создавала не на пустом месте. Многие учебники дореволюционные легли в основу советских, по крайней мере на первом этапе. Советская школа очень точно определила свою цель: а именно дать образование всем, чтобы они могли включиться в строительство коммунизма.
     Надо сказать, что учиться и в школе Царской России, и в Советской школе было не так сложно. Кружки всякие были, всё было рассчитано в общем-то на середнячка. И надо сказать, сам смысл начального и среднего образования, которое обеспечивает государство, мало изменился. Этот смысл заключается в том, чтобы получить образованного человека, с тем, чтобы он мог включиться в постоянно развивающуюся индустриально-промышленную научно-технологическую государственную машину и обеспечить конвейер по производству материальных, культурных и идеологических изделий.
     Сейчас это всё трудно воспроизвести, трудно понять саму идеологию. Тогда был Русский мир, со славянскими переливами, все стремились к Просвещению. Потом стал Советский мир с коммунизмом. Теперь государство своей конституцией лишило себя идеологии, то есть самой идеи, для чего оно существует. Отсюда учебники идут на сложном понятийно-идеологическом языке. Родители сами не могут ничего понять, к чему стремиться.
     Понятия грамотности народа и развития страны взаимосвязаны. Урбанизация, развитие производства, его индустриализация, прогресс технологический вызывают спрос на грамотных людей, что связано с их обучением.
     Если сложить все плюсы и минусы, то получится, что к 1914 году в России было грамотных людей даже больше, чем этого требовал уровень развития страны.
В России в то время было больше 80% сельского населения, которому для решения своих тактических задач промышленная грамотность не нужна была. Тем не менее, почти при каждой церкви были церковно-приходские школы. Это стремление к Просвещению через образованность было записано в генетическом коде каждого крестьянина.
     Все понимали, что человек грамотный и человек, не умеющий ни писать, ни читать, это разнополярные люди. Безграмотными легче было манипулировать. С другой стороны, безграмотные стремились быть ближе к своим семейно-родовым традициям.
     Что касается современного обучения, то оно отдаёт суетливостью, подвержено различным веяниям, но оно не сложнее, чем то, которое было в Царской России.
     В начале 20-го века, уже ставился вопрос о переходе ко всеобщему начальному образованию. Даже по дневнику видно, что Россия развивалась нормально. Не надо было втягиваться в Первую Мировую войну.
     Что касается влияния церкви Православной на систему образования. Чем теперь занимается церковь? В дореволюционной России у неё было реальное влияние на образование. Раньше она насаждала своими зданиями города и веси вокруг Храмов. Теперь уже нет церковных приютов, бесплатных обедов для бедных. Церьковь занимается вовсю торговлей, главный Храм в Москве предоставил свою юрадрес полсотне фирм, верхушка ведёт богемный образ жизни, чем озлобляет народ. Огромный негатив, который присутствует у народа, связан именно с политикой поведения самой православной церькви, хотя само православие народ принимает.
     Церковно-приходская школа имела в начале 20-го века 2 класса. Это образование в то время позволяло справляться даже с техникой, работать учётчиком. Сегодня этого конечно недостаточно. Но с компьютерами детвора справляется.
     Уже в то время, в начале 20-го века, началась жесточайшая битва за умы. С русскими воевали на всех фронтах, пытались уничтожить, а в первых рядах шли именно верующие христиане католики. Но наша «Православныя» церковь, а также супер грамотное дворянское сословие не нашло в себе силы сопротивляться.
     Многие из Высшего руководства Православия поддержали Западное нашествие. Сейчас иерархи Православной Церкви считают, что это Западноевропейское нашествие в течение последних 200 лет было как бы наказание для предателей и безбожников.


Рецензии