18. Бои за Нежин

 
       Только одни сутки были предоставлены бригаде и другим частям корпуса на принятие пополнения и восстановление боеспособности частей.
        28 августа 1943 гда войска 60-й армии под командованием генерала И.Д. Черняховского прорвали гитлеровскую оборону и устремились на запад.
    В авангарде 60-й армии наступала и 25-я гвардейская механизированная бригада.
       Бригада в день проходила  30-40 километров.
     14 сентября комбриг Артамонов получил приказ освободить северную часть города Нежина, который был крупным железнодорожным узлом и важным опорным пунктом немцев на подступах к столице Украины- Киеву.
   С вечера комбриг послал в глубокий тыл разведку, а сам со штабом засел за разработку операции.
       И когда лучи восходящего солнца окрасили стекла окон, к штабнову автобусу один а другим подкатили три бронетранспортера с разведчиками.
      Комбриг остался доволен  действиями  разведчиков и тут же дал команду на наступление.
    Основной удар по Нежину наносила 25-я бригада. Ей же дополнительно была поставлена задача- захватить в исправности мост чере реку Остер.
  Эта задача сильно обеспокоила комбрига, когда над колонной передовова отряда бригады появилась вражеская авиация.
      Цель понятна: сорвать  наступление.
     Часто мотострелкам приходилось спешиваться и укрываться в воронках, кюветах, промоинах, оврагах.
     Налет на колонны гитлеровцы осуществляли с интервалом пятнадцать минут. В этот интервал мотострелки на уцелевших автомашинах мчались за своим комбригом к намеченной цели.
      У Хор-Озера передовой отряд бригады был остановлен заградительным артиллерийским огнем противника.
   Один наш танк был подбит, другие сосредоточились в складках местности и открыли огонь из танковых пушек по опорным пунктам противника. Бой продолжался до прихода главных сил бригады.      
     Артамонов развернул батальоны в боевой порядок и  при поддержке танков и артиллерийского огня сломил сопротивление врага.
      Для прорыва второй полосы обороны, которая проходила через Бурковку, Артамонов приказал начальнику артиллерии произвести 5-минутный артиллерийский налет. Артдивизион и минометный батальон  обрушили шквал огня на гитлеровскую оборону. Перед концом артподготовки Артамонов пересел на танк и дал команду танкистам
-Вперед! Крушите врага!
     Танк комбрига сорвался с места и помчался к морю бушующего огня. Другие танки, а за ними мотострелки и автоматчики также ринулись в бой.      
        Вскоре гвардейцы выбили гитлеровцев из траншей и опорных пунктов в Бурковке.
      Прорвав обе полосы  обороны противника, Артамонов приказал комбатам на автомашинах преследовать отступающего врага.
      Гитлеровское командование для спасения положения бросило авиацию. До позднего вечера бригада Артамонова под сильным воздействием вражеской авиации пробивалась к Нежину. Уже в сумерках были освобождены Березанка и Липовый Рог. Оттуда до Нежина рукой подать. Неумолимо надвигалась ночь, а основная цель не достигнута. Нежин не взят.
«Как докладывать  комкору?», думал Артамонов.
   С разными прогнозами в голове Федор Владимирович  прибыл на командный пункт командира 1-го батальона гвардии старшего лейтенанта Д.Кошевого. 
      Комбриг разложил на столе схему города Нежина и углубился в ее изучение. Мягким черным карандашом делал пометки в отведенных ему кварталах.
    Корчагин приказал:  «хоть лопни, а город должен быть взят». Такого в практике Артамонова не было, чтобы ночью освобождать большой город.
     Рядом с Артамоновым стоял гвардии капитан Г.Утин, начальник оперативного отделения штаба бригады и быстро записывал решение комбрига: «Штурмовать город ночью»
-Мост будет брать Г.Солохин. В помощь ему для разминирования,-продолжал комбриг,- пойдет со своим взводом техник-лейтенант У. Свечников.
     Далее комбриг установил, кому брать электростанцию, механический завод, техникум, пивзавод и другие опорные пункты немцев.
-Читай, что написал,-попросил он Утина.
  Когда  гвардии капитан прочитал проект приказа о взятии города, комбриг внес некоторые изменения и подписал приказ.
   Командиру танкового полка было приказано уничтожить немецкий аэродром, расположенный в районе хутора Морозовый.
   Не теряя времени Артамонов  посадил на машины, танки и бронетранспортеры штурмовые группы и дал команду: «Вперед!»
    Надвигалась глубокая ночь, в небе уже появлялись звезды.
 С севера на Нежин без включенных фар мчались автомобили, танки с десантом на борту. Штурмовые группы первые дома и кварталы проскочили без выстрела.  И только у моста, техникума и в других местах в центре застрочили автоматы и пулеметы, рвались гранаты. Штурм начался.
    Фашисты не ожидали нападения ночью, выскакивали из домов и других помещений и отстреливаясь, убегали на западную  окраину города....
    Комбриг шел твердым шагом по булыжной мостовой, освобожденного его гвардейцами города.
       В домах ни огонька, ни шума, только,  почти в каждом окне, осторожно поднимались уголки занавесок, и жадные глаза нежинцев старались увидеть в кромешной тьме освободителей.
   И... в их головах творилось непонятное: ждали  освободителей, свою родную Красную Армию, а в город вошли... доселе невиданные войска, на плечах погоны. Жители не знали, что весной в Красной Армии ввели погоны.
   За Артамоновым по городу шла его постоянная «свита», обеспечивающая выполнение приказов. Слаженная работа штаба радовала комбрига. Все службы бригады оперативно справлялись со своими обязанностями. В этом  тоже  заключается успех боевых действий бригады.
    В то время, когда комбриг подходил к мосту, гвардейцы заканчивали освобождение северной части города. Но, на восточной окраине гитлеровцы при поддержке 12 танков перешли в контратаку против частей 26-й гвардейской  мехбригады. Сильным ударом танкистов 215-го танкового полка враг был отброшен. У моста  Григорий Солохин доложил:
-Мост наш!
-Молодцы! Капитан, в приказ-наградить Солохина и  Свечникова орденами Красной Звезды. На других отличившихся подготовить наградные листы.
    Артамонов медленно широким шагом прошел на середину моста, наклонился на перила  и посмотрел вниз.
 Там , в серебристых волнах Остера купались звезды.
    Федор Владимирович еще минутку постоял и, обращаясь к капитану Чикову, усталым голосом проговорил:
-Капитан, давайте сюда телефониста.
    На другом конце провода Артамонов услышал четкий голос комкора. Подумал; «значит, не спит, ждет моего звонка.».
   Артамонов до часа ночи должен был захватить мост и доложить. Фактически приказ был выполнен вовремя, но  Федор Владимирович, понимая важность объекта, решил доложить лишь после того, как сам лично убедится в захвате и исправности моста.
-Стою на мосту!
-Сколько на ваших?
-Час тридцать
-То-то, хорошо, что опоздание малое. Продолжайте выполнять задачу. Мост охранять.
   На рассвете нежинцы увидели на высоких зданиях красные флаги, на улицах-своих освободителей.
   У гвардейцев тоже был праздник, причем двойной: освобожден город и бригада получила наименование Нежинской.    Артамонов стал полковником и награжден вторым орденом Красного Знамени.


Рецензии
Благодарю за рассказ! Отлично написан! Тяжело доставались победы, но благодаря таким отважным людям, как комбриг Артамонов, была одержана ещё одна.

Галина Калинина   01.08.2022 07:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.