О том, чего не могло быть...

В последнее время воспоминания о временах СССР – в разной форме - стали появляться чаще.  Иногда они намеренно искажают и\или примитивизируют тогдашнюю жизнь.  Но и созданные с добрыми намерениями, они часто не свободны от ошибок памяти – анахронизмов, наложения событий разных лет и эпох, даже фантазий… Возникает желание  открыть рубрику «О том, чего не было». Но сначала, пожалуй, вспомним о том, чего и быть не могло…

Летом 1959 года в знаменитом пригородном парке Павловска наблюдалось удивительное явление. Мужики с горящими паяльными лампами прицепляли фиговые листочки ко всем бронзовым статуям – и мужским, и женским (!).   Тут же бродили бригады женщин, примазывавших белые – наверно, гипсовые – листочки-раковины к мраморным скульптурам.  Тоже – всем.

К будущему сезону  всё это фантастическое безобразие исчезло.  Не пойму, почему я не сфотографировал такое, ведь снимков парка у меня много, я жил в Павловске на даче несколько лет подряд.  Да и нигде в воспоминаниях не встречал. Однако  еще долго-долго в центре двенадцати дорожек на статуе Аполлона был виден блестящий след в соответствующем месте. Может, и сейчас?

Зато следующий фантастический случай точно зафиксирован.  В октябре 1961 года проходил 22-ой съезд КПСС. Обсуждали серьезный вопрос - новую Программу партии.  И тут на трибуну взошла очень, очень  старая большевичка – Лазуткина или Лазуркина. Она поведала, что ночью разговаривала с Лениным, и тот пожаловался, что ему неуютно лежать рядом со Сталиным.  Съезд постановил жалобу удовлетворить. (И.В. вынесли из мавзолея).

А летом 1963-го ( с меньшей вероятностью – 1964) на полном развороте – двух больших страницах – главной газеты «Правда» появилась статья Лысенко.  Вообще-то к сельхозтематике  мы давно привыкли: запутавшись в планах и преобразованиях , главный кукурузник периодически публиковал «Памятные записки» - Меморандумы . Сегодня выяснялось, что везде нужно сажать горох, через месяц – свеклу…

Но тут было явное открытие – оказалось, в основе всей биологии – некое мистическое «живое тело», которое может проявлять себя по-разному. В подтверждение тезиса указывалось, что в нескольких  колхозах сеют рожь, а получают урожай пшеницы (или наоборот).

Особенно интересно, что к тому времени ректору ЛГУ, выдающемуся человеку и математику-геометру  Александру Даниловичу Александрову уже удалось  опубликовать учебник генетики (кажется,  Медведева). И на собраниях в ЛГУ полностью дезориентированные секретари райкомов-парткомов на всякий случай слегка хвалили и слегка критиковали его…

Много позже  руководство института, где я работал, вполне серьезно поручило мне написать рецензию на проект вечного двигателя.  Сначала я удивился, потом решил сослаться на Постановление французской академии наук еще 18-го века о том, чтобы подобные проекты отклонять без рассмотрения по существу. Но не получилось: копию требовалось отослать в обком или горком.  Пришлось разбираться , а проекты могут быть очень изощренными. Конечно, они обязаны нарушать закон сохранения энергии, но явно указать то не всегда можно быстро.  (Вспомните из школы: известно, что энергия сохраняется. А что такое энергия? – то, что сохраняется.  Для выхода из порочного круга  явно чего-то не хватает).

Недавно в книге Владимира Успенского «Предисловие к математике»  с удовлетворением узнал: я не один был такой несчастный. Особенно доставали «ферматисты» - люди, далекие от профессиональной математики, но со страстью наркоманов пытавшиеся доказать с виду простую  Большую теорему Ферма.  Получив отрицательный отзыв на свои ошибочные  труды, посланные в Университеты или Академию наук, они зачастую жаловались на ущемление  передовой науки в партийные органы.  Далее следовала стандартная канцелярская процедура обращения с  жалобами.

Теперь-то эта теорема доказана, и можно просто сослаться на доказательство, хотя понять его весьма непросто, так как оно синтезирует выдающиеся результаты в нескольких разных областях.  За ними много трудов, надежд и их крушений, и даже самоубийство одного японского ученого.


Рецензии