Написал и отвечал Сильвии Филип

Я люблю художников и уважаю тех, кто отдает свое время и создает то, что останется со временем. Я встретился с журналистом и писателем Валерианом Чобану по случаю представления одной книге нашего земляка из Германии в Кишиневе. Я внимательно наблюдала за ним и, словно вернулась в свой четвертый класс, что давно это было. Вся мимика и жесты Валериана Чобану предают, что у него есть постоянное любопытство и не только. Несколько названий его книг: "Из глины Любви": (Стихи, литературные репортажи), 2007; их можно отнести уже к давним  и "Заповедник смерти" (роман), Издательство Coresi, Бухарест, 2018 и многие другие работы, заставили меня  поговорить  немного с ним. Что из этого вышло, наверно догадываетесь. Интервью.
Наверно я его переведу на русском.
Вот начало:
Сильвия Филип: Как вы пришли на работу в этой области? (журналистика)

Валериан Чобану: После первой попытки поступить в основную школу живописи из тех далеких весенних лет один  учитель попросил меня написать что-нибудь приятное о школе. Я тогда был в 9-м классе. К тому времени у меня уже были публикации в журналах для детей и подростков, но они не были о моих учителях в школе. Сначала я пытался отказаться Однако он настаивал во второй раз, в третий раз, пока я, вероятно, не сказал ему следующее: «У меня нет проблем, если вы действительно хотите чтобы я написал, я сделаю это, но я подпишу под псевдонимом». Нет, он настоял, вы подписываетесь своим именем! Сказано и сделано. Я написал информационную записку на двух листах бумаги, положил листы в конверт и отправил их в местную газету «Фарул Нистрян». Проходит одна неделя, два прохода, нет ни одной строки в газете. Я разозлился,  и, поскольку я не был слишком стеснительным, я забираю номер телефона редактора, указанный в техническом поле газеты. Удивленный мужчина удивляется, что его беспокоит некий ученик. Но я, как настоящий журналист, с чувством юмора начинаю брать его в телегу, говоря ему, что он публикует только секретарей партийных организаций, председателей колхозов и так далее ... И тут он меня  приглашает 5 мая, в городе Резина, в районном Доме культуры, у нас есть торжественная церемония, на которую мы приглашаем вас,  но и секретарь партии будет присутствовать.
-Suhostavski? Да, он не знает нашего языка, и вы приглашаете его.
- Не волнуйтесь, отвечает редактор Владимир Афанасьев, у нас есть место и для вас. Ну, если так, отмечу: 5 мая, 10 часов утра. Таким образом, в тот день я узнал, что первая информация с оценкой 10 появилась в местной газете. Мы достигли этой торжественности еще до того, как секретарь партии и редакция высмеяли его. Они сказали, что Валериан Чобану предстал перед ним. Знает ли он такого человека? Да, он поспешил ответить, «но я знаю, что этот мальчик - художник». С сегодняшнего дня он тоже журналист, ответил редактор. И вот, после этого события, я решил пойти на факультет, где я изучал профессию журналиста. Я написал десятки информации из моего населенного пункта, я посещал в течение года и школу корреспондентов без писем, которая была открыта в следующем году в редакции этой газеты, а затем я поступил на  факультет журналистики  КГУ USM (в то время Университет Кишиневский),. После окончания факультета журналистики я был назначен работать в Государственной телекомпании МССР в составе СССР в 1980 году. Я работал в  редакции пропаганды  молдавского телевидения. Проще говоря, в самой идеологически творческой  группе, в которой работали хорошие журналисты, с богатым опытом работы и жизни. Некоторые из них окончили факультеты журналистики университетов городов Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда), Киева, другие - имели вуз-ы партии, также в Москве, Ростове, Минске, Киеве. На телевидении Молдавии, в Кишиневе, я работал первые десять лет, затем с 1990 года работал над публикациями: «Старая улица», «Luceafаrul», (Утренняя звезда) «Свобода», журналы: «Alunelul», «Окружающая среда». Я не буду считать  все публикации, потому что их было много, я даже работал в официальной ежедневной газете "Независимая Молдова".

С.Филип .: Что для вас важно в выбранной профессии?

В.Чобану .: Я всегда считал истину первостепенной. Когда я узнал, что это не так, я не молчал, но я понял, если я думал, что я был неправ. Сегодня я признаю, что был неправ, когда поспешно написал целую газетную страницу об Александре Маринеско. Публикация «Европа-инфо», в которой вскоре было написано мое письмо, исчезла. Правда состоит в том, что в то время у меня не было никакой возможности узнать всю правду о «героическом поступке» Маринеско, но на протяжении многих лет, благодаря нобелевскому лауреату по литературе, Гюнтеру Грассу (1999), я уже знал его. Я искал правду вместе с главным редактором Ионом Гонца и Кириллом Вакуловски в "Luceaf;rul" в 1996-1997 годах. Затем я написал рецензию, точнее, отчет после выхода книги поэта Григоре Виеру под названием «Чудеса в пострадавшей Бессарабии», опубликованной также в «Luceafаrul» и «Литературе и искусстве» из Кишинева, но также и в Кишиневе. газета из Яссы, Румыния.

С.Филип .: Что самое сложное в этой работе?

В.Чобану .: Самое сложное - это очень хорошо документировать себя. Я работал в течение определенного периода времени, и в Государственном архиве Молдовы я перевел часть содержимого описей с русского на румынский язык. Они были с 19-го века. В то же время я хотел узнать как можно больше о своих населенных пунктах, о местности, где я родился, но результат меня огорчил, потому что в архивах Кишинева много белых пятен. Я имею в виду прошлое более 100 лет, 200 лет. Но настоящее или последние 50 лет трудно понять. Поскольку некоторые архивные материалы были перевезены в Тирасполь, другие - в Москву, или, черт возьми, знает, где, поэтому, чтобы узнать правду, нужно искать усердно и хорошо, а иногда все напрасно. Некоторые исторические исследователи этой профессии, правда, что-то находят. Но у меня были большие трудности. Недавно я пытался найти правдивую информацию о дворянской семье Катарджиу, но то, что я нашел, меня не удовлетворяет. Возможно, в Румынии есть больше информации о них, потому что их было много, даже один, будучи премьер-министром, был убит на холме Митрополита.


Рецензии
Это серьезный труд. Ответственный.

Юлья Дюмар   21.08.2020 08:35     Заявить о нарушении
Спасибо Юлия! Желаю вам больших успехов!

Валериан Чобану   21.08.2020 10:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.