Концепция мировоззренческой парадигмы Баха

Мое произведение - не теория о личности Великого Музыканта; это - концеция, выстроенная на привлечении оперативно подобранных материалов из интернета и проанализированных на эскизном уровне. Предмет концептуального представления - мироотношенческая парадигма этой личности, выраженная в его творчестве.

Соответствовать ожиданиям Создателя, предоставившему ему проживание и некоторую самостоятельсность в осуществлении проживания. В усилиях по обеспечению такого соответствия кооперироваться с другими созданиями, поддерживая их в таких же устремлениях к соответствию ожиданиям Создателя. Эффективно использовать для этого данную ему Создателем способность творить музыку.

Схема парадигмы проживания Композитора - вверху над текстом.

Мое определение искренней и мощной мотивации усилий проживания Баха - выявление смысла данной ему Творцом жизни и проживание в соответствии с этим смыслом.

Основания к такому определению почерпнуты из сказанного в интернете:

Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был очень набожным человеком, прекрасно знающим Священное Писание.

Он был одержим идеей таинственной, мистической, глубоко личной встречи Бога и христианской души.

Это - влияние представлений и настроений немецкой христианской мистики. Ментальный наследник глубоких озарений знаменитых средневековых богословов, Бах искал единения со своим Творцом в таинственных безднах собственной души.

Христианское мироощущение Баха строится одном из важнейших оснований христианской мистики - «Царствие Божие внутрь вас есть».
Такое мироощущение порождало ориентиры и мотивы: искать единения со своим Творцом в таинственных безднах собственной души
Для Баха отношения Бога и человека подобны брачному союзу: он особо подчеркивает любовное влечение души к Создателю.

Человеку надлежит, преодолевая собственную ограниченность, привязанность ко всему внешнему, мирскому, побеждая в себе греховные страсти, в любовном стремлении к Творцу погрузиться в таинственные Божественные глубины. Через отказ от всего чувственного, от собственных воли и разума, найти Создателя в храме собственной богообразной души.

Убеждённый протестант, Бах написал много духовной музыки, признанной шедеврами мировой музыкальной классики.

В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах  руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. В Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат - по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику. Наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть.

Гёте сравнил ощущение от музыки Баха с «вечной гармонией в диалоге с самой собой».

В баховских кантатах неоднократно возникают диалоги-дуэты между Христом и ищущей с Ним встречи душой.

Все познается в сравнении. Баха сопоставляют с Генделем, его современником, но, главное - Равновеликим Композитором..

По сравнению с музыкой Генделя, музыка Баха более сосредоточенна, более тонко и изыскано обработана; она сложнее, учёнее, рафинированнее, элитарнее, больше насыщена внемузыкальными религиозными и математическими средневековыми «отсылками». От этого творчество Баха зачастую тяжелее воспринимается.
Бах подвизался по преимуществу в области духовной и церковной музыки, в области учёного полифонического творчества; Гендель - в демократических жанрах: опера, оратория-то, к чему Бах в силу своего внутреннего устроения расположения не имел. Бах - очевидный интроверт и созерцатель, целевая аудитория которого - религиозные, весьма «индивидуальные» знатоки и интеллектуалы.
Принципиальное отличие смысла хоров Генделя от хоров Баха - у Баха хор сроден хоралу: каждый участник хора высказывается в нем лишь от своего имени. У Баха христианин должен раствориться в мистических глубинах таинственного богопознания, снизойдя в храм собственной души. Поэтому его музыка носит интимный хараетер.

Бах черпал своё творчество из Евангелия, литургической жизни Лютеранской Церкви и каких-то запредельных глубин своей души, отсекая при этом те формы музыки, которые не вмещали это содержание (например, Бах не писал опер).

Интересно, что среди тех в России начала XIX века, кто особенно выделяется, как знатоки и исполнители музыки Баха, - Александр Грибоедов (www.ru.wikipedia.org/wiki/Бах,-Иоганн-Себастьян). К представлению личности Грибоедова в этом аспекте приведу отзыв о нем:

"Человек весьма умный и начитанный, но он мне показался слишком занят собой. ... Человек сей очень умен и имеет большие познания. ... Образование и ум его необыкновенны".  И далее, в том же источнике: Не сможет он и равнодушно, механически "исполнять обязанности" - будет щедро отдавать ум, дарования, энергию не службе,

Деятельный ум Грибоедова вызревал в жизненных испытаниях. "Вот еще одна нелепость, - записывает он в дневнике, - изучать свет в качестве простого зрителя. Тот, кто хочет только наблюдать, ничего не наблюдает, так как, будучи бесполезным в трудах и отяготительным в удовольствиях, он никуда не имеет доступа. Наблюдать деятельность других можно не иначе, как участвуя лично в делах..." Потому и дипломатическое поприще, столь блистательно им освоенное, было для него узким. Проект Российской Закавказской компании, явившийся итогом его изучения Востока, сложился в мыслях человека той эпохи, когда, по выражению Пестеля, "дух преобразования заставлял умы клокотать".

Для обывателя проект этот представлялся одним из грибоедовских чудачеств. "Когда Грибоедов ездил в Петербург, увлеченный воображением и замыслами своими, - иронизирует наблюдательный современник, - он сделал проект о преобразовании всей Грузии, коей правление и все отрасли промышленности должны были принадлежать компании наподобие Восточной Индии. Сам главнокомандующий и войска должны были быть подчинены велениям комитета от сей компании, в коем Грибоедов сам себя назначал директором, а главнокомандующего членом; вместе с сим предоставил он себе право объявлять соседственным народам войну, строить крепости, двигать войска и все дипломатические сношения с соседними державами". этот же современник, узкий честолюбец, подозревает в проекте прежде всего честолюбивые помыслы; профессиональный военный, он не способен оценить основную созидательную идею замысла возрождения полудикого края "для новой, неведомой ему жизни"; не война, а зиждительный труд увлекает воображение Грибоедова: "Никогда войско, временно укрощающее неприятеля или готовое только истребить его, не может так прочно обуздать и усмирить вражду, как народонаселение образованное и богатое, которое оттеснит до крайних пределов варварские племена или примером своим и обоюдностию выгод сольет их с собою в один состав, плотный и неразрывный. Таким образом, при расчистке лесов или водворения усадеб и хлебопашеств исчезают хищные звери..."

Оптимистическую устремленность натуры Грибоедова отмечал другой современник: "Главными отличительными его свойствами были, сколько я мог заметить, - большая сила воли и независимость в суждениях и образе жизни... он не находил ничего невозможного для ума и воли...».


Рецензии