Духовный тормоз

           Приятели созвонились о встрече, и вот Барсуков прихилял  на Лахтинскую,  где в старом доходном доме, расположенном почти рядом с церковью во имя Ксении Петербургской, проживал Николай Гуляев. На улице было людно: в церкви только что закончилась   обедня  и начались требы, разные там крещения, панихиды, отпевания.  Два гроба уже стояли перед входом в храм.  «Господи,  -- с горечью подумал Барсуков, -- во что превратилась по домашнему уютная в прошлом Лахтинская улица.»

       Встретившись, приятели тут же уселись за шахматную доску. В этот раз турнир сложился не в пользу Барсукова. Одну партию он проиграл, две свел в ничью. Как проигравший поплёлся Барсуков в местный маркет за коньяком.
      Закончив апробирование отечественной коньячной продукции, которая стала неизмеримо качественнее той бурды, которую под видом коньяка впаривали жаждущим лихие «предприниматели» девяностых, приятели отправились на традиционную прогулку в Александровскй парк.

     Усевшись на свою  любимую скамейку  перед  древними кирпичами Кронверка, приятели стали  обмениваться умными мыслями. Первым начал Барсуков. Очевидно, находясь  под впечатлением от зрелища, которое он наблюдал  пред собором Ксении Блаженной, Барсуков поднял вопрос о роди православной церкви в деле развития  науки, культуры, образования  в России. На что Гуляев отреагировал очень вяло:

      -- Леша, о чем говорить?  Какое развитие? Ты ж сам всё знаешь.

     -- Нет, Колян, давай конкретно.

     -- Да за что ни возьмись, то и будет конкретно. Например, просвещение. Без книг просвещение – это проблема.  В середине пятнадцатого века (1445) изобрёл Гутенберг  книгопечатание, которое быстро распространилось по всей Европе.  Ну, понятно,  и просвещение распространилось. Только через сто лет после Гутенберга книгопечатание, наконец, появилось и в России. При Иване Грозном и при его содействии открыл Иван Фёдоров  первую в России типографию Так попы взвыли, что печатание есть дело неугодное богу и пригрозили сжечь и типографию, и самого Ивана.   Пришлось Фёдорову бежать в Литву.  Книгопечатание в России заглохло на долго. Вот такой вклад православной церкви в  развитие просвещения.

      -- Просвещение и церковь, скажем так, дело тёмное. Ведь монахи грамоту распространяли, летописи писали, книги рукописно размножали. Давай лучше обратимся  к искусству.. Живопись, например. Рублёв, Дионисий! Великолепные иконы, дивные росписи, фрески. Такого нет на Западе.

     -- Всё правильно, Алексей,  Но на Западе есть другое – гениальные полотна художников эпохи Возрождения .  Когда русские богомазы по византийским лекалам  создавали однообразные иконы, в которых нельзя было хоть на йоту отойти от канона, в Европе во всю гремела слава  Микеланджело, Рафаэля, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Тициана.

     Конечно, в силу своей гениальности и Рублёв и Дионисий умудрялись вносить в канонические образы определённую индивидуальность, но это погоду не делало – в России отсутствовала  светская живопись, поскольку церковь считала, что рисовать картинки – это грех. И только при Петре появились на Руси первые художники. И то удивительно: отставая от Европы на столетия русская живопись выдала такие шедевры как «Гибель Помпеи», «Лунная ночь над Днепром», «Иван Грозный и его сын.»

     -- Ну, Николай, ты тут мне целую лекцию прочёл.

    -- Подобных «лекций» можно читать и читать.

     -- Тогда прочитай ещё одну. Тебя интересно слушать. Ты гигант – много чего знаешь. Гуманитарий! Не зря университет закончил.

     --  Ну что ж. По просьбе почтенной публики коснусь вопросов, связанных с музыкой. Здесь тоже православная церковь была тормозом.

         Современная скрипка появилась в Италии  где-то  в середине XVI века и сразу же завоевала популярность,  распространившись по всей Европе
     И тут же повсеместно возникли струнные ансамбли, а затем, с добавлением к струнным деревянных духовых --  и камерные оркестры, которые к девятнадцатому веку разрослись до симфонических оркестров.

     А, что в России?  А в России  даже через двести лет после появления скрипки, такого музыкального инструмента и в помине не было, а были гусли, жалейки, рожки, домры, балалайки, гармоники, которые по наущению церкви царь приказал собрать и сжечь как дьявольское наваждение. Вот такая у нас скрипка!  Церковники утверждали, что инструментальная музыка неугодна бог. Мол ему по душе  лишь живой человеческий вокал.  Не знаю. Что они библию не читали? Там четко сказано, чтобы верующие  славили Господа и струнами, и трубами, то есть, инструментальной музыкой.. А может быть и не читали, а если и читали то не всё.
Справка.

      Справка

     Английский посол доносил: «.Будучи сами невеждами во всём, они (русские священники) стараются всеми средствами воспрепятствовать распространению просвещения, как бы опасаясь, чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие.

       Иван Грозный на Стоглавом соборе обличал попов и монахов в пьянстве, в непристойном поведении, в искажении при переписывании священных текстов, в невежестве, в небрежении к грубым словам и поступкам прихожан в храмах.

     -- Николай, ты меня разбередил своими лекциями.  И мне, как технарю, захотелось сказать пару слов о православии. Известно ли тебе, что все, или почти все, крупные промышленники, горнозаводчики, все эти Морозовы, Кузнецовы, Рябушинские,  Солдатенковы, Путиловы, Демидовы и т.д., , двигавшие экономику России,  все они  староверы.  А православные предприниматели придерживались пассивной формулы «подешевле купить, подороже продаиь». Создаётся впечатление,
 что старая вера, в  отличии от православия, укрепляет души людей, делает их более решительными, упорными, инициативными. Мажет быть  зря провёл Никон церковную реформу.

     -- Утверждение очень спорное, Алексей, хотя то, что православие размагничивает людей, делает их пассивными,  терпеливыми   то это похоже на истину. «Власть от Бога», «Бог дал – Бог и взял», «Всё в руках божьих», «Бог терпел и нам велел»,  ясно что , всё это не мобилизует людей.  Может быть поэтому россияне  и  ждут терпеливо манны небесной: повышение пенсий, увеличение зарплаты, роста покупательной способности рубля.

    --- Ладно, товарищ Гуляяев, хватит переливать из пустого в порожнее. Давай лучше прогуляемся.  Учитывая тему нашей беседы, предлагаю прогуляться до Богородицы

       Через некоторое время приятели оказались перед иконой Божьей матери Умиление злых сердец. Икона была необычной.  Она была выполнена из майолики по эскизу Петрова-Водкина и размещена на стене храма при ортопедическом институте. Икона впечатляла. Налюбовавшись образом, Приятели отправились по домам.

      Образ Богородицы, очевидно, оставил след в душе Барсукова, поскольку, придя домой, он тут же сочинил стих:

Какая светлая икона--
Лик Богородицы с Христом.
Смотрю на них почти влюблённо,
Хоть атеист и гад притом.

У Александровского парка
Есть много симпатичных мест,
Но это место  пусть не ярко,
Но освещает всё окрест.

Там мать святая с крошкой сыном
Спокойно смотрит со стены.
Такие добрые картины
Усталым душенькам нужны.

Особо в наши дни чумные
Когда все люди против всех
Когда лишь образа святые,
Утешат в горе, снимут грех,

Сотрут сомнения и тени,
Дадут надежду, сгладят боль.         
Как хорошо, что шустрый Ленин
Совсем иконы не извёл.


Рецензии
Ай, какой Вы молодец! Так их, толсторожих подручных малоуважаемого кирюхи! 100%!

Юрий Игнатюгин   21.03.2020 12:29     Заявить о нарушении
А власти попы нравятся и церкви тоже.

Александр Брыксенков   30.03.2020 09:08   Заявить о нарушении