13 О чём рассказали папирусы?

Доведено сие прекрасно до конца
ради души искусного своими пальцами войскового писца...
       (Слова на последних листках египетских рукописей)

1. Египетские рукописи.
  После образования в Египте единого государства значительно увеличилась потребность делать записи.
Вопрос: Вспомните, какой материал использовали в Египте для письма. Что и как записывали в Египте в IV тысячелетии до н.э.?

- Давай вновь осмотрим египетский папирус, - сказал Андрею Внутренний Человечек. Вначале, как ты знаешь, египтяне просто рисовали...
- Всё, что им надо было отметить.
- Удобно ли такое письмо?
- Ещё бы! Всем понятно, о чём пишешь.
- И да и нет. Когда надо изобразить уже не перечень товаров, а связной текст, как изображать имена людей? Или города, где они живут?
- М-да... А как же египтяне вышли из такого трудного положения?
- Очень просто! Имена стали писать звуками - почти как нашими буквами. Для этого отобрали некоторые понятные рисунки. Посмотри, вот этот рисунок - "рот", по египетски "эр", означает ещё и...
- Р-р!
- А рисунком "мер"- мотыга, обозначали "мер" или "мар" в любых именах, например, Марефон. Но не только имена и географические названия стали обозначать по-новому. Гораздо проще стали вообще все значки. Вот например: солнце, идти.
- Это уже непохоже на рисунки.
- Такой условный знак, обозначающий слово или слог, называют по-гречески "иероглиф".
- Писать-то стало легче, а запомнить всё это - труднее!

  Насчитывалось несколько тысяч разных иероглифов! Их знали лишь избранные дети знатных родителей, учившиеся в школе. Они становились писцами.
На полях: А вот как египтяне изображали цифры.

2. "Хранители времени".
  История Древнего Египта дошла до нас через многие источники. И всё-таки поистине неоценимы тексты, написанные на листах папируса.
Вопрос: Подумай, что ты можешь узнать о Египетском государстве только из письменных источников.
  Труд писцов, служивших фараонам и их вельможам, считался в Египте самым почётным. Примерно за 2000 лет до нашей эры был написан очень интересный папирус, автор которого, некто Хети, поучает своего сына по имени Пепи:
 "Когда писец еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается, чтобы надеть передник.
  Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.
  Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.
  ...Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам.
  ...У земледельца одежда вечная...Устает он... и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно... И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.
  ...Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник».
  Что можно тут сказать? Конечно, хорошо было в Египте быть писцом, оставлявшим на века слова фараонов, их приближённых и жрецов. Но так жили очень немногие. Хети показывает, что любой другой труд даже свободных людей ценится и вознаграждается очень плохо.
  Писцы - их называли "хранителями времени" - оставили множество различных папирусов. Это - жизнеописания вельмож, описания военных походов и торговых путешествий, поучения, пророчества, гимны в честь божеств...

3. Жизнеописание вельможи Уны.
  В середине III тысячелетия до нашей эры Египетское царство ещё больше усилилось. Фараоны уже не ограничивались властью над Египтом и сопредельными территориями. Они начали посылать воинов вглубь Ливийской и Аравийской пустынь и на восток от Синайского полуострова.  Побеждая кочевавших там скотоводов, войска приводили, бряцая бронзовыми щитами, тысячи пленников, пригоняли скот, везли корзины фиников и орехов из оазисов.
  Возглавлять такие походы и выполнять другие поручения "царского дворца" считалось высшей доблестью, достойной увековечивания для потомков. Так появилось жизнеописание вельможи Уны.
  "Его величество набрал войско из многих десятков тысяч во всем Верхнем Египте, в Нижнем Египте, у кушитов и в стране ливийцев. Его величество посылал меня пятикратно водить это войско и усмирять страну бедуинов (кочевников)каждый раз, как они восставали, с помощью этих отрядов я действовал так, что его величество хвалил меня за это.
   Это войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов. Это войско вернулось благополучно, снеся её крепости, вырубив её сады и виноградники, зажегши огонь во всех её селениях, перебив в ней много десятков тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Его величество хвалил меня за это чрезвычайно.
  ...Мой господин, который да живет вечно, назначил меня местным князем и начальником Верхнего Египта... так как я пользовался расположением его величества, так как был угоден его величеству, так как его величество полагался на меня.
  ...Его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого сановника, больше, чем любого другого вельможу...Я производил все работы, я налагал все подлежащее обложению в пользу резиденции (царского дома)здесь, в Верхнем Египте, дважды и все повинности... Я исполнял должность сановника образцово ..."
  Вопросы: Какими были действия египетского войска в захваченной стране? Что из добычи в этой стране выделяет вельможа Уна? Чем он занимался, будучи наместником фараона в Верхнем Египте?  Подумай, как Уна относился к фараону, и почему.

4. "Речения Ипусера" - фантазия или быль?
  Во многих папирусных текстах мы видим одну и ту же картину: фараоны подбирают себе чиновников, чиновники собирают налоги, земледельцы, ремесленники, а тем более рабы покорно трудятся... Но однажды в гробнице близ древнего Мемфиса археологи обнаружили папирус, в котором описано невиданное восстание против власть имущих. По некоторым приметам, текст относится ко времени Среднего царства (конец III - начало  II тысячелетий до н.э.). Известен автор текста - Ипусер, может быть, писец, а, может быть, вельможа.
  "Все говорят: нет ничего. Закром разрушен. Страж его повержен на землю. Это несчастье для сердца моего...
  Воистину:вскрыты архивы. Похищены их податные декларации. Рабы стали владельцами рабов... воистину: чиновники убиты. Зерно Египта стало общим достоянием... Свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы... Дети вельмож выгнаны на улицу...
  Смотрите: огонь поднялся высоко. Пламя его исходит от врагов страны. Смотрите: свершились дела, которые никогда, казалось, не могли свершиться. Царь захвачен бедными людьми...Было приступлено к лишению царской власти страны немногими людьми, не знающими закона...Столица разрушена в один час.
  ...Тот, который не мог построить себе хижину, он стал владельцем дома... Придворные выгнаны из домов царя... Владельцы роскошных одеяний теперь в лохмотьях. Тот, который никогда не ткал для себя, теперь владелец тонкого полотна. Тот, который не имел своего хлеба, стал собственником закрома. Начальники страны спасаются бегством..."
  Что это? Описание очевидцем такого восстания, при котором даже прекратилась власть фараонов? А, может быть, только грозное предупреждение о возможной участи тех немногих, кто живёт за счёт труда многих тысяч свободных и рабов? Ведь больше нигде не описано такое событие.
Вопросы: А как думаешь ты? А если действительно было грандиозное восстание,почему рассказ о нём сохранился лишь в одном папирусе? Кто описан как участники восстания? Против кого и чего они восстают? Отменили ли они рабство? По какому образцу восстановили управление страной? Подумай, могли ли они как-то по-новому организовать жизнь в Египте.
 Многие учёные предполагают, что крупное восстание угнетённых действительно смелО Среднее царство около 1270 г. до н.э. А затем в Египет хлынули с Синайского полуострова соседи, кочевники-гиксосы. Они установили свою власть более чем на 150 лет.
Вопрос: Нам неизвестно, кто открыл кочевникам дорогу в Египет. Выдвинь свою версию.
5. Повесть о Синухете.
  К временам Среднего царства(XIX век до н.э.)относится текст очень популярной повести о вельможе Синухете - Сыне страха. Синухет бежал из Египта, когда узнал о борьбе за власть после смерти фараона и испугался междоусобицы. Он оказался в пустыне в Юго-Западной Азии. Его томили жажда и голод. "И подумал я:"Это вкус смерти" - рассказывает о себе герой. В стране РетенУ (Сирия) Синухет оказался в ставке местного правителя.  Тот хорошо встретил его, принял к себе на службу, отдал свою дочь ему в жёны. Синухет, возглавляя войско, успешно воевал с соседними племенами. он не знал ни в чём отказа на чужбине, но, старея, стал бояться умереть вдали от Египта - ведь он не будет погребён по родному обычаю.
  Однажды в Ретену прибыло посольство из Египта. Фараон послал письмо снискавшему его уважение Синухету с предложением вернуться и занять почётные государственные должности. Он обещал построить для Синухета каменную гробницу. Синухет вернулся и умер на родине в почёте. Записанный рассказ о его жизни был помещён в гробницу.
  Египтян, много веков переписывавших повесть, привлекали в ней верность героя родине и её обычаям. В то же время в ней уважительно описывается жизнь кочевников-азиатов, в которых Синухет увидел достойных и равных себе людей.
6. Сказки на папирусах.
  Некоторые папирусные рассказы принято называть сказками: "Сказка о двух братьях", "Сказка о потерпевшем кораблекрушение". В некоторых из них происходят чудеса, но чаще это - просто занимательные и удивительные рассказы из жизни египтян. Такова "Сказка о красноречивом крестьянине".
  ...Однажды крестьянин Хэвинануп отправился с ослом, груженным солью, шкурами и дичью, в город, чтобы купить за эти товары еды жене и детям. В дороге осла увидел правитель усадьбы Тхутинахт. Решил он отобрать товары и присвоить их себе. По приказу Тхутинахта слуги расстелили поперёк дороги ткань, и Хэвинанупу пришлось пойти по ячменному полю землевладельца. Когда осёл схватил пучок ячменя, Тхутинахт со слугами набросился на крестьянина и отобрал и осла, и поклажу, избив Хэвинанупа веткой тамариска.
  Хэвинануп заплакал и отправился с жалобой к начальнику округа Рэнси. Он увидел Рэнси садящимся в ладью, чтобы плыть к фараону. Бросился крестьянин вельможе в ноги и запричитал:
  - Начальник дома, господин мой, руководитель всего того, что есть, и чего нет! Ты - отец бедняка! Ты - защита того, у кого нет матери! Сделай так, чтобы я славил тебя! Вот я отягощен печалью, защити меня, вот я в беде.
  Речи Хэвинанупа произвели впечатление на Рэнси. Приехав к фараону, он сказал:
  - Мой господин, ты любишь красноречие больше всех сокровищ мира, а я знаю человека, который прекрасно говорит!
  - Доставь его сюда! - приказал царь.
  Так Хэвинануп попал во дворец к фараону. По приказу фараона он заговорил.
  - О, великий из великих, ты уничтожаешь ложь и творишь истину! Не будь глух к тому, что ты слышишь, не будь слеп к тому, что ты видишь, накажи грабителя, защити пострадавшего! Ты - руль неба и управляется земля по приказу твоему! Ты подобен волне, ты - Нил, озеленяющий поля! Взываю к тебе по своему правому делу!
  Фараон долго слушал, наслаждаясь цветистой речью крестьянина. Наконец, он повелел отдать ему отнятое, а заодно и всё имущество Тхутинахта.
Вопрос: Что в этой истории правдиво, а что всё-таки заставляет назвать её сказкой?

На полях:

          Как создавалась рукопись на папирусе.
  В распоряжении писца всегда были тростниковое перо баночки с чернилами - чёрными и красными. Их обычно носили за поясом. Красным цветом выписывали начало абзаца, как это делали и у нас в старину. Листы папируса приклеивали друг к другу, и получался тонкий и длинный свиток.

          Морские путешествия древних египтян.
  Писцы сохранили для истории рассказы о дальних морских экспедициях древних египтян. Приблизительно в XXVIII веке до н.э. в Египте научились строить большие корабли. Фараоном тогда был Снофру - отец Хуфу (Хеопса). Перечень его дел был выбит на камне. Одна из фраз гласит: "Доставка 40 кораблей, наполненных кедровыми брёвнами". Так как в Египте не было больших деревьев, кедровый лес доставлялся с гор современного Ливана (Восточное Средиземноморье) в обмен на какие-то египетские товары. Строевой лес привозили в Египет по Средиземному морю баржи, уже построенные на его восточном берегу местными жителями.
  Уже знакомый вам вельможа Уна сообщает в своём жизнеописании: "Его величество послал меня прорыть пять каналов в Верхнем Египте и построить три грузовых и четыре перевозочных судна из акации... Они были спущены на воду и нагружены до отказа гранитом для пирамиды..."
  Каналы позволяли подвозить тяжёлые грузы из Нила в "Долину мёртвых". Другие каналы строились для больших кораблей в обход заболоченных протоков Нила в дельте и из Нила в Красное море. Переставший существовать при гиксосах, этот канал вновь отстроили после их изгнания. По нему торговые суда уходили по "Великой зелени" на юг, в загадочную страну Пунт - к восточному побережью Африки. Ещё в конце Древнего царства туда 11 раз ходил кормчий Хнумхотеп, о чём свидетельствует надпись на его гробнице.
  Наиболее крупная экспедиция была снаряжена туда при женщине-фараоне Хатшепсут в XVI веке до н.э.
  На рельефе в храме Хатшепсут изображены пять 30-вёсельных кораблей. Писец Падиусет кратко запечатлел путешествие в надписях рядом с изображениями. Из Пунта посланцы царицы привезли мирровые деревья, дававшие благовония, слоновую кость, чёрное дерево и чернокожих рабов.

                "Прославление авторов поучений"
     (Текст из папируса конца II тысячелетия до н.э.)

Мудрые писцы
Времен преемников самих богов,
Предрекавшие будущее,
Их имена сохранятся навеки.
Они ушли, завершив свое время,
Позабыты все их близкие.
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы,
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими.
Писания становились их жрецами,
А палетка для письма (прозрачная табличка с сеткой линий) — их сыном.
Их пирамиды — книги поучений,
Их дитя — тростниковое перо,
Их супруга — поверхность камня.
И большие и малые —
Все их дети,
Потому что писец — их глава...
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме...

Вопрос: Почему древний автор так высоко оценивает письменные документы?


Рецензии