43 Прогулка по Афинам

  Ты просто бедняга, если не видел Афины. Если видел и не восторгался - ты осёл, а если добровольно их покинул - ты верблюд!
           (Из письма неизвестного автора V в. до н.э.)

- В греческом зале, в греческом зале...
- Схолий, что ты говоришь? И куда мы перенеслись?
- Я же говорю: мы в греческом зале Музея изобразительных искусств в Москве. Здесь воссозданы детали зданий, построенных в Афинах при Перикле, до него и после него. А вот и он сам -бюст, под которым легко прочитать его имя.
- Да, какие колонны! Они в натуральную величину?
- Конечно, это часть Парфенона, главного храма Акрополя.
- А это макет целого Акрополя! Но только так он, наверно, выглядит сейчас - он полуразрушен.
- Но мы, Андрей, попробуем представить Афины во времена их небывалого расцвета.

1.Морские ворота Афин.
Моряки, подплывавшие начиная со времён Перикла к «фиалкововенчанным» Афинам, ещё издали видели кончик копья статуи богини Афины Промахос(Воительницы) на Акрополе. Он, как маяк, указывал дорогу к берегу, где раскинулся порт Афин — Пирей. Его гавань была полна кораблей под разноцветными парусами. Улицы Пирея строились по единому плану — под прямым углом (до сих пор древняя планировка сохранилась в современном городе).
"Сколько добра для людей прибывает сюда!" - писал поэт Гермипп."Из Кирены — шкуры быков, из Геллеспонта — скумбрия и разнообразная соленая рыба, из Фессалии — зерно и бычьи ребра, сиракузяне доставляют свиней и сыр, из Сирии привозят ладан, из Египта — подвесные паруса и папирус, с Крита — кипарисовые деревья для храмов и статуй богов... из Ливии — слоновую кость, с Родоса — изюм и фиги, из Евбеи — груши, овец и баранов, из Фригии — рабов, из Пафлагонии — миндаль и желуди, из Финикии — пшеницу и плоды пальм, из Карфагена — ковры и пестрые подушки».
Множество приезжих, побывав на торговой набережной, устремлялись в Афины вдоль Длинных стен. Они были выстроены на средства Морского союза вскоре после изгнания персов и прикрывали дорогу с обеих сторон.
  Вопрос: Зачем афинянам понадобилось строить такие стены?

2.Венец Афин - Акрополь.
 Среди хаотичных улочек Афин с низкими домами из ракушечника выделялись общественные места и прежде всего — Акрополь на высоком скалистом холме. На него вела (и ведёт сейчас) изгибающаяся серпантином узкая дорога. Мраморные сооружения, воздвигнутые в середине V века до н.э., были типичны для греческой архитектуры того времени. При входе на Акрополь по обе стороны  воздвигли Пропилеи — небольшие портики (портик — выступающая часть какого-либо сооружения с колоннами вместо стен). Рядом — храм Ники Аптерос — бескрылой. остающейся в Афинах богини победы. На площади по центру Акрополя справлялись Панафинеи и другие праздники, совершались жертвоприношения. Здесь всегда росла олива. будто бы посаженная самой Афиной, победившей, согласно мифу, в споре с Посейдоном за право покровительствовать городу. И здесь же великий скульптор Фидий поставил  свою знаменитую бронзовую статую Афины высотой 9 метров.;;;;;;
  Впереди — главный храм Афины Парфенос (Девы) — Парфенон, сооружённый зодчими Иктином и Калликратом. По всем сторонам храм окружают мощные колонны с простыми навершиями — капителями круглой формы (дорический ордер). Двускатная крыша образует с двух сторон треугольный фриз, заполненный в древности скульптурными изображениями. Под фризом — гранёный карниз с барельефами. Внутрь самого храма заходили только жрецы. Там стояла ещё более великолепная статуя Афины работы Фидия с бронзовым щитом, статуэткой богини победы Ники в руке и в золотом одеянии.
  Слева — небольшой храм Эрехтейон. Он украшен изящными ионическими колоннами с навершием в форме завитков или рогов барана. Сохранился портик храма со статуями девушек (кариатидами) вместо колонн (ныне статуи заменены точными копиями и помещены в музей).
  Величественная архитектура афинского Акрополя дополняется мраморными храмами по всему греческому миру — на острове Эгина и в Дельфах, в Амфиполе во Фракии и Пестуме в Италии. В городе Эфес на западном побережье Малой Азии в V веке до н.э. был построен высокоступенчатый храм Артемиды, как бы «парящий» на многочисленных колоннах, — одно из «чудес света».
  Вопрос: Какие детали древнегреческой архитектуры заимствованы в новое время, в том числе в России? Чем она нравится вам?

3.Общественная и повседневная жизнь афинян.
 Кроме Акрополя, видное место в Афинах занимали холм, у подножия которого проходили народные собрания — Пникс, и торговая площадь — агора. В этих местах, где часто бывали афинские граждане, строились красивые галереи, портики, открывались памятники в честь выдающихся людей и каких-либо событий.
Вопрос: Подумайте, почему афиняне так выделяли общественные места. Почему этого не было, например, в Вавилоне?
  Кроме свободных людей, по улицам передвигались рабы с поклажей или погоняющие повозки и вьючных животных. Женщины очень редко выходили на улицу — разве что посудачить с соседками. Обычно они находились дома и занимались хозяйством и детьми.
  Жилые дома в Афинах, как и других греческих городах, внешне состояли из глухих стен, а внутри имели небольшой дворик — атриум. Посередине обычно имелся бассейн. Даже дома состоятельных людей никак особо не украшались, выделить свой дом считалось дурным тоном. На перекрёстках располагались ремесленные мастерские. Тут же лежало сырьё, месили ногами глину. Район гончарных мастерских назывался Керамик (отсюда — название искусства изготавливать сосуды «керамика»). Мастера Афин прославились изготовлением краснофигурных сосудов —  широких амфор, длинных пифосов, узкогорлых лекифов, украшенных краснофигурной живописью на чёрном фоне (ранее, в VI веке до н.э., славились коринфские чёрнофигурные сосуды).
Вопрос: Почему греки украшали сосуды, хранившиеся в жилых домах?

4. Пёстрый портик.
ов и полководцев изображали как образец для подражания.
Вопрос: что эллины ценили в человеке, судя по произведениям искусства?
  Среди скульпторов, кроме Фидия, прославились Мирон и Поликлет, авторы знаменитых статуй «Дискобол» и «Копьеносец». Позднее выделилась семья Праксителей. Самому известному из них принадлежит скульптура «Гермес с младенцем Дионисом» — воплощение по-отцовски трогательной заботы о малыше.
  Если произведения видных скульпторов Эллады дошли до нас хотя бы в копиях, то о картинах мы судим по очень немногим образцам и рассказам о художниках. Так, однажды художник Зевксис выставил в Пёстром портике картину, изображавшую виноград, к которой слетелись птицы — так мастерски он был нарисован. Однако Зевксиса победил Паррасий. Зевксису показалось, что его картина занавешена, и попросил отдёрнуть занавес. Занавес же на самом деле был нарисован Паррасием, обманувшим таким образом не птиц, а художника!
 
На полях:

     Из речи афинского оратора Исократа на Олимпийских играх 380 г.до н.э.
  Искус­ства и ремес­ла, при­зван­ные укра­сить жизнь и обес­пе­чить ее всем необ­хо­ди­мым, наш город — изо­брел ли он их сам или заим­ст­во­вал у дру­гих — широ­ко рас­про­стра­нил и сде­лал общедо­ступ­ны­ми. Госте­при­им­ство и бла­го­же­ла­тель­ность афи­нян при­вле­ка­ют в Афи­ны всех, кто жела­ет раз­бо­га­теть или вво­лю пожить на свои день­ги; бед­няк, откуда бы он ни при­ехал, най­дет здесь надеж­ное при­ста­ни­ще, а богач — самые изыс­кан­ные наслаж­де­ния. Не вся­кая мест­ность может себя обес­пе­чить всем необ­хо­ди­мым; нехват­ка в одном и избы­ток в дру­гом при­нуж­да­ют элли­нов к нелег­ко­му делу сбы­вать излиш­ки и вво­зить то, чего им недо­ста­ет. Но и здесь мы ока­за­ли неоце­ни­мую услу­гу: в серд­це Элла­ды, а имен­но — в Пирее, афи­няне устро­и­ли бога­тей­ший рынок, где мож­но лег­ко при­об­ре­сти любые самые ред­кост­ные това­ры...
  Вели­ко­леп­ных зре­лищ, доро­го­сто­я­щих и утон­чен­ных, в Афи­нах мож­но увидеть так мно­го, а чис­ло при­ез­жаю­щих к нам так вели­ко, что мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать: в нашем горо­де люди все­гда могут вос­поль­зо­вать­ся бла­га­ми обще­ния друг с дру­гом. В Афи­нах лег­че, чем где бы то ни было, завя­зать проч­ную друж­бу и раз­но­об­раз­ные свя­зи. Здесь мож­но увидеть не толь­ко состя­за­ния в силе и лов­ко­сти: с не мень­шим пылом у нас сорев­ну­ют­ся в крас­но­ре­чии и ост­ро­умии...
  В уме и крас­но­ре­чии Афи­ны сво­их сопер­ни­ков опе­ре­ди­ли настоль­ко, что ста­ли под­лин­ной шко­лой все­го чело­ве­че­ства, и бла­го­да­ря имен­но наше­му горо­ду сло­во «эллин» теперь озна­ча­ет не столь­ко место рож­де­ния, сколь­ко образ мыс­ли и ука­зы­ва­ет ско­рее на вос­пи­та­ние и обра­зо­ван­ность, чем на общее с нами про­ис­хож­де­ние.

      Из книги писателя II века н.э. Павсания "Описание Эллады"
  Акрополь имеет только один вход. Другого нет, так как вокруг него обрывистые склоны и мощная стена. У Пропилей потолок белого мрамора, по своей красоте и величине камней они не превзойдены вплоть до моего времени. Справа от Пропилей стоит храм бескрылой Ники. Оттуда можно видеть море; это как раз то место, с которого Эгей, по преданию, бросился навстречу смерти. Справа от входа находятся покои, где хранятся картины.
  При входе в так называемый Парфенон замечаешь фигуры на фронтоне, которые все относятся к рождению Афин; с задней стороны фронтона представлен спор Посейдона с Афиной за владение страной. Культовое изображение(Афины) инкрустировано золотом и слоновой костью.
  ...(В Эрехтейоне) внутри - здание состоит из двух частей - в цилиндре находится морская вода. Ещё дальше на скале можно различить трезубец. Это, как говорят, знак, который оставил Посейдон в подтверждение своего притязания на страну.

                Плутарх об афинском Акрополе
  И сегодня эти постройки имеют несокрушимую свежесть, блеск молодости, столь интенсивно они излучают расцвет непреходящего, которое защищает их от всех веяний времени.

                Римский автор Плиний Старший о греческих художниках
  Паррасий родился в Эфесе и сам многое внес в область своего искусства. Он первый придал живописи симметрию, первый стал передавать игру лица, изящество волос, красоту лица, по признанию художников достигши первенства в контурах. В этом заключается высшая тонкость живописи.
  Полигнот с острова Фасос первым написал женщин в прозрачных одеждах, изобразил на их головах разноцветные платки и первым внёс в живопись многие новшества. Он начал открывать на своих картинах рты, показывал зубы, а на лицах, которые в древности были неподвижны, изображал различные чувства.
  Афинянин Аполлодор первым начал изображать тени...
  Панэн, брат Фидия, нарисовал сражение афинян с персами при Марафоне. Употребление красок к тому времени так распространилось, и мастерство стало настолько совершенным, что, по преданию, Панэн дал портетные изображения вождей этого сражения: из афинян - Мильтиада, Каллимаха, Кинегира, а из варваров - Датиса и Артаферна.


Рецензии