Возвращение к творчеству

  В юности и ранней молодости стихи писались время от времени, обычно в периоды эмоционального подъёма или упадка… Замужество и рождение детей постепенно оттеснили творчество на задний план, оставив только умение «рифмоплётствовать», что и проявлялась в написании поздравительных стихов, пионерских праздничных приветствий (когда работала методистом в Доме пионеров), куплетов для команд КВН и т.д. Это было несложным, интересным, довольно приятным занятием и приносило уважение окружающих. Тяга к настоящим стихам появлялась редко и почти не приносила результатов. Но, видимо, шёл какой-то процесс накопления опыта, знаний, чувств…
  Сложное время для нашей семьи – развал Союза, вынужденный переезд в 1993 году из ставшей чужой Киргизии в Россию, в родную Пермь, тяжёлые девяностые – всё это не могло не задеть душу и сердце. Что-то копилось там и требовало выхода. Нужен был толчок, и он случился.
Моя мама-пенсионерка по общей советской привычке радио не выключала никогда. Она под него готовила обеды-ужины, что-то чинила, шила-подшивала и даже умудрялась читать, не выключая радио, а только уменьшая звук. Слушала свои любимые передачи и, конечно, все новости, которые потом пересказывала нам. (Интернета тогда не было, все новости узнавали только из передач радио и ТВ). И вот как-то она встретила меня после работы таким известием: «Доченька, тут по радио передали, что объявлен конкурс стихов о Перми и Пермском крае, посвящённый 200-летию образования Пермской губернии. Победителю дадут приз в 200 долларов! Напиши! У тебя же хорошо получается. А за 200 долларов купишь себе новое тёплое пальто. Или даже на шубку хватит? А то в таком старье ходишь…». Я отнекивалась, объясняя, что стихи на конкурс – не то же самое, что поздравление кого-то с юбилеем, что в городе, наверняка, есть свои уже известные членам жюри поэты, что никто не даёт призы новичкам со стороны и вообще я стихов не пишу! Но мысль, что бы я могла написать о родном городе, в голове застряла. Стали приходить, слова, фразы, образы … И через несколько дней я прочитала маме стихотворение.

РОДНОЙ ГОРОД

Сколько зим, сколько лет я жила от него вдалеке,
В том краю, где арык тихо плещет под окнами дома,
Где так свеж виноград, а гранат чуть подавишь в руке –
Липкий пурпурный сок потечет по горячим ладоням...

Стала я забывать, как метели метут в феврале,
Как светла летом ночь и смолисты еловые шишки...
Но под южной луной пела дочкам о русской зиме,
И лепила пельмени, и читала уральские книжки.

Наступил горький час. Сделав лишними нас в том краю,
Оторвали Россию границей, таможней, валютой...
И тогда город мой руку крепкую подал свою,
Принял блудную дочь без упреков, с душою открытой…

Снова здесь я живу, привыкаю к морозной зиме,
Езжу в лес по грибы – и уходят былые невзгоды,
И мой город родной с каждым днем открывается мне,
Словно книга стихов, позабытых за долгие годы.

  «Люба, но это же стихотворение о тебе, а не о Перми! Вряд ли оно получит первую премию…» - огорчённо отозвалась мама. И правда, хотя я и отослала его на конкурс, но не то что призовые доллары, а вообще никакого ответа не получила. Но я получила большее – понимание, что могу и хочу писать настоящие стихи! Как-будто что-то было скрыто у меня внутри и вдруг получило выход. Шла весна 1997 года. Я с упоением стала складывать слово к слову, строка к строке… Я года два читала только стихи (на прозу не тянуло совсем) и училась у великих поэтов искусству передавать мысли и чувства словами.
  Это оказалось совсем нелёгким занятием – искать нужные слова, подбирать хорошие рифмы, придумывать интересные метафоры…

                Рождение стиха

                Четвертый час. Часы стучат устало.
                Блестит луна.
                Я в темноте с кровати теплой встала.
                Мне не до сна.
                На кухне плотно прикрываю двери,
                Шаги тихи.
                И за тетрадь свою сажусь скорее –
                Идут стихи.

                Идут стихи мучительно и больно.
                Под крик души.
                Царапнут рифмой, словом ткнут невольно –
                Сиди. Пиши.
                И акушерка здесь и роженица –
                Все я одна
                Но я стихам на белый свет родиться
                Помочь должна!

                Должна помочь. Иначе я не в силах
                Спокойно спать.
                Стихи под сердцем, как детей, носила.
                Мне и рожать.
                Еще усилье... Слово в эту строчку
                Сейчас найду...
                Все. Родила. Бессильно ставлю точку.
                И спать иду.


  Вскоре я нашла единомышленников в Поэтической студии при Пермском отделении Союза писателей России. С помощью руководителя этой студии Субботиной Нины Ивановны подготовила свою первую тоненькую книжицу «Я помню…», а потом и полноценный сборник «Неповторимый город», и в начале его поместила то самое первое стихотворение о Перми, с которого и началось моё возвращение к творчеству.


Рецензии