И небо в чашечке цветка

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк (в переводе С. Маршака)

Чашечка цветка – это много или мало? Мы любуемся фото вируса под электронным микроскопом,  фото туманности в далеком созвездии и порою сомневаемся, сможем ли мы понять, что там происходит. В чашечке цветка происходят события не менее таинственные, и ко всему прочему порой радостные, а порой трагичные. Я приглашаю вас, читатель,  заглянуть в глубины цветка орхидей.

 Прежде всего, никакой чашечки у орхидеи нет. Цветок орхидеи скорее похож на неведомую зверушку, а его части ботаники называют словами, которые в школе не изучают,  и запоминать их не стоит.  Поэтому заглянем в самый примитивный  с точки зрения ботаников  цветок нашей орхидеи венерина башмачка. Вы встречали башмачок в подмосковном лесу? Вряд ли. А башмачок, что на фото можно увидеть только в Сибири, маленькая компенсация за суровый климат. Это гибрид двух видов, но устройство его вполне типичное для всех башмачков. Это театр для множества актеров. И одного из них вы видите при входе в чертоги. Знакомьтесь, это не привратник, это хищный паук, расчетливый и удачливый сангвиник. Это свободное существо, он не плетет паутину, он подстерегает свою добычу в засадах на цветах, поэтому так его и называю – цветочный паук. Хватает добычу он длинными передними лапами, похожими на  клешни, поэтому называют его крабовым пауком, или бокоходом, за оригинальные движения.  Его крестным отцом был лучший знаток  арахнидов, друг ботаника Линнея, Карл Клерк.  Схватив добычу,  бокоход  вводит в тело жертвы  яд, от которого все ее внутренности разжижаются и превращаются во вкусный коктейль.  На фото вы видите, конечно, самку. Самец такой маленький, что ему приходится долго ползать по телу супруги, чтобы с ней  соединиться. Разбойница   обычно одевается в камуфляж, то белый, то желтый, и может его менять по обстоятельствам, как хамелеон, а кто же ее добыча? Нет, это не легкомысленные мелкие трипсы, что танцуют и взлетают над куполом губы. Конечно,это  несчастные опылители!

  Паук коварен. Но еще коварней сама орхидея. Она одуряют насекомых  (как и людей) таким волшебным  запахом, что устоять невозможно. Маленькие, одиноко живущие пчелы, настоящие меланхолики по темпераменту, летят и проваливаются как в пропасть в широкое отверстие шаровидного органа, которые ботаники эротично называют губой и попадают в чертоги, где их … ничего не ждет. Никаких угощений! Пусто, только мерцают в полутьме витражи словно в средневековом соборе. Орхидеи научились обманывать своих благодетелей.  Выбраться из губы через большое отверстие пчела не может, края его загнуты вовнутрь. Приходится искать другой выход. Его указывают специальные прерывистые линии, ворсинки, расположенные рядами и специальные окошки над тычинками. Выйти можно только через крошечные отверстия, протиснувшись под рыльцем и тычинками и проведя опыление. Радостная пчела, мокрая от влаги орхидеи, выползает наружу и … попадает в объятия паука-краба. А если в губу провалится шмель? Сердитый мохнатый полосатый шмель искать выход не будет, прогрызет стенку губы и улетит.  Не так ведут себя цветочные жуки. Нарядились они в яркие мундиры, в черно-желтые усачи и малахитовые бронзовки, но это их не спасает. Попав в объятия орхидеи, они безропотно, этакие флегматики, ползают по крутым стенкам, срываются, падают на спину  и гибнут от голода. Хоронить их являются могильщики, впрочем, у них много специальностей  - рыжие лесные муравьи. Они специально обыскивают башмачки и уносят добычу в свои муравейники. Бывает еще, выгоняют муравьи на орхидею пастись своих домашних животных, тлей,  и защищают эти нежные сладкие создания от божьих коровок.  Муравьи, типичные настырные холерики,  – главные хозяева леса, так считал наш знаток муравьев Михаил Длусский и посвятил им множество трудов.  Случаются  действия для цветка более трагичные, если набредет на него медлительный голый  слизень. С толком и с расстановкой он будет поедать губу, пока не доберется до особенной бесплодной тычинки,  и долго, насытившись,  будет прятаться под ней, как под зонтиком. Перед этим флегматиком орхидея беззащитна.  Но есть у башмачков и всего живого на земле гораздо более серьезный враг. С удовольствием ошалевшие от зимних холодов сибиряки запускают весенние палы и горят в них и орхидеи и муравьи в муравейниках,  и все участники театральных представлений, что разыгрываются в чашечке цветка. Пройдет год-два и поредевшая труппа  разыграет новую пьесу.   

 Если вы, читатель, найдете орхидею жарким летним днем на опушке леса, не пугайтесь комаров и клещей, остановитесь, загляните в чашечку цветка, и прикоснитесь к тайнам, не менее разнообразным, чем тайны микромира или космоса. Удачи!


Рецензии
Увлекательное и поэтичное путешествие в царство коварной орхидеи фантастично и заманчиво.
Я вижу их иногда.Но есть венерин башмачок и в вологодской тайге.
Незнакомые мне цветы удивляют.
Жаль, что не сфотографировала я Царские кудри.
Так прозвали в народе розовый много-чашечковый метельчатый цветок.
Не зная латыни, простые люди давали свои названия.
С детства запомнилась куриная слепота, татарское мыло, дикий чеснок, прянички, которые мы поедали.

Татьяна Пороскова   06.05.2020 05:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна. Вы правы, народные названия более емкие , чем научные, хотя менее точные и это хорошо, особенно двойные названия. Но что за прянички - может быть, калачики прсвирника?

Юрий Панов 2   06.05.2020 07:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.