С надеждой и верой... Глава 3, часть 16

«И вдруг Равик перестал осознавать, жалок он или смешён, страдает или наслаждается... Он знал лишь одно — он жив! Да, он жил, существовал, жизнь вернулась и сотрясала его, он перестал быть зрителем или сторонним наблюдателем. Величественное ощущение бытия забушевало в нём, как пламя в домашней печи, ему было почти безразлично, счастлив он или несчастлив! Важно одно: он жил, полноправно ощущал всё, и этого было достаточно! Я снова живой — пусть и страдающий, но вновь открытый всем бурям жизни, вновь подпавший под её простую власть, будь же благословенна... Жизнь, жизнь, жизнь, желанная и благословенная!»

Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»



Прошёл год. Жанна, теперь уже студентка второго курса, приехала вновь в свой родной город. Очень соскучилась за своими родными, за своим городком, старыми друзьями и коллегами.
Сколько было встреч, эмоций, разговоров! Жанна наслаждалась привычной неспешной провинциальной жизнью, с её соразмеренным течением. После безумных ритмов большого города, огромных расстояний и суматошной студенческой жизни, Жанна с упоением принимала внимание и заботу родных и близких людей.
Когда заговорили с мамой о здоровье Жанны, то невольно заговорили и об Антоне Павловиче. Мама попросила быть осторожнее при встрече с ним, а лучше вообще не видеться. Жанна не понимала, о чём переживает мама и тогда она рассказала, почему просила не приезжать Жанну целый год.
Оказывается, мама скрывала, что жена Антона Павловича приходила к ним домой, скандалила. Говорила, что ей всё известно об этом романе и что она мужа не отдаст просто так. А если ты, Жанночка, приедешь, она обольёт тебя серной кислотой — чтобы так тебе и передала. Но мама не стала ничего передавать Жанне, просто выслала вещи, сославшись на то, что частая смена климата вредна для здоровья. Жене Антона Павловича она тогда пыталась объяснять, что в её дочь многие влюбляются и она в этом не виновата, но у неё есть жених и она уехала к нему, подальше от влюблённых чужих мужей.
Жанна расстроилась — бедная мама, что ей пришлось пережить! Так вот чем вызвана та самая просьба Антона Павловича!.. Вот и пойми, как к людям и их чувствам относиться деликатно и с уважением?!
За этот год нашлись и другие влюблённые женатые мужчины, в том числе и преподаватели — все они не понимали, почему она не бежит к ним с распростёртыми объятиями? Ведь они готовы были содержать, оплачивать жильё и прочее. Однокурсницы недолюбливали Жанну — сама, мол, не пользуешься и нам мешаешь. «Подумаешь, - говорили они, - жена - не стена, можно и отодвинуть!» А уж болезнью оформить брак с кем угодно, лишь бы прописаться и остаться в Ленинграде - болели почти все. И девушки, и юноши, за редким исключением. Жанна много нового теперь узнала о жизни и людях. Только у неё такой цели не было, она искренне хотела вернуться в свой родной город, к своим коллективам, чтобы жить и трудиться на своей родине, среди тех, кто ей понятен и близок по духу. Большой город её утомлял настолько, что Жанна даже подумывала перевестись на заочное отделение. Именно этот вопрос она и хотела решить в этот приезд.
Жанне хотелось верить, что все успокоились: Антон Павлович отболел всеми чувствами, а его жена своим безумным гневом — для них она давно вышла замуж в Ленинграде.
Встретилась с Лёлей, и снова новость. Оказалось, что младшая сестра Лёли и дочь Антона Павловича, учились в одном классе. Она повадилась ходить в гости и, как оказалось, совсем не дружбы ради. Зная, что Лёля переписывается с Жанной, они стали тайно читать эту переписку. Дальнейшее понятно. Дома у Антона Павловича начались разборки и скандалы, ревнивая жена быстро нашла способ избавиться от соперницы, вот и побежала с угрозами к её маме...
Жанна училась, а тут кипели такие не шуточные страсти с открытыми угрозами. И пока Жанна трепетно уважала чувства Антона Павловича к ней и переживала, как его не обидеть, он тут жил своими страстями и эмоциями, в которые вовлекал и других людей. Его жена приходила и к Лёле! Угрожала испортить свадьбу, за пособничество. Лёле хватило выяснений с мужем и родственниками — никому такое не надо. Вот Лёля и не писала больше, а Жанна думала, что вся причина в её новой семейной жизни, когда не до подруг. И Лёля с мамой Жанны договорились пока не писать ничего ещё и потому, что жена Антона Павловича работала на почтамте и имела возможность следить за всеми, если бы они были, дальнейшими переписками. Она вскрывала все письма от Жанны и к Жанне! Мама предпочла ходить на переговоры, но и там остерегалась говорить лишнего. Мало ли что и правда может сделать обезумевшая от ревности жена?! Ни о какой встрече с Антоном Павловичем и речи быть не могло!
Мама советовала Жанне не переводиться на заочное — они тебе здесь жизни не дадут. Он - со своей любовью, она — угрозами. Учись и живи в Ленинграде, иначе всем нам будет не спокойно и мало ли что может случиться!
Жанна была обескуражена новостями. Успокаивала маму и бабушку, что всё ерунда, не было никаких любовных романов, а были лишь его чувства, два его письма и одно её. И то, из вежливости и в знак благодарности, как доктору и не более. Все уже в прошлом.

Прошло несколько дней, все домашние успокоились, жизнь шла своим чередом.
Как-то утром Жанна пошла в продуктовый магазин. В мясном выкинули цыплят по рубль двадцать за килограмм, Жанна удачно оказалась рядом с мясным отделом и впереди было мало народу. К тому же, рядом стояла бывшая одноклассница Жанны. Они радостно обнялись:» Ты как? А ты где?»
Девушки стали обсуждать события своей жизни, вся очередь слышала их разговор, даже комментировали и вопросы задавали. Девушки весело отшучивались, очередь двигалась быстро. Жанна заметила, что одна женщина в очереди смотрела на них весьма недружелюбно и это было неприятно. Наконец, получив в руки по два цыплёнка, больше не давали, девушки вышли из магазина, обменялись адресами и разошлись в разные стороны, преисполненные чувств и эмоций.
• Жанна! - вдруг услышала она резкий окрик и подумала, что это подружка забыла что-то сказать.
• Да! - радостно повернулась она и оторопела — это была та самая не дружелюбная женщина из очереди. Теперь её взгляд был еще злее, - Вы что-то хотели? - спросила вежливо Жанна.
• Хотела! - был резкий и грубый ответ. И дальше не лучше: - Хотела посмотреть на тебя, бесстыжую проститутку, совращающую чужих мужей! Думала, я ничего не узнаю? Хочешь его из семьи увести? Совести у тебя совсем нет! Так и повыдирала бы тебе все твои шикарные патлы! Или что другое сделаю, если хоть на шаг приблизишься к моему мужу!
• Что вам от меня надо? - Жанна поняла, кто эта женщина и думала лишь о том, как же ей хоть слово вставить в эту истерию. Как ей что-либо объяснить, если она кроме себя никого не способна слышать. А та продолжала:
• Хорошо, что я услышала твой разговор в очереди, а то бы ты отсюда живой-здоровой не уехала...
• Перестаньте мне угрожать! Хотите — поговорим спокойно, а нет — идите домой, к мужу и оставьте меня в покое! - Жанна сказала таким твёрдым голосом, что женщина на мгновение оторопела, но этого хватило, чтобы задать ей вопрос.
• Как вас зовут?
• Полина Андреевна, - ответила та, уже гораздо спокойнее, хотя её ещё трясло от негодования.
Жанна заметила, что женщина, к тому же, в положении!
• Как я поняла, Полина Андреевна, вы - жена Антона Павловича Чистякова, доктора, который меня оперировал и лечил. Успокойтесь! Для меня ваш муж — врач, которому я бесконечно благодарна, как и многие его пациенты. Ни из какой семьи я его уводить не собиралась! У меня есть свой мужчина, как вы слышали. У меня своих забот хватает. На днях я уеду, забудьте меня и будьте счастливы. Вам, как я вижу, вредно волноваться.
• Ну, твоё счастье, что я уже немного успокоилась. А если бы тогда, под горячую руку, если бы я тебя нашла — я бы точно тебе кислотой в лицо плеснула! - сказала она, продолжая недоверчиво смотреть на Жанну — не врёт ли?
• Я сожалею, что всё так. Очень сожалею. И прошу у вас прощения за всё, в чём вы меня считаете виноватой. Да и с себя ответственности не снимаю, раз всё сложилось так, как сложилось. - сказала Жанна очень искренне этой несчастной женщине.
• Что ты с ним, однако, сделала?! - продолжала предъявлять претензии Полина Андреевна, - Он же из дома уходил! Квартиру кооперативную купил, ремонт делал, развод требовал — тебя ждал! Люблю мол, и всё! А мне каково? Я с юности его люблю. Сколько я его добивалась, пока не поженились! Сколько ездила с ним по гарнизонам, сколько ждала, сколько выхаживала после ранения?! Только вроде жизнь стала налаживаться, когда сюда переехали, а тут ты! И он совсем сдурел от своей любви, меня довёл до отчаяния. Дочка как переживала, пока он не вернулся домой...
• Ничего этого я даже не знала! Не переживайте, все будет хорошо. Я вас заверяю — с чужими мужьями я не встречаюсь. У меня свои планы на жизнь. Вашего мужа там, в них, нет. Вернулся же к вам, значит, дороги вы ему!
• Да куда он делся бы! Я знаю, как с ним надо. Все они, кобели, на молоденьких заглядываются. Вот и его угораздило. Люблю и люблю, заладил, как попугай. Мне за всю жизнь ни разу не сказал!.. Ничего, вот рожу ему второго — совсем никуда не денется. А ты, так и быть, иди и помни, что я тебе сказала. Пока поверю, но если что узнаю — от твоей красоты ничего не останется, а уродкой ты и ему, и никому не будешь нужна! - Полина Андреевна торжествовала, глаза её горели победным огнём.
Жанна быстро попрощалась, пожелав им всем счастья и здоровья.
Таких жён она видела много раз со стороны. Это женщины скандальные, крикливые, вечно ругающие своих мужей, вечно ревнующие их и способные на безумные поступки. Такие ходят и пишут жалобы на своих мужей их начальникам, не стесняясь обсуждать свои семейные проблемы на каждом углу.
Что, в конце концов, Жанне до до того, какая жена у Антона Павловича? Пусть будут счастливы.
Как знать, какой женой станет сама Жанна, да через двадцать лет нелёгкой супружеской жизни?
Жанна не бралась осуждать других людей, но и не любила, когда кто-то со стороны судил о ней, совершенно не зная истинного положения дел. Трудная штука — эта взрослая жизнь. Трудная!
Жанна шла домой с очень испорченным настроением. Лучше бы не приезжала!

С Антоном Павловичем они так и не встретились. Интересно, что бы он ей рассказывал дальше о своей любви, когда жена в положении? Но — всё к лучшему. Всё к лучшему! Родиться у них ребёнок и жизнь наладиться, забудет он и Жанну, и свои чувства. Да забыл, наверное, давно.

В день отъезда, спускаясь по лестнице, заглянула привычно в почтовый ящик — там лежал конверт без надписи. Открыла — половинка альбомного листа, неровно оторванного, свёрнутая пополам, со стихами:

«Чего не делал я — так это не писал...
Не потому, чтобы не мог или устал,
А потому, что не было тебя, такой,
Кому отдал бы сердце и покой.

Я знал и чувствовал, что рядом где-то ты,
И сердце так сжималось, в предчувствии любви.
Быть может, ты - «видение» и «гений чистой красоты»,
Ты уж прости, что эти строки не мои.

Но он ведь прав! И я согласен с ним, что это — ты!
Мне без тебя ведь жизни дальше нет,
Хоть и услышу я совсем другой ответ...
Я затаю в себе свою любовь, но только не обиду,
Когда пройдёшь ты мимо, не подавши виду!?!...

К Новому году и Рождеству Жанна получила много поздравительных писем и открыток. Было и от Антона Павловича, в середине января пришло — красивая глянцевая открытка: на ярко красном фоне — пышная сосновая ветка с шестью золотисто-красными шарами; ярко, ровно горящая, длинная, зауживающаяся к верху, свеча, одиноко стоящая чуть в стороне от ветки.
Жанна развернула открытку — типографским шрифтом значилась одна единственная надпись:»С Новым Годом!!!»

(Все герои вымышлены, все совпадения случайны. Эпилог следует)


Рецензии
Жанна жива, здорова, учится в Ленинграде - что ещё надо молодой красивой девушке?
Всё остальное - наносное. Осыплется, как шелуха.
Вот такие мысли навеял очередной отрывок.

Добавлю...
Желание любить и быть любимой - это естественно. Притом в любом возрасте. А уж в возрасте Жанны - само собой.
И да. Жизнь, взаимоотношения в провинциальном городке и в большом мегаполисе совершенно разные. В первом - всё на виду. Во втором - почти полное безразличие. И не удивительно, что у Жанны происходят такие сцены разборок. Важно сохранить себя, свой облик, не скатиться до банальной склоки, "битья окон".
Но что готовит финал? Вот интрига. Надеюсь, всё будет по высшему разряду.
С улыбкой и добрыми пожеланиями.
Всё тот же
В.Б.

Виктор Бычков   21.03.2020 15:08     Заявить о нарушении
Всем нужна любовь, все хотят любить и быть любимыми, иметь семью, свой дом и прочие радости Жизни.
Осыпаясь, "счищая до бела", такая "шелуха" очень обнажает "луковицу"...

Учеба в Ленинграде - это большой труд, занятость, на личную жизнь времени почти нет. Моя героиня - девушка серьезная, ко всему подходит основательно. Но, как рассказано в этой части романа, большой город не для нее, после перенесенной операции физические нагрузки даются тяжело, смена климата и образ жизни студента отнюдь не способствуют выздоровлению, Жанна хотела бы вернуться в свой родной город - в отличие от большинства. Но - провинция живет своей жизнью, там кипят такие страсти, что возвращаться просто не безопасно. Неизвестно, как бы себя повел и А.П в дальнейшем, со своей безответной любовью...
Жизнь в большом городе подходит далеко не всем, но в том-то и дело, что кто не стремиться туда - остаются, вопреки своим желаниям. И с неприятным осадком в душе...
Спасибо за отклик, Виктор Николаевич. Ваша вера в то, что все пройдет и все будет хорошо у моей героини - меня радует). Каким бы ни был финал этой истории - он уже очень близок, надеюсь не разочаровать. Л.

Лидия Шатилова   22.03.2020 02:51   Заявить о нарушении