Воплощение света и любви
о Бхарата, а неправедность воцаряется,
тогда являюсь Я Сам."
"Для защиты добрых, для поражения
творящих зло,
для восстановления Дхармы (закона)
Я рождаюсь из века в век."
Бхагават-Гита, 4:7, 8
Приход Учителя - явленье Солнца.
Оно рассеивает тьму.
И Мощь Его творит планеты.
И жизнь рождается
В лучах Любви и Света.
Там, где находится Учитель, - там центр мироздания. Из Него исходят животворящие лучи Его Мощи и раскрываются цветы человеческих душ. Начинают бить родники талантов. Появляется Свет Духовности, Радости и Любви.
Где бы ни являлся Учитель, всегда вокруг Него собираются ученики, растут добрые дела, изменяется жизнь многих. Она обращается к духовности. Энергия созидания проявляется всегда, и особенно в самое трудное время неверия и бездуховности.
Тот, кто имел счастье встречи с Учителем, ощущает ясность и справедливость жизни. Он начинает понимать, что такое духовный Путь, что такое Истинное Знание. Майя отступает, и приоткрывается завеса тайны жизни вечной.
ШКОЛА ДУХОВНОГО РОСТА
Прошло уже несколько лет, как Духовный Учитель Шри Гурудэв Шри Пракаш Джи открылся миру. Растёт и ширится круг людей, устремляющихся к Учителю в поисках Истины и Света. Учителем проведены сотни духовных бесед (сатсангов) и тысячи личных встреч со всеми желающими.
Поистине, неиссякаем Источник Знаний Шри Пракаша Джи. Его живительная влага способна напоить тысячи и миллионы душ, жаждущих Истинного Знания.
Учитель даёт ясные, точные и своевременные Знания о том, что такое истинный духовный путь, как его найти, как пройти по нему, какие есть методы для этого... Он затрагивает самые животрепещущие вопросы жизни, диапазон их велик. Даже о самых сложных понятиях Учитель говорит простым и образным языком, доступным любому человеку.
Поскольку Учитель постоянно живёт в России, Он систематически, а не наездами, как это нередко бывает в других случаях, проводит самые разные формы занятий со своими учениками, последователями. Каждая форма имеет свою цель и даёт свой результат. Учитель проводит мантра-медитации, сатсанги, групповые и индивидуальные встречи, проводит Агни пуджи, духовные праздники, дал бхаджаны и Аарти... Всё это сочетается с индивидуальной духовной практикой - садханой, работой над собой каждого. Как говорит Учитель, "это - работа на себе", то есть работа в самом себе.
Занятия с обширной аудиторией слушателей сочетаются с индивидуальным подходом к каждому. Например, на сатсанги приходят люди самого разного духовного уровня и различных направлений, и Гуру Джи даёт общие для всех знания, то, что важно и для начинающих, и для более-менее "продвинутых". Мы все в духовном смысле дети, и "продвинутость" кого-то - это тоже качество ребёнка, но не взрослого. Гуру Джи учитывает и такое малейшее различие, и для этого проводит личные встречи, где даются индивидуальная практика и ответы на личные вопросы.
Это - настоящая школа духовного восхождения Шри Пракаша Джи - Истинного Учителя, обладающего глубинными, совершенно уникальными Знаниями Духа. Его Учение достижения вершины духовности, Бога в жизни является полной многогранной системой, включающей в себя всевозможные формы и методы, тонко учитывающие все аспекты пути роста духа человека. Впрочем, можно сказать проще: "Он - Великий Йог, Великий Учитель Йоги, пришедший ради спасения людей на Землю." И открытие Учителя миру - Великая Жертва Его, принятие на себя тяжести мира. Далеко не каждый йог может принять на себя тяготу Учительства. "Хорошо, что меня забыли", - говорил один отшельник в Гималаях после многих лет жизни в пещере. Стрелы чужих мыслей уже не касались его.
В "Агни Йоге", в книге "Зов", есть замечательные воодушевляющие слова: "И в будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь". Это сказано 80 лет назад, и время этих школ настало.
БЕЗ УЧИТЕЛЯ НЕ ПРОЙТИ
Это - истина, и её знают многие прикоснувшиеся к духовным знаниям. И, естественно, задаются вопросами: как найти Учителя, как отличить Истинного Учителя и как узнать своего Учителя?
Вот как говорит об этом Шри Пракаш Джи: "В Ведах и Шастрах сказано: "У всех, кто родился, есть Гуру. Ещё до рождения человека известно, кто будет его Учителем". Нет людей, у которых нет Гуру. Самый Великий Гуру - Бог. У кого-то есть Учитель на физическом плане, у кого-то - на тонком. Но сила Учителя одна, она едина, как един Бог.
Если у кого-то нет Учителя, и он обращается с молитвой к Богу с просьбой послать Учителя, то рано или поздно Учитель придёт".
"Учитель тот, - говорит Гуру Джи, - кто даёт реальные, истинные знания. Эти знания есть внутри человека. Оттуда ученик их получает и продвигается по духовному пути. (Эти знания даёт Учитель. Те знания, которые Учитель даёт устно, - предварительный этап перед получением знаний изнутри.)
До рождения человека у него уже есть Учитель, и, если есть карма-санскара, он встретится с Ним. Если не встретится, не увидит Его, всё равно со временем человек почувствует, что кто-то его защищает и помогает ему, но кто, он не знает. И может быть, много времени пройдёт, прежде чем он узнает об этом.
Человек всё забывает, когда рождается, он не помнит своих прошлых жизней. Через садхану, через практику он может со временем узнать это. И если кто-то был садхаком в прошлой жизни, у него сохраняется интерес к духовности, но до конца всё человек не понимает. До какой ступени духовного развития он дошел в прошлой жизни, с неё он и начнет в этой жизни свой дальнейший путь. И когда приходит время заканчивать оставшуюся часть духовного пути, то можно сказать: "Подошло время прихода Гуру". Встретить Учителя - самый главный смысл жизни человека. Соединиться с силой Бога, Учителя - главный смысл существования человека".
Когда встреча с Учителем произошла, и мы приняли Учителя в сердце своём, вверили себя Его Руке ведущей, - процесс поиска пути завершён, и можно начать движение по избранному духовному пути.
Путь этот пролегает внутри человека. Весь предыдущий этап можно сравнить с путём к подножию горы Духа. Путь наверх возможен только с Проводником, сошедшим с Вершины и протянувшим Руку Помощи. Душе отяжелённой, нечистой, связанной с земным миром, очень трудно оторваться от него и начать восхождение, тем более душе, живущей в миру. Поэтому Учитель необходим ученику, как солнце - цветку. Свет Учителя очищает душу человека и наполняет её чистой божественной энергией, силой, благодатью и рождает в нём любовь. Свет этот - реальность. Когда мы встречаемся с Учителем, Свет Его ауры очищает нас. Каждое слово и действие Гуру Джи, каждая встреча Его, личная или с группой учеников, направлена на очищение их душ, на возжжение огней сердца, на ускорение их духовного прогресса. Каждая встреча рождает и усиливает Любовь и Свет в сердцах всех приходящих.
ОБЩЕНИЕ С УЧИТЕЛЕМ
Скажу стучащимся:
На пути вашем может встретиться
духовности полный сосуд,
сумейте распознать его.
Если познаете, стремитесь подойти
как можно ближе.
Агни Йога. Зов. 21 июля 1922 г.
Опыт общения с Учителем бесценен и необходим для каждого ученика. Мы можем узнать, как это происходило раньше с другими учениками, но только то, что они сочли нужным открыть миру в своих записях и устных рассказах. Однако каждый Приход Учителя неповторим, как неповторимо каждое мгновение жизни Вселенной. Всегда есть что-то новое, непохожее на предыдущую ступень. Это касается прежде всего всех, кто приходит к Учителю. Сам Учитель - йог, Он живёт в Вечности, для Него нет прошлого, настоящего и будущего. Он формирует ткань эволюции жизни, и различие узоров на ней для Него - лишь развитие рисунка на ткани. Ему же известна основа и переплетённые нити, дающие узор. Он сам - Создатель всех нитей.
Гуру Джи говорит: "Когда будет бхакти, человек увидит Бога, Учителя. Тот, кто увидел Учителя внутри, духовным зрением, рано или поздно увидит Его в физическом теле, а тот, кто увидел Учителя в физическом теле, увидит его внутри духовным зрением".
И вот мы - перед Учителем. Сразу возникает масса вопросов: как обратиться к Учителю, как себя вести, как спросить или, может, лучше молчать?.. Многое кажется неуместным, неглавным... Наше сознание уже не то, что было несколько минут назад. Свет Учителя осветил нас, и всё изменилось. Этот Свет наполняет наши души, и мы понимаем, что главное - искренность и чистота нашего сердца.
На одном из сатсангов Гуру Джи сказал: "Когда человек на личной встрече что-то говорит Гуру, - у него работает интеллект. Когда ему уже не хочется говорить, - работает сердце. Сердце - это храм. Мы спим в своём храме. Как его открыть? Гуру Джи стучит, но люди не всегда открывают. Будете правильно практиковать, тогда в один день дверь откроется».
«Да, бывает и такой сатсанг, когда Учитель и ученик сидят и молчат, - продолжает Гуру Джи, - но между ними происходит беседа на сердечном уровне. Для посторонних это совершенно не слышно, не видно, непостижимо и удивительно. Но это - самый лучший сатсанг, истинное единение».
«Даршан - Взгляд Учителя - имеет особое духовное значение. Даршан преображает внутренний мир ученика. И ради получения даршана люди отправляются в паломничество за сотни километров. И когда ученик получает даршан Учителя, мантра, данная ученику, работает в тысячи раз сильнее. Те же, кто далеко и не могут получить даршан, но помнят об Учителе, внутренне всегда с Ним, они ещё ближе могут быть. Духовная близость зависит от внутреннего устремления к Учителю, от бхакти".
Только при непосредственном общении с Учителем можно пройти практику служения Учителю. Исключение, может быть, составляют ученики очень высокого духовного уровня: те, кто в духе постоянно соединены с Учителем. Но и они также подходили к этой ступени через практику непосредственного служения Учителю, может быть в прошлых жизнях. Насколько важна такая практика, говорит духовный опыт любой йоги, любой религии и любого духовного течения. Служение - едва ли не самое сильное средство для формирования качества самоотвержения, избавления от всех проявлений самости, эго. Служение Учителю формирует и укрепляет также качество почитания Учителя - одно из главных качеств совершенствования, основанное на благодарности, признательности и любви к Учителю.
Ученики, находящиеся рядом с Учителем, действуя воедино, воплощают задачу Учителя. Их работа входит в духовную практику - садхану. Садхана ученика, осуществляемая в непосредственной близости с Учителем, способствует интенсивному духовному продвижению. Бесценный опыт взаимоотношений с Учителем на Земле, на физическом плане, даёт нам пример внутреннего духовного общения с Богом. Мы видим Бога только через Того, кто уже почувствовал и увидел Бога в себе.
Свет Учителя очищает души преданных учеников, наполняя их высшей любовью и самоотверженностью. И основа тому - милосердие Гуру Джи.
Учитель - Свет Божественный, лучистый.
Учитель - Мощь Любви, кристально чистой.
Учитель - Знание Души и Мирозданья.
Учитель - Жизнь без смерти и страданья.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЕСТЬ СВЕТ
Я знак счастливый Гупта послал.
Слово Моё - медь сверкающая.
Сядь - на чуткое ухо уста скажут.
Агни Йога. Зов. 26 мая 1921 г.
Древняя индийская молитва гласит: "Мантра мулам - Гурурвакьям" - "Каждое слово Учителя есть мантра". Какая огромная мудрость заключена в этой короткой фразе. Она, как кристалл алмаза, излучает каждой гранью свет, и каждая грань несёт свой смысл.
Каждое слово Учителя направлено в конечном итоге на скорейшее пробуждение духа человека, на достижение самосветимости, исходящей изнутри. Но Свет можно пробудить, зажечь только Светом. Потому каждое слово Учителя несёт Свет. Это слово имеет силу закона. Как Учитель сказал, так и будет.
Когда Учитель даёт ученику мантру, Он тем самым устанавливает с ним связь и даёт самый сильный инструмент совершенствования, очищения души, инструмент овладения мыслью. Повторение мантры очищает ум, но это - лишь очень малая часть того, что даёт процесс повторения мантры. Мантра есть ручательство Учителя за то, что ученик пройдёт весь Путь при условии правильного и полного выполнения всего, что даёт Гуру Джи для достижения этой цели.
"Чтение мантры, - говорит Шри Пракаш Джи, - это процесс, который неуклонно продвигает ученика к Свету. С помощью мантра-медитации человек может познать себя, своё внутреннее высшее Я. Этот процесс открыли йоги. Они нашли путь, приводящий к Богу. Это - практика, садхана. И мантра-медитация - важнейшее звено в этой практике. Его нельзя пропустить. Свет не увидеть, пока не будет остановлен беспорядочный, хаотичный поток мыслей, пока на зеркале нашего сознания будет рябь. Но сделать это без повторения мантры, имени Бога чрезвычайно сложно. Во всех йогах, религиях, духовных течениях такая практика есть. Мантра-медитация помогает направить поток мыслей в одно русло - концентрации на избранном образе, и следующий шаг - остановка мысли. Но достичь этой цели даже с мантра-медитацией сложно, если нет бхакти. С бхакти это становится реально достижимым, причём чтение мантры помогает развить и усилить бхакти. Образ вашего Ишта - тот образ Бога, в которого вы верите, который вы почитаете и любите, будет помогать вам в этом. Но везде, во всех случаях вам будет помогать Сила Учителя, давшего вам мантру. Она ведёт вас к избранному образу, и благодаря ей вы увидите рано или поздно своего Ишта. Поэтому, если вы утвердились в избрании Учителя, любите Его, полностью верите Ему, лучше медитировать на образ Учителя. И тогда всё придёт".
Повторение мантры обладает многогранным воздействием на человека. Если мы хотим развить в себе то или иное качество, а у нас пока это не получается или продвигается с трудом (например: кто-то хочет развить в себе любовь к своему Ишту, кто-то - научиться равновесию, освободиться от раздражения, гнева…), - во всех случаях чтение мантры так, как это даёт Учитель, позволяет более эффективно продвигаться к намеченной цели. Не случайно говорится, что с Учителем ученик движется не пешком, но летит на ракете. Когда мантра повторяется непосредственно с Учителем, происходит усиленное её воздействие. Правильнее сказать, что сила воздействия идет от Учителя, где бы и как бы мы ни практиковали повторение мантры (джап).
Чувство близости с Учителем не связано с физическим расстоянием, оно внутри. Если мы чувствуем близость Учителя, находясь вдали от Него, и повторяем мантру, эффект будет сильнее. Но и сам джап способствует усилению чувства близости и единения с Учителем.
Мантра даёт многие другие положительные следствия, о которых ученик может даже и не предполагать: то есть процесс очищения и продвижения идёт во многих направлениях, комплексно. Учитель видит причинное тело человека и даёт мантру каждому ученику таким образом, что она оказывает индивидуальное воздействие, усиливая его положительные качества и ослабляя негативные. Самый сильный эффект её будет именно в том, что наиболее необходимо ученику на данном этапе его развития.
Гуру Джи говорит: "Вся карма человека сохраняется в причинном теле: и прошлая (завершившаяся), и будущий рисунок кармы. Причинное тело можно сравнить с негативом фотопленки, на котором запечатлено всё подуманное, сказанное, сделанное человеком (и хорошее, и плохое). Человек, повторяя чистое слово - мантру, которую дал Гуру, имеет возможность изменить свою карму к лучшему, перед тем как она проявится, то есть даст свой результат. Иными словами, есть возможность почистить "негатив фотопленки". Карма все равно даст результат, но в процессе повторения мантры те события, которые должны произойти с человеком, будут смягчены. По милости Садгуру любая отрицательная карма может быть значительно уменьшена и даже сведена до нуля. Если человек не будет читать мантру, он все кармические события будет проходить в полном объёме. И как хорошее мыло смывает грязь с вашего тела, так и мантра смывает грязь с вашей кармы".
Мантра - живая связь с Учителем. И если мы с чистым сердцем будем выполнять то, что говорит Учитель, презрев многие мирские соблазны, эта связь непременно установится, укрепится и станет неразрывной. Вот почему в "Бхагават-Гите" (10:25) самым большим жертвоприношением названо повторение имени Бога, мантры, данной Учителем.
В книгах по йоге приводится значительное количество мантр, однако повторять мантры, самостоятельно взятые из книг, нежелательно, потому что человек не понимает значения мантры и не знает, какое воздействие она оказывает. Всё это знает только Садгуру, и, видя причинное тело человека, Он может определить, повторение какой мантры принесёт человеку благо.
Шри Пракаш Джи говорит: "Наибольшей силой или действием обладает та мантра, которую йог видел и слышал своим духовным зрением и слухом и посредством которой он достиг того, к чему эта мантра ведет. Сила мантры такова: вся Вселенная управляется Нараяном, Нараян находится под властью мантры, а мантра - под властью Учителя".
Сила мантры также заключена и в её языке - санскрите, где каждая буква и слог имеют своё значение и несут свой смысл. Наука мантры - часть науки йоги. Эта наука - изначальное, истинное Знание, дошедшее до нас из глубокой древности. Оно было дано Риши - великими посвященными, Махатмами на санскрите и передавалось многими поколениями йогов от Учителя к ученику на протяжении тысячелетий. Кроме того, опыт духовного восприятия мантр великими йогами из глубин Духовного Космоса никогда не прекращался вплоть до наших дней.
Мантра на санскрите - наиболее сильная и чистая звуковая вибрация, в которой гармонично соединены ритм, интонация, мелодика, слоговая и звуковая последовательность и смысл. Гуру Джи всегда даёт подробное толкование и перевод мантрам, бхаджанам, молитвам, гимну Аарти, чтобы они читались осмысленно, с ясным и чётким пониманием.
Практика многократного повторения имени Бога и молитвы существует во всех религиях. Многократное повторение имени Бога даёт человеку духовное очищение, и этот процесс можно назвать мантра-медитацией (джап).
Учитель уделяет науке мантры очень много внимания на сатсангах. Есть сатсанги, посвящённые только этой теме, настолько она важна. Именно с мантрой связано понятие истинного и естественного пути.
Учитель и пришёл к нам для того, чтобы мы вернулись на истинный путь. Представление о том, каким он должен быть, искажено и затемнено, несмотря на духовные учения, вполне доступные сегодня для чтения. Человеку, обременённому массой прочитанных книг, порою различных по содержанию, очень трудно взять из них самое главное и нужное и ещё труднее применить всё это на практике в жизни. Например, существует достаточно распространённое мнение, что если читать духовные учения, самостоятельно совершенствуя себя, и заниматься общественной или культурной работой в какой-либо духовной организации, созданной последователями данного учения, то в человеке постепенно и естественно будут происходить духовные перемены вплоть до открытия энергетических центров и их дальнейших трансформаций. Кто может отрицать полезность общественной и культурной работы?.. Но возникает другой вопрос: откуда возьмётся сила для приведения в действие энергетического процесса в центрах? "Наши знания и представления, полученные из книг, - говорит Гуру Джи, - как провода, но кто пустит по ним ток?" Именно Учитель даёт энергию или силу для продвижения ученика вперёд. И средство для передачи этой силы, для очищения и связи с Учителем есть мантра. Практика работы с мантрой с самых первых шагов имеет дело с духовными принципами человека: с мыслью и чувствами.
Духовный путь будет истинным и естественным с Истинным Духовным Учителем, Садгуру, а значит, с мантрой, данной Учителем, и с теми методами совершенствования, которые Он укажет.
Однажды на сатсанге Гуру Джи сказал, что духовные Учителя бывают, как врачи, трёх видов. Одни - диагностируют болезни, приносят лекарство, остальное - дело самого больного. Другие - не только принесут лекарство, но и проследят за тем, чтобы пациент его принял. Третьи - принесут лекарство, и, если больной ленится, сами будут давать это лекарство и постоянно следить за процессом выздоровления до конца. Встретив такого Учителя, как третий доктор, мы можем, живя в миру, достичь самого высокого духовного уровня.
Шри Пракаш Джи говорит о реальности достижения Бога в жизни, но Он не обещает, что это произойдёт через недели, месяцы или вообще в какой-то конкретный срок. Это - индивидуальный процесс, связанный с прошлой и настоящей кармой каждого человека. Более того, на этом пути очень много ступеней, прежде чем человек достигнет самадхи (состояния слияния с Высшим, с Богом) и мокш (освобождения). Кроме того, существует также несколько видов самадхи и мокш, всё более совершенных в своей последовательности. Путь велик. И каждый достигший Бога, каждый йог есть плод духовного труда, садханы многих и многих жизней. Поэтому Гуру Джи учит, что практика, которую Он даёт, предназначена не на какой-то срок, но на всю жизнь, до последнего дыхания. Даже после достижения высокой ступени она продолжается, хотя и может изменяться в соответствии с указанием или советом Учителя.
Перед нами ежедневный личный пример Шри Пракаша Джи - Великого Учителя, достигшего состояния Брахма-гьяни (Я - во всём, и всё - во Мне) и ни на один день не прерывающего своей практики, своего совершенствования.
Учитель пришёл к нам с единственной целью - помочь нам пройти путь до конца, до соединения с Высшим. Всё приходит от Него. Такие Великие Духи созидают миры и формируют сознание людей, направляя их к Свету и давая им Свет Любви и Знания. Поэтому, что бы ни происходило с нами в нашем земном понимании, - всё от Него, от Учителя. Он обратит всё на пользу человеку, его духовному развитию, его эволюционному росту. "Все от Бога, от Тебя это было" - так повторяют подвижники всех народов и вер.
Рука Учителя - Его милость. Кто еще может провести сквозь все трудности и узлы судьбы на Земле и в полёте духа в Беспредельность, на кого ещё мы можем положиться, кто укажет там Путь и проведёт сквозь все опасности в высших мирах - Тонком и Огненном? Истинно, Учитель - маяк, ведущий во всех мирах.
Он с тобою всегда,
Он с тобою везде,
Он не бросит тебя
Никогда и нигде.
Если встретился с Ним,
Если сердцем узнал,
Знай, ты с этого дня
Новорожденным стал.
Если Он протянул
Тебе Руку свою -
Будет вместе с тобой
И в труде, и в бою,
В мире этом и том,
И в беде, и в раю...
Если взял в свою Руку
Он руку твою,
Будет пройден тобою
Весь путь - так считай.
Только преданным будь -
Руку не отпускай.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ - ВЕНЕЦ ДУХОВНОСТИ
Любовь есть Свет и Красота Вселенной,
Любовью созидаются миры,
В Любви и человек родится,
Учитель к нам приходит из Любви,
К Любви Он обращает наши души,
Чтобы рождённые в Любви
Любовь свою Творцу отдали,
Замкнув великий круг рождений,
И растворились в Нём, в Любви.
И если Гуру к нам пришёл с Любовью,
Он Сам - и Свет, и Красота Любви.
В Нём нет и тени человека,
Лишь Свет Божественной Души.
Пусть глаз не видит - сердце чует
Тот Свет, как солнце солнц горит.
Он к нам принёс свой Свет, ликуя,
И, кто готов, сей Свет узрит.
Не раз приходил Учитель с вестью о Божественной Любви и преданности, о бхакти. И принимали люди этот дар, и сохраняли его, но не могли долго удержать. И снова приходил Учитель в мир с этой вестью. Во всех югах так было. И в разных югах различно светились сердца человеческие любовью. В светлых югах - Сатья и Трета - Бога можно было достичь соответственно медитацией и гьян-йогой. Может быть оттого, что Божественная Любовь была более естественным состоянием людей в это время. В Двапара-юге Бога достигали с помощью жертвоприношения - Агни пуджи (ягьи).
"В наше переходное время от Кали-юги к светлой эпохе самое важное - повторение имени Бога или мантры, данной Учителем. Именно джап является самой действенной практикой в Кали-югу", - говорит Гуру Джи.
Сегодня сама жизненная ситуация даёт нам понять, что бхакти и карма-йоги сейчас самые важные. Духовный путь через труд и любовь ныне самый реальный и доступный для большинства людей.
Почему Учитель говорит всё время о Любви? Он преисполнен Любви, Он олицетворяет её, Он дарит её всем. Он знает, что без Любви не подняться к высшему, не пройти путь. На крыльях Любви взлетает бхакти-йог, Любовь к труду без привязанности к плодам его движет карма-йогом. Путь гьян-йога - сложный и рискованный, и не пройти его без Любви (потому что на этом пути могут подниматься эго и гордыня).
Учитель говорит: "Тот, кто прошёл путём гьян-йоги, затем воплощается снова, чтобы стать бхактом… Так и йоги после соединения с Богом ищут ещё бхакти. Йоги стремятся к полному освобождению - кэвале мокш. Но бхактам даже кэвале мокш не нужен. Они находятся в состоянии прем-самадхи. Это - состояние полного соединения с Богом в Любви: человек всегда погружён в мысли и чувства о Боге".
Гуру Джи говорит о бхакти: "Это прекрасный путь для тех, кто уже всё прошёл, они уже всем пресытились. Они ходили разными путями и, наконец, пришли и идут самым естественным, Божественным путем. Тем, которым Бог нисходит к людям. Бог есть Любовь, поэтому и достижение Бога происходит через бхакти, то есть чистую Любовь к Богу".
И когда Бог хочет напомнить, сказать людям о Себе, Он собирает в одном человеке все свои высочайшие качества, наделяя его всей полнотой их, всей своей Любовью, и отправляет как луч своего Света на Землю. Бог Сам воплощается в этом человеке. Это - Учителя человечества. Они - Свет Небес на Земле. Они способны восходить любым путём на Земле, в любую югу, в любых условиях и местах. Но путь Любви - самый великий! Божественная Любовь - венец духовности на Земле. Путь бхакти самостоятелен. Он - и цель, и средство восхождения. Ни гьян-, ни карма-йога не самостоятельны. Без бхакти даже раджа-йога не царственна. Ведь Шива, покровитель раджа-йоги, - бхакт Вишну, а Вишну - бхакт Шивы. Харихара - соединённые Любовью Вишну и Шива.
Гуру Джи так говорит о Божественной Любви: "Любовь к Богу не то же самое, что мирская любовь. Это значит - любить всех. Говорить так легко, но любить так сложно. Так любят только Брахма-гьяни йоги. Они видят Бога везде и во всём: и в Учителе, и в ученике, и в любом человеке... Когда будет такая Любовь, то по сравнению с ней мирская любовь будет лишь очень малой её частью. Также можно сказать, что в мирской любви есть крупица Божественной. В мирской любви есть желание получить что-то в ответ. В Божественной Любви есть только желание давать".
Если человек не видел Бога, но любит Его, значит, в этом есть милость Бога. Это - Любовь Бога. Она не имеет срока в отличие от мирской любви, которая заканчивается после того, как человек получает желаемое. Божественная Любовь не уменьшается, напротив, она усиливается, увеличивается. Когда я говорю о Любви к Богу, то именно такая Любовь называется бхакти.
В бхакти много шакти, или духовной силы. Но эту силу трудно удержать. Когда человек получит силу, у него может подняться гордыня. Потому лучше думать: "Это Учитель, это Бог дает, это - Его милость". И тогда это будет действительно бхакти. Суть Любви к Богу лежит в мыслях и чувствах бхакта: "Не я, но Ты; пусть исполнится желание Твоё, воля Твоя; всё - от Тебя, всё принимаю". Тогда не будет привязанности.
И если человек каждый день старается усилить свою Любовь, он идёт путем бхакти к той же цели, к которой идёт йог, ежедневно выполняя тяжелейшую йогическую практику. И если у садхака в обычной практике могут быть сомнения, то на пути бхакти их нет".
Как же развить Божественную Любовь?
Что бы ни дал Учитель - практику или совет, во всем есть Его сила, сила Любви. Поэтому всё, что Он даёт и мы выполняем, усиливает бхакти. Нужно только уметь сохранить и не растрачивать напрасно эту силу.
Любовь к Учителю рождает почитание, и в почитании Учителя рождается и усиливается Любовь.
Аарти - гимн почитания и служения Учителю - проводится регулярно. Внешне красивое и достаточно скромное, Аарти обладает большой духовной мощью, оно даёт энергию. Аарти - обитель самых высоких чувств, это мир сердца, наполненный Светом Любви, восторга и почитания. Интеллект здесь смиренно утихает и замирает перед входом в этот мир. Аарти - искусство, не только потому, что здесь поётся мантра и прекрасный по своей мелодии гимн почитания Учителя на санскрите, совершенно восхитительного, возвышенного содержания. Это - искусство и таинство погружения в мир Любви, мир бхакти, и подобно каждому искусству ему нужно учиться. Сама форма проведения Аарти помогает этому. Аарти – одна из форм служения, когда же оно проводится с самыми высокими чувствами, Аарти становится великим служением.
Очень хороши для развития бхакти бхаджаны - песни любви к Богу. Учитель даёт их на санскрите. Эти небольшие стихи или даже фразы (киртаны), положенные на простую, но очень глубокую и красивую музыку, обладают сильным воздействием при многократном их повторении. Гуру Джи научил уже многим бхаджанам. И мантра, и бхаджаны позволяют накапливать и сохранять энергию, быстро восстанавливаться в сложных жизненных ситуациях.
Бхакти есть крылья духа. И человек становится крылатым по милости Бога, милости Учителя, когда слагает к стопам Учителя своё эго.
Любовь Учителя, Его жертвенное присутствие на Земле, в России находят своё воплощение и в Агни пудже - очень древнем и сильном ритуале очищения и преображения человека. Учитель возродил в России эту прекрасную духовную традицию проведения Агни пуджи. Это - большая и глубокая тема, и о ней следует рассказать отдельно. Свет Божественного Пламени Агни пуджи уже сиял неоднократно над многими городами.
САТСАНГИ УЧИТЕЛЯ
Сегодня уже совершенно ясно, что, если свести воедино все сатсанги Учителя, это будет стройная, последовательная система знаний о духовном восхождении человека в миру. По сути, уже реально дано Новое Учение. Оно является продолжением и развитием учений, данных ранее. Учитель раскрыл множество самых разных тем, касающихся духовной жизни человека. Многие стороны нашей обычной мирской жизни были рассмотрены Им с духовных позиций. Быть может, главной отличительной чертой Учения Шри Пракаша Джи является подробно изложенная практика, или садхана, проводимая в миру.
Гуру Джи не раз говорил, что понимание йоги у большинства людей искажено. Её смешивают с физическими упражнениями, гимнастикой (хатха-йога); с тантрой - весьма опасными для человека практиками; с различными психоэнергетическими упражнениями для развития каких-либо психических сил; с магией и даже с эстрадно-цирковыми номерами...
Многое из того, что даёт Учитель, является совершенно новым, ранее закрытым знанием йоги. Оно передавалось только устно от Учителя к ученику. Но пришло новое время. Пришёл Учитель. У него много последователей. И наконец даётся полное, истинное знание йоги от Истинного Учителя.
Сатсанги Учителя столь многообразны и значительны, что о них невозможно подробно рассказать в статье. Их нужно слушать непосредственно. (Есть аудио- и видеозаписи.) Вот темы только некоторых из них:
– наука йоги; мантра - наука слова;
– как проводить садхану (духовную практику);
– о духовном восхождении через труд - карма-йога;
– путь любви - бхакти-йога;
– мантра и молитва, их цели и различие;
– как сочетать жизнь в семье и духовную практику;
– питание и духовное развитие;
– о бхаджанах, о медитации;
– об ошибках (грехах), и как их исправлять;
– о здоровье;
– что такое самоотречение;
– как научиться жить и действовать не во имя своё;
– главные препятствия на духовном пути, и как их преодолеть;
– аштанга-йога и йога в миру;
– наилучшие пути духовного восхождения в различных югах;
– Любовь Божественная - бхакти и любовь мирская;
– два пути духовного восхождения;
– о братстве учеников; законы кармы;
– где находится душа человека;
– атма, буддхи, манас;
– о важности сатсанга и даршана;
– Аарти и его значение в духовном восхождении;
– об Агни пудже;
– режим в садхане;
– значение мысли;
– контроль дыхания;
– как научиться любить Бога;
– как правильно выбрать духовный путь;
– чем отличается йога от религии, молитва от медитации;
– как выбрать Учителя...
Роль сатсанга настолько важна, что высокие духовные достижения возможны только после присутствия на сатсанге. В истории йоги известны примеры, когда садхак после многолетней интенсивной практики не получал возможных при этом результатов только по той причине, что не было сатсанга. А после сатсанга он быстро достигал очень высокой ступени. Так же необходим и даршан Учителя.
Другой пример говорит о том, что человек, и не думавший о духовности и случайно послушавший в течение какого-то времени сатсанг Брахма-гьяни йога, родился потом царём, собиравшим сатсанги, а в следующей жизни достиг ступени йогина. Учитель может просто сидеть в молчании на сатсанге, одного Его присутствия достаточно для необыкновенного ускорения духовного развития учеников. Учитель может даже не смотреть на них при этом. Всё совершается в духе. Такова сила и значимость сатсанга, проводимого Садгуру.
СТРАНИЦЫ КНИГИ МИЛОСЕРДИЯ УЧИТЕЛЯ
… И тогда мы поймём, что в Своём состраданьи,
Ты провёл нас, над бездной держа на руках.
О жизнь, как ты меняешься с приходом Учителя! Ранее полная загадок и тайн, ты начинаешь постепенно раскрывать свои секреты. И становится ясным смысл событий, происшедших недавно и в далёком прошлом: раскрываются сны, в которых странности становятся пророчеством; встречи с людьми, достижения и неудачи, удивительные совпадения обстоятельств и даже болезни и травмы… - всё обретает свой смысл. Всё приходит в движение и связывается единым сюжетом по имени Жизнь. Она уже не начинается и не заканчивается здесь на Земле. Она началась давно - тысячи, миллионы лет назад. Сила Учителя управляет ею. Мысль Учителя связывает миры воедино. И завеса между ними становится всё тоньше и тоньше. События в земном, тонком и причинном мирах взаимопроникают, своеобразно преломляясь в каждом мире. Гуру Джи учит пониманию единства событий в духе и на Земле, учит не только словом, но и обстоятельствами жизни. Через них Учитель незримо ведёт ученика. Не знающий до времени об Учителе думает: "Как мудра жизнь, как многому она меня научила". Встретивший Учителя говорит: "Благодарю тебя, Учитель, за помощь, за урок, за испытание… за Любовь Твою во всём, что Ты даёшь".
Много историй о сострадании, помощи и Любви Учителя есть в книге Милосердия Учителя. Они живут в сердцах людей, встретившихся с Ним. Вот некоторые из них.
Мой друг, ученик Шри Пракаша Джи, рассказывал: "Сколько уже времени прошло с момента встречи с Учителем, и до сих пор не устаю удивляться мягкости и деликатности, с которой Гуру Джи даёт совет или помогает. Если бы я был внимательнее, зорче, то многое мог бы понять раньше, потому что Гуру Джи всё старается делать совершенно незаметно. Это "почерк" истинного Учителя, истинного йога.
Однажды я обратился к Учителю с просьбой дать рекомендации по здоровью: беспокоили простуды и время от времени боли в спине, также были трудности в проведении практики - боли при продолжительном сидении. И вот Учитель даёт несколько хатха-йогических упражнений, к которым ранее у меня было несколько предвзятое отношение, и добавляет, что они помогут также и в другом - в том, что я считал не заболеванием, а эпизодическим недомоганием. Упражнения, связанные в основном с гибкостью, показались мне несложными (так как раньше занимался спортом, а позднее - гимнастикой для здоровья), но поначалу я их делал с большим трудом: тело успело забыть прошлое. По прошествии нескольких месяцев они дали хороший результат. И вот сейчас я начинаю осознавать, сколько уроков дал Учитель.
Не забывать никогда о поддержании здоровья и хорошей физической формы.
Относиться к хатха-йоге с уважением: уметь выбрать из неё то, что необходимо и полезно.
Урок зоркости и внимательности. До того как Учитель дал упражнения, мне приходилось бывать в местах, где проводились лекции и беседы на духовные и околодуховные темы, а также показывались чудеса гибкости хатха-йогов. Тогда меня их выступления не интересовали. Но затем там же я несколько раз видел, как один молодой человек прямо передо мной делал с лёгкостью, изящно упражнение на гибкость суставов – замок за спиной. Именно это упражнение Гуру Джи позднее дал мне, и оно было едва ли не самым трудным для меня. Но ещё раньше Учитель показал через молодого человека то, что может помочь. Рука Гуру Джи реально помогает везде, нужно только увидеть Его помощь".
На сатсангах Шри Пракаш Джи говорил о важности момента перехода в Тонкий Мир, то есть о том, что называют смертью. По сути, вся жизнь является подготовкой к этому моменту и к последующей жизни в Тонком мире. Гуру Джи говорил: "О чём человек думает в момент перехода, к тому и приходит, с тем и соединяется. Если человек будет в течение всей жизни постоянно практиковать и читать мантру, повторять имя Бога, то это поможет ему достичь освобождения либо уже при жизни, либо в момент перехода. Переход труден тем, что в этот момент человек испытывает боль настолько сильную, словно тысячи змей и скорпионов разом укусили, и кроме боли ни о чём не может думать. Нужно научиться в любой ситуации помнить о Боге, повторять внутри имя Бога (мантру). Тогда установится постоянная связь с Богом и переход не будет таким трудным".
Как влияет чтение мантры на обстоятельства жизни, и как научиться повторять мантру в любой ситуации и особенно во время боли, - эти темы не раз были предметом разговора среди учеников Гуру Джи.
И вот что рассказал один из них: "Наблюдая за собой, я отмечал, как влияет чтение мантры на "мелочи жизни". Например, было достаточно много случаев, когда при чтении мантры (внутри) происходили позитивные процессы, быстро решалась какая-то небольшая сиюминутная проблема; находилась нужная вещь, книга или нужная мысль в книге; не падала или, упав, не разбивалась стеклянная или фарфоровая посуда; не падали вообще или не закатывались далеко упавшие детали разбираемого механизма (игрушки, часы, сантехника, бытовая техника…); не происходили травмы, которые по всем обстоятельствам были просто неизбежны; быстро улаживались начинающиеся конфликты или совсем не начинались, хотя казались назревшими… И наоборот, без мантры и особенно при негативных мыслях - падают вещи, разбивается посуда, проливается вода, происходят травмы…
Я думал: почему так происходит? Считать ли все негативные случаи наказанием? Тогда за что? Наказание ли это? Потом понял, что, думая плохо о других, мы сами раним себя. Гуру Джи говорил, что с такими мыслями мы берём на себя часть их кармы (ясно, что не позитивной). И все негативные "мелочи" - знак того, что мы сами себе вредим. Просто думая о недостатках других людей, мы уже даём им свою оценку и этим создаём негатив себе.
Но когда мы читаем мантру, мы уже стали лучше? За это время, положим небольшое, мы ещё не стали лучше, но на это время мы стали другими и, наверное, лучше. И потому Сила Учителя уже действует, превращая всё в позитив.
Получается удивительная вещь. Мантра очищает сознание человека, превращает негатив ещё не проявившейся кармы в позитив. То же самое происходит в проявленных "мелочах жизни". Эти "мелочи" тоже кармические, и они при чтении мантры проявляются с плюсом. Корень кармы - в мыслях, поэтому, изменив мысли, мы получаем изменённые проявленные обстоятельства жизни. Поскольку "мелочи", наверное, проявляются быстрее и легче, чем крупные события, - этот процесс более нагляден и управляем. Но "мелочей" очень много, и в совокупности своей они являют собой очень большую часть кармы. Йоги говорят, что Земля, лишённая только травы и цветов, не выживет даже с деревьями и кустарниками. В одних только цветах заключена половина жизнеспособности Земли.
Так в повседневности мы можем наблюдать действие великого закона единства событий в духе и на Земле. Учитель пришёл к нам на Землю, и, если мы встретились с Ним, приняли Его в сердце своём, значит, точно будет установлена с Ним связь в духе. Нужны только наши усилия, любовь и время. И милость Учителя - Гуру крипа - уже в том, что Он пришёл в наши сердца.
Размышляя так, я полагал, что если с мантрой можно избежать травм, а значит, боли, то переход в Тонкий мир тоже может быть совершён без боли: Сила Учителя вездесуща и всесильна. Иногда мне приходилось с некоторым облегчением отмечать, что при возникновении боли, даже зубной, а также болезни или мелких травм чтение мантры внутри не прерывалось. Но был дан простой и сильный урок.
Однажды, собирая грибы и читая внутри мантру, я потёр глаз тыльной стороной указательного пальца. Руки при сборе грибов - в соке, а он горький и жгучий (особенно у волнушек и груздей). В считанные секунды глаз стал наливаться такой жгучей болью, что я думал только о том, как бы быстрее промыть его и не повредит ли сок слизистую оболочку глаза. В тот момент я не думал о том, что сильнее: сок гриба или яд скорпиона…
Всё это произошло из-за того, что, видимо, не было достаточного погружения сознания в мантру, ум продолжал "бегать" по своим привычным темам. Этот случай дал понять, как сложна и важна задача постоянного памятования и практики мантры".
Помощь Учителя всегда приходит вовремя. Слово, сказанное Гуру Джи и мысль, посланная Им ученику в ситуации как бы обычной, позволяют порою избежать тяжелейших последствий. Памятование при этом совершенно неходимо.
Мой знакомый художник, ученик Гуру Джи, рассказывал: "Несколько лет назад я занимался интенсивной пранаямой. Мне было известно, что в городе ею заниматься опасно: это могло принести вред духовному развитию и здоровью. Но поскольку я очень доверял человеку, давшему эту практику, то всё-таки делал её. В течение нескольких месяцев происходили положительные следствия, но затем параллельно началось постепенное ухудшение здоровья. Болезни следовали с нарастанием одна за другой и были связаны в основном с системой дыхания.
Я говорил об этом раньше Гуру Джи, но не очень определенно связывая здоровье и пранаяму. Учитель говорил только о постепенном количественном сокращении этой практики. Наконец состояние здоровья стало критическим, и, когда я рассказал об этом Гуру Джи, Он ответил, что нужно немедленно прекратить эту практику, оставив необходимый минимум, который даже в городе не приносит никаких вредных последствий. Это было спасением. Здоровье постепенно восстановилось, а я приобрёл личный опыт.
Этот, а также другие случаи убедили меня в том, что помощь Учителя отводит иногда очень опасные последствия. Один из них произошёл в начале 1990-х годов. Гуру Джи уже тогда жил в России. Он говорил на сатсангах о том, что встреча Учителя с учениками в этой жизни может быть уже не первой и кто-то это может чувствовать или предполагать благодаря фактам из своей жизни.
В те годы я только начал интересоваться духовностью: читал книги и старался замечать необычные явления в себе и в окружающей жизни. Происшедший случай я тогда рассматривал как помощь свыше - помощь Учителя, книги которого я очень любил и люблю сейчас. Но сегодня я совершенно убеждён в том, что это была помощь Гуру Джи, ведь Он - Садгуру, и мои представления тех лет счастливо объединились в одном Облике.
Случилось следующее. Как-то раз летом мы с дочерью возвращались на велосипеде с прогулки по лесу. Она была тогда ещё маленькая и сидела на сиденье рамы велосипеда. Мы уже подъезжали к мосту через реку, и при въезде на мост был значительный подъём с интенсивным автомобильным движением. Справа был старый уголок города с резными деревянными домами, садами, ручьём, живописными деревьями… Незадолго до поворота к нему у меня возникла мысль: не свернуть ли,- давно не был, дочка посмотрит… Но у самого поворота решил ехать домой - времени уже много, давно в дороге… устали оба… Мы уже почти проехали поворот, как снова буквально пронзила мысль: "Сверни!" Я едва успел повернуть руль направо, и вот мы уже едем по тихой улочке. Впереди - спуск к ручью с мостиком. Асфальт кончился, и на спуске, и за ручьем на подъеме пошла дорога из гравия. Проехали мостик. На подъеме я встаю на педали и через четыре-пять метров мгновенно обламывается правый шатун с педалью у велосипеда. Мы упали вправо, отделавшись лёгкими ушибами. И тогда меня пронзила другая мысль: это точно должно было случиться при подъёме на мост рядом с транспортом… Была твеёдая уверенность, что мы оба были спасены. Стало ясно и другое: мне много лет думалось, что именно этот шатун может сломаться, но внешне дефектов на нём не было видно. Думаю, что и это чувство было от Учителя".
Рука помощи Учителя не знает ни расстояний, ни времени, ни каких-либо границ. И не нужны слова. Когда очень тяжко, Учитель приходит.
Мой хороший знакомый рассказывал, как однажды он был в Москве (он - из другого города) осенью: "У меня сильно разболелась поясница. Ночью я часто просыпался от сильной боли, по утрам вообще едва двигался. Малейшие движения причиняли ужасную боль, а под вечер ещё и тело наливалось такой усталостью от постоянно напряжённых мышц в ожидании боли, что казалось окаменевшим и ныло каждой клеточкой. Я тогда уже практиковал. Впрочем, практика в те дни была испытанием на терпение… Растирания почти не помогали. И вот однажды после особенно тяжелых ночи и дня я пришёл вечером в наше обычное место встреч, когда Гуру Джи там не было. Мне была передана записка со словами Учителя о том, чтобы я поставил в храме ароматическую палочку. Что я и сделал.
На другой же день боли в пояснице стали значительно меньше, а ещё через день всё прошло. Знал ли Учитель о болезни? Да, с Ним была встреча, и я говорил об этом, не особенно заостряя, но мои движения сами говорили за себя. Помощь Учителя пришла в самый критический момент.
После подобных случаев я пришёл к убеждению, что Учитель всегда с нами, в каждое мгновение жизни, в каждом месте и точке этого мира и других миров. Для того, кто живёт в вечности, нет понятия времени. Такова Сила и Сущность Брахма-гьяни йога".
Другой мой друг поведал такую историю: "Однажды весной я простудился и заболел. Думая о причинах, я полагал, что это произошло во время короткой прогулки по набережной, сказались также перенапряжение последних дней и прежде всего недосыпания. Поднялась температура, и пришлось лечь в постель…
Разговор с Учителем по телефону был для меня откровением: Он сказал, что я простудился в другом месте, где ждал несколько минут своего друга на перекрёстке улиц. И я вспомнил, что действительно в тот день был сильный холодный северный ветер, хотя светило солнце. Ни об этой встрече, ни об ожидании я не говорил Учителю ни слова! Я об этом даже и не думал, так как в тот день мне казалось, что было не слишком холодно, да и ждал я недолго.
Но болезнь усилилась, и через три дня сильно болели голова и особенно глаза. Всё это время лежал в жару и читал мантру, принимал лекарства и прасад Гуру Джи - кардамон, который Он дал незадолго до этого. В ночь четвёртого дня наступил кризис - от боли почти не спал. Ещё с вечера решил, что кардамон - прасад Гуру Джи - лучшее лекарство, и полностью положился на волю Учителя. Почти всю ночь читал мантру, был сильный жар.
В середине ночи, между двумя и четырьмя часами, я увидел яркий огонь или свет и пальцы Гуру Джи. Он сделал какие-то движения руками внутри меня и дотронулся до глаз. В тот же момент боль в глазах прошла. И ещё Он сделал как бы отток энергии от воспалённых глаз вниз в безопасное место… Наутро один глаз был опухший, губы были сплошь в простуде, и внутри всё вибрировало. Температура - почти нормальная. И хотя на следующий день рот сильно опух, дело шло на поправку, и через три дня пришло окончательное выздоровление.
Люди ждут чудес, но это было не чудо, это была милость - лечение Учителя. Этот случай ещё более утвердил мою веру в то, что после благословения и молитвы Учителя возможны любые положительные изменения в жизни ученика.
Если вспомнить все случаи встреч с Учителем, все проявления Его силы, а у многих уже есть такой опыт, и немалый, то перед нами предстанет утончённая Великая Душа, безграничного сострадания и Божественной Любви. И по ним мы можем составить представление о масштабе и мощи явления Учителя. Но когда мы встречаемся с Ним, мы видим очень спокойного и даже кроткого Человека, с мягкой улыбкой и состраданием во взгляде. Всё существо Его излучает Любовь, совершенно необыкновенную Любовь, подобно которой в миру не встретить. И в атмосфере этой Любви просыпаются и раскрываются сердца приходящих людей. Причём Учитель всегда такой, даже в самых трудных и неожиданных ситуациях. Это могут сказать и подтвердить многие!
Любовь Его имеет огромную Силу. Это - Сила Любви, творящая только добро. Сила Учителя творит истинные чудеса. "Я верю в то, что человек может преобразить своё сердце в лучшую сторону, - говорит Гуру Джи. - Если человек стал действительно лучше, значит, он стал духовнее. Может ли быть что-то в мире больше этого чуда? Нет! Какие ещё чудеса нужны? Всё, что сделал Вивекананда для мира, - разве это не чудо? Это чудо Его Учителя - Рамакришны! Зачем тратить духовную силу на демонстрацию феноменов и превращений одного в другое? Энергия Учителя идёт на то, чтобы ученики стали лучше и продвигались по духовному пути… Если вы станете лучше, везде и всем станет лучше, и все будут понимать: кто есть Духовный Учитель и что Он значит для человека".
После встречи с Учителем жизнь без Него уже немыслима, а вся предыдущая без этой встречи была бы просто бессмысленным прозябанием.
Друг рассказывал: "Однажды ехали с Учителем в машине поздно ночью в Москву из другого города. Было уже два часа ночи, когда нас остановил сотрудник ГИБДД. Он взглянул на сидящего в машине Учителя (Он был, как обычно, в белой одежде) и спросил у водителя: "Будду везёте? Это Будда? "Да?" - ответил водитель… ГИБДД задерживать не стала...
Когда приехали в дом Учителя, было около четырёх часов (ночи ли, утра?), и через некоторое время Учитель собрал всех, кто был в поездке и провёл… сатсанг. Время остановилось… не было ночи… был Учитель, Его Слово, были Любовь и Радость…
Часов в шесть утра Гуру Джи закончил сатсанг словами: "Теперь отдыхайте". И не было и тени усталости. Но когда расположились спать, то все мгновенно уснули. А Гуру Джи после этого практиковал (медитировал), как обычно… И после утреннего Аарти, Он принимал людей, пришедших на встречу. Как обычно…
Только несколько дней спустя я понял, что Гуру Джи, видя наше состояние, подарил всем через сатсанг утреннюю практику в лучшее для неё время, и, думаю, ещё что-то, известное только Ему".
Таков наш Учитель. Мы говорим "наш", но Он и ваш Учитель. Он - Учитель для всех, кто приходит к нему с чистым сердцем и, желая духовного продвижения, принимает Его руку водящую.
Cемья Гуру Джи является для всех учеников примером истинно культурных, духовных взаимоотношений. Бережное и ровное отношение к детям во всех ситуациях. И когда Шивани Джи говорит кому-то: "Всё будет хорошо - в ответ на какие-то трудности, значит так и будет. Это не просто слова утешения, это - слово Матери..." Их помощь простирается на все и проникает всюду: и в духе, и словом, и действием, и материально… И примеров таких не счесть.
Как-то летом был разговор с моей духовной сестрой о том, как усилить бхакти в сердце и особенно как сохранить этот огонь Любви в повседневной жизни. Она говорила, что ей очень помогают не только размышления об Учителе, но и творчество, посвящённое Учителю: "Однажды в один из тёплых июньских дней, после написания стихов о Гуру Джи было очень хорошее духовное состояние. Я шла по бульвару и глубоко задумалась о предстоящей Агни пудже. В своём воображении я представила Гуру Джи и рядом - Шивани Джи. Мне очень трудно описать чувство, охватившее меня… скажу только, что я пожелала в этот момент поклониться Ему и Ей - моей Духовной Матери. И когда я поклонилась Ей (внутри себя), в тот же самый момент что-то ударило меня в межбровье. Я взглянула вниз и увидела маленькую живую веточку с почками, упавшую с дерева, и поняла, что Матушка поставила мне тилак, как это делается на Агни пудже.
В моём сердце загорелась радость ребёнка, ощутившего Руку ведущую моей Духовной Матушки. Это было счастье ребёнка, который держится обеими руками за руки Отца и Матери. Рука ведущая не одна, их две, они всегда и везде с нами".
Учение о развитии бхакти, об очищении сердца принёс Шри Пракаш Джи. "Возжечь огни сердца труднее, чем осуществить поднятие кундалини", - говорят на Востоке. Но с Учителем это реально. Это возможно! Один ученик спросил: "Некоторые люди считают бхакти-йогу путём для детей. Так ли это, и как это правильно понимать?" Гуру Джи ответил: "Мы - дети Бога. За самым маленьким ребёнком мать будет больше и лучше следить. Она всё для него приготовит. И когда человек чист, как ребёнок, Бог за ним следит и всё делает для него… Он говорит: "Сначала Я дам все самым маленьким". Дети - самые чистые души. Бхакт - тот же ребёнок".
Без чистоты как может Учитель прийти в сердце ученика? Энергия Любви сильна, и сосуд, её вмещающий, должен быть чист и прочен. Учитель неуклонно ведёт ученика к очищению сердца. И наконец наступит момент, когда будет чистота, и тогда будет полное единение и "Бог не уйдёт из сердца бхакта".
Мой друг рассказывал: "Однажды после встречи с Учителем в течение последующих дней я почти постоянно думал о Нём, пытался писать о Нём стихи. В один из вечеров я заснул, глубоко размышляя о Гуру Джи, и через несколько минут проснулся: как солнце в груди загорелось - во сне была встреча с Учителем. Энергия Его была столь сильна, что я мгновенно вышел из сна".
Помощь Учителя реальна, она обращена ко всем людям. К Нему приходят с самыми разными вопросами, и именно те люди, которые понимают и чувствуют, что только при помощи Духовного Учителя их можно разрешить. Сотни людей приходят с вопросами о здоровье, о поиске духовного пути, о поиске Учителя, о проблемах взаимоотношений в семье, о работе, о здоровье детей… Приходят и в период жизненного подъёма, и в критической ситуации (и таких много), молодые и старые…
Учитель незримо и незаметно лечит наши больные души и тела, даёт духовный импульс для продвижения по духовному пути и указывает этот истинный путь.
Стоит задуматься о том, какие же должны быть сила Духа и Любовь, чтобы помочь тысячам людей в самых разных их устремлениях и бедах. И после встречи с Учителем всё больше людей начинают понимать, какую чистую Любовь и Свет обрела Россия в сердце своём.
ПРИХОД ВЕЛИКОГО УЧИТЕЛЯ В РОССИЮ
Человечество приходит ко Мне разными путями,
но каким бы путем человек ни приближался ко Мне,
на этом пути Я его приветствую,
ибо все пути принадлежат Мне.
Бхагават-Гита, 4:11
Я - путь и истина и жизнь;
никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Евангелие от Иоанна, 14:6
Приход Учителя в страну -
Для всех народов мира.
Так, тронув лишь одну струну,
Звенит аккордом лира.
Лишь только б звук струны был чист
И тон всех струн - согласным,
И лира мира зазвучит,
Ответив гимном ясным.
Учитель, говоря о единстве Бога для всего Мироздания, постоянно проводит мысль о том, чтобы мы чувствовали себя людьми планеты и не были привязаны к какой-либо стране, национальности, религии: "Человек должен понять, что Бог - один, и мы - Его дети. Он - хозяин Вселенной. У Него нет стран, наций и территорий. Он находится везде. Бог знает, что есть люди с планеты Земля и они все - Его дети. У всех есть право узнать Его, и все могут Его узнать. Он ближе всех к нам. У Бога разные имена: Кришна, Рама, Христос, Будда и другие, но сила Его - одна. Бог один, и Он везде. Бог не может находиться только в каком-то определённом месте, не может быть твоим или моим. Нужно во всём видеть одну Великую Силу (Энергию), которая находится везде, и кроме неё ничего нет. Она образует всю Вселенную во всех мирах".
Слова Учителя о России и Индии всегда звучат по-особому. С любовью, с большой теплотой рассказывал Учитель о далёких исторических событиях в Индии, о непреходящем стремлении индийцев к духовности, об удивительных подвижниках: йогах, Махатмах, садху... И с такими же чувствами говорил Учитель о России, о русских людях, об огромном духовном потенциале России, о том, что Его связывает с Россией...
Когда Учителя спросили, нравится ли Ему в России, Он отвечал: "Мне нравится Россия и быть в России, здесь много бхактов. Где больше бхактов, где больше чистой любви и преданности, там и больше нравится. Бог говорит в Ведах: "Где находятся бхакты, там и Я пребываю. Отовсюду Я могу уйти, могу уйти даже из сердца йога, но из сердца бхакта никогда не уйду". Мне нравится в России, потому что вы - бхакты. Когда вы будете в другом месте - другое место будет нравиться. Вы любите Бога во Мне, Я люблю Его в вас".
Сколько уже было поездок по России - и во многих местах Гуру Джи говорил: "Это - очень духовное место... А здесь когда-то, очень давно, были Махатмы... Какая красивая и духовная страна..."
Духовность - это наполненность Любовью. Она создаёт притягательность и человека, и местности. Незабываема молитва Шри Пракаша Джи на Волге, в замечательном в своей истинно русской красоте и задушевности древнем Романове (ныне - город Тутаев). Произошло это в один из жарких июльских вечеров, когда Солнце находилось ещё достаточно высоко и река была спокойной и величавой. В тот "баркарольный час" ветер безмолвствовал, вся природа затихла, благоговея пред молитвой Великого Учителя.
Волга - наша главная духовная артерия, наша русская Ганга. От Валдая до Каспия она соединяет собой многие народы. Благословенна Волга, в её воды с молитвой входил Духовный Учитель Шри Пракаш Джи. Молитва Его наполнила Светом духовного единства древнюю Матерь России, живительные одухотворённые воды которой помогут духовному воссоединению народов.
Любовь Учителя к России рождает в сердце радость за Россию, за её народ, за её трудную, но прекрасную судьбу. Благословенны Земля русская и русский народ. Ему выпало счастье быть рядом с Великой Душой – Учителем в России в удивительное время свершения великих событий, время Прихода Учителя, время открытости Его для всех.
Глазами сердца видим.
Агни Йога. Сердце, п.559
Вновь проходят Владыки
По местам, где бывали когда-то,
Где магнит был заложен,
Где вызрела карма Земли,
И встречают Владыки
Им знакомые давние лики,
Только в лицах Владык
Нераскрытым останется Лик.
И пройдя сквозь толпу,
Где Их прежний Приход величают
И молитвы возносят
Пред Ликами Их в алтарях,
Остаются Владыки
Одинокими - Их не встречают -
На ветру отчужденья,
Как главы на русских церквах.
Их узнает лишь тот,
Кто не раз сослужил Им на Благо,
В сердце чувства о Них
И поныне с любовью хранит.
И при встрече суждённой
Только встретятся взгляды -
Сердце так же, как встарь,
Безошибочно вновь отстучит.
Сколько нужно стерпеть,
Чтобы сердце людей пробудилось?
Сколько жертв принести,
Чтобы чуяли сердцем Отца?
Вновь приходят Владыки,
Нам являя Великую Милость,
Чтобы Дух пробудить
И наполнить любовью сердца.
Сколько было мыслей о России, её прошлой судьбе, её будущем… Сколько было ожиданий, сколько надежд... Невыразимо тяжкой была судьба России, но и подвижнической. Подвиг - слово русское, потому что подвигом жил русский народ всегда.
Пройдя сквозь войны, революции, сквозь зимнюю стужу и жар лета, сквозь голод, смуту и неверие, народ русский всегда верил, что будет Свет над Россией. Именно Духовная Сила и Свет всегда защищали Россию в самые страшные времена всех нашествий, бунтов и разрух... И всегда была вера, что есть Защитник у России. Это Он несёт Свет и Любовь! Это Он приходил и приходит в самые трудные, переломные моменты судьбы страны, неся в своём сердце Любовь и Свет Истинного Знания. Всегда, когда России было трудно, Он был здесь. И ждали Его упорно и терпеливо, годами и столетиями, и Он приходил и строил Россию - и в духе, и руками. Никто не может даже представить себе, как Ему было трудно, как тяжко и больно было видеть своих детей, проходивших столь суровые испытания. Но и как радовался Он, когда видел, что выстояла Русь, превозмогла Россия!
И вот Он снова Пришёл. Пришёл как воплощение Любви и Света! Великий Учитель всегда приносил Свет истинного духовного Знания, Знания йоги. Это - Свет очищения древнего изначального Знания от всех заблуждений и искажений. Свет Нового Учения, соответствующего новому времени, новым обстоятельствам. Всё наполнено Светом вокруг Него. Светом наполняется сердце каждого сидящего у Его ног. Свет и Знание несут Его слова. Светом наполнены Его дела. Свет есть Божественная Любовь, и что бы ни делал Учитель, Его Любовь наполняет всё и всех вокруг Него и рождает ответное чувство Любви.
Мысленно оглядывая последнее десятилетие ХХ века и первые годы третьего тысячелетия, понимаешь, что главным, кульминирующим событием этого периода является Приход в Россию и открытие миру Учителя Шри Пракаша Джи. В этом редчайшем событии заключено завершение всего предыдущего многовекового периода истории и заложен потенциал всего будущего России и мира.
Шри Пракаш Джи, пусть свершится Воля Твоя во всём, ибо в Твоих Руках находятся нити нашей судьбы, судьбы России и всего мира!
Ты снова здесь - Дни Радости надземной!
Что может быть прекрасней, чем ступать
В годину испытаний по Земле с Тобою вместе -
Земле, ликующе хранящей прикосновенье стоп твоих,
И слушать, и внимать Твоим речам, и встречи эти
"Часами счастья" названы достойно - Ты Пришёл!
Россия, Русь, ты дождалась Владыку, внемли
Его Учению, узнай Его, в Нём тот же Дух Огня,
Что в древности будил людей к прозренью,
А в девятнадцатом пелингов призывал
К познанью тайн и Космоса, и Духа.
Двадцатый кончился, ты приняла в нём Зов.
И ныне на зов Любви Возлюбленный пришёл.
Нет ничего в Мирах, что должен Он свершить,
Но Он пришёл и действовать, и править,
Чтобы спасти корабль России в смене юг.
Ты властью обладаешь небывалой,
Такую власть лишь жертва может дать.
Нет ничего, что смело бы сравниться
Здесь на Земле с той Жертвою Великой,
Которой Ты избавил навсегда
Планету от хозяина-тирана.
Никто не в силах здесь противостать Тебе.
Ты выведешь людей из тьмы страданий,
И Свет Любви наполнит их сердца.
Едино стадо будет, Пастырь в нём - Единый,
И будет в славословье без конца
Твориться в Радости Твоё Святое Имя,
Как Имя нашего Единого Отца!
2003.
Свидетельство о публикации №220032000745