Иван да Настя

Чем старше становишься,  тем чаще испытываешь  ностальгию по своему детству.
Моё детство неразрывно связано с деревней, с бабушкой Настей и дедушкой Ваней.
Я закрываю глаза и  вижу себя  малышкой. Мы с мамой приехали  в гости к бабушке с дедом. И вот я  лечу с бугра как на крыльях... В красном платье в белый горошек меня далеко видно  и я уже слышу весёлый голос деда:

"Настенька, бросай все  дела! Иринушка наша приехала!"
 
Моя бабушка ,Анастасия Павловна , родилась 1907-году.  дедушка, Иван Васильевич -в 1904-ом,
Дедушка умер в преклонном возрасте,  когда мне было  6 лет.
Помню , что он был большой и очень добрый. Прошёл всю войну и  имел награды.
 
Оставшись одна, бабуля тосковала по деду и мы гостили  у неё довольно часто.
Телевизора тогда не было, да он и не нужен нам был. Днём мы играли на улице, а вечерами бабушка рассказывала нам об их с дедом жизни.
 
"В семье  я была старшая.
С малолетства ходила  в батрачки к местному барину. Пололи просо, подсолнух, картошку. В страду косили, вязали снопы, молотили зерно цепами.
За работу нам платили  ситцем и миткалём.  Барин был щедрым  и со временем я сама приготовила себе приданное.
Заневестившись, я стала ходить на посиделки.
Там собиралась молодёжь. Девушки вязали, пели, парни играли в карты. Иван, ваш будущий дед, постоянно навязывался проводить меня домой.  но  у меня  уже был провожатый.
Сергеем его  звали.
 Мы  решили обвенчаться и Сергей  сказал, что завтра сосватает меня.
Утром он пришёл к нам со своей роднёй, но мой папаня  отказал им.
А на следующий день пришли сваты от вашего дедушки.
Я не хотела, плакала! Но родители дали согласие и  благословили нас.
 "Стерпится-слюбится!"-отрезал папаня.
Свадьбу  назначили на Крещение.
На улицу с тех пор я  не ходила. Как-то случайно в лавке  встретила  Сергея и он предложил мне  бежать с ним.
Мне он очень нравился, но сбежать без родительского благословления и опозорить свою семью  не посмела.
Сергей сказал, что  не смирится с такой несправедливостью  и выкрадет меня.
Подошёл день  свадьбы.
Меня   обвенчали с Иваном, потом мы сидели с ним рядом  за свадебным столом.
Народа было много. Когда вышли плясать, ко мне подошёл какой-то парень и шепнул, чтобы я незаметно  выглянула на улицу.
Я вышла и увидела Сергея!  Он сидел в санях и ждал меня!
Я вернулась в избу за шубой,  но... Не знаю, что случилось со мной тогда!
Ноги одеревенели и я не могла пошевелиться! Так и стояла столбом, пока ко мне не подошёл Ваня!

Я  смирилась со своей судьбой и осталась с вашим дедом.
 Он оказался хорошим мужем: заботился обо мне, любил. Другие мужики били своих жён, а он ни разу руки на меня не поднял! Всё "Настенька да Настенька", других слов и не знал!  Он подарил мне швейную машинку , я обшивала свою семью и на заказ тоже шила. Всюду мы были вместе. Нас так и звали; "Иван да Настя"!
  В конце двадцатых годов в  нашем селе закрыли церковь,  иконы народ по домам  разобрал. Так в нашем доме и появились эти   две  иконы: одна-Михаила Архангела, вторая-Богородицы "Скоропослушница".
 
Один за другим  у нас  рождались на свет Божий детки. 
Всё было хорошо, но  летом 1936 года   сгорела наша изба. Мы успели вынести иконы и выскочили сами. Младшую,  Наташу,  вместе с люлькой в окно выбросили. А потом долго найти не могли...
Целые сутки  мы с мужем искали  дочку.  Молились Богородице, чтобы Наташа была жива!  Слава Богу, нашли!
Мы  выкопали  землянку и после пожара жили в ней. Еду готовили на костре на улице. Но это ещё полбеды: Наташа опалила свои глазки и почти ослепла. Обращались к врачам, да всё без толку. Дочка не могла смотреть на солнечный свет и постоянно сидела в темноте.  Сердце разрывалось , глядя на неё!
И мы молились! Денно и нощно молились, чтобы дочка наша прозрела!  Богородица  явила нам чудо:  спустя несколько лет  Наташа стала видеть!
 К зиме мы отстроили небольшой домик и перешли в него.

В мае 41-го я родила Ванюшку а через месяц  началась война.
Осенью вашему деду пришла повестка на фронт.
Все мы плакали... Ваня обещал вернуться живым. Поцеловал меня и детей и ушёл.
Служил  он  матросом на корабле  и за все четыре года  прислал  только одно письмо. Второй была похоронка...
Я не поверила в его гибель! Несмотря ни на что, я  продолжала молиться   Михаилу Архангелу и Богородице о его здравии!
Военные годы были особенно тяжёлыми: голод и холод.  Зимы выдались лютые, дров не хватало.
Картошка в те годы  не родилась. Сажали  мы её под соху, в которую впрягалась я сама,а дети -вставали по бокам. Зерна не было и хлеб мы пекли из лебеды, щи готовили из крапивы и щавеля. У нас была корова и, благодаря ей, мы не померли с голода.
Дедушка ваш вернулся  летом 45-го.
Я как раз была в поле, когда он пришёл и за мной прибежали дети.
Бригадир  по такому случаю отпустил меня. Домой я летела так, что ног  не чуяла!
А когда увидела его: усталого, измученного и больного, не выдержала и  заплакала...
Дедушка ваш был настоящим героем, вернулся с орденом на груди. Он не любил рассказывать о войне, говорил, что почти всех друзей там оставил.
Когда я показала ему похоронку, сказал, что погиб его полный тёзка  и нам  её отправили по ошибке.
Дедушка ваш был весь изранен осколками. Один из них  застрял рядом  с сердцем и причинял ему невыносимые муки.  Ваню осматривали врачи  и все твердили  в один голос, что   помочь ему нельзя. 
Беднягу  постоянно душил кашель, мокрота не отходила. Он задыхался и мучительно   умирал. Я ничего не могла сделать!
Все заботы о муже,  детях и стариках легли на мои плечи. Я всё так же работала в колхозе: косила, жала, полола... Было невыносимо тяжело и я держалась из последних сил.
А когда сил уже не хватало- молилась  Богородице.
Однажды  на сенокосе во время   отдыха я задремала. Привиделся мне удивительный сон. Только сон ли это был?!
 Очень красивая золотоволосая Женщина в длинном розовом платье  пришла  по облакам.  Солнце склонилось к закату и мне показалось, что вокруг Неё светится золотое сияние.
Облако, на котором стояла Она,  низко-низко опустилось над полем . Вытянув  вперёд правую руку, Женщина подозвала  меня.
" Вижу, как страдает Иван и как маешься  ты...
Твоему горю можно помочь.
Приготовь отвар из полыни , остуди и давай  пить больному.
Иван  поправится и проживёт ещё долго."
Очнувшись, я  долго не могла понять, сон это или явь.
Я тут же набрала свежей полыни и , придя   домой, приготовила лечебный отвар.

Остудила  и им напоила вашего деда.  С того дня я и готовила  этот отвар для него  ежедневно.
Иван  не верил в выздоровление и пил это  лекарство, чтобы не огорчать меня.
Облегчение наступило  спустя три недели:  кашель  стал не таким тяжким,  обильно отходила мокрота, , пропала  одышка.
У Вани появился аппетит. Он  заметно окреп,  стал вставать и даже выходить на улицу.
Как-то к нам заехал наш доктор и был  удивлён, что ваш  дедушка до сих пор жив.
Узнав,  что Ваня принимает отвар полыни, сказал, что это очень сильное лекарство, но по истечении месяца приёма, организм больного должен месяц отдыхать.
Мы сделали перерыв, а потом  продолжили лечение,  пока болезнь  не  отступила. Тот проклятый псколок  давал о себе знать, но это было уже терпимо".
Дедушка  прожил после войны  тридцать лет.
У них с бабушкой было 8 детей, 20 внуков и великое множество правнуков!

Привожу  тот самый рецепт отвара полыни:
2 ст. ложки  нарезанных листьев полыни заливаем  стаканом кипятка и доводим до кипения. Кипятим  2-3 минуты. Остужаем  и процеживаем лекарство через сито.
В полученный отвар добавляем стакан холодного кипятка. Принимаем 3 раза в день до еды.
Бабуля пережила деда на 12 лет и  горевала по нему до конца. Говорила, что  лучше его нет никого на свете....
Как жаль, что никого и ничего уже не вернуть!

А Наташа, которая спаслась после пожара, стала впоследствии моей мамой.

 
На фото мои дедушка и бабушка.


Рецензии
Дорогая Ирочка, низкий поклон тебе за любовь к дедушке и бабушке, и светлую память о них.
Очень трогательный рассказ!
Понравился!
Любви и счастья твоей семье и всех благ!
С душевным теплом,-
Женя


Евгения Козачок   21.04.2020 22:10     Заявить о нарушении
Дорогая Женечка, спасибо тебе за такой теплый и душевный отзыв!
Мне очень приятно, что тебе пришелся по душе этот рассказ! Дай Бог, чтобы у тебя и твоей семьи всегда всё было хорошо!
Здоровья тебе, счастья и всего самого наилучшего!
С сердечным теплом, твоя Ира.

Ирина Кашаева   25.04.2020 19:33   Заявить о нарушении