Петербургская история
Главный герой истории человек немолодой. Себя он считает старым, но это не так. Ему кажется, что он стар по сравнению с собой прежним: густота волос (ее отсутствие), гладкость лица (ее отсутствие), чувство усталости (его наличие)… Все относительно. У кого-то твой возраст еще может вызывать зависть, для кого-то ты беспросветный дедуня, с которым встречаться чем реже, тем лучше. А для самого себя? В зависимости от настроения. Что такое настроение? Чем отличается оно от чувства?
Если спросить Александра Ивановича, он бы очень толково объяснил «состояние», «чувство», «впечатление» - любимые темы его размышлений и разговоров.
Размышлять и умно разговаривать Александр Иванович умел всегда. Но замечательную эту способность использовал бестолково, в другом масштабе. Мелко. Как человек с рождения впечатлительный и внутрь направленный, он мог бы стать психологом, писателем, художником, композитором. Задатки позволяли – людей понимал с полувзгляда, прекрасно выражал свои мысли в письменной форме, рисовал, оригинально передавая перспективу и глубину теней, любил слушать музыку, отлавливая в ней малейшую фальшь или наоборот, всплески настоящей гармонии. То есть, был он человеком «рефлексии третьего уровня». Оставалось только эти задатки развить и довести до профессионализма – выучить ноты и сольфеджио, освоить пианино, научиться правильно смешивать краски, поступить в университет на психолога или филолога.
Вместо этого он поступил в Текстильный институт. Зачем? Теперь этот вопрос не имеет смысла. Что-то связанное с военной кафедрой.
Нехотя и вяло грызя фундаменты текстильных наук, Александр Иванович вкусил радость свободных половых отношений. Компенсируя таким способом недостающее в его жизни «прекрасное», к которому он был чрезвычайно чуток. И девушки тоже часть Гармонии и Красоты! Ее подвижная часть. Знакомился легко и естественно. Не только в институте на дискотеках - в барах, на улице, в метро. На пятом курсе случилось то, ради чего природа придумала установить в определенных участках человеческого тела магниты. Одна из девушек Александра Ивановича не могла не стать матерью и убедила его стать отцом…
Прошли годы. Обыкновенные, в чем-то даже скучные. Дети (двое сыновей) росли, жена меняла вес и фигуру (они неуклонно увеличивались), Александр Иванович томился. Работая инженером на суконной фабрике, программистом, строителем-отделочником. Словом, суетная рутина на фоне экономического хаоса. Томился не семьей, не круговертью добывания денег, а «чем-то». Но и семьей тоже – содержанием взрослых, способных к самостоятельности сыновей; монолитной стабильностью отношений с женой, давно утративших всякий эротизм и сексуальную поэтику. Чем дальше, тем монолитней. Привычная амуниция семейных уз-упряжки – «ведем хозяйство». Планируем делать ремонт, чтобы вести хозяйство дальше. А когда окончательно приперло, когда серость существования грозила стать мраком (в смысле отсутствия мечты и надежды), он совершил поступок. Было ему тогда сорок девять лет. Александр Иванович развелся и женился снова. Вдруг.
Собственно, с этого момента история и начинается. Где, как они познакомились, несущественно. Существенно то, что жизнь внезапно изменилась. Александр Иванович переехал к Светлане. Удивляясь повороту судьбы и привыкая. К району, высоте последнего этажа, мебели. К комплексу вины. Удивляясь своей вдохновенной и безрассудной влюбленности. Изумляясь тому, что исчезла обязательность ежедневного труда, появилась возможность отдаваться новым впечатлениям и мыслям. Не обращая внимания на то, какой сейчас день недели. Без укора в тунеядстве и альфонсонизме. Александр Иванович и его новая супруга (о ней пишется большой грустный роман) стали ходить в Эрмитаж, Русский музей, на канцеры классической музыки, в магазин «Буквоед», что на Площади Восстания. Там можно было купить кофе с пирожными, взять с полки книгу и сидеть, практически, забыв о времени. Они с новой женой так и делали. Пили кофеек, листали, покупали и ехали домой, обсуждая. Ехали на машине жены (марка машины, стоимость – в романе). Радуясь, что друг друга нашли. Пусть в пятьдесят лет.
Еще они любили ходить к торговцам картинок, выставленных преимущественно для туристов возле католического собора св. Екатерины на Невском. Толчея, стенды с мазней, ее жанровое разнообразие. Плюс средства, позволяющие что-нибудь приобрести. Плюс (самый жирный) взаимное понимание и схожесть вкусов. Не говоря уже о физическом удовольствии по ночам.
Однажды среди пошлой, но броской безвкусицы они заметили полотно. Городской пейзаж, выполненный в сказочно-реалистической манере: улочка, упирающаяся в Петропавловку. Все мягкое, закругленное, лишенное темных пятен и контрастов.
- Смотри, - сказал Александр Иванович Светлане, - какая интересная вещь.
- Очень! – ответила Светлана, прижимаясь.
И они замерли, картину (65Х49) разглядывая. Светило солнце, стоял чудный апрельский день, через два часа концерт Шопена в Малом зале.
Торгующий ушлый мужичок к ним тотчас прилепился.
- Нравится?
- Да, интересная вещь. Очень.
- Это Паша Кузнецов. Фантастический художник. Можно сказать, маг кисти. Причем, никогда не повторяется.
- А сколько стоит?
Мужик назвал громкую сумму. И уверенно добавил:
- Оно того стоит. Очень непростая работа. Маг кисти.
С собой названной цифры не было, договорились на завтра.
Купили, одели картину в изящную рамку. И повесили у Александра Ивановича в комнате.
Здесь необходимо заметить, что жили они вдвоем. Но у Светланы имелась замужняя дочь. Вот в ее комнате Александр Иванович и обосновался - кое-что убрали, кое-что добавили, кое-что переставили.
Получилось следующее. Как войдешь, напротив двери окно. Направо стеллаж с книгами. Финский, сработанный под старину. Затем письменный стол с шикарным креслом. На зеленой коже стола зелено-абажурная лампа. Тоже под бронзовую старину – у Светланы безупречный вкус. Почему долгие годы было «одна» - тайна. Далее перпендикулярная тахта, днем застланная клетчатым пледом. По ширине тахты коврик – не пачкать подушкой обои.
Противоположная стена отдана лаконичному старинному комоду и теперь вот Паше Кузнецову, его городскому пейзажу.
Бывает так, что вдруг ударит разрядом новизны. Приоткроет. С ними это случалось в Русском музее. На Шишкине, Левитане и Грабаре. Каждый раз непредсказуемо, пронзительно-сильно и неповторяемо. Шли, шли через залы и не дойдя до «Дельфиниумов» замерли. Жизнь! Больше жизни! Настоящее, в тысячу крат превосходящее действительное. Летний воздух, впитавший в себя знойный, пахнущий цветением полдень. Мягкий, но мощный трепет берез. Прыгающая дырявая тень листвы: на скатерти, вазе с высокими фиолетовыми цветами, песке. За березами поле. Его светлая ширь… Чудо.
Александр Иванович такие откровения переживал. Не так остро, как в музее, но достаточно проникновенно. И тогда мир делился: сфера – плоскость – сфера. В первой сфере его мысли, чувства, настроения. Их текучесть, болезненность, эфемерность. Плоскость держит на себе грубость материи. На плоскости он «действовал»: работал, ел, спал, растил детей, ездил на море. Развелся, вот снова женился. Размеры плоскости зависят от времени. Его все меньше. Третья сфера. Собственно, не имеющая формы безграничность – некое «Там» или «То», почувствовав которое, хочется плакать. Знаешь, что «Там» никогда не окажешься. «Оно» проступает не только с картин (например, Шишкин «Дорожка в лесу», Левитан «Озеро, Грабарь «Дельфиниумы»). Иногда весной, когда светит солнце и плывут, ему не мешая, белые крупные облака, когда проезжаешь мимо соснового леса, с его золотисто-прозрачной глубиной и не знающими газонокосилок высокими травами вдоль дороги. Вечером, когда сквозь мелкий дождь или снег смотришь на освещенное занавешенное окно. Обязательно в старом фонде. Второй этаж, янтарные от света шторы. Кто-то сидит в этой уютной комнате и читает – не оторваться. Прихлебывая чай с лимоном. Уходя из воображения Александра Ивановича в воображение автора книги. И там в рассказе тоже может быть книга, читаемая главным героем. Рекурсия, обещающая остановку в «Нем» - источнике всех сюжетов.
Иногда «Оно» появляется без посредников, как легкая грусть, воспоминание о чем-то истинном, но том, чего не было. В этом «Там» нет времени. Может быть оно есть, но течение его не вызывает изменений. Все остается таким, какое оно сейчас.
В «Других берегах» Александра Ивановича поразила фраза «ничто никогда не изменится, никто никогда не умрет». Да! Очень созвучно, об «Этом». Еще у Набокова ему понравилось (в скучном «Подвиге»), когда мальчик смотрит на картинку и ему хочется в нее впрыгнуть.
Такой картинкой для Александра Ивановича стал пейзаж Паши Кузнецова. Вечерами он лежал на тахте и рассматривал…
Миновало еще несколько лет. Финансовые возможности Светланы ограничились размером «самого необходимого», причем список продолжал сокращаться. Эстетическая праздность закончилась. Александр Иванович взялся за подработки по мелкому ремонту. Но без изнурения и убивающего душу постоянства. Иногда – три-четыре дня напряга, грязи… И пауза.
Тем приятнее (и горше) было созерцать картину.
Утро. Раннее, «ленинградское» - никаких признаков современности. На переднем плане угол дома, чугунные столбики ограждения вдоль двойного закругления трамвайных рельсов. Рельсы уходят (исходят) в перспективу – колокольня Петропавловского собора. Над рельсами, создавая воздушную им параллель, провода с колпаками подвешенных к ним фонарей. Улочка делится рельсами и проводами пополам. Левая сторона начинается (заканчивается) двухэтажным домиком, стоящим лицом к нам – подъезд, козырек, над ним окошко с ящиком для цветов. Из-за домика, выглядывает тополь – толстый слегка изогнутый ствол, из которого радостно торчат пучки молодых ветвей, уже желто-зеленоватых от лопнувших почек. Улица мокра и блестит. От дождя или проехавшей недавно поливочной машины. Ни души. Еще все спят. Тихо, пахнет тополями и дождем. Дома одинакового терракотового цвета как стена Петропавловки.
Но в реальности, на «плоскости» такой улочки не существует. И это совершенно не важно.
Александр Иванович вернулся (менял люстры, заклеивал на зиму окна «одним людям»), поужинал и с чистой совестью возлег. Глядя на домик и представляя, кто может жить в квартире с таким пряничным окошком.
Или он возвращается от… От девушки, в которую влюблен. Она живет на Васильевском. Пятая линия. Просила остаться, но он ушел – захотелось пройтись по спящему городу. Пока добирался (долго стоял у Ростральной колонны, разглядывая громоздкую фигуру бородатого Волхова), взошло солнце. Нева заблестела, чайки стали шумнее, загорелся купол на Эрмитаже…
Так это все представилось… До свежего запаха воды, в которую он захотел плюнуть, но не стал – кощунство. Плюнуть, находясь точно посередине моста Строителей, эхом отражающего мелкий плеск волн. Так осязаемо…
Что Александр Иванович нисколько не удивился, когда свернул с набережной, чувствуя уставшими ногами гладкий булыжник мостовой.
Он отрыл глаза. Это был сон: молодость, влюбленность… Нога уперлась в спинку кровати, и он проснулся. Уже светло. Хотя на будильнике начало седьмого. Или шестого? Нет, пять минут седьмого. Можно было еще часок поспать. А смысл? Первая лекция его. А он так и не выправил конспект. Убрать похвалу Хармсу. Не любит он Хармса. Сколько преподает, столько же и не любит. И Хлебникова не любит.
Александр Иванович сел, сразу попав ступнями в шлепанцы. Зевнул, накинул халат, подошел к заваленному бумагами письменному столу. Через него потянулся и раздвинул занавески. И с удовольствием отметил, что улицу уже полили. Пить чай или нет? Прежде убрать постель.
Натягивая на подушку одеяло, миллионный раз вздохнул – взгляд не миновал висящего над кроватью этюда. Паша Кузнецов. «Интерьер». Самый обычный: стеллажи с книгами, письменный стол, шикарное кресло (Александр Иванович покосился на свой расшатанный стул с жесткой высокой спинкой), замечательная кровать. Просто уют. Но как передан! Лампа, под светом которой отлично пишется и читается, клетчатый, должно быть, шерстяной плед. Пришел, накрылся до подбородка, слушаешь негромкое радио и мечтаешь… Или вспоминаешь. Отличная картинка. И что-то ему напоминает. Каждый раз. Что?
***
- Ты знаешь, Саша, я думаю, нам… - Светлана вошла в комнату Александра Ивановича, – не стоит покупать…
Но никакого Александра Ивановича не было. И до сих пор никто не знает, где он.
Свидетельство о публикации №220032001510