Черная Воронежская Губерния 48

Смерть ведьмы и колдуна

Колдун/ведьма, умирая, хочет передать свою силу другим
людям
«Ведьма у них в селе была, она на кого из людей посмотрить, тот хвораеть. Животных много гибло. А  умирала она
целую неделю. Уже и  крышу открыли, и  крест на нее положили, а она никак не умреть. Повторяла все одно: «Возьми,
возьми». Вот у нас Райка-то и взяла, правда, ведьмой не стала. Только тогда ведьма и померла, когда отдала свой «дар».
Записано в  с.Шишовка Бобровского р-на Воронежской
обл. от Мягковой А. Т. 1918 г. р. Запись Тереховой А., Сионской А. 2007 г. АКТЛФ
Про бабу Танюшу, по прозвищу Чечетка, ходили слухи,
что она и в самом деле колдунья. Когда она умирала, возле неё
стояли её дети и  родственники. Она протянула руку, сжала
её в  кулак и  стала кричать: «Нате, возьмите!» Но никто не
решался к  ней подойти. Наконец, одна из дочерей подошла
к ней, взяла что-то у неё из руки.
Потом она (дочь) вышла в сени и зашвырнула то, что у неё
было в руке, на чердак.
Записано в с. Луговатка Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Титовой М. М., 1924 г. р. Запись Титовой Н. В.,
1999 г. АКТЛФ
В селе был дед, колдун, который у сына родного творил:
как сеять — лошади дохнут. А ведь тогда лошадь — это было
всё. Поехал тогда сын в прибыток, а там дед был и говорит:
«Найдите место во дворе, где лошадь жеребилась, и  раскопайте послед, который дед-колдун закопал». Нашли этот послед. Тогда дед-колдун залез на паличку и кричал не своим голосом: «Что вы надо мной сделали? Вы у меня всё нутро вынули». Пошла я  к  ним в  гости на Рождество. И  вот он всё
кричал: «Нате! Нате!» И никто у него не брал. А потом пришла дочь: «Пап, давай!» И выломали доски, где труба, и тогда колдун стал умирать.
Записано в с. Запрудское Каширского р-на Воронежской
обл. от Еренковой Евдокии Николаевны, 1941 г. р., Запись
Большаковой Е., Самойлович Е., 2004 г. АКТЛФ
В одном селе Воронежской области жила женщина, которую все считали ведьмой, колдуньей. Её все боялись и обходили её дом стороной. Когда она состарилась, то заболела. Но
никто к ней не подходил, так как знали, что прежде чем умереть, старуха должна передать свою силу кому-нибудь.
Но родители одной маленькой девочки оставили ребёнка,
гуляющего, одного. Когда девочка проходила мимо дома старухи, та позвала её и попросила у неё воды. Когда девочка подавала ей воду, то старуха прикоснулась к  ней и,  отдав свою
силу, умерла.
Когда девочка выросла, то за ней стали замечать странные
вещи. Говорят, что она превращалась в  собаку и  гонялась за
людьми, и кого она кусала, тот тяжело заболевал.
Записано в  с. Терновое Острогожского р-на Воронежской обл. от Сотниковой Е. И., 1932 г. р. Запись Алёхиной
Н., 2002 г. АКТЛФ
Когда я была маленькой, то мама запрещала мне ходить на ту
сторону пруда. Да и не только мне, а и все боялись туда ходить,
всех предостерегали, так как на той стороне пруда жила ведьма. Она вечно делала какие-то пакости людям. А, когда пришло
время умирать, она не умирала (По преданию ведьмы должны
перед смертью передать кому-то своё мастерство, а  жила она
одна) Ей уж за сто перевалило, а она всё жила, мучалась.
Вся иссохлась. Многие, кто был на той стороне пруда, говорят, что видели её. Она, словно призрак, ходит до сих пор,
не может умереть.
Записано в  с. Красновка Таловского р-на Воронежской
обл. от Варнавской Варвары Николаевны, 1917 г. р. Запись
Арсентьевой Е. А., 1998 г. АКТЛФ
У меня бабка в Матрёновке рассказывала, дом у них есть,
там колдунья умерла. А они, колдуны, когда умирают, им плохо. Они мечутся и  кричат: «Возьмите! Возьмите!» И  никак она не умирала. И кто-то сказал, что надо матицу* пошевелить. Три дня она умирала, силу свою отдать хотела, чтобы
с  чистой душой на тот свет уйти, а  никто не брал. И  только
когда матицу потрогали, она умерла. А  в  этом доме, где она
умирала, теперь скот всё время болеет и  умирает. Наверное,
это её сила в доме осталась.
Записано в  с. Борщёвские Пески Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Матрёны Ильиничны, 1928 г. р.,
уроженки с. Соловец Эртильского р-на Воронежской обл. Запись Грязновой А., Свеженцевой П., 2005 г. АКТЛФ
Ведьмы тяжело умирают, долго — по 3-4 дня, по неделям.
Они кричат: «Нате!» (силы свои отдают). Люди говорят:
«Воткни в стенку».
Записано в с. Щучье Эртильского р-на Воронежской обл.
от Полянских Анны Алексеевны, 1922 г. р., переехала из г.
Караганда. Запись Нашатырёвой С. и Дюжаковой С., 2005
г. АКТЛФ
Говорят, что на Чижовке в переулке жила ведьма. Все её боялись. Она сидела по вечерам около дома и  что-то шептала.
Может, это от старости губы шевелились. Но все считали её
колдуньей.
И вот, когда она умирала, а, говорят, колдунья умереть не
может, то кричала: — Нате, возьмите, нате, возьмите!
Всё боялись подойти. И  тогда одна женщина подошла,
взяла её за руку и говорит: -Ну что, ну что, давай, давай, давай.
Колдунья посмотрела на неё и умерла.
С тех пор эту подошедшею женщину считали колдуньей.
Записано в  г. Воронеже от Шевцовой Клавдии Ильиничны,
1930 г. р., уроженки Новой Усмани. Запись Л. Горожанкиной, И.
Назаровой, И. Шевелёвой, Ю. Яковлевой, 1993 г. АКТЛФ
Умирал как-то старик, а рядом мальчик оказался. Он ему
веник подарил.
Мальчик принёс веник домой, да он не знал, что старик
колдуном был. И  ночью стала к  мальчику нечистая сила являться, и жуткие вещи творились, пока родители к бабкам не
обратились, те и рассказали в чем тут дело. Веник и сожгли.
Больше, вроде, к нему никто не приходил.
Записано в г. Воронеже от Никулиной Ольги, 1981 г. р.
студентки ВГАУ ветеринарного факта. Запись Груздовой
Н., 2001 г. АКТЛФ
И что тебе рассказать-то? Даже не знаю.
Ну вот, помню, когда с  дедом твоим познакомились, он
тогда с  девкой другой гулял. Ох, и  злющая она была, а  мать
её — та ведьма. Но я молодая была, ума не было. Ну, предложение мене твой дед сделал, я и согласилась. А мать мене той
девки-то и сказала: «Тебе это боком выдет». Ну, вот… свадьбу сыграли, картохи объедались, в  дом мужа пошли. Только
спать улеглись  — вдруг грохот, сверху упало что-то, посыпалось — это банка упала, немножко до постели до нашей не достала. Страсть как страшно. Деду-то Пашке тогда 26 было —
ему ничего, а мне-то 18, ох, я испугалась. А потом поняла —
это та колдунища нас прибить хотела.
А года через 2 она умирать начала. Долго мучилась, пока
дочь досиделась. Ведьма ведь силу свою пока не передаст кому,
умереть не может. Да и Нинка (дочь) не хотела грех на душу
брать. Ох, та кричала, как зверь загнанный. Но пришлось
Нинке к матери подойти, а та ей что-то сказала, за руку взяла,
и тут же умерла. Вот страсть-то какая.
Записано от Бородиной Марии Алексеевны, 1930 г. р.
в с. Троицкое Липецкой обл. Запись Батраковой В. Е., 2001
г. АКТЛФ
Ведьма не может умереть, пока не сделают отверстие
в потолке
Лет 50 назад на Непочетовке дом стоял, старый дом, заброшенный дом давно, но жила в  нем старуха, звали Галей.
Никто с ней не разговаривал, никто не ходил, только баба Настя, соседка, изредка захаживала. Жила эта старуха одна, детей у нее не было.
Говаривали, будто ведьма она, ведьмачит. Она по молодости ходила, всё землю в мешочках с кладбища таскала. А как
умирал кто, ходила у  родных умершего выпрашивала воду,
в которой мертвого-то купали. В церковь эта баба Галя не ходила никогда. Один год, помню, падёж был, умирали коровы,
половина стада повымерла. На нее все грешили. Ну, а что ж
оно, люди думают, а никто ж ничего не докажет. Бабы говорили, что некому было ведьмачество-то свое передать. Бабе Насте она б его не отдала — та уж старая стала, а больше и некому, никто к ней не ходил, ее боялись все.
Стала умирать эта ведьма, начала кричать. Прибежала
соседка — баба Настя, что делать — не знает. А ведьма кричит и  кричит. Ну, местные и  подсказали, что надо батюшку
позвать.
А она кричит: «Не надо батюшку!» Тут знающие это
дело говорят: «А вы крышу-то раскройте, она и умрет. Небо
ей покажите».
Ну что ж делать, полезли мужики крышу раскрывать, сами
чуть не умерли, дом-то старый, крыша ветхая. Мужик один
упал, ногу сломал. Раскрыли, значит, крышу. Говорят, увидела бабка эта небо голубое и умерла сразу. Правду говорят, тяжело они, ведьмочки, умирают, мучаются. Господь их за это
и наказывает.
Записано в  с.Шишовка Бобровского р-на Воронежской
обл. от Мягковой А. Т. 1918 г. р. Запись Тереховой А., Сионской А. 2007 г. АКТЛФ
Это было где-то около тридцати лет назад. В нашем селе
жила колдунья Акулька. Она и  добрые дела творила и  злые:
и порчу могла навести, и от сглазу вылечить. Были такие, которые её ненавидели, и такие, которые были ей благодарны. Но
расскажу я не об этом, а о том, как она умирала, ох, и страшная у неё была смертушка. Говорят, что колдуны перед смертью обязательно должны передать свои навыки и умения кому-то; своим детям, племянникам или ученикам, а потому, как
Акульку за её деяния с  родного хутора изгнали давным-давно, родные от неё отреклися, замуж её брать мужики боялись,
в общем, оказалась она одинока ко дню смерти, некого было
научить всему, что она умела, да и охотников не нашлось перенять у  неё силушку нечистую. Так вот, когда умирала она,
рядом не оказалось никого, а у неё начала выходить сила нечистая, её корёжило всю, билася она то об пол, то об стены.
Если б кто прорубил бы потолок в её хате, вся нечисть бы ушла
через трубу, а так как некому было это сделать, она своим горбом билась об потолок, пока не пробила его, благо хата её соломенная была. Людей, живших по соседству, всю ночь страх
брал от звуков, доносившихся из дома колдуньи, а утром нашли её изуродованное тело на полу, всё вокруг в крови было
замарано, а в потолке дыра.
Так вот, тогда поговаривали, что это кто-то расправился с Акулькой за её злодеяния, а апосля узнали о том, что надобно было бы ей передать своё колдовство, и она померла бы
в покойствии.
Записано в  с.  2-е Селявное Лискинского р-на Воронежской обл. от Неврюевой Татьяны Стефановны, 1938 г. р. Запись Мешковой Л., 1997 г. АКТЛФ
Я бы никогда не поверила, что есть ведьмы, если бы не видела своими глазами. Вечерами жители нашей деревни видели
огромную свинью. Я ее тоже видела несколько раз. Свинья как
свинья, только уж слишком большая. Откуда она взялась, никто не знал. Она появлялась после 12 ночи, приставала к людям, которые возвращались домой, после 12 ч. Никто старался не выходить за околицу.
Однажды ночью собрались мужики, кто посмелее,
и  пошли на окраину. Поймав свинью, они ее сильно избили
и  оставили подыхать. Наутро придя туда, свиньи не нашли.
В этот же день одна женщина зашла в дом, она не сразу узнала свою соседку — она лежала на кровати вся в синяках, ушибах, ссадинах, с перебитой головой, с переломанными руками
и ногами. На вопрос: «Что с тобой случилось?» она ответила: «Я упала в погреб». Женщина позвала других баб и мужиков. Мужики, увидев соседку, рассказали бабам о том, что
они вчера ночью поймали свинью, сильно избили, а на утро
она пропала. Бабы начали понимать, что их соседка — ведьма.
На ведьму пришла посмотреть вся деревня. Я тоже там была.
Женщина лежала, мучалась, но умереть не могла. Она всё время говорила «На, возьми». Но никто ничего не говорил ей
в  ответ. Пришла старушка из другой деревни и  сказала, что
она не умрет, пока не передаст кому-то свое ведьмовское дело
или пока не сделают в потолке 7 дыр. Мужики принялись делать дыры, и, когда сделали последнюю 7-ую дыру, ведьма испустила свой дух.
Записано в с. Верхнее Турово Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Назарьевой Пелагеи Николаевны, 1934 г.
р. Запись Турбиной Е. В., 2003 г. АКТЛФ
Раньше часто жили ведьмы. У  одной ведьмы смертельно
заболел муж. Он должен был умереть, но грехи жены не пускали его на тот свет. Из дальней деревни шел незнакомый стародавний дед. Он посоветовал: «Снымыте тылину над кимнатой (спальней)». Так и сделали. «Ведьмич» (муж ведьмы) лежал в комнате в самом углу. Над ним сняли доски крыши. Он
вздохнул несколько раз и умер с просветленным лицом. А этого советчика — деда больше никто никогда не видел. Люди на
всякий случай побрызгали это место святой водой.
Записано в с. Фоменково Петропавловского р-на Воронежской обл. от Кобцевой Натальи Дмитриевны, 1930 г. р. Запись Гитман З., Бондаревой Г., Садчиковой С., 2003 г. АКТЛФ
В одной деревне жила одинока бабушка. Все в  деревне
считали ее ведьмой. Она умирала страшной смертью, так как
никому не передала свое умение. Всю ночь в деревне слышали страшные крики. Всю ночь ее било спиной о потолок, пока
она его не пробила. И тогда вся чернота вышла через пробитую дыру, и бабка умерла. А утром в доме нашли ее изуродованный труп.
Записано в г. Воронеже от Мешковой Ларисы Львовны,
1971 г. р. Запись Хохолкиной Н., 2002 г. АКТЛФ
В одной деревне жила бабка. И все знали, что она — колдунья. Как известно, колдуны и ведьмы не могут умереть, не
передав своего колдовства кому-нибудь.
Вот пришло время ей умирать. А так как все знали, что она
ведьма, её боялись, и никто к ней не приходил. Три дня она не
могла умереть, всё лежала и  страшно кричала. Никто не хотел взять её колдовство. Один мужчина пожалел её и говорит:
«Что ж вы не поможете ей умереть, ведь нельзя, чтоб человек
так мучился!» И он залез на крышу её дома и разобрал её, выдернув какую-то балку или матицу. По поверью, это даёт возможность колдунам умирать. Только он её выдернул, как бабка тут же испустила дух.
Записано в  г. Воронеже от Мозговой Прасковьи Антоновны 1915 г. р. Запись Аношиной Е. А., 1997 г. АКТЛФ
Это ж… Это ж она умерла. А у яго, у Вити проводы. А у внука у етта проводы. У Вити у етого. И мы пришли с оттудова,
с проводов. Прохорова, Волокова да я. И вот. Кала их, кала
угла показалась что-то как белое. А тада я вижу — это собачка.
Лохматая. Я грю: «Глянька! Женщины!» Я грю: «У нас собаки такой-то никада не было!» А потом у меня стук в голове.
Я  вспомнила, что Витька рассказывал. Говорить: «При’деть.
То вакошко открыить, то калитки позакрыить». Заходила
йона.
Я тада отодвинулась эта скамейки, гварю: «Садись, Нестеровна!» Она ж Нестеровна, её звали. Она прыг на скамейку.
Волохова и Вольгушка. Этты. Вообще обасрались. Она посидела, посидела. Я говорю: «Ну ладно, иди теперь». Она слезла и пошла по дороге, опять к йим. Ну, она что-то знала. Она
было выйдеть. Что-то в руке держить, особенно когда солнце
всходить. Выходить, держить в руке. Креститься, с руки и по
сторонам. А что у ней было, что она знала.
Ну, дак када она умирала. Она ж, говорять, долго умирала. Она ж Полине Когдратовой передала, что во в первой хате
у нас. Полина кода пришла, говорять, а Федоровна к ей, дочка’, не подходила. Не стала подходить. А Полина подходила.
Ну, у нее ж топор лежал, под этим. Под гробом же.
Ну, под гроб это топор ложут, чтоб она.
Быстрей дух ушел.
Дух ушел, это вон отрывают половицы под потолком.
И топор ложут.
А ето я не слышала. Фёдоровна ж тада говорила, что Полина. Полина её с горя выручила.
Записано в г. Воронеже от Т. И. Мишиной, 1946 г. р., уроженки с. Кулаги Суражскогор-на Брянской обл. Запись Коваленко М. А. 2008 г. АКТЛФ
Отказ колдуна от христианских погребальных служб
Умер колдун. Он перед смертью сказал, чтоб по нём никаких служб не делали — «За упокой». Он сам отказывался от
этого. А когда начали его отпевать, пригласили молящихся, то
в комнате запрыгали стулья.
Лично я не присутствовала при этом. Случилось это несколько лет назад. Мы его знали. Рассказывали люди, что он
был колдун.
Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Иванова Мария Ивановна, 1939 г. р. Запись Телковой О., Букши М., 2005 г. АКТЛФ
Колдун умирает только после проведения христианского погребального обряда
Ходили часто к всяким ведьмам привораживать, отвораживать. Вот у одной бабы муж был, ушел он от нее, так она поехала его приворожить в соседнее село. А ведьма сказала, что
еще до нее побывали у нее. Муж к ней вернулся, и зажили они
опять счастливо. Недавно умирал у нас один дед, дед Филипп,
вот он вроде не колдун, а умереть никак не мог. Пока батюшка
не пришел и не пособоровал его, он не умер.
Записано в  с.Шишовка Бобровского р-на Воронежской
обл. от Мягковой А. Т. 1918 г. р. Запись Тереховой А., Сионской А. 2007 г. АКТЛФ
Уехала в Москву к дочери, долго она умирала. Это ж надо
кому-то передать. Колдовство-то. И звонила с Москвы к нам:
«Пусть Наташка тут.. .эт самое.. .(она тоже сейчас немножко
знает) … Пусть немножко почитает, чтоб я померла.» Ну, эта
Наташка чёт вроде почитала. Ну, и  померла бабака та. Дочь
звонила, говорит: «Спасибо тебе, отмучилась, а то никак».
Записано в  с.Нижняя Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Варвары Михайловны Долгих 1931 г. р., уроженки с.Чкалова Дубенского р-на г. Саранска Мордовии. Запись
сделана студ. М. Коваленко и О. Головнёвой в 2008 г. АКТЛФ
Явление колдуна после смерти
Стоял дом старинный, и  там на стене появился образ
мёртвого колдуна. Чего только не делали. Стену белили, а он
всё равно появлялся.
Записано в с. Грязцы Эртильского р-на Воронежской обл.
от Слащёвой Натальи, 1969 г. р. Запись Грязновой А., Свеженцевой П., 2005 г. АКТЛФ
Иду я как-то ночью от бабушки, но уже было часов двенадцать или начало первого. Прохожу мимо дома бабки Феклы,
которая умерла уже год назад, а  там слышатся шаги, и  поет
кто-то. А дом ведь пустой и никто там не живет. У меня сердце
в пятки ушло. Бежала так, что чуть в ров не свалилась на другой улице. Пришла домой еле живая, рассказываю маме, а она
говорит, что бабка Фекла при жизни колдуньей была, а теперь
душа ее успокоиться не может.
Записано в г. Белгороде от Щербининой Натальи Владимировны, 1984 г. р. Запись Кишкиной И. АКТЛФ
Похоронили ведьму у  нас в  деревне. Что ведьма, так-то
все знали, дом её подальше обходили. Да и хоронить-то самые
смелые мужики вызвались. Закопали её на кладбище, да оно
у нас место-то святое, не принимает, стало быть, её, крест падает и всё тебе. Тогда решили перенести её могилу за кладбище, долго спорили, вот, мол, охота выкапывать да закапывать.
Но решили-таки перенести. Только после того, как это сделали, стали слухи по деревне ходить, что, мол, ведьма в белых
одеждах летает. Не знали, верить или нет. Да я вот только не
верил, пока вот что со мной не случилось.
Шёл я с работы, да только задержался там с ребятами, да
так, что 12-й час ночи на дворе стоял. Вдруг, вижу белое чтото, как будто летит навстречу. Ну, думаю, уже мерещится, спать
больше надо. Да нет, она всё ближе и как будто женщина, и волосы чёрные, длинные да распущенные.
Тут я понял, что ведьма это наша, только как будто помолодела. А  сама улыбается так мне, примостилась потом сзади, на пятки наступает и говорит: «Вань, спи, спи, Вань» —
и так много раз. Я бежать хотел, а ноги как одеревенели. Но
есть Бог. Дополз я до дома. Только неделю потом болел, бредил. А её потом снова потревожить пришлось, кол осиновый
в грудь вбить.
Записано с. Дмитряшевка Хлевенского р-на Липецкой
обл. от Дедова Ивана Николаевича, 1941 г. р. Запись Берегудовой О. В., 1997 г. АКТЛФ
Ведьму хоронят на кладбище, но отдельно от всех
В селе есть одна часть, она называется Липея. Она называется так, потому что раньше там жила одна ведьма. Она сейчас захоронена в  кладбище, но отдельно от всех. Ходит давняя история, что эта ведьма у нас всех губила домовых, а домовые потом душили людей. Мне вот соседка рассказывала, баба
Оля, что за ее сестрой гонялся домовой вокруг дома и убил,
зарезал.
Запись сделана в с. Никольское 2 Воробьевскогор-на Воронежской обл. от Сорокина Сергея, 1989 г. р., из с.Манино Калачеевскогор-на Воронежской обл. Запись Фоминой Е., Сорокиной И., Обуховой Е., 2001 г. АКТЛФ

Как умирают ведьмы и колдуны

Часто есть такое утверждение, что ведьмы сложно умирают. Что «грехи» вниз тянут, что темными вещами занимались
и т. д.
Начну по порядку.
Зачастую такое мнение бытует среди деревенских жителей, мораль среди которых весьма проста. Темный (злой) —
это любой, чья этика отличается от нашей, особенно если они
еще и не видят, почему человек делает те или иные действия.
Волк кушает овец — он плохой. Овец кушаем мы — они хорошие. Соседние парни из деревни плохие — могут девушек
наших на танцах увести. Мы — хорошие, особенно если удалось увести девушек на танцах у них, у тех из другой деревни.
Колдуны никогда не отличались этикой, схожей с человеческой, следовательно, «своими» для сельских жителей их
можно было назвать с большой натяжкой. Поколотить их, конечно, тоже не получалось, т. к. боязно, но не любить за глаза
— это запросто. Естественно, что при подобной морали, все,
кто не мы — плохие. Вызывает духов — значит, темная ведьма.
На самом деле не ведьма темная, а голова у тех, кто ничего не
понимает в том, кого вызывают и зачем. Сказать, что ведьмы
порч не делают, будет неправдой. Но и от этого «темными»
или «грешными» (что вообще сугубо человеческий термин,
да еще и  христианский) они никак не становятся. Деревенский мужик тоже периодически кому-то морду бьет и на охоту
ходит, но темным или злым от этого себя считать не начинает.
Ведьмы, чья этика и  логика совпадает с  человеческой,
обычно считаются хорошими и добрыми. Остальные — злыми. Ведьмы вообще злые, но и среди них бывают исключения.
Действительно, ведьма, имеющая мораль, совпадающую с человеческой, — большая редкость.
Но хвала богам, мир устроен немного иначе. И  даже самый злой волк или медведь умирает спокойно, и уж никак не
страшнее «хорошей» овцы или коровы на скотобойне.
Мир живет не только человеческой моралью. И парни из
соседней деревни, бывает, играют свадьбы с девушками.
Так почему же ведьмы плохо умирают? Причем чаще всего подобные слухи ходят про деревенских ведьм или живущих
на природе.
Часто говорят, что приходится крышу разбирать, или хорошо, если ведьма перед уходом свою Силу отдаст кому-то
(откуда и появился термин «Дар»). А иначе — лежит мучается, «не уйти ей никак». Нередко рассказывают, что потом
в виде призрака колдуны приходят, все никак не успокоятся.
Тут все очень просто. Подобное возвращается в  подобное. Что было сделано из тонких частот, возвращается туда,
что было сделано из грубых (вплоть до материи), возвращается туда.
Как говорится, душа — на небо, а тело — в землю.
Так вот та самая Душа у  этих ведьм обычно никак уйти
и  не может. И  тянет ее вовсе не «темнота» и  не «грехи».
А обычный, перекаченный, по сравнению с верхами, астрал.
Деревенские ведьмы большую часть магии творят низами (низкочастотными потоками энергии), вследствие чего
астральное тело настолько развивается, особенно совсем
«нижний» астрал (например, у  работающих с  мертвыми),
что является сосредоточением гораздо большей Силы, чем та
самая «Душа» (высокочастотные энергии). А так как именно астральное тело является буфером между Душой и телом,
и  тем, кто их связывает вместе, то при получении собственного сознания и большой Силы, оно может очень долго удерживать эту связь. В итоге сущность (Душа) уже давно наигралась на Земле и хочет уйти а астрал, думая, что без Души он
не выживет, ее держит. И если их не расцепить (не добавить
силы сущности), то все может закончиться для сущности плачевно, придется пожить еще. Иногда, правда, если у астрального тела настолько много энергии, что ему уже сущность не
нужна, то оно может ее и отпустить, а само продолжить дальше управлять телом. Такой колдун уже не мучается, а превращается в  совершенно другую форму существования. Откуда
и идут легенды про нежить, ведьм, живущих по несколько сотен лет и имеющих вид не очень аппетитный. Верха ушли, красота их свечения тоже, но низ остался, и уж существует как может, конечно, внешность будет неприглядной.
Но это все-таки исключения, чтобы астральное тело настолько раскачалось, что могло управлять телом материальным совсем без Души.
Чаще или удается сущность еще подзадержать, или если
общими усилиями ее все-таки высвобождают, то астральное
тело выходит и продолжает существовать самостоятельно.
И тогда мы имеем тех самых призраков (призраки как раз
состоят из низкочастотной энергии, столь сильно развитой за
время жизни или имеющей такой заряд эмоций, например,
при тяжелой насильственной смерти, что могут еще и сотню
лет просуществовать). У  народов, имеющих своих шаманов,
часто говорят, что шаман после смерти становится Духом реки
или леса, горы и т. п. Опять-таки сами частоты у Духов природы очень похожи на астральные. Шаман, в течение жизни в основном развивающий у себя именно эти навыки, после смерти имеет настолько сильное астральное тело, что умереть само
по себе оно не может, как и быть съеденным другими Духами.
Это уже весьма самостоятельная единица, которая и находит
себе какое-нибудь место обитания, например, пруд, лес, гору
и т. д. При этом собственная память у подобного Духа весьма развита. Поэтому часто к нему и обращаются по имени, которое было у шамана при жизни. Это у сущности имен немерено (она живет ведь уже далеко не одну жизнь), а у астрала
(астрального тела) — каким родился, как назвали, такое и имя.
Вроде с  этой частью «страшных смертей» разобрались.
Раскачивайте при жизни и верха тоже, чтобы не было такого
астрала, который перебивает собой все, и все будет нормально. Религия часто предлагает не следовать желаниям астрала,
держа его в голодном теле, это очень помогает тем, у кого верха слабые, т. к. тогда под них предлагается и слабый астрал. Но
лучше все-таки развиваться спокойно и равномерно по всем
частотам. Тогда перекосов и «плохих» смертей не будет.
Теперь по поводу того, что колдун может свою Силу отдать. Кто возьмет — обычно болеет неделю-две, а потом сам
колдуном становится. А отдавший колдун быстро и легко умирает. Почему это так. Просто он сливает свои низы, которые
жить-то очень даже хотят, и неважно, в чьем теле. Почему же
люди не спешат брать такой «подарок»?
Вроде все так хорошо, ты ничего не делаешь, поболеешь
недельку и все — колдун.
Не так все просто. И дело тут именно в болезни и причине ее вызывающей.
Что происходит с  низами «Дар» взявшего? Они ведь
у него до общения с колдуном тоже были. Так вот, они подавляются гораздо более раскаченным астральным телом колдуна. В  лучшем случае происходит смешивание низов взявшего и низов взятых. Но такое бывает далеко не всегда, для этого надо самому обладать недюжей силой. Чаще низы взявшего
просто подминаются и заменяются астральным телом колдуна. Фактически хорошая такая подселенка. В человеке теперь
живет другой. Поэтому и меняются так те, кто «силу взял».
Поэтому и не очень любит народ у колдунов силу забирать.
Если вы сами колдун и  ваше астральное тело настолько
сильно, что полностью переварит астрал умирающего, то, наоборот, берите, не задумывайтесь. Только сильнее станете, если,
конечно, сможете переварить и к себе прибавить.
Резюмируя, могу сказать, что большая часть рассказов про
«тяжело умирающих колдунов» к каким-то гипотетическим
грехам отношение имеет слабое. Развивать себя надо просто
равномерно. А  иначе из-за непропорциональности можно
и физическое тело довести до «зеркальной болезни».
Евгений Змей
Молодые ведьмы могут к вам сами подойти и соблазнить, и вы
потом будете вечно их рабом

***
Прекрасна ведьма —
Нету слов!
Черные ее глаза, как небо,
В руках горит ее огонь,
И путь свой ночью
Она освещает.
Все волки вокруг нее
И по приказу воют,
Она хозяйка здесь,
И демоны воркуют,
Все собрались вокруг нее —
Глазами пожирают.
Горит огонь,
И тишина.
Ведьма молодая рисует
Демона звезду!!!
13.10.2018 года

Ведьмы Белогорья

И не без оснований, по свидетельствам историков и священнослужителей, сюда ссылали ведьм со всей страны «на
вечное житие».
— То, что раньше на территорию Белгородской области
отправляли ведьм,  — это факт. Здесь было не совсем чистое
место. Известно также, что обвиненных в  колдовстве женщин, как правило, отправляли в ссылку вместе с потомством.
Считалось, что если мать обладала некими способностями, то
и  ее детям эти способности передавались. (Михаил, клирик
Свято-Владимирского храма).
Сегодня словарь дает весьма расплывчатое определение
слову «ведьма», а уж в старину под это определение мог попасть кто угодно. Да и служитель храма затруднился ответить,
какими именно способностями должна была обладать женщина, чтобы прослыть ведьмой. По его словам, у церкви не было
определенных критериев, по которым можно было бы вычислить «подружку» нечистого.
Несмотря на это, и государство, и церковь активно с ведьмовством боролись. Так, до наших дней дошла царская грамота в  Белгород об исправлении нравов и  уничтожении суеверий, отправленная в 1648 году царем Алексеем Михайловичем
воеводе Тимофею Бутурлину. Уже по этому историческому
документу можно увидеть, насколько невнятным и широким
было понятие «суеверие» и как разнообразны деяния, за которые можно было загреметь в ссылку или быть «битым батогами» (палками).
Грамота начинается рассказом о  том, что в  Белгороде и  других городах и  уездах мирские люди стали реже ходить в церковь и чаще устраивать бесовские действа и игрища. К ним, в частности, относили скоморошество, пение богомерзких песен и даже качание на качелях и веревках, то есть
самые разнообразные народные забавы.
«Да в  городех же и  в  уездах от прелесников и  от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие
люди мужсково и женсково полу по зорям и в ночи, чародействуют, с солнечнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громике громнение на реках и  в  озерах купаются, чают себе от
того здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты, и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плясание, и поют бесовския песни;
и на святой неделе жонки и девки на досках скачут; а от Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково
и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякие бесовские игры; а в навечере Рождества Христова и Васильева
дня, и Богоявления Господня клички бесовские кличут — коляду и таусен, и плугу, и многие человецы неразумные веруют
в сон и встречу, в поглаз, и в птичей грай, загадки загадывают
и  сказки сказывают небыльные, и  празнословие с  смехотворением и  кощунанием, и  души свои такими помраченными
и беззаконными делами, и накладывают на себе личины и платья скоморошеское, и меж себе наряде бесовскую кобылку водят: и в таких в позорищах своих многие люди в блуд впадают
и незапноею смертью умирают, а в той прелести крестяне погибают, и с качелей многие убиваются до смерти». (Из царской грамоты в Белгород 1648 года).
Грамота предписывала пресекать подобные «бесовские
игрища» повсеместно. А тех, кто продолжит заниматься богомерзкими делами, было велено бить батогами. Самым непослушным грозила ссылка в «украинные города да опалу». Сожжения обошли белгородских ведьм стороной.
— Ведьм сюда ссылали, но их не казнили и не сжигали —
на Руси все-таки не было инквизиции, как в католической Европе. (Михаил, клирик Свято-Владимирского храма).
— Документов о  сожжении в  нашем архиве нет. (Елена
Кривцова, главный хранитель государственного архива Белгородской области).
Интересно, что о  ведуньях, населявших Белгородчину, знают и помнят не только узкие специалисты, изучавшие
историю края, но и сами местные жители. Несмотря на то, что
времена охоты на ведьм давным-давно миновали, люди до сих
пор пересказывают друг другу полуистории-полулегенды о событиях тех лет, припоминая в том числе конкретные населенные пункты, становившиеся оплотами колдунов и магов.
— Белгородчину стали активно заселять в конце XVI-начале XVII  века. Тогда здесь была голая степь. Сюда-то, на
окраинные земли, удаленные от центра, и стали ссылать ведьм.
К примеру, в Старый Оскол, в село Роговатое. Или село Белый Колодезь Вейделевского района. Причем об этом нам рассказали во время экспедиций сами местные жители. (Анна Басаргина, старший научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры).
— Если конкретнее, ссылали в  основном в  поселок
Чернянка Белгородской области, причем начата была сия кампания Екатериной II.
— Ну, еще и  Старый Оскол затронули. Туда ссылали
ведьм, колдунов и  всех остальных из этой же серии, так что
там тоже энергетика не очень.
Сказать что-то большее о ведьмах, живших в стародавние
времена на Белгородчине, специалисты, изучающие народную культуру, и  священнослужители не берутся. По их словам, этой темой в регионе почти никто не занимался: местные
краеведы чаще обходили ее стороной, поэтому она до сих пор
остается практически неизученной. Кроме того, письменно
зафиксированного исторического материала для работы современному исследователю досталось не так уж много.
Однако корреспонденту удалось найти в  архиве «дело
о жинке Ульяне и чинении ею волшебства». Документ датирован 1749-1750  годами и  составлен уже церковным органом — белгородской духовной консисторией.
Справка
Духовная консистория — церковный орган, находившийся в ведении архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Первые консистории появились в России в начале XVIII века. Согласно уставу консистория могла вершить духовный суд над
людьми.
По материалам дела, Ульяна начала «учиться волшебству
у черкаски» (то есть украинки), когда жила со своим первым
мужем, мельником, в  слободе Мандровке (сегодня  — село
Мандрово Валуйского района Белгородской области). В своих первых показаниях крестьянка рассказывала, как напускала мор на коров, собирала траву по болотам в день Рождества
Иоанна Крестителя и  заговаривала ее. Она якобы продала
душу чертям, используя в своих обрядах нож, который втыкала в землю.
Такие сведения от Ульяны получили в  белгородской духовной консистории. Однако при повторных допросах она от
своих показаний отказывалась, утверждая, что оговорила себя
в безумии. Женщина сообщала, что «волшебству училась, но
так и не выучилась» и никаких «дел не творила». О том, что
случилось с ней в итоге, точно не известно.
— Что касается «дела об Ульяне», то ее, скорее всего,
могли наказать битьем. В тексте, насколько нам удалось его разобрать, сказано, чтобы «впредь никто никаких волшебников
в дом не приводил, к ним не ходил и о волшебствах разговоров не имел». (Елена Кривцова, главный хранитель Государственного архива Белгородской области).
Помимо этого документа, в  белгородском архиве сохранились рапорты из духовных правлений и монастырей «о получении и исполнении указа о наблюдении и проявлении во
вверенных местностях суеверий и  ложных чудес и  пресечений их». В Центральном государственном историческом архиве Украины (Киев) хранятся указы белгородского епископа об искоренении волшебниц и волшебников, датированные
1731 годом.
Как видно, искоренением ведьм и  исправлением нравов
церковь и  государство занимались несколько веков. А  положил конец темным временам в этих краях, как считается, свя-
титель Иоасаф, почитаемый сегодня как небесный покровитель Белгородчины.
— Когда в  Белгород приехал святитель Иоасаф, здесь
было очень мрачное, неспокойное место, которое населяли
тяжелые люди. Но он своей духовностью, силой своих молитв
постепенно преобразовывал эту атмосферу. Люди стали стремиться к исправлению, и духовная жизнь на Белгородчине постепенно преображалась. (Михаил, клирик Свято-Владимирского храма).
Так или иначе, но не все белгородцы верят, что ведьмы навсегда исчезли с лица родной земли. Более того, многие люди
специально ищут их и обращаются к ним за помощью, в надежде разрешить свои проблемы. В  регионе по-прежнему
можно найти и ясновидящих, и знахарей, и колдунов — людей со сверхспособностями на любой вкус: их объявлениями пестрят газеты и Интернет, а адреса самых сильных из них
местные жители передают по сарафанному радио.
Остается только гадать, перешли этим людям сверхспособности от их предшественниц, населявших в старину территорию области, развили они их сами или же, как считают современные священнослужители, никаких способностей у них
вовсе нет.
— Те, кто называют себя магами и колдунами, либо просто шарлатаны, преследующие коммерческие цели, либо люди
с  больной фантазией. Церковь сегодня не может с  ними бороться, она может лишь увещевать. (Михаил, клирик Свято-Владимирского храма).
Вероятно, что-то от ведьм все-таки передалось современным жителям Белгородчины, пусть не в качестве способностей, но в некоем ином виде. Во всяком случае, некоторые
твердо в этом уверены.
— Когда мы переехали в  Белгород из Крыма, первое,
что меня неприятно поразило, — это отвратительный характер местных жителей. Народ тут оказался хамоватым, склочным  — как будто в  отдельных граждан вселился бес. Позже
одна знакомая, которая обладает экстрасенсорными способностями, объяснила мне, что в  старину в  Белгород ссылали
ведьм, что и  отразилось на характере последующих поколений. И такую историю я слышала еще не раз от других людей.
Причем говорили они это как факт. (Виктория Лисицына, жительница Белгорода).
Нечистая сила просыпается ночью — это ее стихия, но до
рассвета потом она исчезает

***
Мы спим во сне,
И здесь, когда расслабленные,
К нам приходит нечисть.
Они смотрят на тебя
И ночью тихо ходят,
Им ночь принадлежит всегда,
Они мешают спать,
В глаза нам смотрят,
Могут прикоснуться к нам,
К твоим рукам, ногам.
И лишь только на рассвете
Покинут нас,
А завтра снова придут сюда —
И снова кошмарный сон,
И будет болеть голова!!!
Игорь Черных
13.10.2018года.


Рецензии