14 марта - день православной книги

Православная книга и созвучное ей творчество

      Священное писание дано людям для вдохновения на деятельное участие в собственном спасении. Прочтение слова Божия предполагает его исполнение. Бывает, что у читателя и слушателя Священного писания рождаются стихи, свидетельствующие  о восторженном восприятии  прочитанного текста. В этом маленьком очерке я хочу поделиться с читателями теми стихами, которые я написал под влиянием чтения православных книг.
      Название Библия происходит  от греческого слова книги. Библия -самая главная книга для православного человека. Именно с прочтения этой книги целиком, или её части – Нового Завета происходило чудо – обретение веры в Бога многими людьми. Бывали случаи обретения веры и без книг, но потом, людям неграмотным, приходилось укрепляться в духовном познании, слушая проповеди о вере людей знающих и понимающих Библию.
Школьные годы мои

Школьная парта была
Мной не любима порою.
Были другие дела
В детстве далёком, не скрою.

Книги любил я читать,
Жизнь проживая иную.
Ну а потом помечтать...
Часто о детстве тоскую.

Школьные годы мои
Были наполнены сказкой.
Плыли вперёд корабли,
Волны качали их с лаской.

С храбрым героем спасал
Женскую честь и свободу.
Смело коня я седлал,
Гнал через сушу и воду.

Было мне всё нипочём,
Лунные кратеры звали,
Звёзды манили огнём
В самые дальние дали...

Только тогда не прочёл
Библию- главную книгу.
Взрослым её я нашёл -
Радуюсь светлому мигу!
       Долгое время Библия оставалась едва ли не единственной книгой у славян. Благодаря святым братьям Кириллу и Мефодию, которые  подарили нашему народу письменность, эта книга была переведена на понятный для наших предков язык.  С этого момента начинается развитее православной книги в землях русских. Книг очень мало, их переписывают вручную и стоят они очень дорого. Это жития святых, проповеди и наставления. Одним из таких примеров проповеди дошедшей в рукописном виде до наших дней является «Притча о хромце и слепце» преподобного Кирилла Туровского. Я попытался передать её содержание в стихотворении:
Притча о хромце и слепце

Благоухал чудесный сад
Цветами и листвой.
Хозяин урожаю рад,
Но потерял покой.

-Лукавый вор расхитить мог
Чудесные плоды!
Мне надо сторожей нанять,
Чтоб избежать беды.

Он на дорогу кинул взгляд-
Бредёт один хромой,
А за собой слепца ведёт
Извилистой тропой.

Вот- на ловца и зверь бежит,
Сад будут охранять.
Увечье им не даст самим
Плоды уворовать!

Слепой не видит их совсем,
Хромой не убежит.
Зато, заметив сторожей,
Грабитель задрожит.

И согласились сторожить
Увечный и слепой,
Хозяин отдохнуть пошёл,
Чтоб обрести покой.

Пока он спал, хромой подсел
Слепому на плечо
И говорил: “ теплей, теплей,
Поближе, горячо!'

Слепой хромого на плечах
По саду проносил
И своровал тот часть плодов
И много надкусил.

Пришёл хозяин- и не рад,
Что нанял сторожей:
Был осквернён чудесный сад-
Попал в него злодей.

И ввергнуты в сырой острог
Лихие сторожа.
Друг друга стали обвинять-
Рыдая и блажа.

Слепой- прообраз наших душ,
Не видящих греха,
Хромой- прообраз наших тел,
Непрочных, как труха.

Господь даёт нам дивный сад
И просит уберечь,
А мы купаемся в грехах
И не хотим стеречь.

Потом, когда держать ответ-
Хромой винит слепца.
-Моей вины тут вовсе нет,
Какой, мол спрос с хромца?

Слепец другое говорит:
-Ведь ты мне говорил?
Куда я должен подходить,
Чтоб грех ты сотворил!

Так спорят тело и душа,
Встречая судный час.
Придётся Богу дать ответ
И каждому из нас…
      Редкий случай, когда святитель в проповеди использует притчу собственного сочинения. Чаще наставления опираются на прямой текст из священного писания.  Есть такая вполне современная история, когда старец использует для наставления фразу из Экклезиаста – книги написанной самим царём Соломоном и вошедшей в Библию.
И это всё пройдёт
Жил человек с женой своей,
И дочка с сыном были.
Они свой честный ели хлеб,
Всегда в достатке жили.

Но неудач пошёл черёд-
Муж потерял работу,
Жена болеет, дочь кричит:
-Знать не хочу заботу!

У сына в школе  много бед-
Куда теперь деваться?
Муж старца ищет, чтоб ответ
Помог с бедой справляться.

И вот уж дальний путь ведёт
Его за наставленьем.
А получив в беде совет,
Вернулся с изумленьем:

«-И ЭТО ВСЁ ПРОЙДЁТ!» - Развесь
Таблички по квартире.
Лишь тот, кто верою живёт,
Спасётся в этом мире!

Висят таблички день и ночь,
Проходят год за годом...
Жена здорова, стала дочь
Гордиться своим родом.

Работа есть, в порядке сын,
Одно лишь удручает:
Висит табличка на стене
И счастье омрачает..

Он снова в дальний путь идёт
В дорогу за наукой.
Нельзя ли все таблички снять?
Их видеть стало мукой!

-Зачем снимать? -Пускай висят,
Подвижник улыбнулся.
-Смотри, мирской ты суетой
На вечность замахнулся.
      Вера в Бога является величайшим даром для человека, который надо беречь и пестовать в своей душе, как величайшую драгоценность. Веру можно сравнить с музыкальным слухом. Кто – то одарён с избытком, а кому-то приходится прилагать огромные усилия для его развития. Мы знаем, что  не понимающих музыку людей достаточно много. О споре верующего и неверующего есть такая народная притча.
Два близнеца
Два близнеца ещё в утробе,
Вели привычный, тихий спор.
О том, что будет после родов,
Заводит первый разговор.

- Нас встретит свет и жизни радость,
И Мама нас к груди прижмёт.
Мы будем жить и видеть солнце,
Ты слышишь, Мать о нём поёт.

-Ты веришь в Мать? Какая глупость!
Ему второй брат возразил.
Для нас всё кончится при родах,
Никто не вспомнит, что ты был.

Сюда никто не влез обратно,
Не рассказал, как там живут.
Мне в сказки верить неприятно,
Брат мой! Обманщик ты и плут...

Родились братья, повзрослели,
Забыв в утробе разговор.
Один из братьев в Бога верит
Другой не верит до сих пор....
     Часто людям верующим в Христа приходится страдать от непонимания атеистов и язычников. И ничто так не утешает в этих скорбях, как православная книга. Особенно Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. В нём нам завещана непосильная для нас задача борьбы со вселенским злом, которую мы можем решить лишь соединяясь с Христом в таинствах церкви. Один ребёнок так выразил смысл Христианского подвига прощения: «Это аромат, который дарит цветок, когда его топчут»
Цветок
Цветок последний аромат отдал,
Прощаясь с лугом и небесной синью.
Сапог кирзовый грубо луг топтал
Цветы сгибаясь расставались с жизнью.

Душа прощать умела злых калек,
Что обувь не снимая входят в душу.
И получила от Христа ответ:
- С блаженными завета не нарушу!
      Иногда верующему человеку приходится делать огромное усилие над собой, чтобы преодолеть обиду.
Я камень за пазухой часто ношу
И, кажется мне, что я всех укушу.

-Опять волком смотришь,- ругают меня,
-Ты смотришь так, словно наелся огня.

Не прятал я камень, не ел ничего.
Обиделся просто и только всего.

Простить я смогу и тогда буду рад,
Что камень исчез и спокойным стал взгляд!
      Но зачастую именно детская способность прощать и молиться в детстве помогает вернуться к вере взрослому человеку, если он потерял веру в юности.
Когда поймёшь, что Бога слышал в детстве,
И светлый ангел мог согреть тебя крылом,
Невольно вздрогнет сердце от последствий
Туманной юности, жалея о былом.

Нельзя остаться в детстве, не взрослея,
Но можно детства чистый образ сохранить.
Когда душа болит, и два  виска седеют,
То разум ищет в прошлом порванную нить.

Стремясь пойти туда, откуда нет возврата,
Ребёнком оставаясь на века…
Проснись душа – иначе ждёт расплата
За нежелание отречься от греха.

Седая прядь – не повод для унынья,
Слезою обновляется душа.
И ангел вновь утешит, как ребёнка,
Когда о милости взываешь, чуть дыша.
     Евангельское слово дало развитие различным жанрам православной литературы. С появлением книжной печати – количество книг значительно увеличилось. В 19 веке произошёл подлинный расцвет христианского богословия и главное публикации и распространения этих изданий среди грамотной части населения. К этому времени в России просияло уже много святых подвижников и  духоносных старцев, чей подвиг можно выразить такими словами:
Старец
Когда чужая боль становится своей,
Хор ангельский на время замолкает,
Родную душу  услыхав среди людей,
Чья песня в небеса взойти дерзает.

Поток не кончится болящих и калек,
Чьи души дух лукавый изувечил.
В молитве старец не смыкает век -
Чудесным даром Бог его отметил.

Когда чужая боль саднит ещё сильней,
Чем собственные боли и невзгоды.
Спасутся рядом тысячи людей,
Прославят Бога целые народы.
      Личная святость явленая миру обусловила появления такого жанра православной книги, как жития святых, куда попадали, как земные их дела, так и посмертные чудеса и явления.
Святитель Николай и вор
Бегущий вор уносит ноги
Петляет, путает дороги,
Погоня всё не отстаёт,
Вот- вот поймает и побьёт.

Он Николая образ вспомнил,
Взмолился. -Отче помоги.
Свечу поставлю я в полпуда,
Меня ты только сбереги.

Глядь, старичок идёт навстречу,
Казалось, встрече даже рад.
И говорит:- залезь в корову,
Что сдохла десять дней назад.

Увидел вор гнилую тушу,
И юркнул прямо в потроха.
Смердит ужасный запах тлена,
Как обличение греха!

Погоня мимо пробежала
И выполз вор, едва дыша.
Тут старичок к нему с вопросом:
- Как жив здоров, Моя душа?

- Ох, ох уж лучше быть побитым,
Чем в вонь такую залезать.
Быть плохо вором и бандитом,
Когда приходиться бежать.

Мне б твоя свечка так смердила,-
Сказал святитель Николай.
Коль хочешь вором быть и дальше-
Назад в корову полезай...
      Вероятно, что данное событие является притчей, но во все времена были вполне заслуживающие доверия очевидцы, свидетельства которых о явлениях и помощи святых попадали в их жития. Подобные чудеса происходят и в наши дни.
     С развитием книжного дела появилось много книг вредных для души. Революция надолго остановила русскую богословскую мысль в России. Развитие православной книги продолжалось, но уже за приделами нашей страны. А русская православная церковь в эти годы дала миру сонм святых мучеников и исповедников больший, чем за всю свою многовековую историю.
      Возрождение началось лишь после ВОВ, когда разрешили открыть семинарии и издавать малыми тиражами необходимую литературу. Наибольший вклад в этот период в издание православных книг внёс владыка Питирим (Нечаев) – долгое время возглавлявший издательский отдел МП. Были изданы молитвослов, Библия, богослужебные книги и другая литература для семинарий. Все тиражи были ограничены руководством КПСС.
       В начале 90х годов этот запрет был снят, и православная книга обрела новую жизнь. К уже существовавшим её видам добавились путеводители по Святым местам христианская проза и поэзия, замечательные фотоальбомы различных святынь. Всё это стало доступно любому читателю практически в любом уголке нашей страны. В результате такой свободы появился очень насущный вопрос об отделении православной книги от псевдоправославной.
Русский писатель
На русском можно передать,
Как лучезарный ангел дышит,
Молитвой тихой к Богу звать,
И Провидение услышит.

Благим покровом наградив
Подвижника за труд  смиренный,
Когда глаза свои закрыв,
Он отойдёт от жизни бренной.

На русском можно звать на бой,
Когда враги стоят стеною,
И величать народ-Герой
Победной речью удалою.

На русском можно также лгать,
Не сохраняя своей чести.
Статьи лукавые слагать
И клеветать из гнусной мести.

Себе дорогу в ад мостить,
Прикрывшись «добрыми» делами,
И нецензурными словами
Толпу блудную веселить.

На русском, если  ты писатель,
То, словно камень путевой,
Стоишь и держишь указатель:
-Куда зовёшь  ты за собой!? 
       Для того, чтобы определить какие книги могут быть в церковных лавках, а какие нет был создан специальный издательский совет ПЦ, который и ставит свой специальный разрешающий гриф на книгах.

В ТЕКСТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СТИХИ АВТОРА


Рецензии

Спасибо ,Максим Юрьевич ! За ваш глубокий труд, который дал много понятий
хорошо выраженных в ваших стихах.С душой наполненной одними впечатления , радость наполнила меня.Понравилось!

Нинель Товани   13.02.2021 18:48     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Нинель за такой тёплый отзыв!

Терехов Максим Юрьевич   13.02.2021 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.