5. Прощальный залп
(Продолжение)
Первое, пробное, плавание «Васы» назначили на воскресенье, 10 августа 1628 года. День выдался погожий, солнечный с порывистым, но слабым ветром. На борту уже был размещен балласт, оборудование, а также пушки и ядра для первого плавания. По случаю столь долгожданного праздничного действа во всем торжестве его и великолепии у королевского дворца, где стоял «Васа», по всей гавани и прибрежным холмам собралось множество любопытных. На борт поднялся не весь экипаж, а около ста человек, две трети, и по случаю их общего праздника в первое плавание через шхеры на королевском корабле им разрешили взять жен и детей.
Поскольку ветер дул не попутный, с юго-запада, первые сотни метров от нынешних Cкеппсброна до Cлюссена корабль тянули за якоря на весельных лодках. Потом капитан Сёфринг Ханссон отдал первый, долженствовавший стать историческим, приказ поднять четыре паруса из десяти, и матросы радостно кинулись по вантовым лестницам в блистающее солнцем и праздником небо исполнять приказание. Пушки весело отсалютовали, и корабль медленно и плавно, с королевским достоинством отправился в первое самостоятельное плавание.
О том, что произошло далее, Государственный Совет сообщал в письме королю Густаву, находившемуся в Пруссии:
«Когда корабль вышел в открытую бухту Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром, и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим». Адмирал Эрик Йёнсон, который в эти трагические минуты, едва не стоившие ему жизни, был внутри и проверял пушки, вспоминал потом:»Пока я поднимался с нижней палубы, вода поднялась настолько высоко, что трап оторвался, и только с большими трудностями я выбрался оттуда».
Избитый люками и нахлебавшийся воды, адмирал несколько дней лежал при смерти, но все же оказался одним из немногих, кому посчастливилось остаться в живых. Вместе с кораблем ушли на дно около 100 членов команды, их жен и детей. Корабль в свободном плавании провел около получаса, прошел всего 1300 метров и затонул в сотне метров от берега с рыбацкой деревушкой Стрёммен.
Узнавший о трагедии только через две недели, король Густав в ответном письме Государственному Совету в Стокгольм назвал причиной гибели корабля и людей «глупость и небрежность» и повелел наказать виновных.
Однако, чью именно и в чем именно «глупость» он мог иметь ввиду и кого именно и за что именно надо было наказать?
Государственный Совет ранним утром в понедельник, 11 августа, едва спустя полсуток в момента трагедии, начав искать «крайних», чтобы наказать, таковых, вопреки воле короля... не нашел, чем и проявил «государственную мудрость».
Почему?
(Продолжение с следующую пятницу)
Свидетельство о публикации №220032000188
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 20.03.2020 10:31 Заявить о нарушении
Благодарю за внимание, Владимир.
С дружеским приветом!
До следующей пятницы.
АНАТОЛИЙ
Анатолий Вылегжанин 20.03.2020 20:13 Заявить о нарушении