Мечтать, надо мечтать!

          
ЖИТЕЛЬ АДЫГЕИ СТАЛ ЛАУРЕАТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО
ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА "ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ-2019"
               
      ...Так был отмечен весьма актуальный для наших дней - времени конституционного укрепления социальной направленности Российского
государства - издательский проект - книга "Тропомания", ("Записки хронического непоседы"), члена Русского географического общества (РГО),
 одного из тех, кого сейчас, мудро и справедливо, называют "Дети войны, старейшего туриста России, Николая Николаевича Трофимова.

        Болезнь не позволила ветерану побывать в Москве в Центральном Доме литераторов на торжественном подведению итогов, этого всемирно известного творческого конкурса, в котором в прошлом году приняло участие более 30 тысяч человек из 70 стран мира.
      И тогда по поручению председателя жюри конкурса, известного писателя и поэта Светланы Васильевны Савицкой, награждение ветерана
состоялось в его родном Адыгейске, в доме Николая Николаевича Трофимова.
      В гости к литератору, чье имя, наряду с другими победителями -  писателями, поэтами, политиками, общественными деятелями - стало теперь международно-известным - приехали участники торжеств в Москве и представители администрации города.
      Растроганному событием и гостями Николаю Николаевичу, в присутствии родных людей и гостей, был вручен Диплом Серебряного лауреата Международного литературного конкурса "Золотое перо Руси-2019" в номинации "Моя Малая Родина" и подарки.
         Победитель тепло воспринял слова из приветственного адреса Главы города Адыгейска М. А. Тлехас
   В нем в частности говориться:
          Значимость человека определяется не тем, сколько лет он прожил, а тем, чего он за эти годы сумел достичь. Вы прошли славный жизненный
путь, наполненный интересными событиями и добрыми делами.
Многие годы   Вы прикладываете все усилия для успешного привлечения подрастающего поколения к туризму. Благодаря Вам создана теплая,
доброжелательная атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, творчества, поддерживается тесная связь со многими районами Республики
Адыгея и городами Краснодарского края.
     Уверен, что Вы и в дальнейшем продолжите славные традиции великих открытий и путешествий, изучения и популяризации природного,
исторического и культурного наследия нашей республики и страны.
     Потом разговор с торжественного стиля перешел на более уместный, для домашней обстановки, доверительный стиль. И Николай Николаевич,
уже за чайным столом, высказал свое сокровенное.

                О ПОКОЛЕНИИ "ДЕТЕЙ ВОЙНЫ"

     " Часто думаю о детстве, которого, по сути, и не было. Самые ранние воспоминания связаны с войной. Я из того поколения, которое родилось
перед той священной войной, но я в ней не участвовал.Мы были тогда детьми, подростками.
     Война была рядом. Что-то сами видели,как я, где-то она догоняла письмами с фронта,а то и похоронками.
     Маму направили по партийной линии из Узбекистана в освобожденную Украину. И я, шестилетний, был в той поездке все-время с ней.
     Помню, ехали по железной дороге, в т.н. товарных "теплушках". Остановились в Сталинграде. Вместе с мамой и со всеми, кто с нами ехал,
бежали через множество железнодорожных путей за кипятком.Невольно я почувствовал, что попал на войну. Несколько раз по пути нам встречались
каши солдаты с винтовками, которые вели пленных немцев, долгое время прятавшихся в различных развалинах и каменоломнях, после
освобождения Сталинграда.
     Все кругом горело, везде было дымно и пахло гарью. Было по-настоящему страшно, особенно, когда над головой был настоящий воздушный бой
с немецким самолетом.
     Хорошо помню, как в одной украинской хате, после очередного собрания, проводимого мамой, к ней подошла какая-то женщина и спросила:"А гдэ
Вы паночка ночеваты будэтэ?" "Да, вон в той хате" - указала мама. А другие добрые люди подсказали, что там, где мама указала, ночевать неЛьзя,
ибо ночью туда могут напасть бандиты.
     И, действительно, в то место, где мы с мамой собирались ночевать, глубокой ночью ворвались бандиты.
     А еще в памяти такой эпизод: Однажды, оставшись дома один, я "додумался побаловаться" с автоматом, который выдали маме для
самообороны и "обстреливал " всех воображаемых фашистов вокруг. Мама, поздно пришедшая с работы, побледнела, увидев у меня в руках готовый
к бою автомат.
     После войны, маму посылают в Узбекистан, где было очень много беспризорных, а районный центр Ургут, Самаркандской области. Там я впервые
"столкнулся" с горами. Это были отроги Тянь-Шанских гор, а точнее Зеравшанский хребет. Оттуда, с тех дальних времен, у меня огромный интерес и
любовь к горам, туризму и путешествиям.
     Затем маму командируют в город Ташкент. Работы у нее было "уйма" и я снова был предоставлен сам себе, а точнее меня воспитывала улица.
     Помню, как мы с пацанами, часами смотрели на тысячи пленных немцев, которые строили в Ташкенте театр оперы и балета имени Навои. Когда
мы подходили к забору, который в несколько рядов был в колючей проволоке, к нам сквозь щели тянулись десятки рук, с просьбой дать хотя-бы
корочку хлеба. тогда было не по себе. И мы, сами голодные, подходили с черного хода в столовые и рестораны с просьбой дать поесть. И нам почти
всегда, не отказывали. И мы делились с немцами едой.
     Почему-то в памяти остался и такой "эпизод". Как-то мама с работы принесла мне новые калоши. Я смотрел на них, как завороженный. А после
прихода с улицы, брал в руку спичку и очищал на подошве щели между "пупырышками" усыпанных вдоль всей подошвы. Эти новые калоши, которых
сейчас и в продаже даже нет, в то время были для меня дорогущим подарком, которым я любовался и любовался.

               

                ... О ГЛАВНОЙ ТАЙНЕ АДЫГЕИ

     После Узбекистана и других мест проживания, судьба привела в Адыгею, жителем которой я являюсь уже около 35 лет.
     Сразу поразила царская целебная Природа этих предгорий и гор. Особенно,  долина реки Белой и плато Лаго-наки. Потянуло везде побывать, все посмотреть - каньоны, пещеры, озера - десятки уникальных достопримечательностей.                Поразила и уникальная глобальная  древняя история этих мест.
     Один только факт - часть тех, кто первобытно продвигался тысячелетиями с юга Африки на север - преодолев по-разному Кавказские горы осела
именно невдалеке от долины реки БЕЛОЙ - знаменитый на весь мир - Майкопский курган - одно из свидетельств тому.
     Как-то само собой появились туристы-единомышленники - фанаты именно пешеходного туризма. Потом вместе мы создали туристский Клуб
"Рассвет", а позднее уникальный, единственный в Республике-"Музей туризма".
     На этол ушли годы. И многие десятки "Походов выходного дня", многодневных путешествий.
 И даже экспедиций, таких как "Золотая Дуга южного автотуризма".
     И постепенно я пришел к выводу, что горная Адыгея - это самое прекрасное место на Земле. Главный, на мой взгляд, туристский полигон, если не мира, то России - точно.
              ... О МЕДИКАХ И КОНКРЕТНО У НАС В АДЫГЕЕ

     Со мной случилась беда и все шло к тому, что я мог потерять ногу. А неходячий турист - сами знаете что это такое.
     После 65 лет пешеходного туризма, в основном со школьниками, молодежью, после того, как я обошел огромные прекрасные просторы предгорной, горной, да и степной Адыгеи, после того, как я десяток раз поднимался на красавец Фишт и в истоки Кубани ходил, и в Приэльбрусье с моим здоровьем. Что это такое?
     В отчаянии в общем то дни, мучаясь сутками от бли в ноге, сперва дома, потом в больницах - я все больше понимал и постоянно думал - сколько мне там жить без ноги, без туризма, без общения с Дикой Природой.
     Как говорится, на расстоянии вытянутой руки, но с простором в километры - тогда все было безразлично.
      И тогда я увидел, какие все-же есть на свете медики. После высокотехнологичной операции в Майкопе, мне спасли ногу и дали возможность по-прежнему быть "в строю".
     Огромное спасибо ангиохирургу В.А. Кожушко и главному врачу больницы г. Адыгейска     Ф. М.Тлехас - это они дали мне возможность попрежнему работать и работать.
         
          ... О КНИГЕ "ТРОПОМАНИЯ", (" ЗАПИСКИ ХРОНИЧЕСКОГО НЕПОСЕДЫ ")

     Эта книга о молодежи и для нее. Она обязательно заставит их думать о жизни - как сделать ее ярче, разнообразнее, интереснее. А ведь это так
важно, думать о жизни.
     Эта книга о Дикой Природе, о том, чтобы подрастающее поколение стремилось бы быть с ней "с глазу на глаз". А не уткнувшись в технические
приставки, наблюдая Природу сидя за письменным столом.
     Это книга о стремлении показать молодежи долгоиграющие пути, усыпанные лепестками доброты, света и тепла!
     А значит и смысл этой книги - стремиться сделать нашу молодежь целеустремленнее, богаче и разнообразнее.

                ...О ЦИФРОВЫХ ДЕЛАХ

     Скажу откровенно: я не был бы доволен своими скромными успехами в цифровом пространстве, если бы не настойчивые наставления моего
лучшего друга писателя и поэта В. С. Дядюшенко. Это он помог мне открыть по-настоящему глаза на широчайший диапазон возможностей общения с миром.
     Я просто полюбил эту работу. Сейчас - это моя вторая жизнь.
     Туризм всегда дает новых друзей - часть из них остается на годы и десятилетия.
     Мои походы по северному склону Западного Кавказа, по условной линии: Тамань -  Горячий ключ - Майкоп - Эльбрус, совпали с интересами к этому уникальному целебному и, слава богу, малоосвоенному региону, интереснейщих людей, в том числе двух ростовчан-Владимира Дядюшенко и Петра малышевского. Вместе мы провели несколько миротворческих туристских экспедиций. Их названия говорят сами за себя; "Горы, которые нас объединяют", "Реки, которые нас объединяют", "Страна, которая нас объединяет" и многие другие.
     Вместе придумали идею новой рекреационной территории одноименного автомобильного туристского маршрута под брэндом "Золотая дуга Южного автотуризма".
     Вместе потом начали осваивать цифровой туризм. Создали мощное сообщество
познавательно-просветительных лент и групп, в том числе легендарную "Русское космическое общество"(РКО), кроме этого "Жить надо ярко, жить надо долго" и "Тропоманию"
     Честно скажу, я понимаю, возможно в силу возраста и характера, "брыкался", потом понял, что в наши дни твое присутствие в цифромире, а у меня там теперь семь своих цифровых фамильных ресурсов - это не экзотика, не "развлекуха" - это труд с конкретной целью, в моем случае, продвижение идеи возрождения патриотического пешеходного туризма, для которого, именно в Адыгее, идеальные условия.
     Вспоминаю. как сопротивлялся ежедневной работе в сети, поиску интересных друзей, репостам интересных материалов. А теперь вот и системному печатанию в цифромире глав из моей книги "Тропомания", ("Записки хронического непоседы), ловлю себя на мысли, что как не парадоксально для моего девятого десятка, а в этом цифровом выражении теперь, громко говоря, - вся моя жизнь. 




                ... О НЕОБХОДИМОСТИ ЛЮБВИ К ПОЭЗИИ

     Любовь к поэзии можно и нужно воспитывать. А поэзия воспитывает человека. Поэзия может воспитывать нас всегда. Воспитание поэзией человека проходит через всю его жизнь, воспитывает глубину восприятия.

                " Умный стих - это дело святое.
                Без него нам просто не жить!"

      Поэзия призвана воспитывать чувство прекрасного, возможности видеть и слышать. Возможностью проникнуться прелестью поэтических строк. Жизнь человека станет неполноценной, без увлечения поэзией. Ее нельзя не любить, но обязательно нужно уметь слышать.
      Выход книги "Тропомания", ("Записки хронического непоседы"), после прорывного патриотического Послания В. В. Путина - это прекрасный информационный повод не местного, а минимум регионального, а может и федерального уровня.
     Она имеет огромный кинетический материал по воздействие на молодежь , способно активно содействовать приобщению ее к познанию своей Малой Родины и Великой России.
     Автор планирует, после издания книги, бесплатно раздать ее по школам города и Республики, а также молодым родителям.
     Пусть и те, и другие больше путешествуют по родным местам, учатся любить Родину и пешеходный туризм - в этом мощное подспорье.
                * * *
     Гости ушли и буквально через полчаса, видели в Интернете в "Тропомании", новые мысли о туризме, которые ветеран в тот же день решил отправить как дополнение в новый текст Конституции. Такие они "Дети и прадеды" той войны!

               
                П. В. Малышевский
                В. С. Дядюшенко
                К. Тимохович
               

                Copyright. Николай Трофимов. 2020
                Свидетельство о регистрации № 220032000599


Рецензии