В киноклубах

МОЗАИКА ДЕТСТВА (не связанные друг с другом воспоминания)

Кино за пять копеек

Но есть Кино, которое Искусство.
Из всех искусств важнее всех Оно.
Внедряет знания, воспитывает чувства.
Понятно всем - для всех одно Окно.
                Александр Ченин

Вечернее время… Сидеть дома выше сил человеческих, просто невмоготу… Бегу в кино. Клуб, куда мы ходили в «кинушку», располагался в административном здании аэропорта. Зал был маленький и всегда забитый до отказа зрителями. Ежедневно, кроме понедельника сеансы были на шесть вечера и восемь. До начала кино надо было сделать уроки, сёстры внимательны были к этому и наказывали меня сидением дома. «Сиди и делай уроки!», - звучало как приговор, слёзы не помогали, приходилось послушно соглашаться, могут ведь Отцу пожаловаться, а попадать под его пресс совсем не хотелось… Старался не проштрафиться… Получалось почти каждый вечер ходил в кино, если доставался билет, а так как народу было много и не всегда можно было пробраться сквозь толпу к входу, то оставался в этот день за бортом киноклуба. Приравнивалось к великому горю, меня охватывала грусть, я пытался прилипнуть к окну, если штора до конца не была закрыта и всё же смотреть через стекло на происходящее. Не я один был прильнувший к стеклу окна и ходил грустный… Благо форточки были открыты и звук шедший от репродукторов доходил до улицы, а значит до наших ушей. На вечерний сеанс детей не пускали, открывали окна, ну здесь мы блаженствовали и досматривали фильмы через створки окна и умоляли, чтобы зрители не закрывали шторы… Могут современные дети, юноши и девушки представить огромные очереди в кинотеатры, в клубы? Могут они понять тот интерес и любовь к кино, который испытывали жители любого города и городка на бескрайних просторах страны. Достань сейчас из кармана смартфон, подключи интернет и смотри любой фильм, передачу, ток-шоу…

Пробираюсь с большим трудом ко входу, отдаю пять копеек… Вы слышите? - пять копеек, которые всегда можно было найти, выпросить у старших сестёр, у родителей, товарищей, занять… Я в зале! Здесь яблоку негде упасть, не шучу... Сидят, кроме стульев, на окнах, перед экраном на полу, стоят возле стенки, сидят за экраном, правда изображение в зеркальном отображении, но это не страшно. Какая разница в каком направлении летят самолёты или танки идут в атаку, для зрителя главное действие... Наступает момент, когда на экране пошли первые кадры, ты внедряешься в канву событий, глаза расширяются от виденного… Ты попал!

Весь окунаешься в процесс происходящего в кино. В тебе или через тебя текут события фильма «Чистое небо».  Заворожённо, не совру, находишься почти два часа в сюжете происходящих событий. Как было не пробиться на такой сеанс? Внимательно слежу за главным героем и девочкой героиней, которая влюбилась в лётчика, воздушного аса… Сцены в госпитале, сцены проезда военного эшелона по станции, где хоть на мгновение, хоть на миг увидеть бы лицо, лицо родного, любимого человека, сцены свиданий… Всё соткано из жизни, все артисты вплетены в жизнь фильма так, что ты не видишь игры в кино, а смотришь жизнь… Жизнь трудную, военную, где не всё просто решается, «как в кино», а как в жизни, через тернии… И вот финальные кадры фильма, выходит главный герой и показывает на ладони своей звезду Героя Советского Союза. И тебя не интересует, что это герой фильма, а сыграл актёр кино… Так талантливый актёр исполнил главную роль и сумел воплотить на экране человека сложной судьбы, это тот человек, на которого ты хочешь быть похожим… Последние кадры и с каким великим сожалением видишь на экране титры «Конец фильма». Какая жалость!  А продолжение будет? Хочется, хочется продолжения!..

Но на следующий день крутят кино «Крестоносцы», и не побежать невозможно… Фильм о рыцарях, людях чести и доблести славной, о битвах их за отечество и на турнирах за красоту, выбранных ими представительниц прекрасного пола… Шлемы, латы, щиты, мечи, копья - всё блестит на солнце, переливаясь цветами радуги. Можно пропустить такой фильм?
За ним будет демонстрироваться в клубе «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «кинушка» о моих сверстниках, их приключениях, о их проделках... Фильм построен на юмористических событиях, характерных для пионерских лагерей, где в основном отдыхало большинство моих одногодков. И опять штурм за право прохода в зал становиться реальным… Подступы к бастионам подхода заняты такими, как я и старше, придётся атаковать, брать с боем редуты лестницы…

И вот новая кинолента, говорят можно живот надорвать от смеха, посмотрим… А кино это называется «Ехали, мы ехали…», с участием знаменитых на то время Тарапуньки и Штепселя. Тарапунька, артист Юрий Тимошенко – долговязый украинец из Полтавы, его незабываемые «Здоровэньки буллы!» и Фима Березин, Штепсель – коротышка, весельчак еврей-одессит, с задорным смехом и никогда неунывающий. Комедия о поездке главных героев на концерт в Москву, но вот незадача, тринадцатый вагон, в котором они должны ехать, забыли прицепить к поезду… Фильм оригинальный на половину игровой, наполовину мультяшный, с вороватой, нагловатой, шкодливой вороной, с песнями, девушками, приключениями и юмором, пронизывающим зрителей насквозь.  Зал складывался пополам от смеха, а для нас пацанов, то был настоящий клад готовых искромётных фраз. Многие в лёжку смотрели фильм, на полу. Всё и везде было забито зрителями.
И так почти на каждый сеанс. Редко, когда можно свободно и просто пройти в кинозал. Район аэропорта, дальних улиц, а ещё и леспромхоза все стекались в этот кинозальчик, всех привлекал своей дешевизной билетов и удобностью расположения. Голод на новые впечатления был высок, а читать любил не каждый, вот и заменяли на кино. Прошло несколько лет, его закрыли. Почему? Не ведаю… Разочарование было большим, привыкли люди к нему, прикипели! Ничего более не оставалось, как ходить в железнодорожный клуб…

А по пути домой нужно было проходить через стадион, в народе так и называли -  аэропортовский. Он был совсем необустроеным, без трибуны и мест для зрителей, но он жил… Жил постоянными играми в футбол, играть приходили, и воинские части, и школьники, и наспех сформированные импровизированные команды, в основном дворовые. В летнее время, пока не стемнело на нём было множество кричащих, снующих и ликующих пацанов и девчат… Стадион жил мальчишескими забавами, догонялками, игрой в лапту и волейбол. В углу высилась большая деревянная горка, вечно облепленная ушлыми непоседами. До блеска был отполирован «пятыми точками» скат её, сновали неугомонные пацанюры вверх, вниз. А когда играли в футбол серьёзные взрослые команды, за счастье было приносить и бросать в игру, выбитый в аут мяч.

«Морозко»

Как живется сиротке без матери?
Все работаю долго без отдыха,
Злая мачеха мной недовольная.
Только батюшка ведает горюшко,
Как же тяжко живется в неволе мне… *

В посёлке, кроме маленького кинозала в аэропорту, в центре был выстроен ещё в 30-х годах клуб железнодорожников, где для просмотра кино и игры художественной самодеятельности был большой просторный зал с балконом. В дни, когда демонстрировался новый фильм, был этот зал набит битком зрителями и, чтобы получить в руки долгожданный билет, надо было отстоять длинный змеевик очереди. Долгожданный билет куплен, не без труда… Проходим в зал через неусыпное око билетёрши. Ею долгое время работала женщина, которую боялись даже профессиональные «зайцы», всё видела и знала наперечёт их возможности и уловки, поэтому проскочить в зал незаметным (я этого не делал), практически было невозможным, но они вновь и вновь продолжали придумывать новые возможности прокрадываться в зал без билета. После того, как погаснет свет, кто-нибудь из тех, кто прошёл в зал легально, под прикрытием темноты пытался открыть двери, на которых горела надпись зелёным цветом «выход» и впустить своих «подельников». Проникнув на заповедную территорию, безбилетники пытались прятаться между рядами или за портьеры. Не единожды, включался свет среди сеанса и «злоумышленники», выдворялись из зала за шкирку… Карала их беспощадно! Но удивительно, не было с их стороны мести… Она выполняла свою работу и это принималось неукоснительно…
Весной, когда я заканчивал второй класс, на экраны кинотеатров и клубов вышел новый, потрясающий детское воображение, фильм-сказка «Морозко».
 
«Фильм создан душой, огромной русской душой! Я с радостью буду показывать его, своим внукам и сама буду смотреть всегда с удовольствием. И не нужны  спецэффекты, все просто, но качественно и с большим художественным вкусом, никакой Голливуд не дотянется и не сможет нас переплюнуть…», — так в отзывах спустя много лет написала женщина, видимо первый раз, как и я, посмотрела это кино ребёнком, да так и осталась полна тех чувств, которыми напитал этот фильм наши детские души… Много нас, людей восторженных, воспитанных на сказках Александра Роу, возвращавшихся много раз к его произведениям? Много! Сможете возразить, дети шестидесятых?

Сидим… Кто притихший, кто возбуждённый предстоящим просмотром фильма… Ждём начала сеанса. Вокруг происходит привычная возня маленьких зрителей, хлопанье деревянных откидывающихся кресел, стоит монотонный гул переговаривающихся, в общем, как всегда. Зал постепенно заполняется. Скорее бы! Слышится топот ног нетерпеливых и их выкрики: «Давай кино!» Мы привыкли… Не у всех терпение является качеством характера. Мы разные: тихие и молчаливые, беспокойные и ёрзающие, словно имеется шило в одном месте, крикливые и шустрые - всякие… Мы дети! Как скучно было бы, если все были одинаковыми...

Долгожданный миг наступает, гасится свет, появляются черно-белые мелькающие кадры и потом на голубом фоне выхватывается название кино и слышится развесёлая, разудалая музыка, звук гармони и балалайки, внутренняя глубина которых вызывает ассоциации с Русью – матушкой и иллюстрирующие несущуюся тройку с колокольчиками– бубенцами. Фильм на противоположностях, на ярких контрастах построен, где добро и зло, где чёрное и белое, практически без середины… Проникновенно, до корней русского быта автор сказки вникает и ведёт зрителя  и заставляет всмотреться в знакомые картины с детства, и русского пейзажа и крестьянского устройства…
Ты с замиранием и трепетом следишь за Настенькой, уже влюблённый в неё, хотя и малой. То негодуешь на несправедливое отношением к ней со стороны старухи и Марфуши, то возмущаешься малодушием и бессилием старика… Уж я бы показал им всем, как надо поступать, как надо бороться с несправедливостью, ну всё внутри протестует, возмущает! Я писал ранее, что если действие фильма увлекает, то ты с головой уходишь в суть картины и участвуешь в жизни героев, словно сам являешься героем сюжета.

Пожалей меня, Зорька ясная!
Пожалей меня, Солнышко красное!
Дай кончить вязание,
Не то будет мне наказание, …*

И ты веришь… Как не поверить такой Настеньке? Она сама милость, само совершенство…Для неё и солнце красное службу сослужит добрую и Петя-петушок крик остановит и Морозко, очарованный ею, сотворит чудо…
Выходишь из зала ещё весь в действе фильма… И по дороге домой перед глазами мелькают то Баба Яга, то Марфушенька, вызывающая явное отторжение, то милое, голубоглазое лицо Настеньки и в душе у тебя радость, всё поёт, что так по-доброму, счастливо кончилось, словно наблюдал это в самой жизни, переживал и оно вот так славно разрешилось…
Долго ещё слышались колокольчики-бубенцы летящей в жизнь тройки… Они и сейчас звенят и тревожат и летит жизнь-тройка по просторам Земли-матушки в даль, в глубь наших лет… Звенят прожитыми годами, звенят несделанными делами, звенят прожитыми бесцельно моментами… Ах! Кабы вернуть… Но звенят бубенцы жизни-тройки, всё скачет и скачет она в количество наших лет…

------------------------------------------
* Слова из песни КУКУШЕЧКА (ПЕСНЯ НАСТЕНЬКИ) из фильма «Морозко»


Рецензии