14 марта - день православной книги
Священное писание дано людям для вдохновения на деятельное участие в собственном спасении. Прочтение слова Божия предполагает его исполнение. Бывает, что у читателя и слушателя Священного писания рождаются стихи, свидетельствующие о восторженном восприятии прочитанного текста. В этом маленьком очерке я хочу поделиться с читателями теми стихами, которые я написал под влиянием чтения православных книг.
Название Библия происходит от греческого слова книги. Библия -самая главная книга для православного человека. Именно с прочтения этой книги целиком, или её части – Нового Завета происходило чудо – обретение веры в Бога многими людьми. Бывали случаи обретения веры и без книг, но потом, людям неграмотным, приходилось укрепляться в духовном познании, слушая проповеди о вере людей знающих и понимающих Библию.
Школьные годы мои
Школьная парта была
Мной не любима порою.
Были другие дела
В детстве далёком, не скрою.
Книги любил я читать,
Жизнь проживая иную.
Ну а потом помечтать...
Часто о детстве тоскую.
Школьные годы мои
Были наполнены сказкой.
Плыли вперёд корабли,
Волны качали их с лаской.
С храбрым героем спасал
Женскую честь и свободу.
Смело коня я седлал,
Гнал через сушу и воду.
Было мне всё нипочём,
Лунные кратеры звали,
Звёзды манили огнём
В самые дальние дали...
Только тогда не прочёл
Библию- главную книгу.
Взрослым её я нашёл -
Радуюсь светлому мигу!
Долгое время Библия оставалась едва ли не единственной книгой у славян. Благодаря святым братьям Кириллу и Мефодию, которые подарили нашему народу письменность, эта книга была переведена на понятный для наших предков язык. С этого момента начинается развитее православной книги в землях русских. Книг очень мало, их переписывают вручную и стоят они очень дорого. Это жития святых, проповеди и наставления. Одним из таких примеров проповеди дошедшей в рукописном виде до наших дней является «Притча о хромце и слепце» преподобного Кирилла Туровского. Я попытался передать её содержание в стихотворении:
Притча о хромце и слепце
Благоухал чудесный сад
Цветами и листвой.
Хозяин урожаю рад,
Но потерял покой.
-Лукавый вор расхитить мог
Чудесные плоды!
Мне надо сторожей нанять,
Чтоб избежать беды.
Он на дорогу кинул взгляд-
Бредёт один хромой,
А за собой слепца ведёт
Извилистой тропой.
Вот- на ловца и зверь бежит,
Сад будут охранять.
Увечье им не даст самим
Плоды уворовать!
Слепой не видит их совсем,
Хромой не убежит.
Зато, заметив сторожей,
Грабитель задрожит.
И согласились сторожить
Увечный и слепой,
Хозяин отдохнуть пошёл,
Чтоб обрести покой.
Пока он спал, хромой подсел
Слепому на плечо
И говорил: “ теплей, теплей,
Поближе, горячо!'
Слепой хромого на плечах
По саду проносил
И своровал тот часть плодов
И много надкусил.
Пришёл хозяин- и не рад,
Что нанял сторожей:
Был осквернён чудесный сад-
Попал в него злодей.
И ввергнуты в сырой острог
Лихие сторожа.
Друг друга стали обвинять-
Рыдая и блажа.
Слепой- прообраз наших душ,
Не видящих греха,
Хромой- прообраз наших тел,
Непрочных, как труха.
Господь даёт нам дивный сад
И просит уберечь,
А мы купаемся в грехах
И не хотим стеречь.
Потом, когда держать ответ-
Хромой винит слепца.
-Моей вины тут вовсе нет,
Какой, мол спрос с хромца?
Слепец другое говорит:
-Ведь ты мне говорил?
Куда я должен подходить,
Чтоб грех ты сотворил!
Так спорят тело и душа,
Встречая судный час.
Придётся Богу дать ответ
И каждому из нас…
Редкий случай, когда святитель в проповеди использует притчу собственного сочинения. Чаще наставления опираются на прямой текст из священного писания. Есть такая вполне современная история, когда старец использует для наставления фразу из Экклезиаста – книги написанной самим царём Соломоном и вошедшей в Библию.
И это всё пройдёт
Жил человек с женой своей,
И дочка с сыном были.
Они свой честный ели хлеб,
Всегда в достатке жили.
Но неудач пошёл черёд-
Муж потерял работу,
Жена болеет, дочь кричит:
-Знать не хочу заботу!
У сына в школе много бед-
Куда теперь деваться?
Муж старца ищет, чтоб ответ
Помог с бедой справляться.
И вот уж дальний путь ведёт
Его за наставленьем.
А получив в беде совет,
Вернулся с изумленьем:
«-И ЭТО ВСЁ ПРОЙДЁТ!» - Развесь
Таблички по квартире.
Лишь тот, кто верою живёт,
Спасётся в этом мире!
Висят таблички день и ночь,
Проходят год за годом...
Жена здорова, стала дочь
Гордиться своим родом.
Работа есть, в порядке сын,
Одно лишь удручает:
Висит табличка на стене
И счастье омрачает..
Он снова в дальний путь идёт
В дорогу за наукой.
Нельзя ли все таблички снять?
Их видеть стало мукой!
-Зачем снимать? -Пускай висят,
Подвижник улыбнулся.
-Смотри, мирской ты суетой
На вечность замахнулся.
Вера в Бога является величайшим даром для человека, который надо беречь и пестовать в своей душе, как величайшую драгоценность. Веру можно сравнить с музыкальным слухом. Кто – то одарён с избытком, а кому-то приходится прилагать огромные усилия для его развития. Мы знаем, что не понимающих музыку людей достаточно много. О споре верующего и неверующего есть такая народная притча.
Два близнеца
Два близнеца ещё в утробе,
Вели привычный, тихий спор.
О том, что будет после родов,
Заводит первый разговор.
- Нас встретит свет и жизни радость,
И Мама нас к груди прижмёт.
Мы будем жить и видеть солнце,
Ты слышишь, Мать о нём поёт.
-Ты веришь в Мать? Какая глупость!
Ему второй брат возразил.
Для нас всё кончится при родах,
Никто не вспомнит, что ты был.
Сюда никто не влез обратно,
Не рассказал, как там живут.
Мне в сказки верить неприятно,
Брат мой! Обманщик ты и плут...
Родились братья, повзрослели,
Забыв в утробе разговор.
Один из братьев в Бога верит
Другой не верит до сих пор....
Часто людям верующим в Христа приходится страдать от непонимания атеистов и язычников. И ничто так не утешает в этих скорбях, как православная книга. Особенно Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. В нём нам завещана непосильная для нас задача борьбы со вселенским злом, которую мы можем решить лишь соединяясь с Христом в таинствах церкви. Один ребёнок так выразил смысл Христианского подвига прощения: «Это аромат, который дарит цветок, когда его топчут»
Цветок
Цветок последний аромат отдал,
Прощаясь с лугом и небесной синью.
Сапог кирзовый грубо луг топтал
Цветы сгибаясь расставались с жизнью.
Душа прощать умела злых калек,
Что обувь не снимая входят в душу.
И получила от Христа ответ:
- С блаженными завета не нарушу!
Иногда верующему человеку приходится делать огромное усилие над собой, чтобы преодолеть обиду.
Я камень за пазухой часто ношу
И, кажется мне, что я всех укушу.
-Опять волком смотришь,- ругают меня,
-Ты смотришь так, словно наелся огня.
Не прятал я камень, не ел ничего.
Обиделся просто и только всего.
Простить я смогу и тогда буду рад,
Что камень исчез и спокойным стал взгляд!
Но зачастую именно детская способность прощать и молиться в детстве помогает вернуться к вере взрослому человеку, если он потерял веру в юности.
Когда поймёшь, что Бога слышал в детстве,
И светлый ангел мог согреть тебя крылом,
Невольно вздрогнет сердце от последствий
Туманной юности, жалея о былом.
Нельзя остаться в детстве, не взрослея,
Но можно детства чистый образ сохранить.
Когда душа болит, и два виска седеют,
То разум ищет в прошлом порванную нить.
Стремясь пойти туда, откуда нет возврата,
Ребёнком оставаясь на века…
Проснись душа – иначе ждёт расплата
За нежелание отречься от греха.
Седая прядь – не повод для унынья,
Слезою обновляется душа.
И ангел вновь утешит, как ребёнка,
Когда о милости взываешь, чуть дыша.
Евангельское слово дало развитие различным жанрам православной литературы. С появлением книжной печати – количество книг значительно увеличилось. В 19 веке произошёл подлинный расцвет христианского богословия и главное публикации и распространения этих изданий среди грамотной части населения. К этому времени в России просияло уже много святых подвижников и духоносных старцев, чей подвиг можно выразить такими словами:
Старец
Когда чужая боль становится своей,
Хор ангельский на время замолкает,
Родную душу услыхав среди людей,
Чья песня в небеса взойти дерзает.
Поток не кончится болящих и калек,
Чьи души дух лукавый изувечил.
В молитве старец не смыкает век -
Чудесным даром Бог его отметил.
Когда чужая боль саднит ещё сильней,
Чем собственные боли и невзгоды.
Спасутся рядом тысячи людей,
Прославят Бога целые народы.
Личная святость явленая миру обусловила появления такого жанра православной книги, как жития святых, куда попадали, как земные их дела, так и посмертные чудеса и явления.
Святитель Николай и вор
Бегущий вор уносит ноги
Петляет, путает дороги,
Погоня всё не отстаёт,
Вот- вот поймает и побьёт.
Он Николая образ вспомнил,
Взмолился. -Отче помоги.
Свечу поставлю я в полпуда,
Меня ты только сбереги.
Глядь, старичок идёт навстречу,
Казалось, встрече даже рад.
И говорит:- залезь в корову,
Что сдохла десять дней назад.
Увидел вор гнилую тушу,
И юркнул прямо в потроха.
Смердит ужасный запах тлена,
Как обличение греха!
Погоня мимо пробежала
И выполз вор, едва дыша.
Тут старичок к нему с вопросом:
- Как жив здоров, Моя душа?
- Ох, ох уж лучше быть побитым,
Чем в вонь такую залезать.
Быть плохо вором и бандитом,
Когда приходиться бежать.
Мне б твоя свечка так смердила,-
Сказал святитель Николай.
Коль хочешь вором быть и дальше-
Назад в корову полезай...
Вероятно, что данное событие является притчей, но во все времена были вполне заслуживающие доверия очевидцы, свидетельства которых о явлениях и помощи святых попадали в их жития. Подобные чудеса происходят и в наши дни.
С развитием книжного дела появилось много книг вредных для души. Революция надолго остановила русскую богословскую мысль в России. Развитие православной книги продолжалось, но уже за приделами нашей страны. А русская православная церковь в эти годы дала миру сонм святых мучеников и исповедников больший, чем за всю свою многовековую историю.
Возрождение началось лишь после ВОВ, когда разрешили открыть семинарии и издавать малыми тиражами необходимую литературу. Наибольший вклад в этот период в издание православных книг внёс владыка Питирим (Нечаев) – долгое время возглавлявший издательский отдел МП. Были изданы молитвослов, Библия, богослужебные книги и другая литература для семинарий. Все тиражи были ограничены руководством КПСС.
В начале 90х годов этот запрет был снят, и православная книга обрела новую жизнь. К уже существовавшим её видам добавились путеводители по Святым местам христианская проза и поэзия, замечательные фотоальбомы различных святынь. Всё это стало доступно любому читателю практически в любом уголке нашей страны. В результате такой свободы появился очень насущный вопрос об отделении православной книги от псевдоправославной.
Русский писатель
На русском можно передать,
Как лучезарный ангел дышит,
Молитвой тихой к Богу звать,
И Провидение услышит.
Благим покровом наградив
Подвижника за труд смиренный,
Когда глаза свои закрыв,
Он отойдёт от жизни бренной.
На русском можно звать на бой,
Когда враги стоят стеною,
И величать народ-Герой
Победной речью удалою.
На русском можно также лгать,
Не сохраняя своей чести.
Статьи лукавые слагать
И клеветать из гнусной мести.
Себе дорогу в ад мостить,
Прикрывшись «добрыми» делами,
И нецензурными словами
Толпу блудную веселить.
На русском, если ты писатель,
То, словно камень путевой,
Стоишь и держишь указатель:
-Куда зовёшь ты за собой!?
Для того, чтобы определить какие книги могут быть в церковных лавках, а какие нет был создан специальный издательский совет ПЦ, который и ставит свой специальный разрешающий гриф на книгах.
В ТЕКСТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СТИХИ АВТОРА
Свидетельство о публикации №220032000698
Спасибо ,Максим Юрьевич ! За ваш глубокий труд, который дал много понятий
хорошо выраженных в ваших стихах.С душой наполненной одними впечатления , радость наполнила меня.Понравилось!
Нинель Товани 13.02.2021 18:48 Заявить о нарушении
Терехов Максим Юрьевич 13.02.2021 19:00 Заявить о нарушении