С Гегелем в постмодерне

                С Гегелем в постмодерне

     Великий Гегель оставил нам в наследство не только философскую   систему, выстроенную логично во всех отношениях, но и  свой метод. Диалектика учит, что мир развивается от простого к сложному, от  низшего к высшему  через определенные состояния,  которые перетекают при накоплении количества и перехода его в качество с помощью скачка.  При этом важно, что состояния  повторяют свойства друг друга с перескоком через  одно.  Посмотрим, как это работает в социальной материи.
 Обратимся к истокам европейской цивилизации. Там  мы обнаруживаем   Великую Римскую империю, в которой   развиты товарно-денежные отношения, царит частная собственность, определенные социальные  гарантии для свободных граждан, налаженный быт.  Важную роль  в обществе играют ученые, поэты, философы. Возникает римское право и религия не доминирует. Полным ходом идет  античная модернизация, затрагивающая все сферы жизни. Здесь и многоэтажные дома, и водопровод, бани, идет строительство дорог, гарантирующих коммуникационную систему. Можно говорить, что Европа находилась в состоянии первоначального архаичного модерна.
  Проходит время,  и под напором варваров Рим рушится.  Наступают темные века.   Европа  вступает в новое состояние, во многом противоположное  античному модерну.  Разрушаются товарно-денежные отношения, возникает эпоха натурального хозяйства,  забываются  технические достижения   Рима. Наука оказывается в загоне, чернокнижие душит ученых. Мир начинает развиваться по   теократическому  пути. Христианство входит в каждый дом, в каждую семью, в каждого человека. Светская власть подчиняется церкви. Средневековые  философы  заявляют, что мысль изреченная есть ложь и что верую, потому что абсурдно.  Эту эпоху  называют европейским премодерном.
 Жизнь течет по законам гегелевской диалектики. На смену  мрачному средневековью  приходит модерн, как полная противоположность предыдущему состоянию. Эпоха Возрождения становится переходным периодом к новому состоянию социальной материи.  В модерне складываются снова товарно-денежные отношения, развивается капиталистический рынок, полным ходом идет индустриализация и промышленный переворот. Общество освобождается от религиозных догм. Ницше пишет, что Бог умер. Вновь в фаворе оказываются ученые. Наука становится новым Богом, новым солнцем, освещающим столбовую дорогу  цивилизации. Оформляются нации и государства, образуются огромные промышленные империи, которые распространяют прогресс по всему миру. На этом этапе человеческий труд начинает заменяться   машинами, энергия мышц - паром, а потом  углеводородами. Однако и модерн не вечен. Он также проходит стадии зарождения, наивысшего взлета и постепенного угасания.
  20 век стал переходным периодом из модерна в постмодерн. Новое состояние социума  опять же  во многом  противоположно предыдущему.  Традиционная классическая наука эпохи модерна подвергается беспощадной критике.  Наносится удар по фундаментальным  ньютоновским законам, по дарвиновской теории эволюции. Возникают новые  религиозные взгляды. Бога начинают искать в черных дырах и темной материи, т.е.  там, где человек еще не бывал. Идет разрушение свободы предпринимательства, как основы рыночной экономики, возникают монополии и ТНК. Рождается глобализация, которая размывает нации и отдельные государства. Разрушается сама личность, которая лишается индивидуальности и предпринимательской активности. На смену приходит корпоративность, даже  толерантность становится противоположностью  модернистского воинствующего атеизма. Европейский постмодерн особенно проявляется в  поведении  молодежи 21 века.  Юноши и девушки порой субтильные, не имеют жизненных целей и ориентиров, не знают своей истории, не осознают национальности и даже гендерных  особенностей.  Перед нами порой предстают  некие постоянно плачущие существа без всяких целей в жизни, не готовые ни к учебе, ни к работе: настоящие тела без органов, кочевники асфальта, дети цветов.
    Как мы видим, постмодерн и премодерн имеют  общие черты. Стоит ли удивляться, что нынешняя Европа открыла  двери для  миллионов представителей традиционных азиатских и африканских обществ.  Воспитанные  в  мусульманских традициях   беженцы  из премодерна  вливаются  в сонный мир европейского постмодерна.  Сто лет назад Шпенглер написал знаменитую работу "Закат Европы".  Он  многое утрировал, но подметил главное: Европа стала меняться как политически, социально, экономически, а теперь еще и этнически.  Возникает новый огнедышащий котел, который , пройдя через новые темные времена,  породит другое состояние цивилизации, название которому еще нет. По своим параметрам  оно будет близко к модерну, а значит ускорит общечеловеческий прогресс. Не известно, однако, когда постмодерн придет к своему концу   и  наступит следующая эпоха в развитии человечества. Исторические процессы ускоряются и надеюсь нового состояния не придется ждать тысячу лет. А пока леваки и евробюрократия   разрушают старый континент, превращая культурные ценности и великую архитектуру в пепелище.


Рецензии