Человек и церковь. Эссе

        Взаимоотношения человека и церкви, базирующие на вере в Бога, строились на   протяжении тысячелетий. При этом сама церковь не осталась единой, а раскололась на множество течений, иногда настолько противоречивые, что отстаивая своё понимание учения о Боге верующие, в общем - то одной веры, устраивали религиозные войны и легко проливали кровь собрата по вере только из - за того, что тот имеет несколько отличающейся взгляд на веру,имеет своё понимание одного и того,что отражено в Библии
        В процессе раскола, (а это именно раскол), к примеру последователи веры в Иисуса Христа, основали свои церкви. Так христианство распалось на три крупные ветви: Католиков, Православных и Протестантов, в которых в свою очередь образовались различные течения и секты число которых разрослось до нескольких десятков.
        Русская православная церковь в результате так называемого "Раскола" распалась на две ветви. Большая часть приняла "Новую веру" и стала под знамёна Никона, а меньшая осталась приверженцев старины и вошла в историю, как "Староверы" или "Старообрядцы". При этом сама церковь, поддерживаемая властью устроила гонения староверов, объявив им по сути войну,староверов преследовали,сажали в тюрьмы,сжигали, уничтожали как только могли и это вчерашние братья по вере. И многие староверы были вынуждены покинуть Родину.
       Раскол русской православной церкви нанёс больше вреда чем пользы, до сих пор приверженцы старой веры, не принимают РПЦ. И хотя остались в меньшинстве всё же организовали свою старообрядческую церковь. Раскол христианства в целом и РПЦ в частности дело рук человеческих, которые в силу своего понимания веры и служения Богу каждая пошли по своему пути. А рядовые верующие присоединились к тому или иному течению, в общем - то достаточно легко приняли новую веру, как это произошло с РПЦ или легко обратились в протестантов.
       Приверженцы новой веры на Руси отказались от того что бы креститься двуперстием и легко приняли изменения в обрядах. Что на мой взгляд для большинства верующих не показалось чем - то трагическим. Ну крестились двумя пальцами, стали креститься тремя, думая при этом, что какая разница как креститься. И в принципе были правы, потому что не это главное в вере. Главное то как ты принимаешь Заветы Бога и следуешь ли ты этим Заветам. По большому счёту для Бога не имеет значения, как ты крестишься ладонью, как это делаю католики или двуперстием как делаю
староверы или крестишься тремя пальцами.
       Из ничего люди устроили такую проблему, которая не может разрешиться до настоящего времени. Хотя конечно сегодня верующие различных конфессий стали более терпимы по отношению к друг другу. И часто различные церкви легко сосуществуют в одном населённом пункте. И находят общий язык и не противодействуют друг другу. Изменилось и сознание верующих, пришло осознание того, что сила  лишь усугубляет противоречия, создаёт ещё большие проблемы  и не способствует улучшению отношений между церквями. Гордыня, властолюбие и меркантильные интересы раскалывают верующих, что хорошо видно на примере Украины, где образовалась своя ветвь и образовалась УПЦ, вышедшая из подчинения РПЦ. При этом в выигрыше лишь отдельные люди, преследующие свои интересы, а церкви в целом нанесён громадный ущерб, где страдают простые верующие, у которых возникает сумятица в головах.
       Церковь не одну тысячу лет влияет на умы верующих. Вера в Бога - в Иисуса ли, Будду или Аллаха или ещё в кого - либо оказывает на человека, если он верующий значительной влияние, изменяя его и внешне и внутренне. Накладывает отпечаток на всю его жизнь. Церковь регламентируя жизнь человека вольно или невольно вмешивается в его личную жизнь, устанавливает правила, что одними принимается и вызывает одобрение, а с другой стороны вызывает нарекания и даже отрицание. К примеру обряд крещения, за который люди вносят плату, часто в установленной сумме, при этом церковь утверждает, что это не плата, а всего лишь пожертвование. Меня смущает то, что крещение это по сути приобщение человека к вере в Бога, приобщение человека к Богу. Одно из самых важных таинств и человек за это вносит определённую плату, даже под видом пожертвования. Понятно, что обряд крещения могут провести и без оплаты, но на деле это далеко не так и часто в церквах устанавливается такса и человек вынужден вносить эти деньги и вносит, к примеру 500 или триста рублей. Получается что человек как бы за деньги приобщается к Богу, что по моему в корне не верно. Понятно, что у церкви имеются свои расходы и церковь их покрывает из своих доходов в частности на доходы от пожертвований. Но всё же крещение важное событие, далеко не рядовое в жизни человека и брать за это деньги на мой взгляд это не верно.
        До недавнего времени большинство верующих считало своей прямой обязанностью посещение церкви хотя бы раз в неделю, не говоря уже о днях когда церковь празднует тот или иной церковный праздник. Да и вне церкви, дома ли или ещё где человек не забывал обратиться к Богу. Большинство регулярно совершала молитвы и утром и вечером отдавая положенное Богу. Люди усердно предавались молитве, славословя Бога, просили о прощении грехов, вымаливали избавления от болезней, молились и за себя и за близких и конечно молили о улучшении жизни и просили материальных благ. Так было до известных событий, пока в России не начались гонения на церковь, были репрессированы многие служители церкви, а рядовые верующие были вынуждены молиться и совершать обряды тайно, скрываясь от постороннего взгляда.
        Сегодня в новой России церковь воодушевлена и не отрицается властью, власть помогает церкви и финансово поддерживает её и не только, оказывает ей содействие и на государственном уровне. Что конечно сказывается благоприятно на церкви. В 90-е годы прошлого столетия, когда население страны оказалось в критической ситуации, а жизнь многократно усложнилась, когда люди иногда не могли досыта накормить своих детей число верующих возросло, люди потянулись к церкви. Возросло и число прихожан и ничего необычного в этом нет, так было во все сложные, критические времена. Люди нуждались хотя бы в моральной поддержке и они шли в церковь ища утешения.
       Вера в Бога давала и даёт человеку надежду на лучшую   жизнь, если не в этом мире, то хотя бы в мире ином, если конечно человек старался жить следуя Заветам Божьим. И церковь естественно старалась укрепить в человеке веру поддерживая и морально и материально, помогая страждущим, нищим и убогим. Церковь и сегодня в меру сил своих и возможностей оказывает помощь бездомным, больным, сиротам. Свершает то, что она делала на протяжение всего времени своего существования.
      До двадцатого века большинство населения всех стран мира пребывало в бедности, влачили не лёгкую жизнь полную лишений, забот и проблем. И конечно первой заботой была забота о так называемом "Хлебе насущном", забота о том, без чего человек не может обходиться и отсутствие еды доводит человека того, что он лишается ума и перестаёт соображать что он творит. В далёкие и так далеко отстоящие от нас времена человек большую часть времени посвящал трудам добывая для себя пропитание. При этом львиная доля заработка уходила на приобретение пищи, на еду расходовалось до 80 процентов заработка и лишь 20 процентов оставалось на остальные расходы. И человек был вынужден работать и работать, посвящая работе почти всё своё время, оставляя на отдых  не более семи, восьми часов, а то и того меньше. Дети приобщались к труду с малых лет выполняя посильную работу, понимая, что надо работать, помогать родителям.
Находясь в такой ситуации, человек нуждался в поддержке и находил поддержку в вере в Бога, надеясь, что хотя бы в иной жизни он сумеет обрести беззаботную жизнь.
      Во второй половине 20 века, после Второй Мировой Войны жизнь в экономически развитых странах страна улучшаться, стала гораздо комфортнее и неизмеримо лучше чем раньше. Если  в прошлом на питание расходовалась большая часть заработка, то с недавнего времени на питание человек стал расходовать не более тридцати процентов своего заработка. Остальные средства человек мог расходовать по своему усмотрению. Улучшилось и питание, которое стало более разнообразным во всех отношениях. Появилось больше свободного времени, которое он мог использовать на отдых и развлечения. Естественно сразу расцвела индустрия развлечения, которая предоставляла человеку все мыслимые и не мыслимые способы удовлетворения человеческих прихотей.
      И человек стал отдаляться от церкви, уделяя вере всё меньше и меньше времени, порою и вовсе настолько отдалялся, что начинал забывать дорогу в церковь. В некоторых странах церкви обезлюдели настолько, что здания церквей стали выставляться на продажу. Церковь прибегала и прибегает к различным ухищрениям, что бы привлечь к себе внимание и увеличить число прихожан, но удавалось и удаётся это ей далеко не так, как этого ей хочется.
      Выявляется некая связь между тем, как живут люди и как они верят в Бога. Я бы сказал, что это даже больше чем "связь" - это больше похоже на закономерность. Ибо чем лучше становятся условия жизни, чем больше человек зарабатывает и чем меньше у него зависимость от какого - либо влияния, тем больше ослабевает в человеке вера в Бога и он меньше ищет утешения у церкви, предпочитая больше услаждать плоть, чем думать о душе и о Боге.
      Ещё одна странная закономерность, находящаяся в прямой зависимости от того как живёт человек. Чем лучше человеку живётся, тем меньше рождается детей. Если в не давнем прошлом два - три ребёнка в семье было делом обычным, а ещё раньше женщины рожали ещё чаще и при этом жизнь в материальном плане была хуже, чем сейчас, но детей в семье было больше, то сегодня  в семье чаще всего один ребёнок и родители не желают большего количества. То есть жизнь улучшилась,а количество детей уменьшилось.
В большей мере это происходит в странах с развитой экономикой, где уровень жизни во много раз выше чем странах бедных, со слабо развитой экономикой.
      При этом сокращается численность коренного населения, увеличивается продолжительность жизни. А человек всё больше и больше уделяет времени себе любимому, занимается собой, предпочитая отдыхать и развлекаться, чем отдаваться заботам о детях. В человеке, в развитых странах начинает возобладать эгоизм. И вольно или невольно ослабевает вера в Бога и он забывает дорогу в церковь. Что на мой взгляд является доказательством того, что вера в Бога для большинства верующих вторична и что большинство верующих это люди в которых вера не укрепилась, не укоренилась должным образом и такой верующий легко отдаляется и от веры и от церкви.   
      О слабости веры говорит и то, что человек легко склоняется и начинает верить чему угодно и во что угодно, если это что - то вдруг оказывает ему действенную помощь, к примеру избавляет от болезни. Человек ради этого готов поклоняться кому угодно и чему угодно, хоть к примеру - пню и если пень вдруг избавит его от трудной жизни или вернёт зрение не зрячему или озолотит, то завтра  к этому пню пробиться будет невозможно из - за толпы желающих обрести что - либо за так. И люди будут молиться и поклоняться пню, а после завтра вокруг пня выстроят храм и найдутся те кто будут взимать плату за то, что бы помолиться этому пню и люди будут платить.
      Пень, как пример - это конечно метафора, но люди, считающие себя верующими становятся в очередь, что бы прикоснуться к какой - либо святыне, к мощам какого - либо святого и даже частице мощей или какой - либо части  одежды, конечно некоторые склоняются перед мощами отдавая дань уважения святому, но многие просят об избавления от проблем и болезней и просят для себя материальных благ. То есть человек больше верит мощам или даже святому, чем Богу.
      Вера во Христа существует на протяжение двух тысячелетий и за это время доказала свою жизнеспособность и в тоже время эта вера в отдельно взятом человеке достаточно быстро ослабевает или даже вообще исчезает, если человек оказывается в благоприятных условиях жизни. Что не может вызвать недоумения и даже удивления. Ради своих эгоистических побуждений человек не желает загружать себя заботами о семье и детях так как они мешают ему получать удовольствия.
      Сегодня человек отказывается не только большего количества детей и нормой становится один ребёнок в семье, но вообще не желает заводить ребёнка, откладывает это дело на более позднее время или впадает в другую крайность, когда телесные утехи возобладают над разумом и нормой становится то, что ещё вчера считалось грехом и запрещалось законом. Содомский грех в странах Запада сегодня не грех, а норма и брак между мужчиной и мужчиной или женщиной и женщиной стал обыденным делом и нормой поведения. И даже больше такое поведение стало навязываться подрастающему поколению.
Что вообще выходит далеко за грань разумного понимания. По сути происходит отказ от учения Христа и во главу угла устанавливаются ценности, которые противоречат и Старому и Новому Заветам. Попираются законы Божеские и церковь не в силах изменить данную ситуацию ибо в человеке не осталось и следа от веры. Что невольно вызывает сомнение в силе церкви и её дееспособности.
      В принципе за предшествующие тысячелетия церковь, являясь как бы посредником между Богом и человеком должна была настолько овладеть умами, что должна была стать и плотью и кровью человека. Но этого не произошло. Причины этому не совсем ясны, здесь или дело в самой церкви, которая делает своё дело не должным образом или человек настолько изменчив, что ничто не может укрепить его в вере и он легко отказывается и от веры и от церкви, за исключением разве что малого количества верующих, которые готовы пожертвовать собой ради веры.
      Положение церкви в России намного лучше чем к примеру на Западе. Согласно статистике как минимум восемьдесят процентов населения России признают себя верующими, но в тоже время церковь регулярно посещают от силы десять - пятнадцать процентов. Судя по всему, исходя из примера развитых стран участь церкви в будущем не очень завидная, ибо чем лучше становятся условия жизни, тем менее усерден человек в своих устремлениях в делах веры в Бога и тем меньше становится число прихожан.
      Следует ли из этого, что человеку для того что бы он укрепился в вере необходимо нечто большее, чем то, что делает сегодня церковь. Быть может церкви требуется коренное переустройство и значимые изменения, которые помогут церкви привлечь внимание верующих, откроют дорогу к их сердцам и душам. Что это будет сказать сложно, но то, что это обретает черты необходимости ясно, ибо видно, что то чем и как церковь пытается достучаться до человека сегодня срабатывает плохо.
      Церковь и сама, вернее отдельные её представители, своим поведением способствуют отвращению людей от церкви. Хотя на мой взгляд такое поведение некоторых служителей церкви это всего лишь частный случай и не имеет значимого влияния как на самого человека, так и на всю церковь в целом, хотя и является проблемой для церкви. Но церковь, на мой взгляд справляется с таким проявлением служителей церкви.
      Взаимоотношения церкви и человека, несмотря на свою протяженность во времени складываются не совсем удачно ибо церковь так и не сумела укрепить в человеке веру в бога настолько чтобы они стали весомыми и значимыми  до такой степени, что бы человек не отстранялся от веры, не отдалялся от Бога. Взаимоотношения церкви и человека не обрели фундаментальность, не укоренились в человеке. Невольно напрашивается мысль, что человек нуждается в вере в Бога поскольку - постольку. Пока есть нужда - человек верит в Бога, но как только нужда ослабевает, то сразу ослабевает и вера в Бога.
      Конечно какая - то часть населения, хоть и не очень большая верила и верит в Бога несмотря ни на какие внешние факторы и так было во все времена и во всех странах и такое положение с верой сохраняется и в современном мире. И это вселяет надежду на то, что вера в Бога это нечто большее чем просто вера, что человек верующий искренне обретает нечто такое, ради чего он готов поступиться многим и поступается. И это помогло устоять церкви в годы воинствующего атеизма.
      Улучшаются условия жизни человека и вместе с тем уменьшается число прихожан и число верующих. Хорошо ли это или плохо для общества, для церкви, для отдельного человека. Для церкви такое состояние не очень хорошее, ибо в первую очередь отражается на состоянии дел церковных. На обществе такое положение сказывается больше плохо, чем хорошо ибо человек верующий более лоялен и к обществу и к государству ибо человек верующий склонен больше к добру, чем ко злу. Для человека, по моему ничего не изменилось так большая часть людей верит в Бога не сильно и такое с человеком было во все времена.
     Почему такое положение сохраняется на протяжении тысячелетий и не изменяется с течением времени. Видимо это происходит только потому, что так и должно быть. И то малое количество людей искренне верующих существовавших и существующих в настоящем своей истинной верой творят такое количество добрых дел, что это позволяет держать мир в равновесии. И благие дела, совершаемые малым количеством людей верующих искренне вполне противостоят всему тому злому, что творят многие и многие.
     В этом должно быть и заключается вся правда веры в Бога. И хоть всё течёт и всё меняется, но правда в том, что всё касается человека как было так и остаётся на прежнем уровне. Человек кем был тем и остался, подверженный страстям и порокам, творящий и добро и зло. Сомневающийся и любящий, впадающий в гнев и зависть и в тоже время готовы на самопожертвование и на подвиг и во имя веры в Бога и во имя любви к ближнему и во имя семьи и детей и во имя Родины.
    Человек есть то, что есть, он такой каким его создал Бог и он живёт в мире, устроенным по правилам и законам, которые сотворил Бог. И если такое положение сохраняется на протяжение всей истории, следовательно так всё и должно быть. Иное мироустройство и иной по своей сути человек видимо Богу и не нужен.

                18.03.2020 г.
      
   


Рецензии